Классификация аддиктивного поведения. Характеристика личности склонной к шопоголизму Классификация зависимого поведения

Существует несколько классификаций зависимого поведения, в основе большинства из них лежит вид аддиктивного агента (объекта, вида деятельности, отношения), посредством которого осуществляется изменение настроения и уход от реальности. По нашему мнению, наиболее полной и исчерпывающей является классификация (основанная на том же принципе), предложенная Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой в книге «Психосоциальная аддиктология». Все виды аддикций здесь разделяются на две большие группы: химические и нехимические, выделяется также промежуточная группа, объединяющая в себе свойства первой и второй.

Классификация аддикций (Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой):

Нехимические адикции:

· гэмблинг (страсть к азартным играм);

· интернет-аддикция;

· любовная аддикци;

· сексуальная аддикция;

· аддикция отношений (созависимость);

· работогольная аддикция;

· шопинг (аддикция к трате денег);

· ургентная аддикция и т.д.

Химические аддикции:

· алкоголизм;

· наркомания;

· токсикомания;

· табакокурение.

Промежуточная группа:

· аддиктивное переедание;

· аддиктивное голодание.

Аддикция отношений характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают, например, группу "по интересам". Члены этой группы постоянно и с удовольствием ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящей встрече.

Ургентная аддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.

Любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания.

Существует три вида аддикции, соприкасающихся друг с другом, к ним относятся любовные, сексуальные аддикции и аддикции избегания. Анализ лиц, предрасположенных к возникновению трех вышеперечисленных аддикции, показывает наличие у этих людей проблем с самооценкой, адекватный уровень которой для себя они не могут установить. Они не обладают способностью любить себя, имеют трудности в установлении функциональных границ между собой и другими людьми. Им присущи проблемы с умеренностью в поведении, в проявлении чувств, в реализации активностей и т.д. Таким людям свойственны проблемы контроля, при которых они позволяют другим контролировать себя или пытаются контролировать других.

Любовная аддикция - это аддикция отношений с фиксацией на другом человеке, для которой характерны отношения, возникающие между двумя аддиктами. Поэтому отношения, в которые вступает любовный аддикт, называются соаддиктивными. Наиболее типичным для них вариантом являются отношения любовного аддикта с аддиктом избегания.

Соаддиктивные отношения между двумя аддиктами основаны на нездоровых эмоциях. Термин "здоровые" подразумевает разные эмоциональные реакции с широкой представленностью эмоций. При соаддиктивных отношениях на первый план выступает интенсивность эмоций и их экстремальность как в положительном, так и в отрицательном отношении. Эти отношения могут возникать, например, между мужем и женой, между родителями и ребенком, между друзьями, профессионалом и клиентом, реально существующим человеком и популярной социальной фигурой, с которой у человека не было личных контактов.

Аддикт избегания так же обладает эмоциональными нарушениями, ему так же присущ страх, но представленность страха носит обратный, по сравнению с любовным аддиктом, характер. На уровне сознания, "на поверхности" у аддикта избегания присутствует страх интимности, репрессированный в подсознание у любовных аддиктов. Это происходит потому, что аддикт избегания боится, что при вступлении в интимные отношения он потеряет свободу.

Негативная интенсивность начинается с появления у аддикта избегания чувства внедрения в его жизнь, ограничения его свободы, контроля его поступков и начинающегося процесса его "поглощения" любовным аддиктом. Он испытывает нарастание отрицательных эмоций в связи с требовательностью любовного аддикта. Аддикт избегания начинает уходить от этих отношений, пытаясь уменьшать их интенсивность, используя при этом разумные доводы типа "Я очень занят". Наступающее освобождение временно смягчает страх.

Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскированным аддикциям. Трудность в получении прямых ответов на вопрос, касающийся этой проблемы, связана с социальными табу, представленными в ряде обществ. Сексуальных аддикции в действительности больше, чем кажется, но в общественном сознании создается впечатление об исключительности такого поведения.

По механизму возникновения сексуальные аддикции подразделяются на глубокий, протрагированный вид, который начинает формироваться очень рано на фоне общего аддиктивного процесса, и поздно возникающие сексуальные аддикции, пришедшие на смену другой формы аддиктивного поведения, например, работоголизма. (Комер Р. 2002 г.)

Сексуальные аддикции начинаются с формирования особой системы, называемой системой верований и убеждений. Аксиальной осью системы являются верования адцикта о себе, отношение его к себе, которое пронизывает всю окружающую его реальность, приводя к своеобразному, специфическому мышлению. Система верований любого адцикта содержит некоторые основные верования, оказывающиеся неправильными, ошибочными, создающими фундамент для развития аддикции.

