Сих пор спорят то с. Самые странные исторические тайны

27.02.2015

КАК БАШКИРСКИЙ БЕСПРИЗОРНИК ШАКИРЬЯН МУХАМЕДЬЯНОВ СТАЛ ГЕРОЕМ АЛЕКСАНДРОМ МАТРОСОВЫМ

27 февраля 1943 совершил свой подвиг Александр Матросов. Долгие годы официальные идеологи замалчивали настоящее имя и происхождение героя. Чем они их так не устраивали, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Идеология любой империи всегда нуждалась в мифах, для которых подлинность фамилий или точность дат - дело десятое. Имя одного из таких героев - Александр Матросов, автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина. Каноническая легенда на этот счет гласит: 23 февраля 1943 года под-

Разделение, где служил боец, получило задачу атаковать опорный пункт противника в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области.

Путь ему преградили три вражеских дзота. Первый подавила штурмовая группа автоматчиков. Второй дзот был уничтожен бронебойщиками. Но пулемет из третьего продолжал обстреливать лощину, и атака захлебнулась. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Обстрел прекратился. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов бросился к амбразуре, закрыв ее своим телом.

Ну а дальше реальная история начала обрастать удивительными и не совсем достоверными подробностями. Начнем с того, что путаница произошла с датой подвига. В некоторых официальных изданиях говорится, что Матросов (будем пока называть его так. - Прим. ред.) погиб 23 февраля. Однако в краеведческом музее уточняют: реальная дата подвига - 27 февраля. Откуда взялась разница в четыре дня?

Оказывается, к части был прикомандирован корреспондент одной из дивизионных газет (первой о подвиге А. Матросова рассказала газета Калининского фронта «За Родину!», автором публикации был И. Шкадаревич. - Прим. ред.). Подробно описав случившееся, он перепутал (?) дату события. Сразу стал очевиден новый смысл происшедшего: подвиг, цена которому жизнь, оказывается, был посвящен 25-й годовщине со дня рождения Красной Армии. Такое вот жертвоприношение…

Дальше - больше. Начал гулять слух, что Матросов до армии был отпетым уголовником. Когда Сталину доложили о поступке рядового, великий вождь, попыхивая трубкой, глубокомысленно заметил: такой человек не мог не быть комсомольцем. И более того, якобы главнокомандующий поперек газетного листа, где был опубликован рассказ о подвиге, написал следующее: «Пример, достойный подражания!»

В тот же день в ЦК ВЛКСМ на имя Матросова задним числом выписали комсомольский билет. Откуда появилась эта история - тоже непонятно. Может быть, потому, что в Центральном музее Советской армии на самом деле хранились два комсомольских билета, в которых была указана одна и та же фамилия - Матросов. Отличались они тем, что в одном было написано «лег на боевую точку противника», а во втором - «лег на огневую точку противника». Какой из этих документов можно считать подлинным? Выяснить это в музее, увы, не представляется возможным - опасаясь за сохранность экспонатов, здесь неизменно пользуются копиями.

Между тем народное заблуждение в том, что Матросов не был комсомольцем, осталось. На самом деле в Коммунистический союз молодежи Александр вступил, еще будучи курсантом Краснохолмского пехотного училища (Оренбургская область), куда был направлен, когда его призвали на военную службу - уголовника не послали бы учиться. Удалось отыскать воспоминания Аркадия Григорьянца, помощника начальника политчасти учебного заведения, который уверял, что «именно из его рук Александр Матросов получил комсомольский билет, страницы которого потом войдут в историю написанными на них словами - «лег на огневую точку противника». Он же уточнял, что легендарную надпись сделала Людмила Викторовна Попова, которая в годы войны служила инструктором политотдела бригады.

Все эти нестыковки и откровенные недоразумения и послужили поводом для самых различных версий о происхождении и судьбе героя. Среди них есть рабоче-крестьянская, романтическая, патриотическая и т.д. Какая же из них наиболее правдоподобная? Об этом чуть позже, но единственное, на чем, кажется, сходились все составители официальных биографий - это то, что Матросов был русским. Но так ли это?

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?

Было принято считать, что Александр Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске. Отец - рабочий, был убит кулаками. Как следствие ребенок остался без надзора, а потом оказался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Следующей «остановкой» стала Уфимская детская колония. Между тем не удалось найти ни одного документа, подтверждающего именно это место рождения будущего героя. Есть и другое толкование: его отец был зажиточным крестьянином, которого после раскулачивания отправили в Казахстан, где он и пропал.

Сын сбежал, беспризорничал. Во время своих скитаний оказался в Уфе. В колонии он быстро стал примером для остальных воспитанников: отличным производственником, спортсменом, политинформатором, самодеятельным поэтом и даже знатоком классики. Дескать, заслушивался музыкой из балета «Лебединое озеро», восхищался арией Германа из «Пиковой дамы» и т.д.

