Стимульный материал методика классификации гольдштейн к. Стимульный материал к методике классификации предметов

Теоретический подход Л.С.Выготского, получивший свое дальнейшее развитие в работах А.3.Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, положил начало многосторонним исследованиям разрушения мыслительных процессов при психических заболеваниях. Что касается известной далеко за пределами России Б.В.Зейгарник, то помимо работ в области общей психологии, она приложила немало усилий для развития прикладной дисциплины - экспериментальной патопсихологии, имеющей свой предмет и свои методы.
В этом ее активным соратником многие годы была С.Я.Рубинштейн, всю свою сознательную жизнь посвятившая разработке дифференциально-диагностических критериев на опыте экспериментально-психологических исследований.

Метод "Классификации предметов" предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Мышление - это обобщенное отражение действительности, которое выступает на практике как усвоение и использование знаний; оно "опирается на усвоенную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах". Обо всём этом и не только в книге Методика "Классификация предметов" (Под редакцией Л. Н. Собчик)

Метод предметной классификации является одним из основных, используемых почти при каждом психологическом исследовании больного. Метод применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Предложен К. Голдштейном, видоизменен Л.С. Выготским и Б.В. Зейгарник.

Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. В психологических лабораториях всех психоневрологических учреждений нашей страны принята единая предметная классификация. Подбор предметов, особенности художественного оформления каждой карточки (подбор красок, штриховки, форма предмета, даже бумага, на которой она выполнена) - все это имеет определенное, существенное для эксперимента значение. Пользоваться самостоятельно кустарно изготовленными карточками или наборами карточек из лото не рекомендуется. При таком кустарном подборе карточек часто возникают артефакты.

Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако при исследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учебные пособия).

В некоторых случаях до начала работы нужно дать больному какую-либо мотивировку задания, характеристику его смысла. Это делается по-разному, в зависимости от психического состояния и настроенности больного.

Больному 50 лет, со средним образованием, страдающему склерозом сосудов головного мозга, можно сказать: «Эта работа по проверке внимания, с виду она легкая - детская игра, а на самом деле предназначена для проверки внимания людей с высшим образованием».

При исследовании подростка 8 го класса можно сказать, что «Это для 11-классников».

При исследовании ипохондричного или аггравирующего при экспертизе больного, жалующегося на утомляемость и забывчивость, можно сказать: «Читать Вам было бы трудно, сделаем эту легкую работу. Тут рисунки, крупные, ясные, и работа легкая, нужно лишь делать ее внимательно».

В большинстве случаев такие «предисловия» не нужны. Перед началом опыта экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек и сверху выкладывает 6-7 карточек, облегчающих начало классификации (например, овца, стол, груша, коза, шкаф, лошадь, яблоко). Затем он подает всю колоду больному (кверху рисунками, а не тыльной стороной, как держат игральные карты) и говорит: «Разложите эти карточки на столе, что к чему подходит».

Это первый, так называемый глухой, этап инструкции (всего инструкция дается в три приема, на трех разные этапах выполнения задания). Поскольку инструкция должна быть всегда одинакова, не надо записывать ее в протокол, но обязательно отмечать все ее три этапа (см. табл. 7.1). Если больной задает вопросы о том, как надо раскладывать, ему отвечают на первом этапе уклончиво: «Начните работать. Сами увидите, как надо». Но записать эти вопросы в протокол необходимо.

С самого начала экспериментатор записывает действия и высказывания больного в протокол. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду в шкаф, морковь в кастрюлю, стакан на стол), либо просто в недоумении выкладывает все карточки по одной.

После того как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, дается вторая инструкция, и начинается второй этап работы. Он начинается с положительной оценки или критических замечаний по поводу того, что больной уже сделал. Экспериментатор говорит: «Правильно, вот Вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта, чтобы их можно было назвать одним словом». Или, если больной кладет карточки ошибочно: «Нет, это не имеет значения, что одежда висит в шкафу. Класть надо вместе предметы одного сорта так, чтобы их можно было назвать одним словом: мебель нужно положить с мебелью, одежду с одеждой».

Второй этап самый продолжительный. Экспериментатор записывает в протокол действия больного и время от времени спрашивает его, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную группу. Не обязательно спрашивать о названии каждой группы, особенно если видно, что больной классифицирует правильно. Но даже при безупречной работе больного о названиях нескольких групп спросить необходимо.

