Шесть православных святынь беларуси. Cобор Белорусских святых Белорусские святые

Духовная история Беларуси это история её святости. Она складывается из многочисленных примеров подвижнической жизни сынов и дочерей земли белорусской, взявших свой крест и последовавших за Христом. Эти угодники Божии подобно путеводным звездам освещают собою историческое прошлое Беларуси, в состав которой испокон веков входи-ли территории Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, а также частично Виленские, Смоленские, Белостокские, Киевские и Галицкие земли. Свет Божией благодати, воссиявший в душах святых, происхождением и слу-жением своим связанных с землей белорусской, проходя сквозь времена, достигает и нас. О «Православных святых земли белорусской» рассказывает книга которая находится сегодня на нашей книжной полке. О ней - далее в нашей программе. ***

Это замечательная книга вышла в свет в Издательстве Белорусской Православной Церкви. В неё вошли очерки о жизни и духовном подвиге православных святых этой древней земли, включая Собор Белорусских святых и Собор новомучеников и исповедников земли белорусской. Жизнеописания подвижников благочестия сопровождаются многочисленными репродукциями икон, цветными иллюстрациями и карто-схемами. Издание адресовано всем, кто интересуется духовной историей Православной Церкви Беларусии и служением на её землях святых угодников Божиих. А молитвенно обращаясь к этим подвижникам благочестия с просьбами о заступничестве, мы глубже осо-знаём духовную связь поколений и единство всех в лоне Церкви.

Как сообщают издатели, в 1984 году Святейший Патриарх Московский к всея Руси Пимен по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) благословил установить празднование в честь Собора Белорусских святых в неделю 3-ю по Пятидесятнице. Самыми древними на белорусской земле являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому одними из первых стали почитаться святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоц-кие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Также в 11-13 веках свой духовный подвиг свершали затворник Мартин Туровский, игумения Евфросиния Полоцкая, игумен Елисей Лавришевский, князья Ростислав Смоленский и Борис Туровский, княгиня-инокиня Евпраксия и княжна Литовская Харитина.

В 13-14 столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого Княжества Литовского. В эти времена совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские. В 15-16 веках Господь прославил митрополита Макария, княжну Иулианию Ольшанскую и игумена Геннадия Могилёвского.Тяжёлым испытанием для Православия стал период насаждения унии на белорусских землях в 17-18 столетиях. Своей стойкостью и пре-данностью Православной вере в это время прославились княгиня Слуц-кая София, архидиакон Никифор Кантакузен, архимандрит Виленский Леонтий, игумен Брестский Афанасий, игумен Пинский Макарий и архиепископ Могилёвский Георгий (Конисский). В эти же времена принял мученическую кончину младенец Гавриил Белостокский.

Как отмечают издатели, в истории Беларуси и Православной Церкви на её землях мирные созидательные времена чередовались с периодами испытаний и гонений. Так, после революции 1917 года мученичество ради Господа приняли тысячи христиан, в числе которых были новомученики и исповедники земли белорусской. В начале 21 века прославлены в лике святых угодниц Божиих бла-женная Валентина Минская и преподобная Манефа Гомельская, кото-рые в тяжёлые времена войн, социальных потрясений и общего безверия оставались светочами Православной веры, помогали, утешали, вселяли надежду в сердца многих сотен людей - страждущих, отчаявшихся, не-мощных духовно и физически.

В Соборе Белорусских святых самой, пожалуй, известной является преподобная Евфросиния Полоцкая. Она почитается как небесная заступница не только полоцкой земли, но и всей Беларуси. Евфросиния, в миру Предслава, родилась в Полоцком княжестве в семье князя Святослава-Георгия. Она была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. С раннего детства княжна была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Несколько строчек в Житии отмечают её образованность: «...и толма бысть любящи учение». Любовь к книжному учению сочеталась у Предславы с усердной молитвой, а внешняя красо-та — с целомудрием. Слава о красивой, мудрой, скромной и набожной княжне распространилась широко, и многие князья просили её руки. Но Предслава, отвергнув брак и земные блага, решила посвятить себя служению Богу.

