Для чего применялась ступа деревянная. История деревянной ступы

Народная сказка сегодня - не только окошко в волшебный мир, но и проводник в область реалий крестьянского быта прошедших веков. Многие сказочные слова детям обязательно надо растолковывать, объяснять, что за ними стоит. В этом педагогам и преподавателям народной культуры поможет сказочный словарик.

Для тех, кто читает с детьми народные сказки

Объясняем слово «ступа»

«Баба Яга в ступе по лесу скачет, пестом погоняет, следы помелом заметает…»

Что такое ступа? По звучанию напоминает слово «ступать» - что Баба Яга и делала: разъезжала в ступе по лесу. На самом деле ступа для этого не предназначена.
Ступа - это специальное приспособление, в котором что-нибудь толкут или перетирают. Такая домашняя ручная мельница. Она напоминает ведро, только без ручки. Делали ступу обычно из камня или из дерева - выдалбливали серединку. Внутрь насыплют зерна и давят его специальной палкой с набалдашником. Такая палка называлась пестом. Чтобы перетереть вручную зерно в муку, нужно было прикладывать очень много силы. Не хватало еще, чтобы ступа во время работы качалась! Вот ее и делали очень тяжелой. Ступу даже с места сдвинуть было трудно. А Баба Яга могла в такую ступу влезть и заставить ее скакать по лесу. Разве это не доказательство ее волшебной силы?

Правда, в старину были не только большие ступы, но и маленькие ступки. Использовались они, когда надо было перетереть небольшое количество зерна в муку. Маленькие ступки даже до нашего времени дожили. В них еще недавно могли перетирать кофейные зерна.

Примечание. Если у вас есть возможность показать детям маленькую ступку и принцип ее работы, сделайте это.

Иллюстрация Ивана Билибина к сказке «Василиса Прекрасная»

Вопросы и задания для детско-родительских изысканий по сказкам

1. Выполните сказочный тест.

Сказочный тест

Ступа - это:

1) специальная обувь;

2) приспособление для перетирания зерна в муку;

3) уверенная походка человека.

С помощью ступы передвигались:

1) Иван-царевич;

2) Кощей Бессмертный;

3) Василиса Прекрасная;

К ступе обязательно прилагается:

4) жидкость для смазки.

2. Решите ребус.

Сказочный ребус

Отгадка этого ребуса связана со ступой

3. Составьте список сказок, в которых упоминаются слова «ступа» и «пест».

4. Проведите эксперимент: попробуйте в домашних условиях перетереть вручную цельные зерна кофе или овес (пшеницу). Что вы сумели для этого приспособить? Сколько времени вам на это понадобилось? Сколько времени понадобится, чтобы перетереть мешок зерен? Тяжелая это работа или легкая?

Рисунки Владимира Семеренко

Ступай в пест!

Тысячи лет назад в общеславянском языке произошла удивительная и странная ошибка…!

Исторический факт, что одними из первых орудий труда были СТУПА и ПЕСТ. До нынешних пор известно, что ступа стоит неподвижно, а пест падает сверху, превращая зёрна в порошок. Но названия этих двух предметов по системе образования древнего языка должны быть другими.

Методом типизации определим значение слова ПЕСТ. Что означает дифтонг ПЕ в других словах? Назовём вещи из древнего быта: ПЕлёнка, ПЕлена, Плен, где Е утрачено, ПЕтля, ПЕ-нёк – ПЕ-НОКО - препятствие для ног (Ъ заменил О, Ь – Е), ПЕна, ПЕнка, ПЕро – покрытие птицы, ПЕ-сок, где ПЕ – пелена, сокъ – сочиться, ПЕчь – ограждение огня, ПЕщера – укрытие … В словах, в которых произошло озвончение и фонема Л перешла в Р: берег – ПЕ-ЛЕКО – препятствие или ограждение реки, береста – ПЕ-ЛЕСТО – лесная пелёнка, защита, белена - ПЕлена – застилающая ум, бельмо – ПЕлено, берлога – ПЕЛЕ-ЛОКО – укрытие зверя…

Как видим, все слова с дифтонгом ПЕ означают ограждение, защиту, препятствие, окружение, покрытие. По логике и в слове ПЕСТ – ПЕСТЪ – ПЕСТО должно означать то же значение. ПЕ – ограждение, СТО – стоящее. Ограждение от того, чтобы зерно не разлеталось, не рассыпалось.

