Апостол симон зилот что значит. Святой Апостол Си́мон Кананит

Житие

Судьба этого апостола неоднозначна, по крайней мере есть три версии его мученичества: ближневосточная, кавказская и английская. Какая из них ближе к истине - неизвестно, возможно до второго пришествия Христа вместе со своими апостолами и другими святыми.

10 мая по старому, или же 23 мая по новому стилю православная церковь чтит память апостола Симона Зилота (Канонита). В этом году положение несколько иное. В связи с тем, что 23 мая выпало навоскресенье и в этот день празднуется Пятидесятница, церковная служба в честь Симона Зилота перенесена на среду 13 мая. Об этом сообщают богослужебные указания на 2010 год, а также официальные православные церковные календари. И эта служба уже прошла. Тем не менее, можно считать приемлемым вспомнить память святого апостола в воскресенье 23 мая, уже в своих частных молитвах, поскольку к церковному богослужению они не имеют отношения.

Могу выразить и своё мнение по поводу переноса церковной памяти святых. Считаю, что этого не стоит делать принципиально, поскольку не все активные (ревностные) прихожане имеют возможность посетить церковь в день перенесённой памяти святого (например, работают в указанную среду) или даже ничего не знают о переносе, но глубоко чтят память святого (того же апостола Симона Кананита) и по старой памяти будут молиться ему именно в положенный день (в наступающее воскресенье, к примеру).

Или ещё возражение: а разве мешает память апостола Симона Зилота празднованию Святой Троицы? Наверное, наоборот, воспоминание апостола могло пройти в ещё более праздничной обстановке...

Итак, жизнь и духовные подвиги Симона Зилота. Согласно преданию, он являлся одним из сводных братьев Господа Иисуса Христа по отцу Иосифу Праведному. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, но не более того. Остальное о его жизни и подвигах - исключительно устное предание. Например, своё первое чудо претворения воды в вино Господь сотворил на свадьбе святого Симона в Канах. Именно с Канами Галилейскими, связана одна из интерпретаций имени апостола.

Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников.

После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики.

А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт "Школа жизни" и пишет буквально следующее: "В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.

И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).

Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.

Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.

В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой.

Мощи святого апостола

Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).

Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.

Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации, подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.

В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть здесь.

Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.

Иконография

Святой Апостол Симон (с евр. Услышание) Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12-ти Апостолов.

Происходит он из Каны Галилейской отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого ревнитель закона), ибо отличался особой ревностью к закону (Деяния 1-13).

Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной Литургии в день памяти этого Святого Апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван во Святом Евангелии и Симон (Мф. 13, 54-58).

Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся» (Мф. 13, 54-56).

Родитель Святого Апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти Святой праведный Иосиф (память 26 декабря), обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из Царского рода Давидова, был потомком Святого Царя псалмопевца (память 26 декабря) и премудрого сына его Святого Царя и Пророка Соломона. По занятиям своим отец Апостола Симона Иосиф принадлежал к простым ремесленникам, был древоделом т. е. плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих. До 80-летнего возраста он жил в чистоте и Святости как простой, но честный и добродетельный труженик и имел в супружестве Саломию. Четыре сына и две дочери произошли у этой благословенной четы.

По кончине супруги своей Саломии Иосиф, отец Апостола Симона жил много лет вдовцом, и в этом смиренном положении застало его избрание Промысла Божия. Он удостоился великой чести быть обрученным с Чистейшей Девой и быть служителем великой тайны, сокрытой от вечности.

Святой Епифаний Епископ Кипрский (403 г.), память которого 12 (25) мая и 7 (20) ноября, говорит, что праведный Иосиф при обучении с Пресвятой Девой был вдов и имел 80 и даже более лет: "Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию, имея от роду 80 или более лет". Затем тот же Святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: "Иаков, Иосия, Симон, Иуда - сыновья; Мария и Саломия - дочери", и замечает, что о них упоминается в Святом Евангелии под именем братьев и сестер Господа. Так, по указанию Святого Апостола и Евангелиста Матфея и других учителей Церкви, Святой Апостол Симон Кананит есть третий мнимый брат Господа по плоти, или лучше сказать по родству.

Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия (Варсава) (память 4 января) и Иуда (Леввей, Фаддей и Варсава) (память 19 июня) оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Святою Девою Мариею. Но три сына, в том числе и Симон не хотели этого, и только четвертый сын Иаков (память 23 октября (5 ноября)) принял Господа в часть свою.