Тайно от родителей ушла юная подвижница в монастырь, настоятельницей которого была её тётя. Игумения долго отговаривала племянницу, но, видя её решимость, при-звала священника, и тот совершил обряд пострижения и нарёк именем Евфросиния. Вскоре по благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, и в качестве послушания занималась переписыванием книг. Вырученные от продажи книг деньги раздавались нищим. Однажды в сонном видении Евфросинии явился Ангел Господень и повелел ей пребывать в местечке под названием Сельцо, что под Полоцком. Затем Ангел явился к епископу Илии и объявил ему волю Божию в отношении Ефросинии. Владыка с подобаю-щим торжеством передал подвижнице Сельцо для устроения там обители.

Свою просветительскую деятельность и труды по устроению монастыря святая Евфросиния совмещала с заботой о насельницах и мирянах, не взирая на их чины и сословия. Она самым решительным образом предотвращала ссоры и распри и между князьями, и между простолюдинами. Всем нуждающимся преподобная давала духовные советы согласно учению Церкви. И многие, зная силу ее молитвы, приходили к ней за духовной помощью и обретали её. На склоне лет игумения Евфросиния решила выполнить своё давнее желание — отправиться в паломничество на Святую землю, поклониться Святому Гробу Господню. Получив благословение она отправилась в дальний путь.

В Иерусалиме преподобная обошла многие места, знаменованные земной жизнью Спасителя. Но вскоре занемогла и после 24 дней болезни, в мае 1173 года, предала свою душу Господу. Святая Евфросиния была погребена в монастыре преподобного Феодосия близ Иерусалима. Но несколько позже года тело святой было перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году состоялось торжественное перенесение мощей в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся и ныне. Святость Евфросинии была признана в Полоцком княжестве уже в конце 12 века. Именно тогда было написано её Житие и составлена Служба. Местночтимой святой она оставалась до середины 16 столетия, пока её Житие не вошло к «Великие Четьи-Минеи» святителя Макария Московского. В наши дни преподобная Евфросиния почитается не только как небесная заступница Беларуси, но и как покровительница женского монашества.

*** Ныне Собор Белорусских святых включает в себя Собор святых угодников Божиих (это 28 имён) и Собор новомучеников и исповедников земли белорусской, включающий 47 имён. И Промыслом Божиим в этот сонм святых будут включаться новые имена подвижников благочестия, которые своей жиз-нью явили подвиг веры и стали небесными ходатаями и молитвенника-ми перед Богом за своих земных соотечественников. Помимо общего празднования Собора Белорусских святых, для каждого из подвижников установлен день памяти, о чем достаточно полно и интересно рассказывает рассмотренная нами книга.

Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Собор Белорусских святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице, в 2015 году - 21 июня.

Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В то время на всей белорусской земле насчитывалось не более трех с половиной сотен православных приходов и был лишь один Свято-Успенский Жировичский монастырь. Время перемен тогда ещё не наступило, и единственным упованием и отрадой церковного народа было предстоящее в 1988 году празднование 1000-летия Крещения Руси. Именно этот великий праздник и стал для Матери-Церкви началом возрождения веры, нового этапа устроения Православной Церкви в Беларуси.

Все святые, которых Церковь призывала в молитвах, незримо встали рядом, чтобы ежедневно и ежечасно помогать роду христианскому.

Святость

Смысл библейское понятие святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный»: «вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2,9).

В более широком контексте святые - избранные - это люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные.

Среди сонма святых выделяют: равноапостольских (тех, кто, подобно апостолам, просветили светом Христовым целые народы); мучеников и страстотерпцев; святителей - (церковных иерархов: святых патриархов, митрополитов, епископов), преподобных (монахов, благой жизнью своей наиболее уподобившихся Христу, отрекшихся от суетных благ земных) и праведных (проявлявших любовь христианскую в миру, отрекшихся от мирских искушения). Среди же праведных выделяют святых юродивых, которые, по слову апостола Павла (1 Кор. 1, 18-21) восприняли подвиг сознательного самоуничижения.

Люди, исходя из представлений земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. И, чтобы явить благодать подвижника, чтобы она была замечена всеми, Господь одаряет Своего избранника при жизни или по смерти чудотворениями.

Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника и уже сами по себе свидетельствуют о святости умершего. Первое из них - нетление тела подвижника, подтвержденное словами Писания: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2.23). Не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями именуют «мощами». Мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности. Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение. Но, к примеру, святые мученики сразу причислялись к лику святых уже в силу самого их подвига - очищения мученической смертью.

Белорусские святые

Самыми древними в Беларуси являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому и первыми известными белорусскими святыми были Полоцкие и Туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Они почитаются как первые архипастыри, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению веры Христовой в первые века после Крещения Белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII и XIII столетиях.

В этот же период свой монашеский подвиг свершали преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский.

В XII столетии существовала еще одна древняя епархия, в состав которой входили белорусские земли, - Смоленская. Здесь прославился своей добродетелью и праведностью благоверный Ростислав, князь Киевский и Смоленский. Им были построены множество храмов и монастырей на белорусских землях, своей жизнью он являл личный пример благочестия и добродетельности.

В XIII–XIV столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого княжества Литовского. Не всегда это проходило мирно. Именно здесь совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские - первые на Беларуси мученики ради Христа. И, по-видимому, не случайно после их исповеднического подвига на землях Великого княжества Литовского установился почти 200-летний период укрепления Православной Церкви и расцвета просвещения и образования. В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую, о земной жизни которой почти не существует сведений. Но в ее образе воплощена память о многих белорусских женщинах-христианках, праведно и благочестиво свершавших и ныне свершающих свой христианский подвиг.

Тяжелым испытанием для Православия стал период унии. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились праведная София Слуцкая, преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Пинский.

Как небесный защитник детей-христиан почитается мученик младенец Гавриил Белостокский.

В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась только одна православная епархия с центром в Могилеве. Во главе этой епархии стоял святитель Георгий (Конисский). Он вел активную просветительскую деятельность. Своим служением архиепископ Георгий готовил благодатную почву для дальнейшего возвращения духовенства и народа из унии в Православие.

В истории Церкви Христовой мирные созидательные периоды чередуются с периодами испытаний и гонений. Соответственно с этим в мирные времена наиболее проявляется подвиг праведности и добродетельности, а во времена гонений свершаются подвиги мученичества и исповедничества.

Так, с упокоением в 1917 году праведного Иоанна Кормянского связывается окончание мирного периода в истории Церкви в Беларуси. После этого начинается период гонений, когда мученичество ради Христа приняли тысячи людей. Из их числа Господь открыл судьбы 23-х новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.

В последние годы в Собор Святых земли Белорусской вошли священномученики Павлин, епископ Могилевский, прославленный в 2000 году, а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 году под Мозырем); Митрофан, архиепископ Астраханский; Гавриил, архиепископ Рязанский; Иоанн, архиепископ Рижский, прославленные в 2002 году.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года. Его твердая личная позиция стала причиной многочисленных гонений со стороны католической власти, которые закончились мученической кончиной архидиакона.

Также в 2002 году в состав Собора Белорусских Святых вошли святые, которые подвизались в более давние времена.

Благоверный Борис, князь Туровский был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским. Скончался он в 1158 году и был погребен в церкви святых мучеников на Нерли в Кидекши, которую построил его отец Юрий. Положенное в каменную раку тело более чем пять столетий покоилось в той же монастырской церкви. В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность.

Благоверная княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре. Была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком.

Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве. Был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году. Нетленные мощи святого Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. Будучи князем, защищал Православие в Великом княжестве Литовским. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и почил в 1483 году. Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина, княжна Литовская, происходила из рода князей Литовских. Из-за междоусобиц переселилась в Новгород, а затем приняла постриг в Свято-Петро-Павловским женском монастыре под Новгородом. Почила в 1492 году, Нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, пополнился собор новомучеников и исповедников Православной веры.

К числу белорусских святых присоединен святитель Иоасаф (Жевахов), который в 1934 году возглавлял Могилевскую епархию, а в 1937 году был осужден и расстрелян.

В 2004 году в храме святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина), уроженца тех мест, который в сане викарного епископа служил на Гомельщине и принявший мученическую кончину за веру в 1930-е годы.

6 февраля 2006 года состоялось прославление в числе святых угодницы Божией блаженной Валентины Минской, которая в тяжелейшие времена общего безверия сохраняла в душах людей сокровище веры

11 августа 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская, которая несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенной и милосердия, за что получила от Господа способность посредством молитвы исцелять больных и укреплять немощных.