Но… оставим в стороне эти байки, потому что самой убедительной, скорее всего, можно считать «национальную версию», которую высказал, а потом и сумел доказать башкирский журналист Рауф Насыров. Во время одной из командировок он случайно услышал от Даута Хидиятова, председателя Кунакбаевского сельсовета, историю о том, что настоящее имя Матросова - Шакирьян, что он был башкиром по национальности, а родом из села Кунакбаево.

Как напишет позднее Рауф Хаевич в своей книге (сегодня это раритетное издание, найти которое оказалось довольно сложно. - Прим. ред.), этот рассказ и стал отправной точкой для долгого и кропотливого журналистского расследования. Найти какие-либо серьезные документы, касающиеся происхождения героя, ему, к сожалению, не удалось. Однако этот недостаток он с лихвой восполнил многочисленными воспоминаниями земляков Матросова.

В ходе встреч удалось, в частности, установить, что парень родился в 1923 году, а его отцом был Юнус-агай - человек, как описывают его современники, с большим если не чувством юмора, то воображением - точно. В частности, один из односельчан, с улыбкой рассказывал, что Юнус-агай был мастер придумывать разные небылицы. Например, байку о том, как спасал Ленина в пустыне. Будто бы за это вождь одарил его богатством, которое Юнус зарыл в огороде, но потом забыл где. Другой его рассказ касался того, как он летел с Лениным и Сталиным на самолете, а керосин кончился. Приземлились, и пошел тогда Юнус на охоту, набил зверя, устроил ужин, а вдобавок еще и притащил бочонок с горючим.

«Вот так я спас вождей!» - хвалился агай, а дети верили. Шакирьян пошел в отца: был таким же выдумщиком и фантазером. Кто-то даже припомнил слова матери, которая повторяла, что ее сын «вырастет либо молодцом, либо, напротив, вором…».

Удалось также выяснить, что отец Матросова был женат несколько раз. Со своей первой супругой (ее звали Муслима) он даже побывал в Сибири, где их якобы избили кулаки, отчего он всю оставшуюся жизнь хромал. По другой версии, его травмированная нога - результат ранения на Гражданской войне. Ко всему прочему с годами Юнус начал плохо видеть. Его жена часто болела, а вскоре умерла. От нее в наследство остался сын Шакирьян. После этого Юнус еще два раза женился. В последний раз это произошло в 1929 году. В 1932 году мальчик пошел в школу, а вскоре мачеха решила избавиться от пасынка - семья тогда по-настоящему голодала. Она-то и отвезла мальчика в детский дом, где просто оставила в коридоре. О каком приюте идет речь - теперь сказать сложно. Говорили, правда, что паренек сам ушел из дома.

В дальнейшем его следы обнаружились в Ивановском (!) детском доме Ульяновского района - в ходе расследования удалось даже найти фотографа, который вспомнил, как однажды, заехав туда, запечатлел мальчика с голубем. Этот снимок потом был опубликован в районной газете, и многие из жителей Кунакбаево узнали на нем Шакирьяна. Нашлись свидетели, которые встречали Матросова в трудовой колонии, которая располагалась в Старой Уфе. Здесь он уже был помощником воспитателя, командиром группы.

Тут же надо заметить, что краски, которыми живописали пребывание Матросова в спецучреждении, оказались отнюдь не розовыми. С другой стороны, жизнь в колонии была не сахар и весьма далека от той, которую рисуют на экранах идеологически выдержанных кинофильмов советских времен. Приходилось отстаивать не только собственное достоинство, но и жизнь. По словам бывшего колониста Петра Халтурина, которого зачислили в команду Матросова, от будущего героя ему тоже доставалось. И вот характерный диалог, который приводится в книге:

«- И Саша дрался?

Конечно, куда деваться… Бандит был по кличке Белый, который, говорили, сбежал из Бирска, чтобы наказать Сашку, да не сумел…»

Попутно прояснилось и происхождение фамилии Шакирьяна - «он все время ходил в тельняшке». По словам другого источника, многие из колонистов в те времена записывались под чужими фамилиями, не говоря уже об именах. Скорее всего, в русскоязычной среде имя Шакирьян легко трансформировалось в Шурку, а дальше уже - Сашка или Александр.

«СОВСЕМ УРУС СТАЛ»

Вспомнили люди, как он, уже колонистом, приезжал в деревню. При этом подросток уже хорошо разговаривал по-русски - «совсем урус стал», но не забывал и родной язык. Однако неизменно просил называть его Матросовым. Кто-то из селян даже приводил такую подробность: на теле юноши была татуировка в виде тельняшки. В последний раз Шакирьян побывал в родном селе накануне войны, в июне 1941 года. Был одет по-городскому: в тельняшке, поверх нее рубашка с закатанными рукавами, в черных брюках, ботинках.