У сексуальных аддиктов возникает вера, что секс является для них наиболее важной потребностью, и что это -- единственная сфера, в которой они могут проявить свою состоятельность. Эта основная убежденность является точкой кристаллизации сексуальной аддикции. Система верований, складывающаяся вокруг этой установки, представляет собою систему искаженной реальности, в которой существенное место занимает отрицание.

Работоголизм.

Современный работоголизм неразрывно связан с аддиктивными свойствами организаций, в которых работают работоголики. Проблема работоголизма выходит как на аддиктивность общества, так и аддиктивность отдельных организаций, существующих в социальных системах. Под системой понимается единица, включающая свойственное ей определенное содержание, а также определенные роли, идеи и процессы. Система предполагает определенную законченность и ограниченность.

Все системы требуют от людей, участвующих в ней, определенного поведения, соответствующего структуре системы, которая награждает человека в случае совпадения его поведения с принятыми в системе нормами.

Организация сама по себе может функционировать как аддиктивная субстанция. Этот процесс может проявляться в постановке цели и месте, которое организация занимает в жизни каждого из сотрудников, например, в отношении к работоголизму, как к социально приемлемому и приветствуемому феномену. Таким образом, работоголизм выглядит в рамках этой системы продуктивным и желательным.

Одной из характеристик аддиктивной системы является стремление занять время человека, чтобы он не думал и не стремился разобраться в происходящем и в себе. С этой целью используются дополнительные формы непосредственно не связанной с производственным процессом активности (совместное проведение времени, общественная работа и др.).

Для аддиктивной системы характерна тенденция всячески ограничивать реализацию способностей, таланта сотрудников. Это связано со страхом всего, что нельзя полностью контролировать. В результате создаются условия для застоя, задержки развития.

Аддиктивные организации объективно инвалидизируют людей, задерживая их профессиональное развитие. Аддиктивная организация игнорирует открытия, интуицию, новые идеи. То, что трудно измерить и проконтролировать, оценивается как не представляющее интереса.

Для аддиктивной организации характерна фабрикация личностных конфликтов, при которой возникающие проблемы переводятся в другую плоскость с использованием в качестве механизма психологической защиты перемещения.

Аддиктивные организации непосредственно стимулируют работоголизм, поощряют постоянную занятость людей в рамках организации, даже если она не касается работы. Цель работоголизма, направленная на работу как на средство ухода от проблемы, коварна, так как она не замечается человеком, легко убеждающим себя в том, что он работает для зарабатывания денег или для реализации какой-то другой абстрактной цели. Такая психологическая защита, к сожалению, акцентируется многими членами общества. Человек не понимает, что такой способ "затрачивания" себя приводит к остановке развития, к не использованию потенциальных возможностей, что является тупиковым и губительным. Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. Алкогольная аддикция

Среди химических аддикций лучше всего изучена алкогольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заключается в том, что термин "изучена" в данном случае не совсем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люди злоупотребляют алкоголем.

Алкоголизм - хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками. Такая болезнь сама по себе - расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).

Психологическая зависимость от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выделение носит упрощенный и условный характер. Выделяют основные дифференцированные эффекты алкоголя. К ним относится эйфоризирующий эффект, вызывающий повышенное настроение; транквилизирующий (атарактический), способность алкоголя вызывать релакс, кайф-эффект, состояния, сопровождающиеся стимуляцией воображения, уход в сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность.

Алкоголь способен вызвать не только психологическую, но и физическую зависимость, становясь компонентом обмена. В развитии зависимости имеет значение особенность употребления алкоголя, стили употребления, способствующие более быстрому формированию зависимости. Имеется в виду употребление уже в начале больших доз алкоголя, превышающих его переносимость. Физическая зависимость имеет следующие признаки: потеря контроля, неудержимое (биологическое) влечение, подчеркивающее влияние драйва, не имеющее психологического содержания, симптомы отнятия, невозможность воздержаться от приема алкоголя. В процессе развития алкогольного аддиктивного поведения представляется возможным выделить аддиктивные мотивации, ведущие часто к развитию определенной формы алкоголизма. Короленко и Донских приводят описание основных аддиктивных мотиваций, наблюдающихся при развитии алкогольного аддиктивного поведения.

Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации является неспособность отказаться от предлагаемого кем-нибудь приема алкоголя.

Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, получения удовольствия в широком смысле этого слова.

Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь потребляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя.

Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокультурной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя. Наркомания и токсикомания.

Отличие между ними условно. Термин "наркомания" используют по отношению к употреблению веществ, изменяющих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, «токсикомания» - при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.

Наркомания - болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения. В международной классификации болезней (МКБ-10) наркомания - это «психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ». Сильную психическую зависимость способны вызывать все наркотики, но физическая зависимость к одним бывает выражена (препараты опия), к другим - остается неясной, сомнительной (марихуана), в отношении третьих вообще отсутствует (кокаин).