15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси.

На состоявшемся 12 января 2012 года заседании Синода Белорусского экзархата в Собор Белорусских святых включены имена двух прославленных угодников Божиих: святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского (1784-1840), ректора Могилевской духовной семинарии и настоятеля Кутеинского Богоявленского монастыря священномученика Николая Гаварина, пресвитера (1870-1938), клирика Свято-Софийского кафедрального собора,

Всего Собор всех Белорусских святых насчитывает более 80 имен.

Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти.

Святость человека в православной аскетической традиции, Доклад профессора МДА А.И. Осипова pravoslavie.ru

Cобор Белорусских святых blagobor.by

Cобор Белорусских святых azbyka.ru

Александр А. Соколовский

Жыровіцкая ікона Божай Маці, прп. Ефрасіння Полацкая, прп. Кірыл Тураўскі, Тураўскія крыжы, Мінская ікона Божай Маці, прп. Сафія княгіня Слуцкая, Баркалабаўская ікона Божай Маці, Крупецкая ікона, св. Георгій Магілеўскі (Каніскі), мч. Гаўрыіл Беластоцкі, Пустынскі Свята-Успенскі манастыр...

Значение слова, обозначающего библейское понятия святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный»: «вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2,9).

В более широком контексте святыми - избранными - назывались люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные.

Люди, исходя из положений будничной, земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. "Какие такие святые? Они же простые люди, необразованные. Да нам и не нужны посредники, мы с Богом напрямую желаем общаться!". Эти слова яснее всего показывают, какая пропасть лежит между святостью и грехом, между религиозным и обыденным сознанием.

Именно поэтому для нас так ценен опыт святых - тех людей, которые путем преодоления своих страстей и недостатков сподобились богообщения, приблизились к Богу, отдаленному от нас не расстоянием, а нашей невнимательной жизнью.

Чтобы явить нам благодать подвижника, дабы была замечена всеми, Господь одаряет Своих избранных при жизни или по смерти чудотворениями.

Но чудеса могут твориться и диаволом. И человек не имеет иной возможности отличить одни от других, кроме как в сравнении этих чудес с теми, что сотворил Сам Иисус и которые описаны в Евангелии.

Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника и уже сами по себе свидетельствовать о святости умершего.

Первое из них - нетление тела подвижника. «Мощами» называется не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями. Само значение и происхождение слова указывает на то, что мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности; в любом из этих случаев Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья.

Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение.

Официальное причисление к лику святых - канонизация - явление довольно позднее: раннехристианская Церковь не знала особых актов канонизации или прославления. Мученику, пострадавшему за Христа, сразу после его смерти молились, на его гробнице совершали Литургию. Поэтому до сих пор канонизация происходит вследствие всенародного почитания святого.

Какую же пользу святые приносят Отечеству?

Они напоминают нашему быстро теряющему веру поколению о том, что для человека нет пользы уподобляться животным, заботясь лишь о собственном благе. Нельзя жить только ради кармана и желудка и называться при этом человеком. Все усилия неверующих ученых доказать, что человек потомок обезьянок, разбиваются о высочайшую человечность подвига новомучеников, о свидетельство того, на какую несоизмеримую нравственную высоту поднимается жизнь человека, поставившего во главу своей жизни и смерти верность Богу!

3 апреля 1984 года по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Белорусских Святых в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в третий воскресный день после праздника Святой Троицы.

Вскоре в здании Минского Епархиального Управления был освящен храм в честь Собора Белорусских Святых. Собор состоит более чем из 70 имен, из них около 30 - имена новомучеников, пострадавших за свои религиозные убеждения и деятельность в недалекие времена.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Преподобная Евфросиния Полоцкая
(+1173, память 23 мая)

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(+1183, память 28 апреля)

Преподобный Мартин Туровский
(+1150, память27 июня)

Преподобный Елисей Лавришевский
(+1250, память 23 октября)

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские
(+1347, память 14 апреля, 13 июля)

Четверть века назад приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил установить празднование в честь Собора Белорусских святых.