Когда пришел на речку, где купались дети, то его встретили радостными криками: «О, Шакирьян вернулся!»

На что он спокойно сказал: «Ребята, ваш агай теперь не Шакирьян, а Саша. Так и зовите…»

«- Каким ветром тебя занесло?

Эх, ребята, где я только не бывал. А сейчас прибыл с Украины.

Ты же вроде в детском доме жил?

По этим словам можно было недвусмысленно понять: Шакирьян не понаслышке был знаком с бытом беспризорника. Этот факт обыграли в начале 60-х годов XX века в своих книгах П. Журба (повесть «Александр Матросов») и А. Бикчентаев («Орел умирает на лету»), за что бдительная общественность нещадно высекла писателей на страницах газет. По мнению этой самой «общественности», подлинный герой должен иметь безукоризненную анкету, «наслаждаясь арией из «Лебединого озера».

И все-таки, несмотря на то что Насыров начал свои поиски в конце 80-х годов прошлого века, для русскоязычного читателя его публикации оставались по большей части неизвестными. Причина, полагаю, кроется в том, что многочисленные статьи и расследования публиковались в газете на… башкирском языке. Отсюда и главное - недоверие к «национальной версии» о происхождении батыра Шакирьяна. Более того, по словам людей, знавших Насырова и знавших о его поисках, «старшие товарищи» не раз призывали его одуматься и не ворошить прошлое.

Дескать, есть канонический образ «светловолосого, голубоглазого русского парня» с родины известного Генерального секретаря, поэтому не надо разрушать, а тем более бросать националистический отблеск на биографию героя. Неудачей окончилась и попытка Насырова найти понимание в Москве. При этом авторитетные эксперты (в том числе и старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР Н. Борисов) единодушно соглашались, что «вся биография Матросова - выдумка».

Как писал потом Борисов, «дата подвига была умышленно приурочена к 25-летию Красной Армии в целях пропаганды. На самом деле в политдонесениях, в списке безвозвратных потерь и других документах подвиг датируется 27 февраля 1943 года, а в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А. Матросов прибыл 25 (!) февраля». Но откуда тогда взялся «светловолосый, голубоглазый, русский парень»?

И этому есть объяснение: дело в том, что при множестве фотографий - самое малое четырех-пяти, найденных в различных детдомах, тиражировался только один тщательно отретушированный снимок, где были подведены глаза, губы. Понятно, что «корректировка» ни сколько не умаляет значения поступка солдата, прикрывшего своим сердцем Отечество. Но в данном случае речь идет не о стремлении принизить подвиг, а о желании вернуть народу подлинное имя героя, чтобы, кроме имени Салавата Юлаева, вспоминали в Башкортостане еще и своего Шакирьяна.

Вдогонку следует сказать, что в сентябре 1942 года колонист Мухамедьянов (к тому времени уже А. Матросов) был призван в армию и направлен в Краснохолмское пехотное училище. Службу проходил в 5-й стрелковой роте второго батальона. Курс военных наук был рассчитан на полгода, и уже в марте молодые лейтенанты должны был отправиться в войска, но этого не случилось. В январе 1943 года было официально объявлено, что училище закрывается, а половина его личного состава рядовыми будет отправлена эшелоном на Калининский фронт. Матросов с товарищами попал в 91-ю Тихоокеанскую (!) комсомольскую добровольческую бригаду имени Сталина. Сначала Александр был направлен в комендантский взвод, а потом продолжил службу в строевом подразделении. В ходе поисков удалось даже найти свидетеля последнего боя Матросова.

«Мы, разведчики, возвращались с боевого задания. Когда подошли к переднему краю - «языка» мы брали в деревне Чернушки, - слышим крик наших солдат «ура!» - вспоминает Пётр Александрович Огурцов (1920 г.р., г. Балаково Саратовской области). - Немцы продолжали вести огонь, не давали двигаться вперед. Я решил узнать, в чем дело, и наши разведчики приготовились к бою.

Ребята, немецкий пулемет не дает поднять головы?

Сашка говорит:

Прикрой меня. Я подползу ближе и брошу гранату.

Я говорю:

Сашка, он ведь скосит.

… Мы подползли ближе. Другой немецкий пулемет бьет, рвутся снаряды. И тут меня ранило - от Сашки метров за десять. Саша бросился на амбразуру. Пулемет замолчал. Ну, ребята поднялись в рост - и вперед. Меня оттащили, перевязали и утром отправили в госпиталь в Москву». (Рауф Насыров, «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994). - Прим. ред.)