Токсикомания - заболевание, проявляющееся психической и физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик.

При употреблении веществ, изменяющих психическое состояние, также можно встретить симптом потери контроля, угрожающий жизни. К нему относится злоупотребление снотворными. Основными причинами распространения и употребления наркотических и других психоактивных токсических веществ являются сложившиеся социально-экономические условия, доведение до крайне низкого состояния жизненного уровня подавляющей части населения.

Мотивации к употреблению наркотических веществ очень сходны с мотивациями при алкогольной аддикции, так как механизм действия очень схож: стремление к устранению или смягчению явлений эмоционального дискомфорта, получению удовлетворения, эйфории, а также невозможность отказаться от предлагаемого вещества и следование определенному стилю жизни, имиджу, «изысканности вкуса» и т.п.

Табакокурение (никотинизм)

Наряду с алкоголем табак - самое распространенное средство получения удовольствие. По классификации табачной зависимости по МКБ (международной классификации болезней), нюханье, жевание и другие формы потребления табака значительно уступают курению. Курение сигарет по распространенности и опасности стоит на первом месте по сравнению с курением сигар и трубки. Никотин оказывает многостороннее действие на нейрове-гетативные функции и обменные процессы. Центральное действие начинается спустя несколько секунд от начала курения. Никотин это психофармакологическое вещество. Психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но, без сомнения, заметнее. Речь идет об эмоциональном выравнивании и успокаивающим эффекте.

Никотин - алкалоид, который содержится, главным образом, в листьях и семенах различных видов табака. Никотин является жидкостью с неприятным запахом и жгучим вкусом. При курении табака никотин проникает с дымом в дыхательные пути, всасываясь слизистыми оболочками, оказывает сначала возбуждающее (состояние приятного расслабления, релаксации), а затем, при применении больших доз, парализующее действие. Никотин вызывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости, абстинентные симптомы при прекращении употребления, достаточно тяжелые.

Табакокурение - это хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Поэтому в Международной классификации болезней табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, включена в категорию «Умственные и поведенческие расстройства, обусловленные использованием психоактивных соединений». Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и характера курильщика.

Важную роль играют психосоциальные условия - курение родителей, учителей и других взрослых (тенденция к идентификации) и особенно влияние курящих друзей (солидарность). Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности (оперантное обуславливание), этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т.д. Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимости. Поэтому неудивительно, что курение коррелирует с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.

Аддикции к еде.

Переедание.

Аддикция к еде возникает тогда, когда еда используется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неудачи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, используя для этого процесс еды. И это часто удается сделать, так как во время приема пищи происходит фиксация на приятных вкусовых ощущениях и вытеснение в подсознание материала, имеющего психологически неприятное содержание. Такой способ ухода от реальности может оказаться достаточно эффективным способом контроля своего настроения, провоцируя, таким образом, быстрое формирование зависимости. Аддикция к еде - особый способ зависимости. С одной стороны - это психологическая зависимость, а с другой - происходит "игра" на удовлетворении голода. По мере того, как еда начинает использоваться уже не как средство утоления голода, а как средство психологического ухода от проблем, происходит определенное влияние на драйв удовлетворения голода с искусственным его стимулированием.

Этот процесс носит психофизиологический характер, потому что переедающий человек входит в зону другого обменного баланса. Таким образом, процесс осложняется тем, что на каком-то этапе переедания наряду с психологическими механизмами использования еды как средства ухода начинают реализовываться физиологические механизмы, и человек начинает стремиться к еде потому, что ему хочется есть.

Голодание.

Механизм возникновения голодания может быть объяснен двумя причинами. Первый вариант медицинский, обусловлен использованием разгрузочной диетотерапии. Разгрузочная диетотерапия применялась у пациентов с очень разными нарушениями. Фаза вхождения в зону голода характеризуется трудностью, связанной с необходимостью справиться с аппетитом. Через какое-то время происходит изменение состояния, появляются новые силы, аппетит исчезает (в прежнем смысле этого слова), повышается настроение, усиливается двигательная активность, голод переносится легко. Такое состояние выдерживается в течение определенного времени, и постепенно человек выводится из него. Некоторые пациенты стремятся продолжить это состояние, так как оно их устраивает, ибо происходящее субъективно им нравится. На уровне достигнутой эйфории происходит потеря контроля и человек продолжает голодать даже тогда, когда голодание становится опасным для жизни.

Помимо медицинского варианта голодания существует и немедицинский вариант. Этим вариантом начинают пристально интересоваться в связи с учащением такого рода голодания в странах с высоким уровнем жизни. Голодание обычно регистрируется у девочек-подростков, воспитывающихся в достаточно обеспеченных и внешне благополучных семьях. Голодание начинается с ограничения количества принимаемой пищи, нередко придумывается специальная схема. Одним из психологических механизмов, провоцирующих голодание, является желание изменить себя физически, выглядеть «лучше».

