Религиозная организация «Бабуль Абваб. Дербент

Опубликовано: Ноябрь 2, 2015

Дербент: «Ворота ворот»

Если бы не присоединение Крыма к России, где расположен город Керчь, то Дербент так и оставался бы самым древним российским городом.

За тысячу лет Дербент всего лишь четыре раза был захвачен врагом

О нём упоминал Геродот в 5-м веке до нашей эры, причём как о поселении с довольно давней историей. Такая осведомлённость о прикаспийских областях объясняется тем, что Дербент располагается в самом узком месте Большого Кавказского прохода - равнинного пути из Южного Кавказа в Северный вдоль морского побережья. Эта дорога была частью Великого шёлкового пути, а её значение для региона переоценить вообще невозможно. Важное стратегическое положение и предопределило бурную историю Дербента.

«Ворота на замке» - так примерно можно перевести название «Дербент» (Дарбанд, Дарубанди) с тюркских языков. По-арабски же его название звучало так: Баб-аль-Абваб (аль-Баб), что означало Главные (Большие) ворота, или Ворота ворот. Называли его так по причине роли, которую играл Дербент в геополитике раннего Средневековья, являясь важнейшим стратегическим пунктом на торговых путях из Европы в Азию.

Яблоко раздора

В этом месте люди селились ещё в 4-м тысячелетии до нашей эры, о чём свидетельствуют остатки многочисленных стоянок и примитивных земляных укреплений. Долгое время Дербент сохранял при всей своей важности относительную независимость. Население его всегда было пёстрым: за городскими стенами уживались представители разных народов и религий.

Примерно во 2-м веке до нашей эры здесь была построена первая крепость. Сделали это правители державы Селевкидов, пожелавшие взять под контроль важный перекрёсток дорог. Они возвели каменную цитадель, которая до наших дней не сохранилась. Следующими хозяевами Дербента стали римляне, перестроившие крепость на свой лад. С 1-го века городом и крепостью владели массагеты. Они традиционно вели кочевой образ жизни, а потому цитадель пришла в упадок.

В начале 4-го века массагеты были покорены Великой Албанией - довольно мощной державой, принявшей христианство и ведшей бесконечные войны с соседями на религиозной почве. Естественно, Дербент был сильно укреплён, что позволило сто с лишним лет выдерживать нападения гуннов, хазар и персов. Но в конце концов Сасанидский Иран добился своего, установив контроль над побережьем Каспия.

С этого времени началась новая жизнь Дербента. Несколько правителей из династии Сасанидов неустанно строили и обновляли защитные сооружения города, стоявшего на важнейшем направлении. Начал масштабные работы хан Кавад, а завершал через 31 год его преемник - Хосров Ануширван. Именно он дал городу современное название (в переводе с персидского оно звучит несколько иначе - Дербенд, или «узел дорог»), и именно при Хосрове цитадель начала принимать вид, близкий к современному. Сырцовая кладка была заменена каменной, была построена двойная стена, перекрывающая каспийские ворота в Дербенте.

Всего при двух шахах было построено около двух с половиной сотен километров фортификационных сооружений, о чём современники говорили далеко за пределами персидских владений. Визирь Хосрова подсчитал, что на строительство Дербентской крепости ушла дань со всех вассальных княжеств за двадцать лет. Зато кавказские ворота империи до поры до времени были на замке.

Город-коридор

По замыслу Кавада и Хосрова, воплощенному в камне, дербентская крепость должна была включать в себя не только цитадель Нарын-Кале («Солнечная крепость»), но и две длинные городские стены, охватывавшие всё поселение, перекрывавшие всю ширину долины и уходившие на 500 метров в море. Кстати, ещё одним плюсом такого замысла стало наличие полностью защищённого порта. Не совсем ясно, какой они были толщины и высоты, так как от городских стен мало что осталось уже к петровским временам.