Есть предание, что именно на браке у Апостола Симона Кананита в Кане Галилейской Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино, о чем и сказано во Святом Евангелие от Иоанна Богослова (Ин. 2, 1-9). Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу, и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, "уневестив душу свою Жениху безсмертному".

Позднее в Кане, где свершилось первое чудо Божие, Святой равноапостольной Царицей Еленой (память 21 мая) была построена церковь.

Приняв по Вознесении Христовом Святаго Духа, сошедшего в огненных языцех, ревнитель закона Христова Апостол Симон проповедовал веру в Иудее, а так же в Эдессе, и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии - в городе Севасте, нынешнем Сухуми.

В местах Иверийской земли Апостол Симон был вместе со Святым Апостолом Андреем Первозванным, память коего 30 ноября (13 декабря) и 30 июня (13 июля). Кроме того, Апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.

Из жития Святого Апостола Андрея Первозванного, между прочим, видно, что он, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с некоторыми спутниками, направился в Эдесс; там у Князя страны той по имени Авгарь остался Святой Апостол Фаддей из числа 70-ти (память 4 (17) января, 21 августа (3 сентября)). Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками Святой Апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и Апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.

Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался Святой Матфий (память 30 июня и 9 августа), а Апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.

Из Осетии Апостолы спустились в Абхазию и остановились в городе Севасте, ныне Сухум, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе Апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).

Так первыми просветителями в вере Христовой страны Иверской избраны были Богом Святые Апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в абхазской местности, в городе Сухум, для утверждения Евангельской проповеди в столь дикой и неведомой ему стране, как агнец Божий посреди волков.

Проповедь Апостола Симона была в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что Святой Апостол Симон подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, близ Никопсии, в окрестностях современного города Новый Афон.

Как именно и долго ли проповедовал Святое Евангелие в Абхазии Апостол Симон Кананит летописи не объясняют, но известно, что Святой Апостол Симон прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.

За то ополчился на него враг рода человеческого, и Апостол Симон подвергался безчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена Грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был Апостол Симон Зилот мученическим венцом, и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухума.

В некоторых изданиях ("Жития всех Святых", Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Апостол был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но это ложное мнение.

Мощи Святого Апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени.

Оставшиеся после жестоких гонений христиане, скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех умученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила Святого Апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.

Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения Апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова учения начал здесь водворяться прочнее, со всею силою веры, которую последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Брошенное Святыми Апостолами семя слова Божия, начало успешно прирастать и благотворно распространяться, так что и Антиохийские и Константинопольские Патриархи, в силу укрепления и расширения христианства в Абхазии, удовлетворяя просьбы и духовные потребности новопосвященных жителей сей земли, стали назначать сюда самостоятельных Епископов.

Из известных в то время Епископов и пресвитеров история Христианской Церкви указывает Евстафия - Епископа Севастийского (память 29 марта (11 апреля)), т.е. Сухумского, известного аскета и подвижника, и пресвитера Аэрия того же города.

Так, даже на Первом Вселенском Соборе, в 325 году, присутствовал Епископ Пицундский, Стратофил и Домнос, Епископ Трапезундский. Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухума.

С половины VI века Абхазская Церковь уже имела автокефальное управление. Известно, что Абхазская Церковь, как Автокефальная была представлена на Никейском Вселенском Соборе в VIII веке, в 787 году, в лице Пицундского епископа, католикоса Абхазского.

В XI веке, в Царствование Святого Абхазо-Имеретинского Царя Давида Возобновителя (1098 - 1130), память которого 27 января (9 февраля), весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Так, вера Христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет Апостола Симона Кананита как учителя, положившего в душах правоверующих христиан учение премудрости Божией.

Из сказанного видно, что проповедь Святого Апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но, позднее, по грехам людей и по неисповедимым судьбам Божиим, все это величие и благолепие по времени изменилось.

По завоевании турками абхазцы изменили христианству, прииняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм Святого Апостола Симона Кананита разрушили. Доказательством светлого прошлого осталось лишь то, что в самых глубоких ущельях Кавказа, Абхазии, Осетии и всей земли Иверской сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древлехристианского благочестия, к которым горцы до сих пор относятся с благоговейным почтением, необъяснимым для них самих.

Место погребения Святого Апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм, под спудом которого пребывает и теперь нетленное тело Святого Апостола Симона, оставалось для всей Грузии и Абхазии главным и указующим маяком Христовой веры и просвещения.