Теперь рассмотрим слово СТУПА, где СТ – стоящее, У – сужение, ПА – падающее. Подобно слову СТРЕЛА, где СТ – стоящая, ЛЕ – летящая.

Пест вначале замирает, затем падает в одну «узкую» точку. Есть аналог этому понятию – слово СТУПАТЬ. Нога исполняет ту же функцию, но вначале на землю падает пятка. В слове СТОПА уже СТО, где слово означает большую площадь, чем пятка человека. «СТУПАЙ!» и слово СТУПОР тоже примыкают к понятию СТУП. И слово СТУК - тоже примыкает к этому «точечному» звуку.

Всё это подтверждает, что ПЕСТ выполняет функцию СТУПЫ и наоборот!

Путаница произошла, возможно, ещё в доисторическом общеславянском языке. До нашего времени она содержится во всех славянских языках. А вот в лексике литовского и латышского языков ПЕСТ – стоящее, а СТУПА – падающее. Два первобытных слова говорят о многом: об общности и разобщённости славянского и балтийских языковых путей. Тоже факты истории. В литовском языке много совпадений доисторических морфем со славянскими, но это тема другого исследования.

Впрочем, интимная русская лексика, которая, естественно, несёт в себе более древние корни, чем названия кухонной утвари, также сохраняет слово «песта» в «литовском» значении. Как мы знаем из школьного курса ботаники, пестик в растениях также является «женским» органом размножения.

По какой причине названия предметов славян сменились – гадать не станем.

Этот пример наводит на мысль, что названия не сразу закрепились в слове. Известный языковед и философ В. Гумбольт основой языка считал СЛОВО. Он утверждал, что понятие не может отрешиться от слова, как человек не сможет скинуть своей физиономии.

Феномен СТУПЫ и ПЕСТА опровергает это утверждение: понятия ступа и пест поменялись своими «физиономиями». В таком обличье они живут и поныне. Это не мешает славянам тысячи лет толочь пестом в ступе. Впрочем, возможно, это то исключение, которое подтверждает правило.

Конечно, говоря о ступе, мы не можем не вспомнить таинственную строчку А.С. Пушкина: «Там ступа с Бабою-Ягой идёт, бредёт сама собой». Здесь нет и намёка на то, что ступа – это своего рода «транспортное средство», на то, что это вообще – ёмкость. Возможно, Пушкин знал о путанице названий предметов и сознательно ввёл этот движущийся образ: ступа – ступает. Именно ступа здесь – главный герой, а Баба-Яга лишь рядом, с нею. Не есть ли «пушкинская» ступа – та самая костяная нога, с которой ассоциируется эта мощная бабка?

Однако талантливый художник Иван Билибин, первым иллюстрируя пушкинскую сказку «Руслан и Людмила» в 1908 году, задал образный мотив: баба-яга, летящая в ступе. И с той поры так и повелось. Хотя у автора образ несколько иной.

Сквозь призму этого знания иначе понимается и убийство отца сыном в «Братьях Карамазовых». Случайно ли орудием преступления на почве ревности стал не нож, не топор, а именно пест? Женское и мужское здесь смешалось. У Достоевского нет ничего случайного.

Подробнее об истинной этимологической теории русского языка читайте на сайте: http://lingvisty.jimdo.com/

Библиография:

Л.П. Писанов, В.Л. Писанов Тайный код русской речи. Том 1. Генетика слова Издание второе: переработанное и дополненное. Челябинск, ЧПО «Книга», 2011 г.

Л.П. Писанов, В.Л. Писанов Тайный код русской речи. Том 2. Этимологический словарь. Анти-Фасмер. Челябинск, ЧПО «Книга», 2009 г.