Таково подлинное описание боя, которого нет (!) ни в одной официальной книге. И еще одну важную деталь называет Насыров: в воспоминаниях ветерана есть упоминание о том, что «по ходатайству комсомольцев и командования было написано письмо на имя Сталина о присвоении Матросову звания Героя Советского Союза».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

После всего случившегося выражение «подвиг Матросова» стало поистине крылатым, хотя справедливости ради следует отметить, что Шакирьян не был первым, кто ценой жизни заставил замолчать вражеский пулемет. Согласно архивным документам, в этом скорбном списке под номером один стоит имя Александра Панкратова, политрука танковой роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии. А за всю историю войны подобный подвиг совершили свыше 300 человек. Были вообще уникальные случаи, когда люди оставались живыми, но это уже мало кого интересовало. Для тогдашней идеологической машины гораздо важнее был герой погибший, нежели живой.

Короче, вся официальная слава досталось Матросову. К слову, через год такой же подвиг на территории Великолукского района, совершил рядовой, татарин Газинур Гафиатулин - его фотографию и сегодня можно увидеть в городском краеведческом музее. И еще одно имя - на этот раз Ильи Коровина, который тоже повторил подвиг Матросова. Это произошло 8 марта 1944 года, во время прорыва оборонительной линии «Пантера». За свой подвиг сержант был удостоен (посмертно) звания Героя Советского Союза, и его останки сейчас покоятся в братском захоронении в деревне Жидилов Бор, что почти на самом берегу Псковско-Чудского озера.

Впрочем, это уже история и, увы, наша короткая историческая память. Именно во время поездки в Великие Луки автор этих строк с удивлением узнал, что в этом городе на мемориальном воинском кладбище захоронен и Матвей Кузьмич Кузьмин - самый старший по возрасту Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 84 (!) года. Как гласит короткая биографическая справка, родился Матвей Кузьмич 3 августа 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области, в семье крепостного крестьянина.

Так и оставшись крестьянином-единоличником, что удивительно, до войны он жил охотой и рыбалкой, а прославился тем, что 14 февраля 1942 года повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя отряд гитлеровцев под пулеметный огонь наших войск. Очерк о случившемся принадлежит перу известного писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Правда, злые (очень злые!) языки утверждают, что все было не так, однако в самом музее решительно отвергают подобные домыслы и придерживаются канонической версии.

Тем не менее Музей боевой комсомольской славы имени А. Матросова, который находился на балансе ЦК ВЛКСМ, был посвящен именно Матросову. Сооруженный рядом со старинной крепостью, в самом центре Великих Лук, этот бетонный куб, чем-то напоминавший мавзолей, вполне справлялся с задачами того времени: вдохновлять и направлять. Здесь принимали в пионеры, комсомольцы, напутствовали на дальнейшие трудовые подвиги стройотряды. Но пришли иные времена, и с 1992 года главный Музей боевой комсомольской славы перестал существовать, благополучно… влившись в муниципальную структуру.

Сейчас это городское учреждение культуры насчитывает в фондах хранения более 30 тысяч единиц артефактов. Как и прежде, сюда приходят ветераны, что вполне объяснимо: на войну пришлась их молодость. Как ее не вспомнить? По своему статусу музей также является центром патриотического воспитания молодежи, поэтому в канун дня рождения Матросова сюда приходят те, кому еще нет 18. Во всяком случае, им теперь доподлинно будет известно, почему в центре города, над самой Ловатью, высится монумент рядовому по фамилии Матросов, которого в родной Башкирии звали просто - Шакирьян.

МНЕНИЕ

Юрий Алексеев, директор фонда «Достоверная история»:

«Подобных секретов, увы, в нашей истории остается немало. Не многие, например, знают подлинные имена тех, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Среди них был, в частности, и уроженец Псковской области. Специалистами Института военной истории Министерства обороны РФ документально подтверждено, что первыми Знамя Победы над Рейхстагом установили бойцы группы капитана Макова.

Это случилось 30 апреля 1945 года. В ее состав входил и наш земляк - Михаил Минин. За этот подвиг и другие военные заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист был датирован 7 мая 1945 года, однако командование ограничилось орденом Боевого Красного Знамени (18.05.1945). Уроженец Палкинского района, он ушел на фронт в июле 1941 года. Прошел путь от Ленинграда до Берлина.

На стенах Рейхстага до сих пор сохранилась запись об этом историческом событии:

«Штурмгруппа капитана Макова В. Н., 30 апреля 1945 года». В списке бойцов было пять фамилий: Маков, Загитов, Лисименко, Бобров и Минин. В 2005 году решением Псковской городской думы ему было присвоено звание «Почетный гражданин Пскова». Однако для большинства в памяти остаются две фамилии «идеологически правильных» знаменосцев: Егоров и Кантария. Не хочу как-то умалить или принизить их заслуги, но в данном случае речь идет об исторической справедливости, которая очень часто становится жертвой сомнительных политических игр».