Господу и Пречистой Матери Его не угодно было чтобы столь Святое место пребывало и далее в вечном запустении. По воле Всеблагого Бога, хотящего всем спастись и трудами Царствующего Дома Романовых в 20-й год благополучного Царствования Государя Императора Александра II Освободителя (1855-1881 гг.) в 1875 году древний храм во имя Святого Апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.

МОЛИТВА СВЯТОМУ СЛАВНОМУ И ВСЕХВАЛЬНОМУ АПОСТОЛУ ХРИСТОВУ СИМОНУ ЗИЛОТУ ИЖЕ И КАНАНИТ ИМЕНУЕТСЯ

Святый славный и всехвальный Апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, Апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. (Из Акафиста)

Симон Зилот

Далее в перечислении имен апостолов Лука называет «Симона, прозываемого Зилотом» (Лук. 6:15). В Евангелии от Матфея (10:4) и в Евангелии от Марка (3:18) апостол назван Симоном Кананитом. Прозвище не относится к Ханаану или к поселению Кана, оно происходит от еврейского слова qanna, что означает «ревнитель».

Очевидно, Симон принадлежал к зелотам. Сам факт, что прозвище осталось на всю жизнь, свидетельствует о том, что апостол обладал ревностным, пылким характером. Однако во времена жизни Иисуса на земле упомянутым словом называлась известная политическая партия, объявленная вне закона, которую повсеместно боялись. И Симон, вероятно, был ее членом.

Историк Иосиф Флавий писал о четырех основных иудейских партиях того времени. Фарисеи придирчиво относились к Закону; они были религиозными фундаменталистами своего времени. Саддукеи - религиозные либералы; они отвергали сверхъестественное. Члены этой группы были богатыми аристократами и могущественными людьми. Храм находился под их опекой. Ессеи вообще не упоминаются в Писании, однако и Иосиф Флавий, и Филон Александрийский пишут о них как о людях аскетизма и обрядов, людях, которые жили в пустыне и посвящали себя изучению Закона. Четвертая группа - зелоты, наиболее политизированное сообщество, чем любое другое, кроме иродиан. Зелоты ненавидели римлян. Они стремились к свержению римской оккупационной власти и добивались своих целей, в основном, с помощью террористических актов и тайных актов насилия.

Зелоты придерживались крайностей во всем. Подобно фарисеям, они трактовали закон буквально. Однако, в отличие от фарисеев (стремящихся к компромиссам в политических вопросах), зелоты были агрессивными и неистовыми изгоями, людьми вне закона. Он верили в то, что лишь Сам Бог может править евреями, а поэтому были уверены, что совершали Божье дело, нападая на римских воинов, политических вождей, вообще на любого, кто противостоял им.

Зелоты надеялись, что Мессия возглавит их борьбу против Рима и восстановит царство в Израиле во славе Соломона. Они были пылкими патриотами и готовы были умереть на месте за то, во что верили. Вот что Иосиф Флавий писал о них:

«Родоначальником четвертой философской школы стал галилеянин Иуда. Приверженцы этой секты во всем прочем вполне примыкают к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть, друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека. Так как в этом лично может убедиться воочию всякий желающий, то я не считаю нужным особенно распространяться о них. Мне ведь нечего бояться, что моим словам о них не будет придано веры; напротив, мои слова далеко не исчерпывают всего их великодушия и готовности их подвергаться страданиям. Народ стал страдать от безумного увлечения ими при Гессии Флоре, который был наместником и довел иудеев злоупотреблением своей власти до восстания против римлян».

Восстание «при Гессии Флоре», о котором пишет Иосиф Флавий, произошло в 6-м году н. э., когда группа зелотов подняла восстание, поводом к которому стало взимание подушного налога с переписью, установленного Римом. Вождем и основателем зелотов, как пишет Иосиф Флавий, стал Иуда галилеянин, о котором упоминается в книге Деяний (5:37).

Зелоты были уверены, что, выплачивая дань языческому царю, иудеи предавали Бога. Такая точка зрения нашла широкое распространение среди людей, для которых римские налоги стали слишком тяжким бременем. Иуда галилеянин воспользовался возможностью, собрал военные силы и в неистовстве начал убивать, грабить и уничтожать. Последователи Иуды галилеянина вели партизанскую войну и совершали террористические акты против римлян. Однако вскоре римляне подавили восстание, убили Иуду галилеянина и распяли его сыновей.