Аддиктоло́гия (англ. addiction - зависимость, лат. logos - учение) - наука об аддиктивном (зависимом) поведении. Аддиктология изучает причины возникновения аддикций, механизмы их развития, психологические и клинические признаки, симптомы, динамику, способы коррекции и терапии.

Аддиктология как самостоятельное направление появилась в США в конце 80-х годов как раздел наркологии, связанный с алкоголем и психоактивными веществами. На сегодняшний день аддиктология находится на стыке психиатрии, клинической психологии и наркологии и рассматривает проблему аддиктивного поведения с разных сторон.

В России (тогда СССР) термин аддиктивные расстройства был впервые предложен одним из основоположников современной аддиктологии, профессором Короленко Ц. П. в начале 70-х годов. Им же в 2001 году была предложена первая в России классификация нехимических аддикций.

Аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение является одной из форм девиантного поведения и выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния. То есть человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить своё психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации , которая происходит при встрече с воздействием того, что произвело на будущего аддикта очень сильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокого подсознания. Фиксация может быть связана с воздействием изменяющего психическое состояние вещества, участием в каком-то виде активности, включая, например, игровую, и т. д. Особенность фиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторить пережитое измененное состояние ещё раз. Такое непреодолимое стремление в последующем повторяется всё более часто. Обычно процесс развивается таким образом, что мысли о реализациях, их осуществление занимают всё большее количество времени, что мешает самовыражению в других направлениях и затрудняет критическое отношение. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает очень интенсивные и приятные ощущения, которые не идут ни в какое сравнение с переживаниями, характерными для обычной жизни. «Приятность» этих состояний связана с возникающими у человека иллюзиями контроля, комфорта и совершенства. Жизнь вне реализации воспринимается как серая и неинтересная.

Классификация зависимого поведения

Согласно Ц. П. Короленко, зависимое поведение можно классифицировать на:

Химические аддикции - связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих состояние. Многие из этих веществ токсичны и могут вызывать органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. К химическим аддикциям относят следующие:

  • Алкогольная аддикция
  • Наркомания
  • Токсикомания

Нехимические (поведенческие) аддикции - аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не ПАВ. В западной литературе для обозначения этих видов аддиктивного поведения чаще используется термин поведенческие аддикции . К нехимическим аддикциям относят следующие:

  • Гэмблинг
  • Интернет-аддикция
  • Работоголизм
  • Созависимость
  • Ургентная аддикция
  • Религиозная аддикция
  • Социальная организация как аддиктивная фиксация
  • Шоппинг
  • Эротические аддикции
  • Любовные аддикции и аддикции избегания
  • Сексуальные аддикции
  • Со–сексуальная аддикция
  • Киберпорно–аддикция

Аддикции к еде - промежуточные аддикции, характеризующиеся тем, что задействуются непосредственно биохимические механизмы.

  • Анорексия
  • Булимия

Личностные особенности, предрасполагающие к развитию аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение характерно для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни.

Таким образом, можно выделить следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

  • Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  • Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
  • Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
  • Стремление говорить неправду.
  • Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
  • Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
  • Стереотипность, повторяемость поведения.
  • Зависимость.
  • Тревожность.

Основные подходы к изучению аддиктивного поведения

1. Персонологический подход , согласно которому одни типы личности более склонны к аддиктивному поведению, чем другие. Например, изучая случаи алкогольной зависимости, был сделан вывод, что специфической алкогольной личности не существует.

2. Психодинамический подход подчёркивает множественную причинность, зависящую не только от особенностей личности, но и от окружения и особенностей взаимодействия личности с окружением. Личностные особенности играют роль лишь предрасполагающих факторов.

3. Мотивационный подход к изучению аддиктивного поведения отражён в теории реактивного сопротивления. Согласно её положениям, мотивация актуализируется тогда, когда появляется угроза свободе поведения индивида. Реактивное сопротивление имеет следующие основные параметры: предварительное ожидание свободы, сила угрозы свободе, важность свободы для личности, соотнесение угрозы со своей свободой.

4. Теория социального научения позволяет анализировать факторы, вызывающие и подкрепляющие употребление психоактивных агентов.

5. Теория ожидаемого действия включает в модель аддикции когнитивный компонент. Аддикция понимается здесь как альтернативная реакция преодоления. Ожидание позитивных эффектов от наркотиков повышает вероятность такого понимания. Соответственно, потребление позволяет нивелировать чувство ответственности за свои действия.

В книге представлены основные разделы психологии аддиктивного поведения, охватывающие описание концепции аддиктивного поведения, причин возникновения аддикций, классификации аддикций, их диагностики, коррекции и терапии.