Pilon de pharmacien Instrument pour broyer les médicamentations.

Pilon de mortier Instrument dont on se sert pour piler quelque chose dans un mortier. Pilon de fer, pilon de fonte, pilon de bois.

Предметы домашней утвари, используемые в свадебных обрядах и в народной медицине. С. символизирует собой сексуальное женское начало, а П. - мужское. По сербским обычаям, чтобы рожать поровну мальчиков и девочек, молодая, войдя в дом мужа, должна присесть и на П., и на С. В шуточной песне из Орловской губ. дед предлагает бабе лечь на кровать: «Твоя ступа, мой толкач,/Я засуну, ты не плачь!» Откровенно эротический характер имеют славянские загадки о С. и П., например: «- Баушка белянка! / Что у те за ямка? / - Дедушка сокол!/Что у те за кол?» В полесской свадебной припевке упоминается женитьба С. и П.: «Ой, высилле, высил-лечко / Нам Бог дау, / Ожэниуса толкач, / Ступу взяу». В Гомельской обл. известно шуточное объяснение того, откуда появляются дети: «3 неба упау,/Да у ступу папау, /Ас ступы вылез - /И вот якой вырас». В Казанской губ. сваха, придя в дом невесты, отыскивала в сенях С. и трижды вертела ее вокруг себя, чтобы состоялась свадьба и молодую трижды обвели вокруг аналоя. В Вятской губ., чтобы сватовство прошло успешно, сваха трижды поворачивала С., приговаривая: «Как не упрямится ступа, так бы не упрямилась и невеста». В Пензенской губ. после отправления свахи из дома жениха его родные катили за ней С., выражая этим надежду, что сваха «утолчет и угладит» все проблемы. На Украине и в Белоруссии, когда невесту увозили в дом к жениху, сопровождающие старались украсть С. и жернова. В связи с этим, приезжая к жениху, пели: «Выды, маты, подэвы, / Што мы тоби прывэзлы, / Ой, ци жорна, ци ступу, / Ци невисту-залупу!» (Волынская обл.). Кое-где на Украине в конце свадебного обеда сваты с музыкой выносили из каморы каравай и трижды, танцуя, обходили с ним вокруг С.; каравай делили на С., поставленной посередине хаты. В севернорусском свадебном обряде невесту иногда сажали на С. В украинском Полесье на свадьбе С. рядили в женский наряд, а пест - в мужской. В Житомирской обл. в последний день свадьбы «венчали» родителей новобрачных вокруг С.; при этом в С. наливали воды и били по ней пестом так, чтобы облить всех водой; обход С. сопровождался шуточными диалогами и непристойными песнями, пародирующими церковную службу. На Псковщине и в Саратовской губ. бытовала святочная игра, во время которой «венчались» вокруг С., изображающей аналой. У русских, украинцев и сербов С. часто применяли в народной медицине. Считали, что в ней можно истолочь болезнь или «перетолочь» больное животное на здоровое. В Казанской губ. во время приступа лихорадки рубаху, штаны, пояс и крест больного клали под С. и говорили: «Марья Идровна, отпусти его, не то я тебя под ступой заморю; коли ты не оставишь, и я тебя не выпущу!». Железная и золотая ступы упоминаются в заговоре XVII в. из Олонецкой губ. В заговоре от недругов из того же рукописного сборника XVII в. рекомендовалось, выходя из дома, толкнуть левой рукой С. и сказать: «Как ся ступа пала, так бы мои недруги повалялись пред мною и попадали». В севернорусских заговорах от детской бессонницы: «Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, рабы Божьей (имярек) не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей». В Гомельской обл., если ребенок не спит, мать трижды обходила С., со злостью толкала ее и произносила: «Я^табе покажу!»; считалось, что ребенок после этого успокоится. По сербским поверьям, тот, кто страдает от лихорадки или боли в животе, пусть выпьет воды из С., три раза перевернется через голову, потом ляжет и заснет; когда он встанет, будет здоров, а С. нужно оставить перевернутой на ночь. В Брянской обл. советовали во время пожара перевернуть С. кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. В гомельском Полесье во время засухи парни бросали в колодец С., П. и кувшины, чтобы вызвать дождь. Бытовое использование С. и П. регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По полесским поверьям, не следует оставлять на ночь П. в С., иначе ночью им будет толочь нечистая сила; украинцы Харьковской губ. не оставляли также С. открытой, т.к. иначе перед смертью рта не закроешь.