Ученые до сих пор спорят о влиянии digital-технологий на память человека. С одной стороны, люди оцифровывают большую часть жизни - пишут посты и выкладывают фотографии - и должны лучше все запоминать. С другой стороны, когда любой факт можно найти за пару кликов, . T&P не самые известные и очевидные теории. В новом выпуске культуролог Оксана Мороз рассказала о социокультурном направлении, которое изучает, как меняется культура памяти в цифровую эпоху.

Название: Digital Memory Studies

Направление: междисциплинарное поле, в котором работают социологи, культурологи, медиаисследователи и другие представители современного социогуманитарного знания

Кто разрабатывает: Йозе ван Дейк, Эндрю Хоскинс, Анна Ридинг, Джоан Гарден-Хансен

Где и когда: 2000-е годы, Великобритания и Нидерланды

Оксана Мороз

кандидат культурологии, доцент и руководитель магистерской программы «Медиаменеджмент» в МВШСЭН, доцент Института общественных наук РАНХиГС, академический директор Научного бюро цифровых гуманитарных исследований CultLook

Digital Memory Studies - молодое направление социогуманитарного знания, которое ставит вопросы о том, как привычный для человека мир памяти трансформируется в условиях развития новой цифровой среды обитания. Меняются ли техники запоминания в связи с появлением мобильных устройств, которые позволяют быстро фиксировать действительность? Помним ли мы больше и лучше потому, что наши задокументированные воспоминания всегда с нами - например, в формате альбомов с цифровыми фотографиями в мобильных телефонах? Вроде бы ответ очевиден: количество пользователей мобильных устройств в мире растет , и число обладателей телефонов с выходом в интернет также увеличивается. «Население» трех самых крупных социальных сетей (Facebook, Twitter, Instagram) уже превышает количество жителей Китая. Сейчас человечество формирует огромное количество свидетельств о происходящем, и этот фонд пополняется точками зрения самых разных людей, а не только условных «элит».

Но что если мы, наоборот, забываем помнить, так как слишком доверяем устройствам и софту (например, накопителям данных, облачным хранилищам и фото-/видеосервисам) в вопросах формирования воспоминаний? Не оказывается ли в таком случае наш горизонт памяти ограничен историей собственного инстаграма, фейсбука, блога? Не теряем ли мы какое-то измерение памяти, когда оцифровываем все наши воспоминания или изначально создаем их в цифровом формате ? Более того, до сих пор не разрешена проблема цифрового неравенства - ситуации, при которой часть граждан лишена доступа в интернет или не владеет высоким уровнем цифровой грамотности .

Важным направлением исследований в Digital Memory Studies становится изучение влияния информационного шума на формирование индивидуальных и коллективных мемориальных архивов. Ученые ищут ответы на ряд вопросов: например, корректно ли сейчас говорить о памяти как сложном и часто болезненном процессе , если стремление к обеспечению комфорта пользователя стало ключевым принципом разработчиков цифровой среды?

Многие исследования основаны на гипотезе, которую ученым еще предстоит доказать: результаты цифровой научно-технической революции создали новое инвайронментальное измерение жизни человека. В пользу этой точки зрения говорит то, что уже сегодня множество вполне традиционных антропологических, социальных практик опосредовано опытом работы с устройствами и ПО. Все более частотное внедрение в жизнь 3D-печати, имплантируемых устройств, «носимого» интернета влияет на нашу повседневность. Может показаться, что перечисленные технологии представляют интерес только для гиков, но почти все знакомы с сервисами онлайн-коммуникации (блогами, соцсетями, почтовыми агентами), и это доказывает, что пользовательские навыки взаимодействия определяют качество жизни многих.

Как это работает?

«Право на забвение»

Одним из интересных для Digital Memory Studies казусов может выступать «право на забвение». Известный судебный эпизод с делом Марио Костехи Гонсалеса вызвал общественный резонанс и стал очередным этапом борьбы пользователей с корпорациями за собственные персональные данные. Теперь, согласно законам многих государств, человек может потребовать удаления из поисковой выдачи недостоверных, неактуальных и нарушающих местное законодательство данных, а также информации, способной нанести вред чести или репутации. Изучение этого судебного эпизода, предшествовавших и последовавших дискуссий позволяет создать рекомендации для пользователей, следование которым наращивает потенциал безопасного пребывания в сети. Таким образом, Digital Memory Studies анализирует своеобразные хабы цифровой среды - точки, где пересекаются нормы существования технологий и человека.