Зато цитадель не только уцелела, но и прекрасно сохранилась. Она занимает большую территорию - около 4,5 гектара и опоясана стенами длиной 3600 метров. Располагалась цитадель у подножия горного хребта, лишая противника возможности совершить обходной манёвр. Высота стен по большей части составляет десять метров, но кое-где (в основном, в месте соприкосновения со скальным массивом) достигает сорока, пятидесяти, а в одном месте семидесяти метров.

Со стороны гор цитадель прикрывает Горная стена, или Даг-Бары, уходящая на 70 километров в глубь Кавказского хребта. Она состоит из нескольких десятков башен, фортов и полуфортов и сложена из идеально подогнанных друг к другу камней.

Таким образом, оборонительные сооружения Дербента состояли из трёх частей: городских стен, цитадели Нарын-Кале и Горной стены. Все они были увязаны в единый фортификационный комплекс, но могли функционировать и поодиночке, что повышало шансы гарнизона на успешное сопротивление.

Мощные стены Нарын-Кале (толщиной три метра) сложены из двух рядов аккуратно обработанных каменных блоков. Верхушка стен испещрена бойницами, на всём их протяжении разбросаны внушительные башни.

Стены хранят следы многочисленных ремонтных работ и похожи на слоёный пирог. Столь же причудливо переплетаются и различные архитектурные стили, в которых оформлены верхушки укреплений. Всё же цитадель на протяжении больше чем тысячи лет в первую очередь носила оборонительную функцию, а красота её мало заботила хозяев.

Большая территория крепости позволяла каждому новому хозяину строить свой дворец, не разрушая предыдущий. Там есть постройки албанского, персидского, арабского, монгольского и более поздних периодов.

Сохранилась даже древнейшая в России христианская церковь, датированная приблизительно 4-м веком. Она по самый купол вросла в землю и уже давно переоборудована в резервуар для воды.

Вода поступала в крепость из источников на склоне горы Джалган по обнаруженным при раскопках многочисленным каменным и керамическим водоводам. Вода направлялась в несколько подземных водохранилищ и использовалась не только для питья, но и для фонтанов и даже для комплекса ханских бань. Рядом с ними располагался «каменный мешок» - местная: темница.

Впрочем, именно в системе водоснабжения крылась слабость Дербентской крепости. Со времён Кавада и до 1722 года (тогда её взял штурмом Пётр I) цитадель удавалось захватить лишь четыре раза: в 651 году арабам, в 1075 году сельджукам, в 1578 году османам и в 1668 году казакам Степана Разина. При этом каждый раз победители шли на хитрость (или подлость?) и просто засыпали яд или нечистоты в источники, из которых в цитадель поступала вода.

О южной и северной городских стенах, создававших коридор, в котором строился город, сейчас сказать почти ничего нельзя - они были разрушены практически на всем протяжении, когда город рос. Неизвестно, сколько было в них ворот и башен, но толщина и высота соответствовали параметрам цитадели.

Крепость Дербент - схема с описанием

1 - Ворота Южной стены (Кала-капы)

2 - Восточные ворота цитадели (Ханская канцелярия)

3 - Гауптвахта (с 1828 г.)

4 - Ханский дворец

5 - Ханские бани

6 - Западные ворота

7 - Ямадля узников (зиндан)

8 - Цистерна для хранения воды

Из рук в руки

Честно захватить Дербент смогли лишь тюркские орды в 626 году. После ожесточённого штурма пали городские стены, но захватчиков подвела жадность: они не стали штурмовать цитадель, а занялись грабежами и убийствами, и оказались между двух огней - подошедшее подкрепление ударило извне, а гарнизон Нарын-Кале изнутри.

В 642 году у стен Дербента появились арабы. Сасанидское войско удерживало стены и всю долину целых девять лет, пока предатель не провёл арабов к источникам, а те не отравили воду. Но завоеватели вынуждены были принять почётную капитуляцию гарнизона и ещё целых восемьдесят лет управляли Дербентом совместно с эмиром города.

В 869 году Хашим ибн Сурак отделился от арабского государства и основал свой независимый эмират. Стены и форты неизменно поддерживались в полном порядке, что позволило сохранять свободу 200 лет. Например, в 901 году Дербент отразил натиск стотысячного хазарского войска, хотя число защитников не превышало семи тысяч.