По польским поверьям, в течение трех дней после смерти человека нельзя толочь в С. и молоть в жерновах, т.к. душа умершего три дня пребывает в С. или в жерновах. В русских сказках Баба-яга «ездит в ступе, пестом погоняет, вперед метлой дорогу разметает» или «ездит в ступе, пестом упирается, помелом побивается, хлещет сама себя сзади, чтобы прытче бежать». В белорусской сказке «Мал Малышок» из Могилевской губ. Баба-яга едет верхом на козле, погоняя железным толкачом. По поверьям Волховского уезда Орловской губ., «у колдунов и ведьм необходимыми орудиями... служат: ступа, толкач, помело, сыч или филин, кот большой, треножник, кочерга и кадка с водой... Ведьмы прилетают на помелах, ухватах или ступе, в руках у них бывает толкач или рог с табаком». В украинской сказке из Черниговской губ. самая старшая, киевская, ведьма приезжает на шабаш верхом на П. По поверьям белорусов Волковыскского уезда Гродненской губ., Баба-яга - хозяйка всех ведьм, вместо ног у нее железные песты; когда она идет по лесу, то, ломая его, прокладывает себе ими дорогу. В белорусском заговоре на успех в суде говорится: «Не щу на суд, да еду. Ступаю еду, таукачом паганяю, макам след засыпаю». По поверьям белорусов-полешуков Пинского уезда, русалки живут на дне рек «и в мае месяце до восхода солнца по утрам в хорошую погоду выходят из рек и нагие с толкачами пляшут во ржи и поют». В Могилевской губ. детей пугали Железной бабой: она хватает детей, которые ходят одни по полям и огородам, бросает их в свою железную С., толчет и ест. В старинной лубочной картине «Баба-яга и Крокодил» Баба-яга изображена верхом на свинье; в правой руке она держит вожжи, а в левой - П., с помощью которого собирается сражаться с Крокодилом. Лит.: Топорков А.Л. Откуда у Бабы-яги ступа?//Русская речь. 1989. №4. А.Л. Топорков

Моей прабабушке Тряховой Любови Михайловне 93 года. Она кладезь, конечно. Как пойдет рассказывать - дух захватывает.
Тут как-то вспоминала, как они лен обрабатывали. Мне так понравилось, что захотелось его посеять и попробовать хоть немного приобщиться к такому большому делу.
Купила семена в Лавке здоровья (спасибо Кате mamadetok за наводку). Они не для посадки, а для еды. Но, надеюсь, прорастут. Здорово было бы получить пряжу. Ну, или хотя бы что-то наподобии льна сантехнического для куколок. На худой конец, хоть посмотреть, как он выглядит)
Сегодня записала за бабушкой, как получали ткань.


В августе, когда поспеют шишечки и стебли начнут звенеть, лен брали. Вязали в снопы. Снопы ставили поставушкой (много снопов ставили вместе, так, чтобы ветром не раздувало и дождь не мог все промочить). Оставляли еще неделю дозревать.
Потом свозили на ток и на бревне колотушками колотили по шишкам, чтобы отделить семена.
За месяц до снега свозили его на луга (где был сенокос), расстилали посадками (длинными дорожками). Там лен лежал еще месяц. Через месяц приезжали проверяли, отходит ли стебель. Если отходит, значит улежался. Собирали граблями в кучи, снова вязали снопы.
Затем набивали льном бани и топили их - сушили. Высушенные стебли мяли в мялице

Потом в ступе с пестом толкли. Вынимали, хлыстали об трепалку (палка специальная) Это уже дома делали зимой. Грязи, конечно, говорит было, но что поделаешь.