В то время Православная Церковь была весьма стеснена в своем бытии: на всей белорусской земле насчитывалось не более трех с половиной сотен православных приходов и лишь один Свято-Успенский Жировичский монастырь.

Время перемен тогда ещё не наступило, и единственным упованием и отрадой церковного народа было предстоящее в 1988 году празднование 1000-летия Крещения Руси.

Именно этот великий праздник и стал для Матери-Церкви началом небывалого в истории возрождения веры, восстановления национально-исторического здравомыслия и нового этапа устроения Православной Церкви в Беларуси. Все святые, которых Церковь призывала в молитвах, незримо встали рядом, чтобы ежедневно и ежечасно помогать роду христианскому.

В 1984 году в Неделю 3-ю по Пятидесятнице было впервые совершено празднование Собора святых, благоугодивших Богу в разные времена тысячелетней истории Православия на Белорусской земле и прославленных Церковью в лике святителей, мучеников, преподобных, благоверных и праведных.

Для каждого из белорусских святых установлен день памяти.

Самыми древними в Беларуси являются Полоцкая и Туровская епархии , поэтому и первыми известными белорусскими святыми были Полоцкие и Туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители и Лаврентий, епископы Туровские . Они почитаются как первые архипастыри, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению веры Христовой в первые века после Крещения Белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII и XIII столетиях.

В этот же период свой монашеский подвиг свершали преподобные Мартин Туровский, Елисей Лавришевский .

В XII столетии существовала еще одна древняя епархия , в состав которой входили белорусские земли, - Смоленская . Здесь прославился своей добродетелью и праведностью благоверный Ростислав , князь Киевский и Смоленский. Им были построены множество храмов и монастырей на белорусских землях, своей жизнью он являл личный пример благочестия и добродетельности.

В XIII–XIV столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого княжества Литовского. Не всегда это проходило мирно. Именно здесь совершили свой мученический подвиг . Они почитаются как первых на Беларуси мучеников ради Христа. И, по-видимому, не случайно после их исповеднического подвига на землях Великого княжества Литовского установился почти 200-летний период укрепления Православной Церкви и расцвета просвещения и образования. В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую , о земной жизни которой почти не существует сведений. Однако в ее образе воплощена память о многих белорусских женщинах-христианках, праведно и благочестиво свершавших и ныне свершающих свой христианский подвиг.

Тяжелым испытанием для Православия стал период унии. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились , преподобномученики и Макарий Пинский .

Как небесный защитник детей-христиан почитается мученик .

В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась только одна православная епархия с центром в Могилеве. Во главе этой епархии стоял . Он вел весьма активную просветительскую деятельность, потому что в период унии уровень духовного просвещения как священства, так и народа был очень низким. Своим служением архиепископ Георгий готовил благодатную почву для дальнейшего возвращения духовенства и народа из унии в Православие.

В истории Церкви Христовой мирные созидательные периоды чередуются с периодами испытаний и гонений. Сообразно с этим в мирные времена наиболее проявляется подвиг праведности и добродетельности, а во времена гонений свершаются подвиги мученичества и исповедничества.

Так, с упокоением в 1917 году праведного Иоанна Кормянского связывается окончание мирного периода в истории Церкви в Беларуси. После этого начинается период гонений, когда мученичество ради Христа приняли тысячи людей. Из их числа Господь открыл судьбы 23-х новомучеников и исповедников Минской епархии , прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии , прославленных в 2007 году.

В последние годы в Собор Святых земли Белорусской вошли священномученики Павлин , епископ Могилевский, прославленный в 2000 году, а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 году под Мозырем, что по дороге из Новогрудка в Киев); Митрофан, архиепископ Астраханский ;; Иоанн, архиепископ Рижский , прославленные в 2002 году. Другие святители-священномученики некоторое время несли свое архипастырское служение в Беларуси и в XX столетии погибли за веру во времена репрессий.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик , который был официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года. Его твердая личная позиция стала причиной многочисленных гонений со стороны католической власти, которые закончились мученической кончиной архидиакона.

Также в 2002 году в состав Собора Белорусских Святых вошли святые, которые подвизались в более давние времена.