Приводится анализ психологических механизмов формирования и развития аддиктивных расстройств, описана общая психодинамика, характерная для химических и нехимических (процессных) аддикций. Обсуждается значение в развитии аддикций предрасположенности, связанной с наличием диффузной идентичности, сформировавшейся в результате дисфункциональных семейных отношений и неадекватно-го семейного воспитания. Описана специфика аддиктивной идентич-ности. Предлагается новая методика ее диагностики.

Приведены критерии диагностики аддиктивной личности. Анализируются новые, не описанные ранее виды аддикций: религи-озная, сексуальная, со-сексуальная, порноаддикция и др. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие влияние кризиса сексуальной идентичности на возникновение аддикций.

Выделяются признаки интернет-аутизма у подростков. Анализируются факторы риска возникновения интернет-зависимо-сти, способы ее предупреждения и коррекции у лиц молодого возраста. Книга рекомендуется как учебное пособие, предназначенное для обе-спечения учебного процесса в высших образовательных учреждениях и рассчитано на студентов, преподавателей, аспирантов и соискателей, а также врачей, психологов, сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов и всех тех, кто интересуется проблемой влияния культуры отчуждения на формирование аддиктивного поведения.


Предисловие............................................................................. 5

Глава 1. Психодинамические механизмы аддикций ........... 21

1.1. Дефиниция аддикций и формы аддикций......................... 21

1.2. Значение аттачмента......................................................... 25

1.3. Значение личностных факторов......................................... 35

1.4. Эго-системы и аддикции.................................................... 37

1.5. Переживание скуки как триггер аддикций.......................... 39

1.6. Аддиктивная идентичность в постсовременной культуре.... 41

1.7. Автоматизм и компульсивность в динамике аддикций..... 56

1.8. Межличностные отношения аддикта......................... ....... 65

1.9. Проблема психологической и физической зависимости

и ее симптомов........................................................................ 78

1.10. Общая психодинамика аддиктивных расстройств........... 83

1.11. Роль семейного воспитания............................................. 95

1.12. Роль социальных факторов

в постмодернистской культуре............................................... 105

1.13. Аддикций в экстремальных условиях............................ 111

1.14. Аддикций и самоконтроль.............................................. 114

1.15. Общность психодинамических механизмов химических

и процессных аддикций......................................................... 119

Глава 2. Классификация аддикций ...................................... 131

2.1. Нехимические аддикции.................................................. 131

Гэмблинг .................................................................................. 131

Интернет- аддикция .................................................................. 135

Работоголизм .......................................................................... 151

Созависимость ......................................................................... 160

Ургентная аддикция .................................................................. 192

Социальная организация как аддиктивная фиксация ..................... 200

Религиозная аддикция ................................................................ 205

Шоппинг ................................................................................... 218

Аддикции к еде ........................................................................... 227

Эротические аддикции ............................................................... 243

Любовные аддикции и аддикции избегания .................................... 243

Сексуальные аддикции. Инцест .................................................. 253

Co- сексуальная аддикция ................................ 268

Киберпорно- аддикция ............................................ 269

2.2.Химические аддикции....................................................... 274

Алкогольная аддикция ................................................................. 274

Наркомании и токсикомании ............................................. 284

Глава 3. Дети химических аддиктов ................................ 291

Глава 4. Методика диагностики аддиктивной
идентичности
..................................................................... 305

Глава 5. Психологическая коррекция и терапия
аддиктивного
поведения .................................................. 318

5.1. Основные подходы к коррекции аддиктивных нарушений. 318

5.2. Психоанализ аддикции....................................................... 369

5.3.Программа психологической коррекции аддиктивного

поведения............................................................ 385

5.4. Саморегулятивный тренинг как средство гармонизации
аддиктивной идентичности...................................................... 466

Литература ........................................................................... 484