Партия зелотов ушла в подполье. Их террористические акты стали избирательными и более скрытными. Как написано во 2-й главе, они организовали фракцию тайных наемных убийц под названием сикарии (что буквально означает «человек с кинжалом»), потому что члены этой фракции носили с собой короткие кинжалы с искривленным лезвием. Сихарии старались незаметно оказаться за спиной римского воина или политического вождя и ударяли ножом в спину между ребер, мастерски пронзая сердце.

Они сжигали военные точки римлян в Иудее, а затем скрывались в отдаленных уголках Галилеи. Как писал Иосиф Флавий в процитированном выше отрывке, их готовность подвергнуться любому страданию или смерти, включая те же мучения, которые они приносили другим, была широко известна. Римляне могли мучить зелотов, убивать, но не могли погасить их пыл.

Когда в 70-м году после Рождества Христова римская армия под руководством Тита Веспасиана опустошала Иерусалим, многие историки считают, что зелоты усугубили страшное уничтожение евреев. Во время осады, когда римская армия уже окружила город и перекрыла пути снабжения, зелоты стали убивать своих же, евреев, которые хотели вступить в переговоры с Римом о снятии осады. Зелоты не позволили сдаться никому из тех, кто хотел спасти свою жизнь. Когда Тит понял, насколько безнадежна ситуация, он разрушил город, уничтожил тысячи жителей и вынес сокровища из Храма. Слепая ненависть зелотов к Риму и ко всему, что касалось Рима, в конечном итоге привела к разрушению их родного города. Зелотами двигал безрассудный фанатизм, который привел их к самоуничтожению.

Иосиф Флавий предполагает, что название «зелоты» истолковывалось неправильно, «точно они ревностно преследовали хорошие цели, между тем как в действительности они все свое рвение прилагали к дурным делам и в этом отношении превосходили самих себя».

Симон был одним из них. Интересно, что, перечисляя имена двенадцати апостолов, Матфей и Марк пишут имя Симона перед именем Иуды Искариота. Когда Иисус отсылал учеников на служение по двое (Марк. 6:7), вполне вероятно, что Симон и Иуда Искариот были вместе. Возможно, сначала они оба следовали за Иисусом, исходя из сходных политических взглядов. Однако на каком-то этапе Симон стал искренним верующим и изменился. Иуда Искариот никогда не верил по-настоящему.

Когда Иисус не сверг римское правление, но вместо этого начал говорить о смерти, некоторые могли подумать, что Симон станет предателем; ведь он - человек пылкий и ревностный, с такими политическими убеждениями, которые привели его к террористам. Но так было еще до встречи с Иисусом.

Конечно же, будучи одним из двенадцати избранных, Симон должен был как-то общаться с Матфеем, с человеком, который принадлежал к совершенно другой политической прослойке - собирал налоги для римского правительства. В какой-то момент своей жизни Симон, возможно, с радостью убил бы Матфея. Но, в конце концов, Матфей и Симон стали духовными братьями, которые трудились бок о бок, стремились к одной цели - распространять Евангелие и поклоняться одному Господу.

Просто удивительно, что такого человека, как Симон, Иисус избрал стать апостолом. Однако Симон был чрезвычайно верным человеком, обладал поразительным пылом, смелостью и рвением. Он поверил в истину и принял Христа как своего Господа. Горячее воодушевление по отношению к Израилю, которое когда-то овладело Симоном, теперь выражалось в полном посвящении Христу.

В нескольких источниках говорится, что после разрушения Иерусалима Симон понес Евангелие на север и проповедовал на Британских островах. Имя апостола сходит со страниц библейских повествований, как имена многих других. Не существует достоверных данных о смерти апостола, но во всех преданиях говорится, что он был убит за проповедь Евангелия. Человек, который когда-то был готов убивать и умереть за политические убеждения, относившиеся только к Иудее, нашел более благую цель, за которую смог отдать свою жизнь: провозглашать о спасении грешникам из разных народов, языков и племен.