Но шло время, а вместе с ним на Дербент накатывались волны всё новых и новых завоевателей. Одних интересовал сам город, других - только проход вдоль берега моря. В 1075 году после восьми годов боёв, штурмов и осад город захватили сельджуки. Но их власть продлилась недолго - вскоре Нарын-Кале вновь стала оплотом независимого княжества.

Единственный раз Дербент открыл ворота завоевателям без боя - это было в 1395 году, когда 200-тысячное войско Тамерлана пропустили в долину Терека. Город отошёл его незначительному союзнику и практически сохранил независимость. Следующие 200 лет Дербент был важным фактором в кавказских междоусобицах, но, в конце концов, опять достался персидским шахам.

Во время турецко-персидских войн 1578-1618 годов (между прочим, они были не менее напряжёнными, чем Русско-турецкие) Дербент несколько раз переходил из рук в руки, но цитадель турки смогли взять только однажды, причём обманом. Городские стены к тому времени уже практически не существовали, так что его можно было захватить без особого сопротивления. Но Нарын-Кале продолжала оставаться крепким орешком, где гарнизон в полной изоляции мог держаться месяцами.

В 1668 году Дербент был взят и разграблен Степаном Разиным. Этот поход не стал разовой акцией - в августе 1722 года русская армия после недельной бомбардировки принудила крепость к капитуляции. После этого Дербент ещё несколько раз переходил от России к Персии и обратно, но только в результате переговоров.

Окончательно Дербент вошёл в состав России в 1813 году по Гюлистанскому мирному договору.

Журнал: Военная история, №10 - октябрь 2015 года
Рубрика: Знаменитые крепости



От: ,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:


Сочинение.

Созвездий люстры вбиты в небосклон,

Пятак луны подброшен в небо кем-то,

Над крепостью старинного Дербента

Восточной ночи царственен поход.

(Фэхреддин Орудж Гэрибсэс)

Почему Дербент является живой памятью прошлого? Откуда произошло название города? С какого времени начинается его история? Такой ли он древний, как о нём пишут? Почему нужно ценить и беречь достояние прошлого, переданное нам нашими предками? Почему мы должны сохранить древние памятники и передать их следующему поколению?
Дербент – город мирового значения, город-история, город-тайна, город-магия, город святынь, город ценнейших памятников, представляющих необычайный интерес для всего мира. Даже не верится, что, начиная с I-го века н.э. появление в Дербенте оборонительных сооружений нашло отражение в сведениях античных авторов. Вот какой это древний город. За владение Дербентом боролись Рим и Парфия.
Император Нерон в 68г. н.э. организовал большой поход, используя легионы из Германии, Британии и Иллирии. Планы Нерона осуществил император Домициан,т.к. Нерона убили путём заговора(ГаджиевМ.С.2007.а.с.498-511)
Античные писатели Корнелий, Тацит, Марк Анней Лукан, Гай Валерий Флакк называли его kaspia.
Название города Дербент в переводе с персидского означает «узел ворот», русские называли его «Железные ворота», и это еще не все его названия: арабское Баб ал Абваб(«Ворота ворот», и тюркское «Темир-капы»(«Железные ворота», более древнее наименование Чор Чол,