Среднерусские орудия для обработки льна (XIX век): 1 - льномялка, 2 - ручная ступа и пест

Дольше берешь гребень и донце. И гребнем чешешь. Вычесанную кудель сматывали в мочки. Мочки пряли на прялке. Получалась пряжа.

Пряжу белили золой.

И только после всего этого ткали холст. И шили одежду.

Прабабушка моя 19 года. Замуж вышла в 17 лет в 36 получается в село Бахмутово (сейчас это Порецкий район, Чувашия). Там ходила лен брать. Но тогда уже вручную его не обрабатывали, сдавали государству.
А весь процесс помнит из детства. Говорит, сшили как-то платье ей-девочке из холста. Она его очень не любила - некрасивое, колючее, мешковатое. Тогда уже ткани красивые продавали. Льняной холст не в почете был)

Тут вот еще нашла о чудесных свойствах льна:
http://www.narodko.ru/article/cloth/alin/

Лен - отличный антисептик, он подавляет вредную микрофлору, снимает зуд, жжение и другие воспалительные явления.

Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной.

Льняная ткань гигроскопична — не только впитывает влагу, но и «отводит жару», обеспечивая отличное самочувствие, особенно в жарком и влажном климате. Вода испаряется с нее почти с той же скоростью, что с поверхности водоема, в результате чего льняная ткань всегда свежая и прохладная. Лен не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Кремнезем, содержащийся в льне, предохраняет его от гниения.

Постель изо льна, утверждают ученые, ослабляет воздействие неблагоприятной экологии, не накапливает статического электричества, а потому дольше остается чистой, не липнет к телу и не сбивается складками. Лен хорошо согревает зимой, а душными летними ночами создает ощущение прохлады, отводя избыток тепла от кожи: под льняной простыней кажется, что температура упала на 4-5°. В отличие от хлопчатобумажных комплектов, которые со временем желтеют, льняные чем дальше, тем становятся белее!

Спать на белье из льна врачи рекомендуют людям с проблемной, чувствительной кожей, страдающим дерматологическими заболеваниями, аллергикам и астматикам. Причем не на цветных комплектах, а на изготовленных из неотбеленного (серого) льна. Перебрали солнечных лучей на пляже, и теперь все тело как огнем горит? Отдохните на льняной простыне, и вам станет намного легче.

Не секрет, что в домах, особенно после установки герметичных пластиковых окон, накапливается радиоактивный газ радон. Он образуется при распаде урана, содержащегося в грунте и строительных материалах. От вездесущего газа только два спасения: всегда держать открытой форточку в спальне и стелить на кровать льняное белье - оно в несколько раз снижает уровень радиации и в два раза ослабляет гамма-излучение.

Верхняя одежда изо льна хорошо защищает человеческий организм от солнечной радиации; льняные и льносодержащие ткани и изделия хорошо поддаются стирке в горячей воде, кипячению, сушке на солнце, глажению горячим утюгом, что позволяет добиться их максимальной стерилизации.


Часть I
Чтобы понять, какую ступку нам в хозяйстве надо, сначала выясним, в чем ее назначение, какую работу она выполняет в наших оч. умелых ручках? От ответа на этот вопрос зависит – какая ступка нам необходима.

Дело в том, что задача превращения чего-бы-то-ни-было в пыль заключает в себе две работы – растолочь и растереть. Которые принципиально различаются с точки зрения приложения грубой силы. В первом случае сила применяется вертикальная - ударная, во втором – горизонтальная – сила трения.
Форма ступок таким образом сводится главным образом к двум типам. Каким же именно?
Растирание любых продуктов, удобнее и легче вести круговыми движениями, поэтому оптимальная ступка, предназначенная для растирания, должна иметь плоскую (камень для растирания) или полусферическую (ступка) внутреннюю поверхность и цилиндрическую или близкую к полусфере растирающую поверхность массивного пестика.
Узкие и высокие ступки в форме стакана, в противоположность низким и широким предназначены для того, чтобы выдерживать ударные нагрузки, то есть толочь.