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

СИМОН ВОЛХВ Отцы Церкви определяли Симона Волхва как отца всех ересей. Он был современником апостолов и самаритянином, а Самария была печально известна своей непокорностью в религиозном плане и подозрительностью по отношению к ортодоксам. Когда апостол Филипп пришел

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Симон Маг Диакон Филипп, один из ближайших сподвижников апостолов, отправился в Самарию и начал здесь проповедовать. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, и с удивлением взирал на совершаемые им чудеса. Ибо из многих одержимых с воплями выходили нечистые духи,

Из книги Мифы и легенды Святой земли автора Ханауэр Джеймс

X Симон Праведный В верхней части долины Кедрон, недалеко от того места к северу от Иерусалима, где ее пересекает дорога в Наблус, стоит высеченная в скале гробница. Внутри скрытого за современной дверью вестибюля находится древняя, но сильно поврежденная и едва заметная

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СИМОН Тодорский (Тодорский), архиеп. (1701–54), рус. правосл. церк. писатель, филолог. Окончил КДА (1727), после чего продолжил образование в Галле (Германия). Под руководством *Михаэлиса изучал греч. и вост. языки. Был учителем в Германии и в Венгрии. Затем вернулся в Россию, где в 1743

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Симон Воломский Преподобномученик Симон Воломский (в миру Симеон Михайлович) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской Волоколамской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорившись, отправился на север, а Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Симон Теперь в живых остался только один сын Маттафии - второй по старшинству Симон. Его быстро избрали новым руководителем: 1 Мак., 13: 8. …и отвечали громким голосом, и сказали: «Ты [Симон] - наш вождь на место Иуды и Ионафана, брата твоего…» Симон попытался выкупить

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Симон Как это часто бывает, на нас сваливаются внешние проблемы, потому что их навлекают внутренние: 2 Мак., 3: 4. Но некто Симон… поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. Во времена после плена первосвященник был и

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Симон В Капернауме Иисус быстро достиг успеха, здесь у него была внимательная аудитория, чего не было в Назарете. Он даже начал собирать вокруг себя учеников: Мф., 4: 18–20. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Симон маг Во время прибытия Филиппа самаритяне уже были увлечены другим лидером: Деян., 8: 9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Из-за этого стиха этот человек обычно

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Симон Петр Следующее послание также приписывается Петру: 2 Петр., 1:1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа… Этот тезис подкрепляется ссылкой на прошлое Петра - на виденное им

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Апостол Симон Зилот, Кананит (10/23 мая и 30 июня/13 июля) Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Апостол Симон Зилот (Кананит) (I) 23 мая (10 мая по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Церковь установила читать на Литургии евангельские строки о сводных братьях по плоти Господа Иисуса Христа – сыновьях праведного Иосифа

Из книги автора

Апостол Симон Кананит (Зилот) Апостол Симон назван зилотом, что значит «ревнитель». Зилоты – это течение среди фарисеев. Зилоты боролись за независимость Иудеи от Рима, и противостояли той части иудейского народа, которая была склонна к компромиссам с язычниками. Кананит

Из книги автора

Святой апостол Симон Зилот Дни отрочества и юности Своей Христос провел в маленьком галилейском городке Назарете. Но вот наступило время открытого служения Его роду человеческому, и Он идет в Иудею, где в пустыне иудейской, на берегу Иордана, Иоанн Креститель

Из книги автора

Апостол Симон Зилот Кондак, глас 2 Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо Славы ныне предстоит и со Безплотными веселится, моляся непрестанно о всех

Из книги автора

Св. апостол Симон Зилот (О любви к Богу) I. Св. апостола Симона, память коего совершается ныне, называют также Кананитом по происхождению его из той Каны галилейской, где Спаситель явил первый пример чудес, претворив воду в вино на свадебном пиру, на котором Он и Пречистая

Святой Апостол СИМОН КАНАНИТ

Святой Апостол Си́мон Зилот (Кананит) - один из 12-ти Апостолов - был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель . Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот , что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.



Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой - заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.


В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".



Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор - крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна - «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Молитва апостолу Симону Зилоту
Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тя упова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Для чего Христос пришел в мир? Рождество Христово

О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце . Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу — погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее, но особенно в том, что он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно . Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, “взял на себя наши немощи и понес наши болезни ” (Ис. 53 гл.).

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою , приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия , с Которым мы соединяемся.

И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью , которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Бого-человеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви — и так таинственное Тело Христово растет.

Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом.

Нет, надо понять, что человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Необходимо поэтому исцелить всего человека , а не одну его духовную часть. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: “Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем ” (Иоан.6:53-56). Немного позже, в беседе о виноградной лозе , Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: “Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего ” (Иоан. 15:4-6).

Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю (Быт. 2:9, Ап. 2:7, 22:2). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Бого-человека!

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения СынаБожия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда “праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их ” (Мат. 13:43).

Епископ Александр (Милеант)