Глоссарий .................................................................. 513

  • 1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, «Питер», 2000г
  • 2. Поликарпов В., Залыгина Н., Обухов Я. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей/ Изд. Пропилеи 2004
  • 3. Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие под редакцией Короленко Ц. П. - Новосибирск: НМИ, 1998
  • 4. Клиническая психиатрия: пер.с англ. доп//гл.ред. Т.Б.Дмитриева?М.: ГЭОСТАР МЕДИЦИНА, 1998
  • 5. Вагин Ю. Р. Авитальная активность (злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков) Пермь Издательство ПРИПИТ 2001
  • 6. Акопов А.Ю. Безумие здоровых в больном обществе. «Невский врачебный вестник», №5, 2000г.
  • 7. Акопов А.Ю. Игра в жизнь. СПб. «Политехника», 1999г.
  • 8. Короленко Ц. П., Тимофеева А. С. Корни алкоголизма --Новосибирск. книжн. изд., 1986.
  • 9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Не упрощая ситуацию.--Сибирские огни, 1988, № 12,
  • 10. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Деструктивные формы поведения в современном мире.--Новосибирск: Наука, 1990.
  • 11. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.
  • 12. Короленко Ц.П. Работоголизм - респектабельная форма аддиктивного поведения. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1993/4
  • 13. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1
  • 14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктивное поведение при пограничных личностных расстройствах М.: 199
  • 15. Линский И. В., Кузьминов В. Н. Аналгетики и проблема аддиктивного поведения // Ліки України. -- 2004. -- № 9
  • 16. Ярмыш А. Н., Соболев В. А., Сердюк А. А. Политико-правовая и методологическая основа профилактики аддиктивного поведения в Украине и Харьковском регионе // Молодёжь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В. А. Соболева, И. П. Рущенко. -- Харьков: Торсинг, 2000. -- С. 272-292.
  • 17. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков из материалов конгресса по детской психиатрии (Москва, 25-28 сентября 2001);
  • 18. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Том 02-N 1-2005
  • 19. Воеводин И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях относительность критериев адаптивности Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева Том 01-N 4-2004
  • 20. Менделевич В.Д. и др. Аддиктивное поведение, креативность и самоактуализация. Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе. Сборник тезисов научной конференции с международным участием. СПб., 2001
  • 21. Chernin К. The hungry self. Women, eating, identity.--Harper Row, 1986.
  • 22. Friedan В. The feminine mystique. -- New York: Dell, 1974.
  • 23. Korolenko С. P. The peculiarities of alcoholism in the north. -- Circum-polar health 87, Umea Sweden, 1987
  • 24. Korolenko С. P. Alkohol problems in conditions of the north. -- Cir-cumpolar health 87, Umea. Sweden, 1987
  • 25. Korolenko С. P., Bochkareva N. L. Donskih T. A. Addictive behavior in conditions of the north.--8th International Congress on Circumpolar health. -- Yukon, Whitehorse, 1990.

Segal В., Korolenko С. The study of addictive behavior in Alaska and Siberia. A review of a cooperative relationship and implications for research in circumpolar nation. -- 8th International Congress on Circumpolar health. Yukon, Whithehorse, 1999

  • 26. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987
  • 27. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение, СПб.: МИПУ, 2000
  • 28. Смагин С. Ф. Полиморфный накопленный стресс, СПб.: МИПУ, 2001
  • 29. Смагин С. Ф. Морфология критической ситуации, СПб.: АМСУ, 2002
  • 30. Смагин С. Ф. Социально-психологические аспекты критической ситуации, СпБ.: АМСУ, 2002
  • 31. Психология человеческой агрессивности/ составитель Сельченок К.В.?Мн.: Харвест,1999
  • 32. Психология социальных ситуаций/ составитель Гришина Н.В. --СПб.
  • 33. Психические состояния/ составитель Куликов Л.В. ? СПб.: Питер, 2000
  • 34. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология, М.: Медицина, 1990
  • 35. Лужников Е.А. Клиническая токсикология, М.: Медицина, 1994
  • 36. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология, Д.: Сталкер, 1998
  • 37. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, Н. Новгород: НГМА, 2000
  • 38. Бодров В.А. Информационный стресс, М.: ПЕР СЭ, 2000
  • 39. Зимбадо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, СПб: Питер, 2000
  • 40. Морозов Г.В., Шумский Н.Г. Введение в клиническую психиатрию, Н. Новгород: НГМА, 1998
  • 41. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1979.
  • 42. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1977
  • 43. Портнов В.А., Смирнов П.В. Антиципация возраста совершения повторных суицидальных попыток. Материалы XIII съезда психиатров России. М., 2000.
  • 44. Rassel A. Suicide. Toronto, 1968;
  • 45. Stengel E., Cook N.G. Attempted Suicide. L., 1958;
  • 46. Конончук Н.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989, N 5, с. 95-102.

С современном обществе наблюдается значительный рост шопоголизма среди подростков. Впервые о шопоголизме, как о болезни психологи заговорили еще в XX веке. Он зародился в условиях американского общества материального потребления, и широко распространился по всему миру, пропагандируя стереотипы успешности, гармоничности и счастливой жизни, зависимые только от шопинга, навязываемыми СМИ . В Италии, Испании и Шотландии в «магазинную» зависимость попало около 50% девушек подросткового возраста. По подсчетам психиатров, шопоголизмом страдает уже 10% населения планеты. И эта цифра имеет тенденцию к быстрому увеличению, т.к. современные технологии существенно облегчают процесс совершения покупок . Подростковый и юношеский возраст составляют наибольшую группу потребителей. Ребенок-подросток имеет право зарабатывать свои карманные деньги, которые может тратить на себя. Именно поэтому на рынке стал выделяться целый сегмент торговли, ориентированной на подростков .