Цифровая загробная жизнь (digital afterlife)

Сегодня человек при жизни оставляет массу цифровых следов (например, в виде записей в блогах) и формирует цифровую собственность (интернет-аккаунты, связанные с ними договора, обязательства в сервисах электронных платежей), которую - как и любую другую - придется кому-то наследовать. Крупные корпорации вроде Apple и Microsoft разработали способы управления данными умерших. Но до недавнего времени для управления этим наследством пользователю при жизни приходилось совершать ряд манипуляций в каждом сервисе (например, в фейсбуке это назначение «наследника»). В противном случае после смерти доверенным лицам приходилось предоставлять корпорации свидетельство о смерти для урегулирования возникающих правовых и экономических последствий.

Сейчас веб-разработчики сделали процесс управления цифровым посмертным существованием более удобным: пользователи могут скачать приложения , которые позволяют настроить нормы наследования любых данных. Но, помимо управления наследством, пользователи могут организовать существование собственного цифрового присутствия после физического исчезновения с помощью формирования прижизненного архива воспоминаний для близких. Получается, что человек может придумать ту идентичность, воспоминания о которой он хочет оставить своим потомкам и близким. Хотя и кажется, что польза от подобных приложений существенна (они помогают упаковать воспоминания во friendly форматы), оборотная сторона машинно-человеческого взаимодействия очевидна. Нам предлагают программировать чужие крупицы памяти о себе, исходя из современных представлений о пользовательском опыте и не оставляя места для фиксации «других» воспоминаний.

Ученые до сих пор спорят о том, как давно на Земле появился человек разумный (Homo sapiens). Точно известно следующее: около 40 тысяч лет назад наши далекие предки уже жили на всех континентах. При огромной культурной разнице, в физиологическом и анатомическом смысле они были очень похожи на современных людей. Ученые полагают, что и сегодня Homo sapiens продолжает эволюционировать. При этом его организм оказывают влияние не только природные факторы (особенно те из них, которые вызывают генетические мутации), но и социокультурные параметры.

Поговорим о том, какие изменения человека в грядущие тысячелетия исследователи считают наиболее вероятными.

Источник: depositphotos.com

Увеличение роста

По данным антропологов, рост первобытного человека не превышал 160 см. Сейчас такие люди считаются низкорослыми. Средний рост россиянина в наши дни составляет 175-178 см, и даже среди представительниц прекрасного пола рост выше 170 см встречается довольно часто. Впрочем, данный параметр сильно зависит и от этнических особенностей, и от индивидуальной наследственности. Кроме того, ученые заметили, что в развитых странах, где высококалорийная пища доступна для всех, средний рост представителей каждого следующего поколения увеличивается, в то время как в регионах, где до сих пор наблюдается недостаток продуктов питания, этого не происходит. Учитывая, что международное сообщество прилагает серьезные усилия для борьбы с голодом, можно предположить, что человек и в будущем будет понемногу подрастать.

Потемнение волос и глаз

Научно-технический прогресс сделал человека мобильным. Сейчас люди свободно перемещаются по миру, меняют места жительства и ассимилируются. Так происходят перенос и вливание нового генетического материала в этнические группы, до недавнего времени жившие обособленно и сохранившие специфическую внешность. В тех случаях, когда специфика обусловлена рецессивными генами, она исчезает. Уже сегодня наблюдается уменьшение количества людей со светлыми волосами и глазами. Ученые считают, что этот процесс будет продолжаться, и в будущем голубоглазые блондины станут настоящей редкостью.

Увеличение числа полных людей

Причиной роста числа людей, имеющих избыточный вес, является не столько доступность высококалорийных продуктов, сколько сдвиг пищевых пристрастий многих жителей развитых стран в сторону фастфуда. Такая еда удобна, ее не нужно готовить. Помимо того, производители вводят в ее состав добавки, вызывающие привыкание и отказ от обычной домашней пищи. Печальные результаты повального увлечения фастфудом стали заметны давно. По статистике, за последние 20 лет количество европейцев, страдающих ожирением, увеличилось вдвое. К сожалению, без осознанного перехода на здоровое питание этот процесс будет продолжаться.

Изменения зубов и челюстных костей

Основным фактором перемен во внешности выступает изменение рациона человека. Доля продуктов, употребляемых в необработанном виде, неуклонно уменьшается. Производители пищи, стараясь сделать ее как можно более привлекательной, часто идут по пути устранения твердых компонентов. Потребление еды, практически не нуждающейся в измельчении, приводит к тому, что жевательный аппарат человека не испытывает запрограммированных природой нагрузок и постепенно становится ненужным. На практике это приводит к ослаблению челюстных костей, жевательных мышц и зубных тканей. Многие люди уже сегодня рождаются без зубов мудрости. По мнению ученых, есть вероятность, что зубы человека с течением времени будут мельчать, а ослабление челюстного аппарата приведет к изменению черепа, что сильно скажется на внешности наших далеких потомков.