Благоверный Борис , князь Туровский (память 6 июля) был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским. Известно, что в 1157 году Борис потерял Туров в итоге междоусобной борьбы. Скончался он в 1158 году и был погребен в церкви святых мучеников на Нерли в Кидекши, которую построил его отец Юрий. Положенное в каменную раку тело более чем пять столетий покоилось в той же монастырской церкви. В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность. Точных сведений об официальной канонизации князя не найдено; он почитается в соборе Владимирских святых.

Благоверная княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре. Была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком.

Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве. Был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году. Нетленные мощи святого Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. Будучи князем, защищал Православие в Великом княжестве Литовским. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и почил в 1483 году. Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина , княжна Литовская, происходила из рода князей Литовских. Из-за междоусобиц переселилась в Новгород, а затем приняла постриг в Свято-Петро-Павловским женском монастыре под Новгородом. Почила в 1492 году; нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, пополнился собор новомучеников и исповедников Православной веры. К числу белорусских святых присоединены святитель Иоасаф (Жевахов) , который в 1934 году возглавлял Могилевскую епархию, а в трагическом 1937 году был осужден и расстрелян по распоряжению властей.

В 2004 году в храме святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина) , уроженца тех мест, который в сане викарного епископа служил на Гомельщине и также принял мученическую кончину за веру в 1930-е годы.

6 февраля 2006 состоялось прославление в числе святых угодницы Божией блаженной , которая в тяжелые времена общего безверия, когда Церковь преследовалась и храмы разрушались, сохраняла в душах людей сокровище веры

11 августа 2007 года была прославлена преподобная , жизненный путь которой также пришелся на безбожные времена. Несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства, преподобная Манефа сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенности и милосердия, за что получила от Господа способность посредством молитвы исцелять больных и укреплять немощных.

А. Соколовский

Куда поехать туристу, чтобы погрузиться в историю белорусского православия

1. Крест Евфросинии Полоцкой

Эта женщина, в миру Предислава, - наиболее чтимая белорусская преподобная. Она родилась в самом начале XII века в семье витебского князя, но беззаботной придворной жизни уже в 12 лет предпочла монастырь. Есть предположение, что она не только внучка Владимира Мономаха, но еще и дальний потомок Владимира Крестителя.

Однажды во сне к Евфросинии пришел ангел, отвел в небольшую деревеньку Сельцо близ Полоцка и сказал всего четыре слова: «Здесь надлежит тебе быть!». Когда видение повторилось трижды, Евфросиния начала строительство в Сельце Спасского монастыря. Позже там появился и храм, а Евфросиния тем временем пополняла местную библиотеку, сочиняла музыку и вела летописи.

А еще – открыла ювелирные и иконописные мастерские. И именно в одной из них в 1161 году был создан умельцем Лазарем Богшей шестиконечный крест высотой почти в 52 сантиметра. Основа его выполнена из кипариса, крест отделан золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями.

Довольно быстро он стал символом полоцкого православия: святыня немало путешествовала, была вывезена в Смоленск, оттуда, спустя три века, отправилась в Москву. Еще позже крест взял с собой в поход на Полоцк Иван Грозный, пообещав вернуть его на родную землю в случае победы, и слово свое сдержал. Так крест Евфросинии оказался в Софийском соборе Полоцка. До Великой Отечественной войны реликвия покидала Беларусь лишь на небольшое время. А после нашествия фашистов… пропала! ООН искала ее в США, многочисленные историки и исследователи – на всей когда-то оккупированной части СССР, но успехом эти поиски не увенчались…

Копию креста создали лишь в 1997 году, она хранится в том месте, ради которого когда-то сотворили и оригинал – в Спасо-Преображенской церкви.

2. Софийский собор в Полоцке

Одно из основных мест паломничества для христиан всего православного мира. Он был религиозным центром Полоцкого княжества и скопирован строителями-византийцами со знаменитого одноименного собора в Константинополе. В Древней Руси было еще только два его аналога – в Киеве и Новгороде.

В соборе располагалась усыпальница с 16 древними саркофагами и богатейшая библиотека.

От первоначальной постройки XI века до нас дошли старинный фундамент, части стен и столбы, а самое главное – уникальные фресковые росписи.

При Петре I здесь был склад боеприпасов и амуниции для солдат, принимавших участие в Северной войне. Спустя век тут, в специальной нише в стене, прятали Крест Евфросинии Полоцкой. Еще через полтора столетия тут расквартировались фашисты...