Исходя из данных А.Е. Орловой, одна пятая населения развитых стран не в силах удержаться от новой вещи в не зависимости от ее надобности . Согласно исследованиям С.А. Морозовой, Э. Крепелина, М.А Петровой, Л.В Левиной, Н.В Дмитриевой, шопоголизм - это форма нехимического аддиктивного поведения, которая сопровождается маниакальной зависимостью от покупки новых предметов с целью удовлетворения своих потребностей, может иметь схожие симптомы с другими зависимостями. Ц.П. Короленко отмечает, что все аддикции возникают посредством последовательного чередования определенных психологических состояний, когда сильное переживание, как эмоциональная боль, одиночество, сменяется противоположными, т.е. положительными ощущениями, тем самым аддикт запоминает процесс приобретения данного способа возникновения положительного состояния. «Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Мучительные события жизни у лица, не имеющего ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья» . Так как шопоголизм - это аддикция, то покупка вещи, это повод ощущения счастья или аттачмент. На развитие шопоголизма влияют стереотипы, которые сформировались еще в раннем детстве. Ощущения, которые дети испытывали при получении подарков или посещении магазинов, хорошо запоминались ими, формируя аттачмент т.е. сильную эмоциональную фиксацию при получении «заветного приза» в магазине, что может привести к формированию шопоголизма.

Подростки из-за своих психовозрастных характеристик имеют склонность к аддиктивному поведению. Такая личностная склонность имеет определенные компоненты, которые проявляются постепенно:

Отсутствие мотивации успеха вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности;

Несформированность функции прогнозирования поведения;

Низкий уровень самосознания, а также отсутствие навыков рефлексии;

Низкий уровень самоуважения до неприятия образа собственного «Я»;

Самозащита от деятельности при появлении трудностей;

Противоречивость между самооценкой и уровнем притязаний;

Склонность к бегству от реальности в ситуации фрустрации .

Р.В. Овчарова отмечает, что «провоцирующими факторами аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам также необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби)» . В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова считают, что главной причиной шопоголизма, как и другой аддикции, является стресс. По их словам, шопоголиком может стать любой человек, вне зависимости от его достатка и статуса. Следовательно, не все люди, которые с удовольствием посещают магазины - шопоголики. Шопоголик - это, прежде всего, тот, кто периодически, не задумываясь о значимости, стоимости и необходимости предмета покупает его, покупка - это своеобразное временное избавление стресса .

Согласно результатам исследований А.Е. Орловой, когда человек увлечен шопингом, его способность здраво и рационально мыслить снижается, и при этом значительно возрастает напряжение в отделах мозга, управляющих эмоциями и приятными ощущениями, поэтому личность во время покупки может испытывать сильное возбуждение, эйфорию. Однако после совершения ненужных покупок многие раскаиваются, испытывают сожаление, огорчение, разочарование. О. Б. Симатова и К.В. Гранина считают, что одной из психологических особенностей, характерных для лиц, склонных аддиктивному поведению (в том числе и шопоголизму) - высокий уровень тревожности. Отмечается, что повышенная тревожность вызывает усиление мотивации избегания и ухода от реальности, что повышает риск формирования аддикции .

Причин развития шопоголизма достаточно много. В большей степени - это психологические причины: детские травмы психики или предрасположенность человека к депрессиям, которая начинает проявляться еще в подростковом возрасте. Причинами увлечения шопингом могут также стать личностные психологические и социальные проблемы человека .

Ц.П. Короленко приводит следующие причины шопоголизма:

− на гормональном уровне - недостаток серотонина, обеспечивающего положительный эмоциональный фон настроения;

− на психологическом уровне - отсутствие удовлетворительных взаимоотношений с родителями, детьми, переживание недовольства собственной личностью, недостаточная самореализация;

− на социальном уровне - стиль жизни, декларируемый современным обществом, соответствие которому коррелирует с достаточно высоким статусом и социальной успешностью личности, но провоцирует отчуждённость, одиночество, отсутствие взаимопонимания .

Как отдельные причины зависимости от покупок Ц.П. Короленко выделяет чувство вины, внутренней недостаточности, конфликтность и подавление ярости . Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко, Л.В. Левина говорят, что чувство вины и стыда у шопоголика возникает из-за неумения контролировать собственные желания и действия . Зависимость от шопинга, по Орловой А.Е., сопровождается временной потерей контроля над своими действиями, из чего делается вывод - это психической отклонение от нормы. Некоторые психологи говорят, что шопоголизм - это некая форма нездорового пристрастия, как например, к алкоголю, наркотикам или другим ПАВ . По определению С.А. Кулакова, шопоголизм для многих людей является заменяющей аддикцией, так зависимых от алкоголя, у которых произошла замена на зависимость от покупок, как на более легкую. Со стороны социума шопоголизм выбирался и даже одобрялся, как «меньшее из двух зол» .