Сокращение объема мышц

Повседневные дела современного человека, как правило, не требуют значительных мышечных усилий, а заниматься спортом стремятся далеко не все. Таким образом, крепость мышц и скелетных костей становится излишним с точки зрения эволюции признаком. Существуют гипотезы, представляющие человека будущего в виде физически слабого существа с огромным мозгом, но не способного даже самостоятельно передвигаться. Скорее всего, это преувеличение, но то, что мы физически гораздо слабее первобытных предков, можно считать установленным фактом.

Ослабление иммунной системы

Прогресс медицины помог человечеству избавиться от многих смертельно опасных недугов и поспособствовал увеличению продолжительности жизни. К сожалению, многие научные открытия имели и отрицательные последствия. В частности, широкое использование антибиотиков стало причиной ослабления естественного иммунитета человека. Наша иммунная система уже привыкла к тому, что ее функции берут на себя лекарственные препараты, средства бытовой химии и парфюмерно-косметические товары. Ряд ученых считает, что и в дальнейшем защитные силы человека будут слабеть, делая его все более зависимым от достижений цивилизации.

Стирание гендерных различий

Некоторые исследователи говорят о развитии в будущем постгендерного общества. Так они называют общность людей, гендерные различия между которыми в значительной степени стерты. Отдельные элементы подобных перемен можно наблюдать уже сегодня. Многие жители развитых стран проявляют несвойственные своему полу черты и привычки (появляются слишком женственные мужчины и излишне мужественные женщины). Растет количество однополых семей, а также число людей, стремящихся воспользоваться репродуктивными технологиями, не требующими участия постоянного партнера противоположного пола. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что со временем естественное воспроизводство совсем исчезнет, но и тенденции стирания гендерных различий не стоит совсем сбрасывать со счетов.

Рост числа людей, страдающих депрессией

По статистике, около трети американцев сегодня страдают от депрессии. Современный человек практически ежедневно попадает в стрессовые ситуации, влекущие ухудшение его физического и психического здоровья. Ученые полагают, что со временем ситуация будет усугубляться, и считают склонность к депрессии одним из факторов, способных привести человечество на грань вымирания.

Прогнозы исследователей выглядят неутешительно. Получается, что наши потомки обречены быть слабыми, болезненными, депрессивными и чрезмерно зависимыми от достижений цивилизации. В некотором смысле это правда, но каждый из нас все же может повлиять на ситуацию. Необходимо изменить собственное существование: отдать предпочтение здоровому питанию, заняться спортом, отказаться от неоправданного употребления лекарств, выработать позитивный взгляд на мир. Только так мы подадим своим детям благой пример, который поможет им жить правильно, интересно и эффективно. В конечном счете это способно положительно отразиться на здоровье и внешности следующих поколений.

Видео с YouTube по теме статьи:

Начиная от значений наскальных рисунков до последних моментов жизни мумифицированного человека, археология предоставляет обширное количество тем для споров, с помощью которых пытливые умы пытаются раскрыть правду. Расскажу вам о некоторых наиболее известных археологических загадках, которые до сих пор вызывают активные споры среди ученых.

Череп номер 5
Является одним из пяти черепов, обнаруженных в городе Дманиси, Грузия. Необычные размеры черепа являются предметом постоянных дискуссий в археологических сообществах. В основном ученые спорят насчет того, был ли Дманисийский гоминоид ранней формой Человека прямоходящего (Homo erectus) или нет.

Испанский холм


Загадочный испанский холм (Spanish Hill) расположен в штате Пенсильвания. Исследователи никак не могут прийти к единому мнению относительно происхождения структуры и насыпей, найденных на холме. Одни считают, что они созданы первыми фермерами, другие – что это остатки поселений древних индейцев, третьи – что на этом месте происходили ожесточённые сражения.

33-метровый храм в городе Тикаль


Дебаты вокруг этого храма майя касались не его происхождения или цели создания, а того факта, что археологи решили демонтировать структуру для того, чтобы посмотреть, как выглядел начальный этап его строительства.

Грольерский кодекс


Эта доколумбовая книга майя впервые появилась в частной коллекции одного из коллекционеров Нью-Йорка в 20-м веке. Однако с тех пор ее подлинность была не раз оспорена археологами.

Карта Пири-реиса


Карта была составлена турецким адмиралом Пири-реисом, и якобы является копией одной из множества карт Христофора Колумба. Длительное время в Турции её считали предметом национальной гордости. Тем не менее, у экспертов вызвала сомнение её предполагаемая точность, особенно по отношению к Новому свету и побережьям Антарктики.