Каждая война оставляла после себя разрушения, собор перестраивали в XVIII веке, но ряд его архитектурных особенностей удалось сохранить: семиглавие храма, использовавшиеся при первоначальном строительстве необработанные камни-валуны, копия «Тайной вечери» да Винчи и изображение Спаса Нерукотворного.

Где находится: Витебская область, город Полоцк, набережная Западной Двины, точный адрес – улица Замковая, 1.

Как добраться:
самый экономный способ – на поезде из Минска, ходят они часто, но все – во второй половине дня или вечером. Время в пути – 4-7 часов, цена билета в плацкартный вагон от 1000 рублей. Доехать можно и из столицы России. Поезд «Москва-Рига» дороже – от 3000 рублей.

Что еще посмотреть : Прямо возле собора стоит Борисов камень, ему 800 лет и на нем выбиты древние православные надписи и изображения крестов. Здесь находится и копия креста Евфросинии Полоцкой, и несколько связанных с Преподобной сооружений: Спасский монастырь, Спасо-Преображенский храм и Крестовоздвиженский собор. Неподалеку – домик Петра I и памятник букве «Ў», которая есть только в белорусском алфавите.

3. Минская икона Божией Матери

500 лет эта икона была одной из святынь православного Киева. По преданию, писал ее сам святой апостол Лука, а в русские земли ее привезли из Херсонеса. В конце XV века захвативший Киев татарский хан Махмет Гирей устроил в городе погром; с древней иконы сорвали ризу и бросили в Днепр. Но утопить ее не удалось. Через 18 лет, в 1500-м, жители Минска увидели яркий свет, исходивший из реки Свислочь...

Образ Богородицы остался жить в Минске: Минской Божией Матери молились об избавлении от нашествия врагов, исцелении болезней; икона помогала справляться со скорбью и искушениями.

Больше четырех веков она оставалась в Минске, пока не была изъята советскими властями в 1936 году. Пролежав несколько лет в запасниках, она попала в руки немцев, но почти сразу же благочестивая православная жительница Минска выпросила у оккупантов икону. Ее имя – Варвара Слабко – осталось в истории, а подвиг - сохранил реликвию для белорусов. В 1945 года святыню перенесли в Свято-Духов кафедральный собор, там она хранится и по сей день.

Где находится : город Минск, улица Кирилла и Мефодия, 3

Как добраться : если вы уже в Минске, то проще всего взять такси. Выйдет недорого, откуда бы вы ни поехали – это самый-самый центр города. Собор открыт с раннего утра и до позднего вечера, а на случай сомнений можно записать телефон дежурного: +375 17 3276609

4. Туровские каменные кресты

Еще одна история, которую надо рассказывать с самого момента Крещения Руси. Вскоре после него, как утверждают летописцы, в город Туров из Киева по Днепру и Припяти приплыли против течения десятки каменных крестов. Стоило местным жителям их достать, как воды реки окрасились в красный цвет...

Это сейчас Туров – небольшой городок, население которого едва переваливает за 3 000 человек. Тогда же он был столицей у дреговичей, имел важное геополитическое значение и готовился стать столицей Туровского княжества.

Кресты так и оставили на берегу по всей Туровщине, целое тысячелетие им поклонялись, носили монеты и мясо, ходили к ним крестным ходом. Пока советская власть не расправилась с реликвиями: часть, говорят, сломали, часть сбросили в воду, а один отправили в музей в Гомель. Но спустя какое-то время утопленные кресты снова появились в реке.

В итоге несколько из них удалось сохранить силами прихожан, а один… Один растет из-под земли на Борисоглебском кладбище. Загадка эта скорее геологическая: еще тогда – в 30-х – местный житель увидел утопленный крест в реке, достал его, и чтобы советские власти снова до него не добрались, закопал неподалеку, на погосте. Вроде как этот каменный крест и карабкается уже два десятилетия к солнцу и воздуху – и успешно.

Где находится: Гомельская область, город Туров, Туровская Церковь всех святых, улица Ленинская, 99. Там хранятся два двухметровых креста.