Исходя из данных Ю.В. Железняковой, в основе практически всех зависимостей лежит внутриличностный конфликт или противоречия, с которыми личность не может справиться, не прибегая к уходу от реальности. Поэтому зависимость представляет собой личностное нарушение, которое выражается в неумении структурировать свое сознание внутренними стимулами . О. Б. Симатова подчеркивает, что «основным мотивом личности, склонной к аддиктивному поведению, является активное стремление к изменению неудовлетворяющего её психического состояния. При этом у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями» . Шопоголизм может развиться как возможность некого ухода от реальности, т.е. от обыденной жизни, в мир, где покупки могут доставить удовольствие и быть тем, что поможет удовлетворить психическое состояние.

Психологический анализ шопинг-аддиктов, по мнению М.А. Петровой, обнаруживает, что им свойственны серьёзные проблемы, связанные с самооценкой, и чувство изолированности в окружающем мире. Шопинг-аддикты используют акты совершения покупок в качестве инструмента для решения различных психологических проблем. Покупки помогают многим шопинг-аддиктам почувствовать себя увереннее, повысить свою самооценку . Данные психологического анализа шопоголиков можно сравнить с психовозрастными характеристиками подростков, склонных к аддиктивному поведению по Ц.П. Короленко.

Признаки шопоголизма как аддиктивного процесса Ц.П. Короленко представил в виде следующих компонентов: компульсивность к неконтролируемой покупке ненужных предметов, которые к тому же часто не могут быть оплачены; растущее внутреннее напряжение, которое сразу исчезает после совершения покупки; проходящее чувство радости при покупке; чувство вины после совершения покупки.

В.Н. Марченко, А.В. Нияскина, В.Р. Шилова выделяют виды шопоголиков и их отличительный признак:

  1. «Спонтанный шопоголик - совершенно не считает себя зависимым, спокойно посещает магазины, намереваясь приобрести что-то определенное, но в процессе посещения может купить нечто незапланированное, то что ему понравилось или соблазнило своей низкой ценой.
  2. Осознанный шопоголик - совершает сознательный поход по магазинам, главной целью которого является поднятие своего настроения или снятие стресса.
  3. Целеустремленный шопоголик - не отдает отчет своим действиям, а по возвращении домой не может вспомнить и внятно объяснить, на что именно были потрачены его деньги.
  4. Разумные шопоголики - приобретают предметы и услуги, необходимые в быту или для ухода за собой, но в гораздо большем, чем нужно, объеме.
  5. Истинный шопоголик - приобретает в магазине все, что видит, не отдавая себе отчета в том, что и зачем он делает».

К факторам развития тревожности можно отнести взаимоотношения с родителями, сверстниками, внутриличностный конфликт, чувство вины, психологические проблемы, одиночество и депрессии. Не смотря на то, что тревожность является психологической характеристикой, влияющей на поведение человека. Она представляет собой переживание эмоционального дискомфорта, смятения, с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. О.Б. Симатова полагает, что оптимальный уровень тревожности необходим человеку для эффективного приспособления к действительности .

По мнению М.А. Петровой, личность, склонную к шопоголизму характеризует циклотимный тип акцентуации характера. Люди данного типа отличаются волнообразной сменой настроения и поведения. Следовательно, радостное событие пробуждает у них жажду деятельности, рождает яркие эмоции, порождает словоохотливость. Что-то печальное приводит к грусти и подавленности, к замедлению реакции и заторможенности, к вялости и безынициативности. Выделяется также демонстративный тип акцентуации, так как он, по ее мнению, характерен для лиц с высоким уровнем склонности к шопоголизму. Основными особенностями демонстративного типа являются: эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Им движут стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы, перспектива быть не замеченным угнетает его .

Низкая самооценка, ее также можно выделить как фактор тревожности, но это одна из причин к шопоголизму, так как из-за низкой самооценки появляются трудности в общении и адаптации подростка к условиям современного общества, то шопинг дает иллюзию власти, т.е. повышение самооценки через покупки и учтивое отношение продавцов. Повышение ассертивности подростка в альтернативных образовательных средах на основе развитие самостоятельности является базовым условиям для успешной адаптации к окружающей среде, определению позитивной «Я-концепции», успешной самореализации, что позволяет предупреждать аддиктивное поведение в форме шопоголизма .

Таким образом, у личности склонной к шопоголизму следующие характеристики: повышенный уровень тревожности, низкая самооценка, циклотимный и демонстративный типы акцентуации характера, чувство одиночества. Целенаправленная деятельность девиантолога в области предупреждения роста шопоголизма среди подростков позволит изменить вектор поведения посредством коррекции характерных свойств личности, предрасполагающих к данной аддикции.