Зафиксированное в ряде армянских и грузинских источниках и отложилось в ряде дагестанских языках: кайтагское Чури, лакское Чулли, аварское Чор. Крепость запирала путь из Европы в Азию и являлась частью грандиозной оборонительной системы, куда входили городские стены, цитадель, морская стена и стена Даг-бары (горная), протяженностью сорок километров. Войдя в крепость, в это царство легенд, застывших в камне, мысленно переносишься в древний Дербент. Сопоставляя время, завороженно смотришь на памятники древности. Малый зиндан – тюрьма, ханская канцелярия (Дворец Фатали-хана), ханская баня, крестово-купольный храм, гауптвахта и многое другое. То есть, Дербент – это совокупность старой и новой эры. Город, где время сливается, превращаясь в настоящую восточную сказку.
Во время первых походов на Дербент погибли у стен города в битве с хазарами полководцы - братья Салман и Абдаррахман ибн Рабиа. С именами их и их соратников народная традиция связывает самую почитаемую мусульманскую святыню Дербента - кладбище «Сороковник.» (тюрксккое Кырхляр, персидскоеЧэхэл танан.) оно расположено близ центральных северных городских ворот
Кырхляр-капы, которые арабы называли Баб аль джихад.
«Ворота священной войны». На огороженном участке кладбища имеется группа из сорока монолитных каменных саргофаков полуцилиндрической формы, установленных над погребениями шахидов-мучеников. К сожалению, время стёрло имеющиеся на них куфические надписи. Подобные надмогильные плиты имеются и на южном городском кладбище, носящем название Джум-джум по имени легендарного правителя.
Здесь были и знаменитый завоеватель Надир-шах, и Тамерлан среднеазиатский государственный деятель, полководец, совершивший ряд грабительских походов на Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию.
«Хромой Божок» Востока Тимур, называет его в своём стихотворении «Дагестанский петух» Расул Гамзатов. Тамерлан, который с многочисленными войсками решил подступить к Дербенту с гор,
так как с моря было мощное укрепление. Существует легенда, в которой говорится, чтобы запугать дагестанцев, он прислал гонца с мешком, полным зерна:
Хотел сказать хромой божок востока,
Держа полмира в царственной руке,
Что у него народу в войске столько,

Как зёрнышек в подаренном мешке.
И каково же было его удивление, когда гонец прискакал обратно с петухом в пустом мешке:
И понял вождь, что очень даже просто
Была его загадка решена:
Склевал петух по зёрнышку всё просо,
Кукареку! В хурджине ни зерна!(Р. Гамзатов сб. Четки лет.с.25)
Дербент - это память, живая память прошлого. Красивый, сказочный город, сохранивший до наших дней необычайную архитектуру. Это город-история. Кажется, вот он великий царь, Пётр Первый, останавливался здесь, восхищался городом. Это ли не история? Это ли не живая память прошлого?
В месте, где расположился музей, император, согласно достоверным историческим данным, останавливался в августе 1722 года во время первой кампании Персидского похода. Там для него был сооружён низкий домик, получивший в дальнейшем название «землянка ПетраI». Объект был расположен примерно в ста метрах к западу от берега моря и состоял из двух небольших комнат.
По всей видимости, «Домик ПетраI» войдёт в структуру Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в подчинении которого находятся и другие структурные подразделения: Музей боевой славы, Нарын-кала, дом-музей Бестужева-Марлинского, Музей Культуры и быта Древнего Дербента.На вершине Дербентского холма возвышается великолепное чудо света – крепость «Нарын-Кала», корень наших традиций, к которой ведут 211 ступеней. Отсюда открывается чудесный вид на город, он будто весь на ладони – можно любоваться панорамой города: магалами с узкими улочками, куполами мечетей, новыми микрорайонами, вдали – виноградные плантации, а напротив – бескрайние просторы Каспийского моря. Всё это – город-музей под открытым небом, протяженностью сорок километров. Памятники истории – безмолвные свидетели множественных нашествий, набегов кочевников, различных завоевателей города, сражений за власть над Дербентом. Это хазары, арабы, иранцы, персы, турки, аланы, сарирцы, племена Йаджудж и Маджудж и многие другие.
Это город, являвшийся важным административно-политическим, военно-стратегическим и религиозным центром Восточного Кавказа.

Одним из старинных памятников мира является Джума мечеть и ныне действующая. Это уникальный архитектурный памятник, замечательный образец раннемусульманского зодчества. Среди других старинных мечетей города следует упомянуть Минарет-мечеть XV-XVIвв. близ ворот Джарчи-капы(арабское Баб аль Мухаджир и Кырхляр мечеть рядом с одноимёнными воротами, которая была построена по повелению шаха Аббасса в 1036г.х./1626г.
Яркими историко-архитектурными памятниками города являются и сохранившиеся средневековые бани, которые наряду с мечетями, караван-сараями, базарами являлись центром общественной жизни восточного города(ГаджиевМ. 1999Р.415-491) На них обратил внимание знаменитый путешественнник Эвлия Челеби, который посетил Дербент в 1647 году и посетил описанию целый параграф в своём «Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
Городские ворота также представляют собой замечательные памятники средневековой архитектуры (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299). Они имели не только оборонное значение, но и являлись украшением города.