Но это еще не все требования, предъявляемые к ступке, ибо толочь и тереть можно вещества как сухие, так и содержащие разное количество агрессивных и не очень жидкостей, получая на выходе либо порошок, либо пасту. И именно отсюда и вытекает разница в материале ступки.
Очевидно, что свойства материала должны отвечать этим задачам - не развалиться от удара, не испортиться от влаги, не впитать чего лишнего и не приправить обрабатываемые в ступке продукты собственной пылью. Отсюда важные свойства материалов ступки со знаком плюс:
- твердость, то есть способность противостоять давлению извне, с этим же связана абразивная стойкость (стойкость к истиранию)
- пластичность – способность к деформации без разрывов и разрушений
- плотность, то есть, внутренняя структура материала, с которой напрямую связана ударопрочность
- химическая стойкость

Не бывает плюсов без минусов, которые есть продолжение достоинств:
- мягкость
- хрупкость
- пористость, т.е. способность впитывать влагу, пищевые краски и запахи
- химическая активность, т.е. способность взаимодействовать с измельчаемыми продуктами

Вот от этой печки и будем танцевать.

Часть II


Начнем, так сказать, по старшинству. Первыми в нашем обиходе появились ступки каменные. Куски горной породы – гранита и базальта валялись тут и там вокруг пещеры, нужно было просто выбрать подходящие. Только плоские камни еще не знали, что они будущие ступки, а округлые камни еще не знали что они - пестик. Как яблочко по блюдечку катился округлый пестик, растирая все, что под руку попадется – зерна, семена, корешки, овощи, орехи, фрукты. С течением времени на плоских камнях чуть углубилась середина и приподнялись края, а пестик превратился в подобие скалки, или даже изогнулся в форме буквы «г». Подобные архаичные ступки до сих пор сохранились, например, в Индии (pata varvanta, sil bhatta), в Индонезии (cobek и ulek-ulek), в Мексике (metate и metlapil), для растирания овощей и специй, зерна, риса, кукурузы, бобов какао и приготовления овощных паст типа гуакамоле, самбал или приправ-масал и паст-кари.
И хотя ступки с течением времени приобрели более цивилизованный вид – и стали такими как molcajete и tejolote в Мексике или krok hin в Таиланде, и базальт и гранит сохранили свое значение и до сих пор. Твердость, плотность и абразивная стойкость у этих материалов самые высокие из натуральных камней. К минусам базальта можно отнести плохую полируемость, поэтому специи и пасты, получаемые в таких ступках, имеют неоднородную, грубоватую структуру.
Но с этим прекрасно справляется полированный гранит и ступки из других природных камней, когда-то названных самоцветными: яшмы и халцедоны – агат, оникс, сердолик. Все эти камни прекрасно полируются, имеют отличную твердость и плотность и в итоге получать в них тонкие пудры из благовоний и пряностей и гладкие пасты достаточно просто.
Есть у них и один общий недостаток - все каменные ступки рискуют расколоться при ударе от души, поэтому в них можно только растирать. Лучшими свойствами из натуральных камней обладает нефрит - ударопрочность его в несколько раз выше, чем у некоторых металлов.
К несомненным плюсам всех каменных ступокотносится и то, что они не впитывают воду, не реагируют ни с кислым соком плодов, ни с красителями.
За одним печальным исключением – мрамор не выдерживает заданных условий. Твердость его в гораздо ниже остальных камней, он довольно хорошо впитывает влагу и реагирует даже со слабыми кислотами - лимонной и уксусной. Оно нам надо? Что же делать, если мраморная ступка уже есть? Не выбрасывать же. Если в ней аккуратно растирать только сухие специи и готовить неагрессивные пасты, например из печеного чеснока или лука на масляной основе, она послужит не хуже других.