Если надо посмотреть все, то придется заглянуть в деревушки Погост и Вересница (по 10 км от Турова в разные стороны) и добраться до Гомельского областного краеведческого музея (Гомель, площадь имени Ленина, 4). И, конечно, растущий крест на Борисоглебском кладбище. Местные проводят.

Как добраться : Непросто. Сначала из Минска поездом до Гомеля (5 часов, 1100 рублей за билет в плацкартный вагон, купе вдвое дороже), а потом автобусом до Турова – это еще 5 часов.

Что еще посмотреть : Есть сохранившийся фундамент церкви, построенной еще в XII веке. Он простоял около 60 лет и был разрушен землетрясением. То было самое крупное религиозное сооружение в западной части Древней Руси.

Зато в Гомеле, если поедете, загляните в местный дворцово-парковый ансамбль. Собственно, краеведческий музей – его составная часть. Его построили еще в XVIII веке, и там можно узнать многое из истории областного центра на полмиллиона жителей.

5. Жировицкая (Жировичская) икона Божией Матери

По преданию, икону когда-то нашли юные пастухи в ветвях грушевого дерева, недалеко от деревни Жировичи. Пастухи отдали находку своему хозяину Солтону, а тот запер ее в ларец. Решив на следующий день похвастать перед гостями такой красотой, он иконы в ларце не обнаружил. Зато обнаружили пастухи: на том же дереве. Пораженный Солтон пообещал построить (и построил) на этом месте церковь.

Спустя почти век церковь сгорела. Икона, как решили местные жители, тоже. Но затем крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели невероятной красоты деву, сидящую на камне возле сгоревшего храма. В руках у нее была та самая икона. Дети побежали рассказывать об этом родителям, а когда вернулись, девы уже не было. Зато икона осталась.

Реликвия пережила несколько войн, все это время творя чудеса: лечила от чахотки и беспамятства, немоты и ревматизма, даже помогала рожать и избавляла от аллергии. К ней приезжали молиться монархи Польши и Речи Посполитой...

Сейчас она - в иконостасе Царских врат главного храма монастыря.

Где находится : Гродненская область, деревня Жировичи, Успенский собор Свято-Успенского Жировицкого монастыря, улица Соборная, 57. Есть сайт (http://zhirovichi-monastery.by) , на котором можно подсмотреть контакты.

Как добраться: Из Минска лучше ехать на маршрутке. Они ходят с вокзала, доезжают прямо до ворот монастыря. Время в пути – не больше 2,5 часов. Если одного дня не хватит, то есть гостиница для паломников в 400 метрах от монастыря. В областной центр – Гродно – по пути заехать не получится. Далеко (150 км) и в другую сторону, чем Минск. Так что если в планах есть и этот город, то его надо посещать отдельно. Тем более, что есть повод.

6. Борисоглебская (Коложская) церковь

Построена в 1140-1180-х годах на берегу Немана то ли самими гродненскими князьями Борисом и Глебом, то ли их детьми. Храм построен в стиле чернорусского зодчества (Черной Русью называли все русские земли, оказавшиеся во власти Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского), и это единственный сохранившийся памятник этого стиля.

В XIII веке церковь разрушали крестоносцы, в XV – войска Ивана III, спустя век ее восстановили, а спустя еще один она оказалась в запустении. Потом было обрушение стен... И несмотря ни на что - подобных построек в мире больше нет. Потому Беларусь настаивает на внесении Коложской церкви во всемирный список наследия ЮНЕСКО. Сейчас храм отреставрирован, в нем проводят богослужения.

Где находится: Гродненская область, город Гродно, улица Коложа, 8. Есть сайт (http://kalozha.by), там можно найти телефоны и адреса электронной почты

Как добраться: Поезд Минск-Гродно (5-6 часов в пути, 1500 рублей за место в плацкартном вагоне) или маршруткой из Минска (ехать примерно столько же, цена вопроса - 500 рублей), они отходят примерно каждый час от железнодорожного вокзала.

Что еще посмотреть : Гродно – это город-памятник, в котором сохранилось немало артефактов прошлого. Тут и королевские замки, и дворцы магнатов, и католические святыни, и синагога. На все это стоит потратить время, да и простая прогулка по почти нетронутым кварталам XIX века наверняка доставит туристам немало удовольствия.

Вениамин Лыков