Из восьми ворот, сохранившихся до наших дней, особым парадным видом выделяются ворота Кырхляр-капы (в переводе с тюркского «Ворота сорока шахидов, арабского Бал аль- Джихад) и Орта-капы(в пер с тюркского «Средние ворота»), являющиеся центральными в северной и южной городских стенах.
Здесь «прорубил» окно на Восток Петр Великий, который рассматривал Дербент, как важный порт на Каспии. Дербент привлекал внимание не только видных государственных деятелей, о нем писали европейские писатели и историки – Марко-Поло, А. Дюма-отец, А. Олеарий, А. А. Кудрявцев, русский путешественник Афанасий Никитин и многие другие. Здесь в ссылке был декабрист А. А. Бестужев-Марлинский…
Путешествуя по городу, возникает множество мыслей. Столько государств, племён, известных военачальников и деятелей вели борьбу за город Дербент, крупнейший военно-политический центр Кавказа и ворота в Восточную Европу. Представляешь себя несколько веков назад, как бы тогда воспринималось всё это. Затем снова окунаешься в атмосферу современного города и любуешься историческими памятниками и городом Дербентом, вместившим в себя столько исторических событий, памятников необычной старинной, чудесной архитектуры. Поэтому в 2003 году архитектурные объекты Дербента включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дербент занял своё почётное место среди выдающихся памятников истории и культуры нашей планеты. Особым событием стали посещение в 2005году Цитадели Дербента президентом РФ.В.В.Путиным,а в 2010 году прямой телемост с ним с раскопок в Дербенте. Уникальный город-музей Дербент по-прежнему открывает свои исторические недра и тайны для посетителей всего мира, по-прежнему удивляет и восхищает посетителей мира, пленяет памятью стольких исторических событий и масштабностью посещений известными людьми, что диву даёшься.
И если мы не сохраним эту историю, живую память прошлого, дошедшую до нас через столько веков, то мы потеряем своё лицо. Пустота и провал в будущем ожидают нас. Вспомним слова мудрого поэта Дагестана Расула
Гамзатова из произведения «Мой Дагестан»:
"Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. »
Древние творения, памятники города, дошедшие
до нас – уникальное явление, это память прошлого. А раз мы ходим по городу, любуемся архитектурой древних мастеров, можем руками, то весь город Дербент - это живая память прошлого. Удивительная древность, вошедшая в сокровищницу не только Дагестана, но и всего мира, достояние наше - город Дербент. Значит, сберечь его - общая задача. Памятники культуры всегда являлись эталоном ценности, эталоном уровня развития, эталоном сформировавшим духовность народа. Поэтому Дербент является живой памятью прошлого. Невольно в памяти возникают строки:
Дербент, Дербент – истории краса!
Живая память древности родной,
Ландшафта и строений чудеса
Реликвии земли твоей святой.
Рим и Парфия за тебя боролись
И многие другие государства.
ПётрI восхищён был тобой,
Землянку для себя велел построить.
Отсюда в Европу «прорубил окно»,
Чтобы в руках был мир морской.
Великие люди писали о тебе,
Их крепости и стены удивили,
Святыни, кладбища, рисунки на стене
Музеи, крепости дивной архитектуры,
Словно, Царство, застывшее в камне
И Каспия просторы раскинулись вокруг.