Багдадская батарея


Это название ряда артефактов, обнаруженных в 1930 году в Ираке. Сосуды пострадали от коррозии, а потому археологи предположили, что они, вероятно, использовались для хранения уксуса или вина. Однако позже возникла гипотеза о том, что эти сосуды могли использоваться в качестве гальванических элементов, чтобы покрывать золото серебром. Хотя «Разрушители легенд» доказали, что это, по крайней мере, теоретически возможно, полемика относительно их предназначения продолжается до сих пор.

Эци


Мумия Эци была найдена высоко в Альпах на границе Австрии и Италии. Ледяная мумия человека, также известная под названием Тирольский ледяной человек, является старейшей естественно сохранившейся мумией в Европе. Существует много споров и гипотез касаемо того, как умер Эци. Самые популярные теории включают в себя всевозможные способы, начиная от участия в поисковой группе и заканчивая ритуальным жертвоприношением.

Цилиндр Кира


Древний цилиндр, содержащий аккадскую клинопись, был обнаружен в 1879 году на территории современного Ирака. Эта рукопись была написана во имя царя Ахеменидов, Кира Великого. До сегодняшнего дня среди ученых не утихают споры касаемо ее исторической значимости. Некоторые эксперты рассматривают ее как подтверждение репатриации евреев, в то время как другие видят в ней самую старую известную хартию прав человека.

Стоянка первобытного человека Калико


Тысячи каменных изделий, напоминающих собой доисторические инструменты, были найдены при археологических раскопках в южной Калифорнии, ведущихся на территории, известной как стоянка первобытного человека Калико. Тем не менее, среди ученых до сих продолжаются споры касаемо того, являются ли эти «инструменты» артефактами (сделанными людьми) или археологическим памятником (образованными природой).

Монте-Верде, Чили


Открытие археологического памятника Монте-Верде в Чили заставило многочисленных археологов поверить в то, что люди поселились в Америке значительно раньше, чем предполагалось прежде (возраст памятника определён в 14,5 тысяч лет).

Сандийская пещера


Возможно, одной из самых спорных археологических находок в истории можно назвать пещеру, расположенную в Нью-Мексико, которая была раскопана Франком Хиббеном в 1930-1940-х годах. Многие из методов его работы и сделанных им выводов являются источником больших разногласий в археологических кругах даже сегодня. Особенно спорным является предположение, что человек заселил Северную Америку гораздо раньше, чем считалось ранее (в который раз).

Пилтдаунский человек


Пилтдаунский человек, возможно, был одним из самых известных антропологических мистификации когда-либо совершенных людьми. Ведь, в сущности, после того, как костные фрагменты, обнаруженные в Англии, представили в качестве останков ранее неизвестных видов ранних людей, научному миру потребовалось более 40 лет, чтобы быть разоблачить этот обман. Личность фальсификатора до сих пор остается неизвестной.

Рунамо


Рунамо – это покрытая трещинами диабазовая дайка, расположенная в Швеции с предположительно рунической надписью с одной стороны. Эта теория послужила источником для нескольких недавних споров в научном мире о том, являются ли обнаруженные здесь трещины какой-либо записью либо они представляют собой результат естественного износа структуры.

Пещера Белого Шамана


Эта 7-метровая картина, обнаруженная в Техасе, стала главной темой многочисленных споров и дискуссий касаемо ее цели и замысла. Наиболее распространенные теории включают в себя множество идей, начиная от ритуалов, совершаемых перед сражением и заканчивая древними религиозными церемониями.

Тэртерийские таблички


Три таблички, найденные в Румынии в 1961 году, стали причиной серьезных противоречий между археологами, особенно в отношении их возраста и значения. А говоря более конкретно, эксперты не сошлись во мнениях, касаемо того, представляют ли они собой раннюю форму письма или нет.

Джамский минарет


Это удивительно хорошо сохранившийся минарет в Афганистане, точная дата строительства и истинное предназначение которого стали источником множества дискуссий среди ученых. Даже если предположить, что присутствующая надпись сбоку якобы включает в себя эту информацию, ее невозможно правильно истолковать.

Андский канделябр


Несмотря на то, что Линии Наска, возможно, являются более известными, Андский канделябр представляет собой еще один расположенный недалеко от них геоглиф, который поставил археологов в тупик. В то время как некоторые из них утверждают, что он имел религиозное значение, другие указали на тот факт, что, поскольку он вырезан на той стороне холма, которую можно увидеть на расстоянии до 20 км, находясь в открытом море то, возможно, был своего рода ориентиром для моряков.

Уффингтонская белая лошадь


Эта доисторическая фигура, найденная в Англии на одном из холмов, состоит из глубоких траншей, заполненных белым мелом. Тем не менее, уже много лет ученые спорят о том, представляет ли она собой лошадь или это вообще какое-то другое животное. Дата ее создания – еще более спорный вопрос, чем предыдущий.