Часть III

Еще один древний природный материал для ступок – дерево. Понятно, что в такой лесной стране, как наша, деревянные ступы имели большое хождение, но в них не растирали, а толкли. Большими деревянными ступами до сих пор пользуются в Японии (usu и kine) для получения рисовой муки и крахмала из клейкого риса.
Для ступки-стакана, в которых удобно толочь, подойдут даже среднетвердые породы дерева – дуб, канадский клен, не говоря уже о самых твердых - самшите и кизиле. Дело в том, что свойства древесины таковы, что ударная прочность торцевых срезов в десятки раз выше продольных. То есть, на человеческом языке - если ступка и пестик выточены или выдолблены как Буратино, в продольном направлении волокон полена, прочность пестика и днища ступки будет выше, чем у некоторых металлических. Именно поэтому и делали овсяное и всякое другое толокно у нас в узких и высоких дубовых ступах с толстым днищем. А также толкли в них мак и давили льняное и конопляное масло из семян.

Из очевидных плюсов - дерево не реагирует c пищевыми кислотами и щелочами.
Зато из минусов: отлично впитывает запахи и пищевые красители, а главное - влагу, из-за чего рано или поздно растрескается даже самая твердая деревянная ступка.
Наиболее популярные ступки, цельновыточенные из твердых пород дерева, предназначены скорее для сухих, полусухих или маслянистых продуктов – трав, семян, орехов и т.д., имеют достаточную твердость и прочность и позволяют в них не только толочь, но и растирать. Масляная пленка, образующаяся на дереве со временем, предохранит его от впитывания влаги и растрескивания. Дешевые клееные ступки наименее прочные и более подвержены действию влаги.
Соотношение плюсов и минусов деревянной ступки как никакого другого материала зависит от благородства породы, и лучшие из них служат скорее подарочным вариантом, чем действительно необходимы в хозяйстве. То есть, скажем, украшенная затейливой резьбой ступка из эбенового дерева, подаренная любимой свекровью/тещей, или привезенный в подарок коллегой/начальником индонезийский вариант ступки из пальмового дерева вряд ли кого-то оставит равнодушным. Поскольку оливковые ступки нередко предлагаются в соответствующем подарочном комплекте с оливковым маслом и оливками, логично, что оливковая паста-тапенада – лучшее применение для такого подарка.

Часть IV


Но мы не можем ждать милостей от природы, и придумали фарфор, который обладает не меньшей твердостью, прочностью, влаго- и химической стойкостью, чем природный камень. А спустя малое время после появления фарфора, его взяли на вооружение аптекари, и с тех пор медики и химики пользуются фарфоровыми «сервизами». Фарфоровые ступка и пестик (suribachi и surikogi) позволяют японкам, например, получать тончайшую рисовую пудру или однородные по составу соевые пасты-мисо, растирать кунжут для goma-dzio или листья и семена японского перца для приправы – kinome.
Главный недостаток фарфора – хрупкость - преодолевается довольно легко, за счет толщины стенки, ну и аккуратного с ним обращения. Фарфор предназначен отнюдь не для того, чтобы долбить со всего размаху мускатный орех или даже просто черный и душистый перец в подобной штуковине. Это, мягко говоря, неудобно и нецелесообразно. И для этого есть более приспособленный материал.