Литература:
1. ГаджиевМ.С. Между Европой и Азией: из истории связей Дагестана в албано –сорматский период.Махачкала.1997.с.104
2. ГаджиевМ.С.Даг-бары. Великая Кавказская стена. Дагестанские святыни. Махачкала, 2008а с.9-19
3. (ГаджиевМ.С. Даг-бары. 2007.а.с.498-511)
4. ГаджиевМ.С.«Сейахат-наме»(Челеби ЭвлияС.(174-175).
5. ГаджиевМ.Даг-бары. 1999Р.415-491)
6. (Хан МагомедовС.О. 1972;2002с.233-299).
7. Р.Гамзатов «Мой Дагестан» с.2
8. Р. Гамзатов сб. Четки лет 1992.с.25)

Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя его автора.

«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое они пьют. <…> Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен. Они ведь не земледельцы, а кочевники».

  1. Нестор
  2. Геродот
  3. Константин Багрянородный
  4. Плиний Старший

Задание 2

Прочитайте отрывок из работы современных историков. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«С появлением в конце VI в. многочисленных воинственных гуннов, подчинивших себе другие племена кочевников, грабительские набеги участились. В V в. Иран начал строить на Восточном Кавказе и в Дагестане оборонительные сооружения. В VI в. в узком проходе между горами и Каспийским морем была сооружена огромная каменная оборонительная система. Она включала в себя город, названный ___________ (в переводе с персидского «узел ворот»), и укреплённую линию из стен и башен».

  1. Дербент
  2. Сарай
  3. Херсонес
  4. Искоростень

Задание 3

Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец.

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

  1. Юрий Данилович
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Василий III

Ответ:

1 2 3
2 1 3

По 2 балла за каждый верный ответ на задания 1–3.

Всего за задания 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

  1. Эдесса
  2. Кастилия
  3. Арагон
  4. Моравия
  5. Антиохия
  6. Наварра

Задание 5

Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

  1. Михаил Тверской
  2. Юрий Долгорукий
  3. Евпатий Коловрат
  4. Андрей Боголюбский
  5. Узбек
  6. Юрий Данилович

Задание 6

Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?

  1. Архангельск
  2. Псков
  3. Чернигов
  4. Тобольск
  5. Нижний Новгород
  6. Ладога

Ответ:

4 5 6
236 156 236

3 балла за каждый полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 9 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб Муромский.

7.2. Апсида, неф, закомара, купол.

Ответ:

7.1. Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.

7.2. Элементы древнерусского храма.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Нерон, Перикл, Траян, Диоклетиан.

8.2. 1368 г., 1370 г., 1372 г., 1389 г.

Ответ:

8.1. Древнеримские императоры. Лишнее имя: Перикл – древнегреческий исторический деятель.

8.2. Даты походов князя Ольгерда на Москву. Лишняя дата: 1389 г. – год смерти Дмитрия Донского.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Расположите события в хронологической последовательности.

  • А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
  • Б) провозглашение Карла Великого императором
  • В) первая религиозная реформа князя Владимира
  • Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
  • Д) первое упоминание о Москве в летописи
  • Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:

Б В Д Г А Е

4 балла за полностью верную последовательность. 1 балл за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 – название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием жителей полуострова было (4) .

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов которого был вмонтирован чёрный камень – оплавившийся метеорит, считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня. В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он был вынужден бежать в (10) . Но постепенно новая религия привлекала всё больше последователей.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 11

Рассмотрите план города и выполните задания.

11.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил.

11.2. В какой части города, отмеченной на плане, жили купцы и ремесленники?

11.3. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства.

11.4. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане.

11.5. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?

11.6. Расположите части города, названные по именам князей, в хронологической последовательности их возникновения.

Ответ:

11.1. Киев. Кий. (По 1 баллу за каждый из элементов.) Всего 2 балла.

11.2. Подол (2 балла).

11.3. Десятинная церковь (2 балла).

11.4. Щек (2 балла).

11.5. Церковь Бориса и Глеба (2 балла).