Не следует спрашивать больного (как это часто ошибочно делают неопытные экспериментаторы) только о тех группах, которые сложены ошибочно. Если экспериментатор замечает ошибку или непонятную группировку, он должен спросить больного об 1-2 правильно собранных группах и затем, не меняя тона, о той группе, в которой допущена ошибка или имеет место непонятно мотивированная раскладка. Иногда целесообразно вообще не замечать допущенные больным ошибки для того, чтобы проследить, не обнаружит ли ее сам больной, или для того, чтобы вернуться к этой ошибке в конце работы и тогда «обсудить» ее.

Если больной спрашивает, нужно ли классифицировать подробно или можно сразу устанавливать крупные группы, экспериментатор отвечает уклончиво, т.е. говорит больному: «Как Вам это кажется лучше, как Вы сами хотите».

Некоторые больные пытаются пересмотреть раньше все карточки, начинают понемногу перебирать их, держа колоду под столом, на коленях, как бы пряча ее от глаз экспериментатора и убирая просмотренную карточку в конец колоды, вниз. Такую попытку следует внести в протокол, но разрешать этого нельзя: следует попросить больного сразу выкладывать каждую карточку на стол, сразу находить ей место.

Второй этап закончен тогда, когда с большей или меньшей помощью экспериментатора установлены основные группы: мебель, посуда, одежда, инструменты, транспорт, люди, фрукты, птицы, овощи, животные, измерительные приборы, насекомые, учебные пособия. Не считается ошибкой, если больной сразу объединит всех животных, но хорошо также, если он разделит их на домашних и диких зверей.

Когда эти группы собраны и названы, переходят к третьему этапу. Больному говорят: «Первую часть работы Вы выполнили хорошо. Теперь нужно сделать вторую часть работы. Раньше вы соединяли в группы карточки с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название». Далее на примере 2-3 групп экспериментатор показывает, как можно начать это объединение. Следует при этом учесть, что объединить растения легче всего, а объединить вместе все неодушевленные предметы труднее. Поэтому одним больным помогают объединить измерительные приборы и инструменты, а другим - цветы и фрукты.

По мере того как больной производит укрупнение групп, экспериментатор просит делать их все меньше и меньше. Иногда, если больной с трудом производит укрупнение, ему говорят: «Должно получиться всего три группы» (подразумевается: растения, живые существа, неодушевленные предметы).

Образец протокола эксперимента на примере исследования психически здорового взрослого испытуемого с образованием 7 классов приведен в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Протокол опыта

Экспериментатор

Действия испытуемого *

Высказывания и объединения испытуемого

Первый этап (инструкция обычная) «Начните выкладывать. Сами поймете...»

рассматривает первые карточки, не начиная выкладывать

выкладывает по одной, затем, вопросительно глядя на экспериментатора, кладет морковь со свеклой, овцу с козой

«А как их надо группировать? По две?»

можно овощи с овощами, животные с животными

Второй этап (инструкция обычная). «Да, правильно...»

мебель + овощи + животные домашние + многие карточки кладет по одной, не замечая того, что их уже можно было бы объединить

к штангенциркулю прибавляет пилу

начинает сам комментировать свои действия: «Это будут профессии... а это...»

«Это инструменты»

«Нет, это не совсем так: штангенциркулем не производят работы, штангенциркуль - это измерительный прибор, а пила - инструмент или орудие труда»

откладывает пилу от штангенциркуля, затем к пиле добавляет лопату и ножницы

к штангенциркулю подкладывает весы, часы и сантиметр

транспорт + (только телега осталась одна) рыба + насекомые

«А-а, понял! Это инструменты»

«Это измерительные приборы»

«А глобус куда?»

«Глобус для чего служит?»

кладет глобус к книгам и тетради

«Это все для учения»

Окончание табл. 7.1

все карточки разложены в основном правильно, но многие остались не объединенными, по одной ищет глазами карточки, лежащие по одной, и присоединяет их правильно: телегу к транспорту, ребенка к людям разных профессий

«Он маленький... но тоже человек. Это будут «люди»

Третий этап (инструкция обычная)

«А нельзя ли собрать три группы?»

объединяет все растения, всех животных, часть вещей (мебель, одежду, посуду)

объединяет транспорт, измерительные приборы и инструменты осталось пять групп объединяет людей с животными, все неодушевленные предметы вместе

остаются три группы

«Это будут домашние вещи»

«Это что-то техническое»

называет группы: растения, живые существа, неодушевленные предметы

* Когда группа начата правильно (даже если не закончена), экспериментатор ставит знак «+», например «мебель +».