Часть V


Через время человечество решило снова усовершенствовать и упорядочить природу. Большим подарком для таких экспериментов явились металлы. При довольно средней поверхностной твердости, уступающей камням, фарфору и даже некоторым сортам дерева, металл за счет свой внутренней структуры обладает очень высокой ударопрочностью, либо способен повышать эту самую прочность и твердость в процессе обработки. Поверхность металлических ступок хорошо полируется, что позволяет получить очень тонкие порошки и разбивать, например, мускатный орех или сушеный имбирь практически в пыль.
Исторически первым в этом соревновании была медь, и ее производные – бронза (изначально сплав с оловом) и латунь (изначально сплав с цинком). Бронза и латунь обладают весьма полезным свойством – высокой стойкостью к истиранию. Это свойство весьма полезно для ручных мельниц для кофе и специй. Кстати сказать, кофе, смолотый даже не в старинной, а в просто старой латунной мельнице отчего-то вкуснее, чем в бездушной современной кофемолке. Бронзовые и латунные детали-жерновки – это хороший выбор и для современных кустарных перцемолок.
Но для ступок-стаканов, из которых мы выбираем подходящую, стойкость к истиранию - это не основное достоинство.
Чистая медь обладает высокой пластичностью, а значит, легко изменяет форму при ударе, бронзы же – самые хрупкие из медных сплавов, поэтому предпочтительнее ступки латунные, обладающие высокой ударопрочностью. Высшим шиком будут серебристого цвета ступки из новейших сплавов - мельхиора (изначально медно-никелевый сплав) и нейзильбера (изначально медь с никелем и цинком).
Но вот беда - поверхность таких ступок в тепличных условиях кухни – высокой влажности, агрессивной атмосфере и повышенной температуре, а также при контакте с кислотами покрывается зеленовато-коричневым налетом – патиной. Что хорошо для художественных изделий и памятников, то плохо для нас с вами. Составные части налета – малахит, ярь-медянка и другие, суть сложные и простые яды. Как с этим бороться? Элементарно, как говорится, Ватсон – чистить, чистить и еще раз чистить. Недаром во всех литературных памятниках прошлых веков такое внимание уделялось чистке металлической (читай медной) посуды. Внутренние поверхности, соприкасающиеся с пищей, должны сиять как начищенный медный таз.

Вслед за бронзовой эпохой наступило время железа, чугуна и стали.
«Чугуний» как материал для ступок уступает латунным и бронзовым, ибо хоть и твердолобый, зато хрупкий – при желании чугунную ступку можно легко расколоть. Кроме того, чугун, будучи пористым, впитывает влагу и ржавеет, что есть большой минус. Но толочь воду в ступе-стакане не очень-то удобно, так что подобный недостаток легко сводится на нет использованием металлических ступок и мельниц по назначению - только для сухих специй. И легко устраняется тщательным уходом – протирать сухой тряпочкой или бумагой или просушивать после использования и хранить подальше от кухонной плиты.

Железо и сталь, хоть и прочнее чугуна, тоже ржавеют быстро и хорошо, если только это железо не метеоритное. Но это уже из области фантастики. Реальность же такова, что не умеющий стоять на месте технический прогресс не обошел стороной рутинную домашнюю работу и нержавеющая сталь вывела древние ступки на уровень сложных механических девайсов - электрических мельниц и блендеров.
Стеклянные емкости и стальные детали, не впитывающие посторонние запахи и влагу и не поддающиеся агрессивной среде, а главное - современная мощь этих кухонных монстров делают измельчение процессом, не стоящим даже упоминания - на столько сокращается время приготовления, и устраняются все минусы предыдущих поколений ступок. Однако, мне субъективно кажется, что вместе с недостатками уходят тепло и душа, наполняющие старинные ступки, из чего бы они не были сотворены, ведь медленный процесс и последовательное добавление компонентов в ступке позволяет как следует высвободиться, а главное перемешаться в процессе измельчения ароматам и вкусам используемых продуктов.

Литература и материалы:
1. «Глиняные таблички или каменные скрижали. Как сохранить память о себе на века», Иллюстрированное пособие по клинописи, издательство «Шумер», 5000 год до вашей эры
2. «О влиянии плотности древесины на умственные способности Буратино», Журнал «Древоточец» под ред. Л. Алисы, 1827г
3. «Нефритовый стержень или Воспоминания бывшего мандарина», неизданная рукопись 1149г (предполож.) найденная в рыбацкой деревне на о. Тайвань.
4. «Глянец», журнал Общества любителей Мейсенского фарфора, Германия, 1865г.
5. «Каменный цветок – десять шагов к успеху.» Пособие для начинающих, 1898г., Медногорская типография
6. «Применение новых материалов г-на Нобеля в камнерезном искусстве», журнал
«Заводской вестник», 1905г., Колывань