11.6. Город Владимира, город Ярослава, город Изяслава-Святополка. (По 1 баллу за каждый из элементов). Всего 3 балла.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 12

Перед Вами изображения знаменитых памятников архитектуры и список событий. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите название изображённого архитектурного памятника, в третью колонку таблицы запишите название государства, в котором соответствующий памятник был сооружён, в четвёртую – цифровое обозначение события, относящегося к истории этого государства. Обратите внимание на то, что в списке представлены лишние события.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях или непосредственно связанных с ними. Определите, о каких событиях в них идёт речь. Укажите год(-ы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу.

А. «Так была взята крепость Галата, и Константинопольская гавань захвачена силой. Ратники войска были этим сильно ободрены и от души благодарили Господа, а жители города были сильно расстроены. И тогда в войске держали совет, чтобы решить, что им делать дальше: напасть ли на город с моря или с суши. Венецианцы горячо ратовали за то, чтобы установить на нефах лестницы и чтобы весь приступ производить с моря. Французы же говорили, что они не умеют воевать на море так хорошо, как венецианцы, зато, когда у них есть кони и они имеют при себе свое оружие, им сподручнее сражаться на суше. Конец совета был таков, что венецианцы пойдут на приступ с моря, а бароны и прочие ратники ‒ с суши».

Б. «Император Алексей возвратился в город, а те, кто находился в войске, отправились в свой лагерь, и они скинули оружие и снаряжение, усталые и утомленные; а потом они подкрепились немного. <…> Этой самой ночью император Алексей взял из своей сокровищницы столько, сколько мог унести, и увел с собой тех из своих людей, которые захотели уйти оттуда; так он бежал и покинул город».

А. «И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Б. «Проявили себя здесь шесть храбрых мужей.

Первый ‒ по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий ‒ Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый ‒ новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый ‒ из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Шестой ‒ из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.


Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает “узел ворот”. В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами (Кудрявцев, 1982. С. 19).
Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в “этническом” отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены " стражники из разных областей Ирана.
Видимо, к сасанидскому периоду относится и появление в районе Дербента ираноязычных горских евреев. С V в. н.э. службу по охране дербентского прохода несли и армянские дружины. В последующее время, вплоть до начала XX в., также продолжался приток армян в Приморский Дагестан, в том числе в Дербент. Письменные источники содержат сведения о том, что в городе оседала и какая-то часть хазар. В исторической хронике “Дербенд-намэ” среди средневековых жителей Дербента называются и табасараны.