Из протокола видно, что задача обобщения оказалась для испытуемого не очень легкой, но все же доступной. Суждения его были в меру конкретны, помощь экспериментатора использовал легко, быстро. Помощь-подсказка в виде объяснения того, что собой представляет штангенциркуль, почти обязательна. Для того и введен в набор именно этот измерительный прибор.

Анализ экспериментальных данных представляет значительную трудность. Следует учесть прежде всего, что анализ и оценка тех или иных действий и высказываний не может производиться безотносительно к этапу выполнения задания. Одна и та же ошибка, допущенная на первом, втором или третьем этапе, имеет разное значение и должна быть по-разному истолкована.

Ошибки больного на первом этапе работы не дают еще права для отрицательной оценки его мышления: он мог и не так истолковать задачу. Вот, если больной с малым образованием сразу начинает правильно обобщать, это можно расценить как признак быстрой ориентировки в новом материале, хорошей сообразительности.

Иная оценка может быть дана таким же действиям больного на втором этапе. После второй инструкции интеллектуально полноценный человек без труда обычно устанавливает группы домашних животных, зверей, мебели, посуды, одежды, фруктов, овощей и т.д. Даже олигофрены справляются с такой группировкой, испытывая, правда, некоторые затруднения при объединении более сложных групп (транспорта, людей). Наибольшую трудность представляет объединение группы измерительных приборов (термометр, весы, штангенциркуль, часы, сантиметр). Если больной самостоятельно объединил эту группу и назвал ее, то этот экспериментальный факт свидетельствует о том, что ему доступны сложные обобщения. Этого не встречается при олигофрении. На втором месте по трудности - объединение группы людей (так как в классификации люди изображены как представители разных видов деятельности).

Если на втором этапе работы больной продолжает устанавливать конкретные ситуационные группы, например объединяет бабочку с цветком, так как бабочки садятся на цветы, или объединяет моряка с пароходом, ребенка - с книжкой или с платьицем, это свидетельствует о склонности больного к конкретному мышлению (особенно, если такие ошибки повторяются, несмотря на критические замечания экспериментатора).

Кроме выявления того, в какой мере доступны больному простые обобщения, на втором этапе классификации возникает возможность выявления ряда других особенностей мышления больных.

Некоторые больные устанавливают очень дробные, чрезмерно детальные группировки: посуда чайная и посуда кухонная, птицы лесные и птицы домашние, мебель для спальни и другая мебель. Отделяя домашних животных (козу, овцу, лошадь) от зверей (лисы, медведя, волка), такие больные испытывают затруднение, не зная, куда отнести кошку, так как она, хотя и домашнее животное, но не такое, как овца...

Подобная склонность больных к детализации наблюдается часто при эпилепсии, в некоторых случаях - при ремиссии шизофрении. Типично для этих больных и то, что, когда экспериментатор предлагает им укрупнить группы, например объединить всех птиц, они не соглашаются с этим, возражают или соглашаются с большой неохотой. Как правило, экспериментатор на втором этапе не дает никаких указаний по поводу того, какие группы устанавливать, широко обобщенные или пробные.

От излишней детализации в классификации следует отличать такое выполнение задания, при котором групп тоже очень много, но это обилие обусловлено не дроблением, а наличием одноименных групп. Так, больной начал объединять в одну группу животных, разных животных: и домашних, и диких. Затем, когда ему встретилось еще одно животное, больной забыл о том, что у него уже начата такая группа, не находит ее взором на столе и кладет это животное в другое место. В результате этого возникают в разных местах ничем не отличающиеся группы, т.е. одноименные (люди в одном месте и люди - в другом, мебель в одном и мебель -в другом и т.д.). Наличие одноименных групп свидетельствует о рассеянности, забывчивости больных, сужении объема их внимания (не видят всего, что лежит у них перед глазами). Такие особенности свойственны больным с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга.

На втором этапе классификации больные иногда складывают одни группы чрезвычайно обобщенно, а другие - чрезмерно детально. Такая непоследовательность мышления наблюдается при самых разнообразных заболеваниях: иногда при шизофрении, иногда при органических заболеваниях, но обычно в период какого-то легкого неблагополучия.

И наконец последнее, что выявляется иногда на втором этапе классификации, - это разноплановость, причудливость рассуждений больных. Так, больной раскладывает по обобщенным группам мебель, посуду, людей, транспорт, а рядом с этим устанавливает группы железных и деревянных предметов и еще рядом - группу предметов синего цвета и черного. Эти ошибочные, разноплановые группировки не являются случайными, так как после недоумения или критической реплики экспериментатора больные не исправляют их как бы спохватившись, а пытаются это логически обосновать. Иногда наряду с обобщением сложных групп, таких, например, как группа измерительных приборов, больной откладывает группу предметов, которые он любит, а рядом такие, которые имеют острые окончания.

Мальчик, страдающий шизофренией, правильно объединив в группы все живые существа, измерительные приборы и инструменты, положил в отдельную группу глобус и часы, дав этому следующее объяснение: «Когда вращается глобус, происходит смена суток, а эту смену более подробно показывают часы».

После того как экспериментатор помог мальчику отнести глобус к учебным пособиям, он правильно объединил все растения, соединил их с учебными пособиями, объяснив, что «все растения растут на земном шаре (показал глобус), а в книжках написано о том, как эти растения нужно выращивать, и школьники это изучают».

Эти данные свидетельствуют о том, что мальчику были доступны обобщенные суждения, но вместе с тем он допускал ошибки, вызванные растекаемостью, непоследовательностью мышления.

Наибольший интерес на втором этапе классификации представляет обсуждение совершаемых действий. Экспериментатор спрашивает у больного, почему он положил карточку в ту или иную группу и как теперь можно эту группу назвать. Ответы и доводы больного, исправления, которые он вносит в работу под влиянием экспериментатора, - вот наиболее ценный материал для анализа особенностей его мышления.

Умение ставить вопросы и делать замечания - особое искусство экспериментатора. Его реплики, замечания и вопросы обязательно должны быть скупыми и односложными. Они должны быть занесены в протокол. Недопустимо, если экспериментатор слишком много говорит и спрашивает. Следует, разумеется, записать и подвергнуть анализу ответы больного и те названия, которые больной дает разным группам.

При умственном недоразвитии больные не могут иногда найти общее понятие для обозначения группы, которая правильно ими собрана. Больные шизофренией придумывают иногда причудливые, аграмматичные названия групп. Так, группу карточек, изображающих разную посуду, больной-студент называет «средства помещения объемов». От подобной причудливости названий, свойственной больным шизофренией, следует отличать претенциозность выражений, присущую обычно малокультурным, но желающим произвести впечатление психопатам. Например, группу посуды такой больной называет «принадлежность культурного быта для принятия пищи».

На третьем этапе выявляется, доступно ли больному понимание сложных обобщений. Люди без образования иногда затрудняются сделать это, но при небольшой помощи экспериментатора, при наводящих вопросах достигают правильного результата.

Если больной самостоятельно или при небольшой помощи экспериментатора доводит объединение групп до трех (живые существа, растения, неодушевленные предметы), то экспериментатор вправе записать в заключении, что больному доступно понимание сложных обобщений. При оценке допускаемых больным ошибок следует учитывать образовательный уровень. Так, если больной с высшим образованием на третьем этапе хочет объединить группу людей с одеждой или вообще с вещами, которыми человек пользуется, это можно расценить как признак некоторого интеллектуального снижения, тенденцию к конкретности мышления. Такая же ошибка, если допущена больным с низшим образованием, может быть оставлена без внимания.

Интерес представляет соотношение между достижениями больных на втором и третьем этапах. При конкретности мышления, затрудненности процессов абстрагирования больные могут успешно справиться со вторым этапом и не справляются самостоятельно с третьим. При интеллектуальной сохранности, но сужении объема внимания и снижении работоспособности больных затрудняет обилие карточек на втором этапе, и они неожиданно лучше, увереннее, более четко справляются с работой на третьем этапе, где материала меньше, а необходимость абстрагирования больше.

Сходное соотношение между трудностью второго и третьего этапов наблюдается у больных шизофренией, но по другим причинам: обилие деталей на многих картинках провоцирует у них причудливые ассоциации и разноплановые суждения. Между тем сложные обобщения меньше затрудняют этих больных. Случается, что именно больные шизофренией с первого этапа классификации делят карточки на две группы: живую и неживую материю.

Наибольшее значение в пробе на классификацию предметов имеет то, как больной принимает помощь и подсказку экспериментатора. Иногда он кладет в группу предмет, совершенно к ней неподходящий. Стоит, однако, экспериментатору спросить у больного «Что в этой группе лежит»? или «Как группа называется?», как больной сразу же замечает и исправляет свою ошибку. Следовательно, это ошибка его внимания, а не суждения. Если в ответ на вопрос экспериментатора больной не исправляет ошибки, а пытается ее обосновать, значит, это ошибка суждения.

Иногда больной оспаривает прямое указание экспериментатора на ошибку, не соглашается с ним, продолжает доказывать свою правоту. Такая реакция больного свидетельствует о снижении критики, потому что при любой убежденности больной должен был бы понять, что экспериментатор в данном вопросе лучше разбирается. Такого типа некритичность встречается у больных шизофренией. Иные проявления некритичности наблюдаются при паралитических и псевдопаралитических синдромах у органиков. Им все равно, куда положить карточку, они могут легко исправить свою ошибку после замечания экспериментатора и снова допустить аналогичную ошибку. У этих больных нет заинтересованности в достижении правильных результатов и в оценке.

Эмоциональные реакции больных на похвалу и порицание экспериментатора представляют интерес. Так, аггравирующие при психиатрической экспертизе больные очень огорчаются при всяком одобрении их работы и после одобрения начинают часто работать хуже. В процессе классификации они нередко работают так: устанавливают правильные обобщенные группы, а затем в каждую такую группу подкладывают совершенно несоответствующие карточки. Если экспериментатор хвалит их, число ошибок увеличивается, а иногда больные перестают вдруг узнавать картинки, которые до этого узнавали правильно, или даже начинают класть карточки картинкой вниз. До третьего этапа классификации эти больные редко добираются.

Напротив, больные психопатизированные или просто психопаты обнаруживают способность мобилизовать все свои психические ресурсы при похвале экспериментатора. Если они понимают, что опыт направлен на испытание их умственных способностей и если экспериментатор хвалит их, они оказываются в эксперименте лучше, чем в жизни. Было бы ошибочно полагать, что они в профессиональном труде могут так же разумно и точно действовать, как рассуждают в этих условиях при классификации предметов.

Все время, пока больной производит классификацию, экспериментатор ведет как можно более полный протокол (табл. 7.2).

Протокол опыта

Таблица 7.2

Свою инструкцию экспериментатор обозначает, только проставляя в левой графе порядковый номер этапа. Он должен следить за собой, чтобы своевременно проставлять этот номер, так как толкование ошибки зависит от того, на каком этапе она допущена. В этой же графе записывают вкратце собственные вопросы и указания.

Было бы нереально рассчитывать на то, что экспериментатор успеет записать во второй графе все без исключения действия больного. В этой графе запись делается сразу в частично обобщенном виде. Так, экспериментатор пишет: «одежда + мебель + животные +». Такая запись означает, что эти группы начаты и образованы в основном правильно, хотя, возможно, еще не все представители данной группы уже отнесены в нее.

Далее экспериментатор может записать: «Излишняя детализация: посуда из металла и посуда из стекла отдельно». Может быть, в других группах также была допущена детализация, например транспорт крупный с двигателями и транспорт без двигателей был также разделен, но экспериментатор может не успеть записать все виды детализации. Он выхватывает в виде примера для иллюстрации 1-2 дробления.

Могут быть сделаны следующие записи: «Много одноименных; фрукты и овощи в двух местах», «Забывчив: транспорт + сверху телега, лопата, а к ней весь инструмент». Это означает, что больной допустил следующую ошибку. Правильно собрав разнообразный транспорт, он положил сверху телегу, затем, забыв, что лежит в этой группе, добавил к телеге лопату (конкретность), а потом к лопате, правильно обобщая, стал прибавлять различные инструменты. Если в дальнейшем больной сам спохватится и исправит и свою ошибку, досадуя на нее, то ее следует истолковать как проявление забывчивости, колебание внимания, а не расстройство мышления.

Относительно всяких странных необычных группировок экспериментатор обязательно расспрашивает больного и записывает в протокол как весь состав карточек в группе, так и объяснения больного. В таких случаях не следует спешить. Если больной сам раскладывает слишком быстро, его следует остановить, записать все, а затем продолжить работу.

В третьей графе могут быть записи описательного характера, например: «Затрудняется в названиях групп», «Все время рассуждает вслух, диктует себе порядок раскладки», «По поводу каждой карточки приговаривает что-то, комментирует их». Лучше, однако, если в этой графе удается записать дословно высказывания и формулировки больных. Дословно записанные образцы высказываний следует брать в кавычки.

Для того чтобы облегчить толкование ошибок больных в классификации, типичная выдержка из протокола исследования и ее истолкование приведены в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Протокол опыта

Этот пример свидетельствует о конкретности мышления больного, о том, что вместо обобщений предметов он группирует их по привычным, ситуационным признакам. Такая склонность к установлению житейски привычных связей может проявляться наряду с некоторыми несложными обобщениями. Иногда больные принимают критические указания экспериментатора, исправляют одну из сделанных ими конкретно-ситуационных группировок, но вслед за этим сбиваются на столь же конкретный путь объединений в последующих своих действиях.

От проявлений конкретности мышления не всегда легко, но необходимо отличить некоторые ошибки (табл. 7.4).

Таблица 7.4

Протокол опыта

Из примера видно, что больному доступно обобщение: он сам собрал группы измерительных приборов и живых существ. Переходя к третьему этапу, он не начал связывать предметы по конкретноситуационному признаку, а обобщил группы по довольно сложным признакам - происхождению «из недр земли» и «на ее поверхности». Однако это был несколько неожиданный и необычный подход к классификации, который дал основание объединить растения с неорганической материей и противопоставить их живым существам по месту происхождения. Таким образом, рассуждения больного были основаны на разных признаках обобщения: оба признака абстрактные, но допускали построение обобщения в совершенно различных, несовместимых направлениях. Это было разноплановым построением классификации.

Методика «классификация предметов» малопригодна для повторных проб. Только в том случае, если больной в первый раз ничего не сумел сделать и экспериментатор не стал «доводить» его до правильного решения, стоит попытаться провести пробу повторно.

В противном случае, даже спустя много лет, больные «помнят», как нужно складывать, и проба лишается смысла. При задаче учета эффективности терапии проба не применяется.

Помимо предметной классификации, в свое время была сделана попытка составить аналогичную классификацию карточек, на которых те же предметы заменены их словесными обозначениями (словесная классификация). Сравнение психологических особенностей разных вариантов классификаций (предметной и словесной) показало, что предметная представляет больше трудностей для процессов отвлечения и обобщения, поскольку красочное изображение конкретных предметов и деталей провоцирует конкретные ассоциации. Словесный вариант классификаций легче поддается обобщению, но создает больше нагрузки для внимания и памяти.

  • Подробнее об этом см.: Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М., 1970.

Метод "Классификация предметов" предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Методика позволяет понять степень снижения интеллектуальных способностей в операциональной сфере мышления. Кроме того, данные исследования позволяют провести анализ последовательности, критичности и продуманности действий больнлгл человека,определить объём и устойчивость внимания, а также личностные реакции на удачные и неудачные решения.
Впервые метод был предложен К. Гольдштейном, в дальнейшем усовершенствован Л.С. Выгодским и Б.В.Зейгарник.

Стимульный материал методики в нашей стране стандартизирован и представляет собой набор из 70 картинок (размер каждой соответствует размеру игральной карты). В нашей стране принята единая предметная классификация, разработанная в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Минздрава РСФСР.
На каждой картинке изображен тот или иной предмет, растение или живое существо. Большинство картинок - цветные, но есть и одноцветные.

Метод применим для обследования и детей, и взрослых, независимо от возраста.
Как и любой экспериментально-психологический метод, "Классификация предметов" проявляет себя как тонкий и весьма эффективный дифференциально-диагностический инструмент лишь в руках вдкмчивого психолога, обретающего опыт в процессе повседневной практики.

Выявляются такие особенности мышления, как способ-ность выделять существенные признаки (для объединения карточек в группы) и уровень обобщения, доступный школь-нику или взрослому. Для детей до 14 лет адекватной будет методика «Классификация предметов», где на карточках представлены нарисованные предметы.

Ход выполнения задания

Задание проходит в три этапа с тремя последовательны-ми инструкциями психолога. Испытуемому дается набор карточек с написанными (напечатанными) на них словами. Список слов - в материалах к методике. Там же примерная форма фиксации результатов - протокол опыта.

Первый этап процедуры начинается при так называе-мой «глухой» инструкции: «Разложите карточки так, чтобы слова, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе». Количество возможных групп не оговаривается. В случае если испытуемый задает вопросы, прежде чем приступить к выполнению задания, ему говорят: «Начи-найте, дальше увидите сами».

После того, как испытуемый самостоятельно сформи-ровал несколько мелких групп карточек, у него спраши-вают, почему те или иные карточки помещаются вместе и какое название им дается. Затем происходит переход ко второму этапу процедуры. Инструкция на втором этапе звучит так: «Ты верно объединил карточки в группы. Дай теперь этим группам короткие названия. Продолжай работу таким же образом». После того, как все карточки оказались помещенными в группы и всем группам даны короткие названия, экспериментатор переходит к треть-ему этапу методики. Дается следующая инструкция: «Точ-но так же, как ты объединял карточку с карточкой в от-дельные группы и давал им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они должны иметь короткие названия». Если испытуемый на этом этапе формирует больше, чем три группы, ему предлагается сформировать из оставшихся групп 2-3 основ-ные. В протоколе фиксируются этапы выполнения рабо-ты, названия групп и карточки в них, а также вопросы и ответы испытуемого.

При анализе результатов большое значение имеет то, на каком этапе допущены те или иные ошиб-ки; отстаивал ли испытуемый свои принципы объединения карточек в группы, использовал ли помощь экспериментатора, ка-кие еще особенности мышления проявлял в классифика-ции. Так, если испытуемый на втором этапе сформировал отдельные группы диких, домашних, летающих, водопла-вающих животных и отказался объединять эти группы в одну, то это свидетельствует о степени использования кон-кретных, детализированных признаков в направленности его мышления. Если же подобные объединения проходили легко, самостоятельно, без указания экспериментатора на необходимость укрупнения групп, то это можно квалифи-цировать как достигнутый уровень обобщенности мышления, способности испытуемого ориентироваться не только на существенные признаки, но и учитывать их иерархии, т. е. использовать существенные связи между понятиями. Показателем этого является степень затруднений или лег-кости при поиске обобщающих понятий, которые фикси-руют основания классификации карточек в группы. Если на третьем этапе выполнения методики испытуемый легко объединял группы и адекватно называл обобщающие при-знаки, то есть основания считать, что мышление его ха-рактеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

Кроме того, анализ поведения испытуемого в ходе ис-следования позволяет говорить и о наличии или отсут-ствии у него внушаемости, эмоциональной устойчивости. Эти предложения проверяются с помощью навязывания испытуемому неадекватных оснований для объединения групп, дискредитации экспериментатором тактики рабо-ты испытуемого или похвалы при ошибках. Отсюда сле-дует, что с методикой должен работать психолог, ведь в последнем случае трудно ожидать такого типа взаимодействия испытуемого и эксперимента-тора, при котором испытуемый сможет принять необходи-мость настаивать на своем, противопоставлять свои обо-снования мнению экспериментатора. Эта методика дает надежные результаты при использовании ее в комплексе других методик, также нацеленных на выявление доступного испытуемому уровня обобщений, конкретности-обобщенно-сти мышления, целенаправленности мыслительной дея-тельности, ригидности (трудности переключения с одного способа на другой), характера опосредствующих рассуждения понятийных связей.

Материал к методике «Классификация понятий»

Список слов, каждое из которых должно быть напеча-тано на отдельной карточке

телевизор

рубль

яблоня

светлячок

прожектор

весы

часы

грузовик

самолет

компас

ботинки

тетрадь

пароход

телега

барабан

мяч

портфель

глобус

электродуховка

колесо

сазан (рыба)

книга

кровать

овощехранилище

термометр

радиоприемник

лев

тигр

слон

скворец

карп

голубь

гусь

ласточка

муравей

муха

пианино

скрипка

щипцы

топор

ножницы

молоток

пила

свеча

керосиновая лампа

электролампа

фонарь

сантиметр

моряк

доктор

ребенок

футболист

солнце

медведь

луна

электроплита

град

кит

клоп

огурец

капуста

свекла

лук

лимон

груша

яблоко

примус

велосипед

платье

кукла

тюльпан

подушка

шкаф

одеяло

буфет

дождь

роза

матрац

стакан

сосна

шапка

снег

юла

ложка

вилка

тарелка

Скачать стимульный материал методики для детей

Испытуемому предлагается набор из 70 карточек с изображением различных предметов, растений и живых существ, которые он должен разложить на группы, содержащие однородные предметы. В начале эксперимента классификационных групп карточек может быть много, и они обозначаются обобщающим словом. Затем испытуемого просят укрупнить группы. Конечным результатом является разделение карточек на три группы: живые существа, растения, неживые предметы.

Выполнение методики внимательно контролируется: отмечается число этапов, затраченных на окончательную классификацию; комментарии испытуемого в процессе выполнения задания; ошибочные объединения предметов и т.д.

В процессе выполнения классификации можно обнаружить следующие особенности мышления: опора в мышлении на латентные признаки, когда объединяются предметы по признаку внешнего сходства («слон и медведь» – большие; «кузнец и врач» – работают); конкретное мышление («моряк и корабль» – плавают по воде); склонность к детализации (в группе «посуда для дома» выделяют подгруппы: «посуда из стекла» (стакан, бутылка), «железа» – (кастрюля), «фарфора» – (чашка).

· Методика исключение понятий

Методика "Исключение понятий" позволяет оценить сформированность понятийной сферы испытуемого, способность к классификации и анализу. Кроме того, методика может быть использована для диагностики патологии мышления, встречающейся при различных психических заболеваниях (шизофрении, органическом расстройстве), однако в этом случае для интепретации результатов требуется высокая квалификация и обширный опыт психодиагностики.

Методика может проводиться как в вербальном, так и в невербальном варианте. Сложность стимульного материала – карточек и набора слов постепенно увеличивают.

Невербальный вариант методики «исключение понятий»

При невербальном варианте исследуемому предлагают серии рисунков четырех предметов, три из которых можно обобщить, а четвертый исключить.

Инструкция при проведении тестирования:

«Посмотрите на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажите, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Стимульный материал к невербальному варианту методики «исключение понятий».

Вербальный вариант методики «исключение понятий»

При вербальном варианте испытуемому предлагают серии из пяти слов, в которых одно необходимо исключить.

Стимульный материал к вербальному варианту методики «исключение понятий».

Инструкция: «Вам предлагается 17 рядов слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. В каждом случае вам необходимо указать в списке лишнее слово, а также назвать родовое понятие для оставшихся четырех».

Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий

Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный

Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий

Молоко, сливки, сыр, сало, сметана

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо

Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

Лист, почка, кора, дерево, сук

Дом, сарай, изба, хижина, здание

Береза, сосна, дуб, дерево, ель

Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый

Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога

Неудача, крах, провал, поражение, волнение

Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото

Минута, секунда, час, вечер, сутки

Грабеж, кража, землятресение, поджог, нападение

Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш

Ключ к вербальному варианту методики «исключение понятий».

Правильные варианты ответов сверху вниз:

1- "маленький". Остальные относятся к состоянию вещей.

2- "злой". Остальные являются положительными качествами человека.

3- "Иванов" – это фамилия. Остальные - имена.

4- "сало". Остальные - молочные продукты.

5- "постепенно". Остальные относятся к высокой скорости выполнения действий.

6- "светлый". Остальные относятся к характеристикам размера и объема.

7- "дерево". Остальные - части дерева.

8- "сарай". Остальные – жилые помещения.

9- "дерево". Остальные - породы деревьев.

10- "наказывать". Остальные - отрицательные эмоции.

11- "голубой". Остальные относятся к степени освещенности.

12- "курятник". Остальные животные строят свое жилье самостоятельно.

13- "волнение". Остальные относятся к ситуациям проигрыша.

14- "гвоздь". Остальные – строительные инструменты.

15- "вечер". Остальные - мера времени.

16- "землятресение". Остальные неприятности исходят от самого человека.

17- "спокойствие". Остальные относятся к ситуациям успеха.

Оценка результатов вербального и невербального вариантов методики «исключение понятий».

При оценке результатов необходимо учитывать не только количество правильных ответов, число которых, при хорошо развитом понятийном мышлении, должно составлять не менее 15, но и то, насколько точно подобрано родовое понятие для четырех слов, на каком основании исключено пятое, так как при формально правильном ответе может быть выбрано неверное основание для обобщения.

Кроме того, необходимо помнить, что для некоторых рядов ключевыми являются не правильные, а, скорее, частотные, наиболее вероятные ответы. Так, в ряду "дом, сарай, изба, хижина, здание" наиболее часто исключаемым является понятие "сарай". Однако ответ "здание" также является правильным на основании того, что "здание" - общее понятие по отношению к остальным, тогда как остальные четыре - это разновидности зданий. Часто встречающиеся нестандартные ответы являются показанием к более глубокому и полному исследованию мышления испытуемого.

Объединение секундомера, будильника и монеты в невербальном варианте методики по признаку – «круглые»; клевер, колокольчик, кошка – «начинаются на букву «к» - говорит об опоре на выделении слабых, латентных признаков.

Результаты использования психологических тестов «классификации предметов» и «исключение понятий» могут подтвердить наличие специфических расстройств мышления характерных для определенных групп психических заболеваний. Опора на скрытые, латентные признаки говорит о нарушениях мышления шизофренического типа; конкретизация и детализация – характерны для органических заболеваний головного мозга.

· Методика выделения существенных признаков

Методика позволяет выявить способность испытуемого дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов и явлений, а также логичность суждений и умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.

Для проведения тестирования по данной методике необходим стимульный материал, представляющий из себя бланки с напечатанным текстом.

Инструкция: «На этом листе бумаги Вы видите ряд слов, одно из которых выделено жирным шрифтом, а пять других заключены в скобки. Необходимо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово "сад" и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений - не может. Значит, надо подчеркнуть слова "земля" и "растения". Продолжительность работы 3 минуты.