Рис. 18. Цитадель Нарын Кала. Дербент

В период арабских завоеваний (VIII-XI вв.), “учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов” (Буниятов, 1965. С. 167). В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюркоязычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч “мусульманских семей”» (Гасан Эфенди Алкадари, 1929. С. 25). Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.
В средневековый Дербент попадали и русы. “Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия, сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка” (Гадло, 1979. С. 206; Минорский, 1963. С. 68). Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий период (Шихсаидов, 1975. С. 9-61).
Автор XII в. Абу Хамид ал-Гарнати свидетельствует, что эмир Дербента “говорил на различных языках, таких как лакзанский, табаланский, филанский, закаланский, хайдакский, гумикский, аланский, асский, зерихкеранский, тюркский, арабский, персидский” (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати... 1971. С. 26). Не исключено, что какая-то часть населения города говорила на двух или даже нескольких языках. Этому не могли не способствовать этническая пестрота населения Дербента и прибывавшие туда отовсюду торговцы. Но наибольшее распространение получили языки тюркского корня, так как с середины XI в. начинается господство турков-сельджуков, сыгравших определяющую Народы Дагестана 81
роль в формировании азербайджанского этноса и частичной тюркизации местного населения. Добавим к этому, что после распада Арабского халифата Дербент находился в тесных политических, экономических и культурных связях с Ширваном, и формирование этнического состава Ширвана и Дербента происходило по существу в едином русле (Буниятов, 1965. С. 112-177).
В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами. Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям.
В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов, а в конце в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму (Гаджиев В.Г., 1979. С. 216-217).
В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства, начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы (Там же. С. 219).
Для XVIII в. мы располагаем более полными сведениями о населении города. По сообщению И.Г. Гербера, среди горожан “много купецких людей из пер- сиянов, армянов, грузинцев, и индийцев” (История, география... 1958. С. 86). По сведениям Ф.Ф. Симоновича, относящимся к концу XVIII в., в Дербенте насчитывалось “домов обывательских Алиевой и Суннитской секты 2090, а армянских около 90” (Там же. С. 143). Ранее (XVII в.) о том же более подробно говорит другой автор: “В части Дербент называемой находятся постройки из дикого камня и по большей части в два этажа два дома ханских, мечети Алиевой и Омаровой секты 15, одна армянская церковь, караван-сараев - 6, лавок всяких 500, монетный дом один, фабрика небольших шелковых материй 30, да для бумажных 115, домов персидских (т.е. азербайджанских. - М.М.) 2096 и 93 армянских” (.Адам Олеарий, 1906. С. 486).
В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад. Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.
В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом, но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России. Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение от главного раввина города, который не избирался, а назначался властями.
В Дербенте русское воинское и гражданское население жило в цитадели города и во вновь построенных кварталах в приморской части - Дубарах. Цент
ральные кварталы занимали горские евреи и армяне. В остальных девяти мага- лах проживали азербайджанцы, а окраины города занимали представители народностей Южного Дагестана.
Основная масса горожан занималась садоводством, огородничеством, виноградарством и виноделием, а также ремеслом, торговлей, извозным промыслом и т.д. Причем виноделием занимались только армяне и евреи, они составляли большую часть торгового сословия.
За годы советской власти численность и этнический состав населения Дербента изменился, но не столь кардинально, как в других городах Дагестана. Так, в нем насчитывалось (тыс. человек): в 1926 г. - 23,1; в 1939 г. - 34,0; в 1959 г. - 47,3; в 1970 г. - 56,9; в 1979 г. - 67,4; в 1989 г. - 82,1.
Что касается этнического состава, то он, несмотря на то что Дербент - самый мозаичный в этом отношении город в Дагестане, оставался относительно стабильным. По данным на 1995 г., население Дербента составило 89,8 тыс. человек. В основном это азербайджанцы - 30,1%, лезгины - 26,1%, табасараны - 14,2% и горские евреи - 10,8%. В последние годы наблюдается отток из Дербента горских евреев, русских, армян. Совершенно остановился и наметившийся в 1970-е - начале 1980-х годов, в связи с развитием промышленности города, приток представителей народов Нагорного Дагестана. Сегодня этнический облик Дербента определяют азербайджанцы и народности Южного Дагестана, а также в какой-то мере горские евреи, численность которых уменьшается здесь с каждым днем. Азербайджанский язык и азербайджанская песенная культура имеют в Дербенте прочные позиции. Из культовых заведений функционируют древнейшая в Дагестане Джума-мечеть, а также синагога.
Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул. Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях.
Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса “Нарын-Кала” и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения былой всемирной славы города, его историко-культурных традиций.

Современное название – Дербент происходит от персидского названия города- крепости Дорбанд, что означает “дар” – ворота, “банд” –узел, запор на воротах. Известно более 20 названий города в древних языках, исторических памятниках, но почти все названия включают слова “ворота”, “затвор”, “дверь ”. и это не случайно. Вытроенный в самом узком месте прохода между скалами и морем, город-крепость, с мощными фортификационными сооружениями, стенами и башнями, массивными железными воротами был высшим для своего времени достижением военно-инженерного искусства. Археологические раскопками показали, что в районе цитадели “Нарын-Кала” в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. находилось древнее поселение площадью в 14-15 га. Вполне возможно, что возраст 5 тыс. лет для города не предел.


Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает Узел ворот . В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами.


Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в этническом отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены стражники из разных областей Ирана.


В период арабских завоеваний (VIII-XI вв.), учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов" . В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюрко- язычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч мусульманских семей. Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.


В средневековый Дербент попадали и русы. Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия , сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка . Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий


В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами . Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям. В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов , а в конце XVI в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства , начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы.


В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад . Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.


В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом , но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России . Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение


Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул . Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях . Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса Нарын-Кала и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения.