Собираем детскую домашнюю библиотеку. Как сформировать детскую домашнюю библиотеку Правила хранения книг и уход за ними

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»   Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы по оформлению

детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка , которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка . Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама . Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например,
«Книжкин дом» ) и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок
«Книжкина больница» , где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию
интереса к книге :

  1. разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
  2. игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
  3. лото или домино «Герои любимых сказок» ;
  4. пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
  5. отгадай загадку – найди отгадку;
  6. диски с аудиозаписями различных детских произведений;
  7. сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
  8. материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
  9. чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой : произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов. Обязательно поместите в библиотеку замечательные книги Михаила Зощенко –на веселых примерах они научат вашего ребенка таким понятиям, как нравственность, честность, воспитанность.


Во все времена признаком образованности считалось обладание собственной домашней библиотекой. По объемам библиотеки и качеству книг, наполнявших ее, судили о степени эрудированности человека.

Умных людей называли "начитанными", т.е. прочитавшими много книг, почерпнувшими из них свои знания. Люди старшего поколения помнят, с каким трудом доставались им редкие экземпляры, какие очереди приходилось за ними выстаивать, сколько времени приходилось ожидать подписные издания. Библиотека в тесной "хрущевке" занимала драгоценные метры жилплощади, и все же многие умножали и умножали объемы шкафов, стеллажей, полок.

Сегодня отношение к домашним библиотекам несколько изменилось. Сегодня для многих слова "домашняя библиотека" ассоциируются с еще одним элементом роскоши, которым можно украсить собственное жилище. Подавляющее большинство Интернет-сайтов на запрос "домашняя библиотека" предложат вам изготовить, оборудовать, установить эксклюзивную мебель для вашей библиотеки. Т.е. речь пойдет о шкафах и полках. Книги — это, по-видимому, вопрос второстепенный.

Вспоминается в связи с этим случай из жизни: у одного владельца солидного домашнего книгохранилища гости спросили, как же он достает до верхних полок, как он берет с них книги для чтения? "Достаю очень просто — пылесосом!" — был ответ, полностью устранивший необходимость в последующих вопросах. В некоторых специализированных магазинах сегодня можно даже купить бутафорские корешки книг, при помощи которых можно создать иллюзию большого объема и солидности библиотеки.

Что же произошло? В чем причина перемен? Почему самая читающая на планете нация в большинстве своем перестала читать? Главная перемена, пожалуй, произошла в области появления и распространения "некнижных", непечатных носителей информации. Если раньше эрудированных людей называли начитанными, то сегодня их, скорее всего, нужно называть "насмотренными". Сегодня среднестатистический россиянин проводит перед телевизором до 30 часов в неделю, у монитора компьютера — 10 часов в неделю, в то время как за чтением — в лучшем случае 5 часов (не будем вдаваться в подробности того, что он читает!). Вспомните, что можно было посмотреть по телевизору в советское время? Две программы, несколько фильмов. Газеты и журналы также работали в идеологическом поле. О таких чудесах, как Интернет, никому и не снилось! Для ищущих знаний оставались только книги. И хотя некоторые книги были дефицитом, все же книгой можно было обладать: ее можно было перечитать, передать другу или взять у него на время, можно было перепечатать на машинке ее особо ценные части и т.д. Тогда книги представляли действительную ценность; и эта ценность для некоторых изданий была обусловлена их небольшими тиражами. Счастливые обладатели редких книг по праву считали себя богатыми людьми.

Что же сказать на это? Может быть книги, как форма передачи мысли, сегодня безнадежно устарели и должны вскоре исчезнуть вовсе? Как исчезли когда-то такие способы передачи информации, как узелковое письмо или клинопись по сырой глине? Возможно, век книги подходит к концу и не нужно бессмысленно ностальгировать? А библиотеки — это на самом деле не более, чем шкафы и полки?

Как сформировать домашнюю библиотеку?

Для тех, кто все же считает, что книги нельзя полностью заменить телевизором, Интернетом и книгами электронными, предлагаем задуматься о формировании собственной домашней библиотеки. Следует сказать, что это дело сразу же бросит вызов распорядку дня, навязанному нам современностью: если вы не хотите собрать бутафорскую библиотеку, а желаете действительно быть начитанным, придется "урвать" у телевизора с десяток драгоценных часов!

Какую литературу собирать? Рискнем предложить такую систему.

Литература справочная, техническая, необходимая для работы или учебы. Такую литературу, естественно, необходимо покупать, коллекционировать, собирать. Если вы занимаетесь, к примеру, программированием, то литература этого направления вам, безусловно, пригодится.

Литература общеразвивающая. Каждый человек имеет свои предпочтения во всем. В выборе общеразвивающей литературы нужно руководствоваться также своими интересами: если вы "технарь" — может быть, будет интересным собирать коллекцию книг по истории механики, электроники и т.п. Кому-то нравится история, кому-то астрономия, кто-то интересуется вопросами философии и религии. Сегодня много интересных книг по строительству и ремонту, по обустройству и украшению своего жилища; им тоже можно посвятить целый раздел. Все эти направления могут продиктовать вам то, какие книги нужно искать и коллекционировать.

Литература художественная. Не забудьте по классиков! Как бы это банально ни звучало, в каждой домашней библиотеке должно быть хотя бы по несколько произведений одного автора из русских и зарубежных классиков.

При формировании домашней библиотеки нужно руководствоваться несколькими принципами.

Бульварное и пляжное чтиво не следует вносить в библиотеку, т.к. оно не представляет собой никакой ценности и нет необходимости его коллекционировать. Эти книги предназначены только для того, чтобы скоротать время.

Хорошую литературу можно приобрести на книжных развалах, по объявлению. Можно покупать целые частные библиотеки по очень низкой цене. Подержанные книги зачастую стоят гораздо ниже, чем новые, не уступая новым в качестве переплета и бумаги.

Достойное место в домашней библиотеке могут занять подборки журналов. В раздел общеобразовательных книг вполне можно включить подборки журналов "Вокруг света", "Биография", "Дискавери", "Наука и техника" и т.п. Подборки журналов можно также купить у коллекционеров на распродажах.

Собирая библиотеку, не забудьте о своих детях. Покупайте литературу, интересную и для них. Прививайте им интерес к чтению приключенческими романами Фенимора Купера, Жюля Верна, Майн Рида.

Помните, что иметь библиотеку — занятие недешевое. Приобретение книг, сооружение библиотечной мебели, уход за книгами, транспортировка при переездах — все это требует денег и сил. Не ставьте перед собой цель: собрать большую библиотеку. Соберите библиотеку из ценных для вас книг.

Для удобства классификации используйте специальные компьютерные программы. Они помогут расставить все книги по разделам, напомнят вам о том, кому вы дали почитать ту или иную книгу.

Ищите единомышленников-книголюбов. Это даст вам новый круг общения, поможет в поиске нужных вам изданий.

Читайте то, чем пополняете свою библиотеку! Иначе все труды будут напрасны. Библиотека "для мебели" не стоит тех усилий и средств, которые на нее потрачены. Лучше купите новый телевизор!

Владимир Ворожцов

Друг нашей семьи как-то спросил нас:

– Зачем вам такая большая библиотека? Нужна книжка – скачайте в Интернете, это же гораздо удобнее! Книги вообще скоро вымрут как вид.

Домашняя библиотека – это пространство культуры, образ жизни, образ мышления

И действительно, многие тексты можно отыскать в сети буквально за несколько минут. Иногда в Интернете можно найти такие тексты, которых никак не достать «вживую». Но домашняя библиотека – это не набор текстов. Домашняя библиотека – это идея. Пространство культуры, образ жизни, образ мышления.

Домашняя библиотека как будто бы разворачивает семью к образованию и самообразованию. Библиотека может быть методом обучения и воспитания наших детей, причем отнюдь не только в области литературы.

Библиотека: акцент в интерьере дома

В доме ребенок живет, воспитывается, учится. Когда мы обустраиваем наш дом, мы обустраиваем среду формирования личности каждого нашего ребенка.

Дом подобен храму. Убранство храма, его устройство призывает, обучает, воспитывает, направляет, настраивает человека.

Дом подобен училищу, школе. Правильно оформленный интерьер школьного класса настраивает на занятия, заинтересовывает учеников предметом и помогает усвоить учебный материал.

Чему мы будем учить своих детей с помощью убранства дома – выбирать нам, родителям, главным воспитателям и учителям своих детей, хозяевам дома.

И если мы устраиваем домашнюю библиотеку, мы уже этим самым создаем в своей квартире, в своем доме образовательное пространство . Создаем среду, которая так или иначе повлияет на воспитание наших детей. Если в доме, в квартире, в комнате мы нашли место для книг, выделили, устроили это место – значит, мы уже ввели в мир нашего дома чтение, литературу и предшествующие века человеческой культуры. Вот так, запросто. Дети живут здесь и видят эти книги, каждый день проходят мимо них, трогают пальцем корешки… Тысячи книг, записанных в памяти нашего домашнего компьютера, не могут сыграть такой роли по определению. Электронные книги – часть личной работы. Домашняя библиотека – часть жизни нашего дома.

При этом библиотека – вовсе не достояние богатых интерьеров или больших особняков. Я сама росла в трехкомнатной квартире, где, помимо моих родителей и шести моих братьев и сестер, жила домашняя библиотека. На первых порах это были кое-как сколоченные полки, от пола до потолка, во весь коридор. А еще книги были в шкафах в каждой комнате… Одни люди делают ремонт в большой квартире и выбрасывают все книги как пылесборники. Другие в развалюхах-пятистенках умудряются работать с тысячами книг. Вопрос не в квадратных метрах и не в количестве денег, а в образе жизни.

Библиотека: форма проведения досуга

Чем заняться в свободное время? Часто – тем, что попадается на глаза. Включенный , шахматы на столе, вскрытая коробка с пластилином… Дети «от нечего делать» открывают книги, если они окружены книгами. Потому что заинтриговало название, потому что обложка красивая (или потому что ее вообще нет, увы, книжек с оторванными обложками у нас хватает…) Один ребенок возьмет с полки альбом с видами старой Москвы – и так будет знакомиться с историей, культурой, архитектурой. Другой откроет книгу про насекомых, третий полистает рассказы О.Генри, четвертый зачитается Гоголем, пятый обнаружит, как интересно Нечволодов пишет об истории России.

Впрочем, если в доме есть библиотека, совсем необязательно дети с утра до вечера будут сидеть за книгами. И хорошо: когда у них есть свободное время, когда им «нечего делать», пусть бегают, играют, мастерят или рисуют, но домашняя библиотека поможет нашим детям иногда в таких случаях выбирать все-таки чтение.

Библиотека: формирование мировоззрения

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя. И какому воспитателю мы доверим наших детей? Любому, лишь бы он умел писать интересно? Лишь бы он однажды был объявлен «классиком»?

Если нам удалось привить своим детям любовь к чтению, то, прочитав одну книгу, ищут, что бы им такое еще почитать. Поначалу они просят помощи у родителей. Но чем старше они становятся, тем чаще они выбирают книги самостоятельно. Самостоятельно выбирают книги в том месте, где книги проще всего найти, а именно – в домашней библиотеке. Самостоятельно выбирают книги… из выбранных нами.

С помощью домашней библиотеки мы формируем круг чтения наших детей. Мы можем собрать такие книги, которые поддержат выбранную нами стратегию воспитания. Круг чтения – определенное мировосприятие. И это особенно важно в том случае, если система ценностей семьи отличается от системы ценностей окружающей среды. А христианская семья неизбежно в чем-то, а иногда и во многом будет противопоставлена мiру.

Круг чтения, в первую очередь, включает в себя художественную литературу. Стремиться к самосовершенствованию, преодолевать трудности, внимать своему внутреннему миру, думать и размышлять, сравнивать и делать выводы, учиться на чужих ошибках, увидеть себя со стороны… Все это – художественная литература. Гений будит читателя от сна мелочных будней – и в каждом возрасте это пробуждение разное…

Художественная литература помогает вырастить творческих людей любой области. Мы открываем биографии ученых – и видим, что в детстве великие математики, физики, инженеры зачитывались приключениями и романами. Интересно и то, что святые царственные мученики – и родители, и дети – много читали именно художественную литературу. У каждого из детей последнего русского императора была собственная библиотека, всего около 3500-4000 тысяч книг . И это помимо больших общих библиотек. Художественную литературу в царской семье часто читали все вместе вслух – и продолжали такое чтение даже во время заключения…

Что же мы включим в круг «семейного чтения»? Конечно, это должна быть литература качественная. Но если мы пытаемся воспитывать детей христианами, мы не будем держать в легкой доступности великих классиков вроде Ги де Мопассана и, при всей любви к великому Льву Толстому, поставим на полку «Анну Каренину», зато уберем подальше «Воскресение». К собственно детской литературе отнесемся еще строже: например, уберем рассказы и повести писателей, в которых добрые и отзывчивые революционеры и их маленькие сподвижники помогают разоблачать православные «чудеса», подстроенные попами и монахами для обдурения простого народа, где герои мечтают об убийстве богатых буржуев и ненавистного царя . Я не призываю запрещать подобную литературу, отнюдь. Но если мы стремимся воспитать своих детей в вере и целомудрии целостного восприятия мира и человеческих отношений, то великую антихристианскую литературу мы будем воспринимать, скорее, как интересную работу для специалистов, уникальный памятник эпохи или живую иллюстрацию жизни «по другую сторону». Я не читаю своим детям такие книги на ночь, не предлагаю им такую литературу для самостоятельного чтения. Если дети будут читать такие книги, то пусть это произойдет как можно позже. Тогда эти книги будут восприниматься как «чужие».

И чужой литературы хватает. Литературы, которая создавалась великими, талантливыми и даже гениальными авторами – и наполнена богоборчеством, блудом, хамством. Некоторые из этих авторов сознательно боролись с христианским учением и/ или с церковным сознанием, некоторые были просто продуктом нехристианской, антихристианской культуры. Но чем более талантлив писатель, чем интереснее он пишет – тем больше читатели, наши дети, погружаются в созданный автором мир, тем серьезнее и глубже воздействие автора-воспитателя на душу ребенка.

Но все же значительная часть сокровищ мировой литературы – это произведения, написанные христианскими авторами, и созданный этой литературой мир основан на ценностях христианской жизни. И, создавая домашнюю библиотеку, мы предлагаем своим детям этот мир.

В каждой семье свои любимые книги и свой круг чтения. В нашей семье ребенок ищет «что-то почитать» – и вот полки с детской литературой, от Владимира Даля и Корнея Чуковского до Сетона-Томпсона, Киплинга, Гектора Мало, Сергея Аксакова, Николая Лескова, того же Льва Толстого, Гарина-Михайловского, Ивана Шмелева, Леонида Пантелеева… Захотят приключений – найдут Даниэля Дефо, Стивенсона, Жюль Верна, Вальтера Скотта, Майн Рида. Историческая литература? Краснов о Суворове или книги Святополка-Мирского. Детективы? Вот Честертон, вот Конан Дойль. Девочки найдут несколько полок с книгами Лидии Чарской, Френсис Бернетт, Луизы Олкотт, а для старших – на полках Шарлотта Бронте, Джейн Остен, Пушкин, Тургенев... Старое, еще прабабушкино собрание сочинений Диккенса…

Если в доме большая удобная библиотека, дети нескоро выйдут из-под ее влияния. Они начнут искать книги «на стороне» позже, когда с помощью «нашей» литературы мы уже воспитаем детей в «нашей» системе ценностей. Воспитаем всей жизнью нашей семьи, отношениями в ней, разговорами с детьми и при детях, кругом общения нашей семьи. Если, конечно, у нас получится так воспитать наших детей…

Библиотека как стимул к самообразованию

Когда мы в своем доме ставим на полки книги, мы создаем возможность самообразования для наших детей. Я рассказывала уже о семействе Боголюбовых, где отец-священник вырастил трех выдающихся советских ученых. Боголюбовы жили в квартире, где большая общая комната была одновременно столовой, местом для музыкальных занятий матери и кабинетом отца. И книги хранились здесь же. И эта научная литература, с которой работал их отец, привлекала детей, и малыши, едва научившись читать, брали в руки энциклопедии и другие «недетские» книги. Такое чтение значительно расширяло кругозор детей и готовило их к их жизненному пути .

Да, в домашней библиотеке может быть не только художественная литература, но и книги, посвященные самым разным отраслям науки. Физика, математика, география – все, что интересно и важно родителям, может быть с помощью библиотеки открыто и доступно детям. Проходит ребенок мимо шкафа с книгами по медицине. А однажды остановится и посмотрит, просто из любопытства. И, может быть, откроет книгу, почитает. Сам, самостоятельно начнет читать – значит, его внимание будет активным, и информацию он усвоит максимально полно. Так любопытство ребенка, сложенное с доступностью книг, будет способствовать образованию наших детей. А может быть, поможет детям понять свои интересы в жизни, поможет выбрать им если не профессию, то хобби.

Расскажу еще об одном советском академике. Это физик, лидер советского машиноведения, один из трех русских лауреатов золотой медали Джеймса Уатта – самой престижной международной награды за достижения в инженерной деятельности, – Иван Иванович Артоболевский. Его отец, священник, впоследствии новомученик, профессионально занимался историей. Иван уважал и любил своего отца. Поэтому ребенок любил слушать разговоры своих родителей. Мальчику интересно было узнать больше об истории, которую так любил его отец. И ребенок шел в родительскую библиотеку, где запоем читал сочинения В.О. Ключевского, учителя своего отца. Читал, запоминал. И полюбил на всю жизнь отечественную историю . Так к родителям, подслушанные родительские разговоры и доступность книг в домашней библиотеке сделали то, чего зачастую не может сделать целый штат школьных педагогов-историков – дали ребенку не много ни мало как базовое историческое образование и, главное, любовь к родной истории. Такое «неорганизованное» домашнее образование, свойственное многим интеллигентным семьям, впоследствии компенсировало узость специального технического образования, и ученые-«технари» в таком случае оказывались в целом людьми большой культуры.

Меня саму тоже задел подобный эффект доступности родительских книг. Когда мне было двенадцать лет, моя мама ждала очередного малыша, и при этом в доме появилось много литературы о беременности и родах. Из чистого любопытства я начала читать эти книги. Прочитав все, что можно, на эту тему, я обратилась к книгам по детской возрастной физиологии, популярным книгам по педиатрии. В этих книжках женщинам вменялось начинать готовиться к беременности, родам «как можно раньше», и я решила, что и мне пора начать эту подготовку. Так, нечаянно, «измлада», я начала готовиться к материнству – «правильно питаться» и даже делать специальные упражнения для растяжки и осанки. Просто соответствующие книги, во-первых, вообще находились в нашем доме, а во-вторых, были «в открытом доступе».

Вот так дети, растущие среди книг, находят что-то свое, находят свои интересы, находят самих себя в таком чтении. И что же такое заинтересует наших детей – этого мы знать не можем. Один ребенок будет зачитываться романами, а другой – детективами, один ребенок обратит внимание на эпоху наполеоновских войн, а третий прорешает все задачи Перельмана.

Когда мы собираем домашнюю библиотеку, когда мы сортируем в ней книги, когда ставим какую-то литературу на средние полки (на уровне глаз детей), мы можем привлечь внимание ребенка к какой-то конкретной теме. Так, в воспитании наследника русского престола, царевича Алексея Романова, изучение родной истории было одним из важнейших предметов, и поэтому в классной комнате мальчика, рядом с его спальней, размещались не только карты и учебные пособия, но и множество книг по истории дома Романовых и истории России .

И при этом мы не можем делать выводов: вот, интересуется анатомией, вырастет врачом. Может, и врачом, а может быть, художником (анатомия пригодится!), а может быть, детские увлечения никак не повлияют на выбор жизненного пути. Увлеченный физикой мальчик может стать богословом и священником. Увлеченный историей и биологией, как тот же академик И.И. Артоболевский, станет инженером-механиком. Но, как бы то ни было, круг чтения, познавательный интерес детей обязательно сыграет свою роль. Если ребенок действительно увлечется той или иной областью знания, пытливость детского ума, живой интерес к предмету позволит ему самостоятельно получить настоящее базовое образование по тому или иному предмету, а значит – расширить кругозор, значит – в будущем стать более разносторонним человеком, чем это возможно при организованном школьном и специальном образовании.

И не так важно, какой именно областью знаний ребенок будет увлечен. Это уже – навык самообразования. Уже – радость самообразования. И это в любом случае будет увлечение. А значит – отвлечение от бессмысленного брожения по сети или сидения перед монитором. Вообще, отвлечение от бессмысленности.

Интернет не может сформировать «образовательную потребность»

Можно сказать: да ведь все эти книги можно скачать в Интернете, можно найти информацию в удобном, интерактивном, современном формате. Но Интернет не может сформировать «образовательную потребность», Интернет не формирует мотивацию к образованию. Он может только ответить на уже подготовленный интерес ребенка.

Так, у нас в домашней библиотеке много книг по архитектуре. И один из моих сыновей заинтересовался: я думаю, он обратил внимание на большой размер этих книг. Он стал разглядывать картинки, читать, потом – копировать разные виды ордеров, рисовать классические здания с колоннами. А потом, используя планы из книг по проектированию, на миллиметровой бумаге стал вычерчивать проекты разных построек. Если бы у нас была богатейшая электронная библиотека по той же самой архитектуре, вряд ли мой восьмилетний малыш «нашел» бы эти альбомы, вряд ли бы ему взбрело в голову изучить архитектурные стили разных эпох… И вряд ли бы он заинтересовался этой темой просто «в Интернете»: надо еще почему-то захотеть ввести в поиск какую-то фразу, прежде чем великая Сеть выдаст свой миллион ответов.

Чтобы наша домашняя библиотека помогала нам в воспитании детей, в приобщении их к литературе, чтобы она была стимулом к самообразованию для всех нас, я составила для себя такой план, который, на мой взгляд, может заставить библиотеку «работать»:

  1. Разместить библиотеку так, чтобы она была доступна для детей. Если библиотека – комната, запертая на замок, она «выключается» из пространства дома. Хорошо бы держать книги так, чтобы они были постоянно перед глазами детей. Если есть возможность отвести под библиотеку отдельное помещение, то в этой библиотеке хорошо поставить парты и рабочие столы для детей. И столы для родителей тоже. Ребенок каждый день будет делать домашнее задание, заниматься чем-то – и будет всегда окружен книгами. И еще увидит, как работают с книгами родители.
  2. Разобрать книги по темам. Не только ради удобства работы с ними. Надписи на шкафах или полках, отдельные шкафы по темам будут привлекать внимание ребенка, заявят ту или иную тему как «существующую».
  3. Подобрать книги для детей разных возрастов. Чем проще будет выбрать книгу – тем больше шансов, что ребенок вообще займется этим выбором.
  4. Вообще, подбирать книги для библиотеки. Нещадно уничтожать всю низкопробную и безнравственную макулатуру. Убирать подальше, повыше, поглубже великую литературу, которая активно противоречит системе ценностей семьи, чтобы работа с «чужими» книгами была возможной только тогда, когда уже сформированы основные нравственные представления выросшего ребенка.
  5. Во время чтения, когда есть такое желание, делать карандашом пометки в книгах. Для этого в средневековых фолиантах и делались огромные поля. Мы берем в руки книгу из нашей библиотеки и видим – вот это место заинтересовало папу, вот с этим моментом была не согласна мама. Невероятно интересно читать пометки, сделанные на полях книг моим мужем – это перекрестные отсылки к самым разным авторам самых разных эпох… И тогда получается, что мы читаем книгу как будто вместе с кем-то из наших родных. Это – еще одно уникальное отличие бумажной книги от электронной. И в таком случае домашняя библиотека становится интересным видом такого сообщения друг другу своих мыслей через книги.

И последнее, самое важное, как мне кажется. Устраивать библиотеку не для «обучения детей», а для самих себя, просто с учетом ее педагогического эффекта. Если нам самим что-то важно и интересно – не будем закрываться в своей «работе», а предложим это и своим детям, в том числе с помощью книг. Если мы хотим заинтересовать чем-то детей, той же историей – будем и сами вместе с детьми изучать то, к чему хотели бы их приобщить. Пусть дети видят, как мы работаем, что читаем. Будем и вместе читать, вместе работать. Будем обсуждать прочитанное, будем сравнивать книги, будем предлагать детям критерии отбора литературы для чтения и вместе обсуждать эти критерии. Будем внимательны к своим детям, будем рядом с ними, будем их учить и учиться вместе с ними. В общем, будем жить вместе. Единым домом, едиными ценностями. Этому единению, воспитанию этих ценностей сможет помочь и наша домашняя библиотека. Если к этому единению и к этим ценностям мы действительно стремимся.

Валентина Карагодина
Консультация «Домашняя библиотека для детей»

Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше , чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри ее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей , чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функция общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведения литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.

Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует прекрасных произведений, стихов, рассказов о любви детей к родной семье , к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, Е. Благинина, С. Маршак, Р. Погодин!

Ведь не секрет, что чтение – это процесс творческий, а читатель – великий творец. Значит, книг дома должно быть много . Должны быть книги для взрослых и детей .

То есть должна быть домашняя библиотека , не просто набор книг, а именно библиотека . Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепт» составления домашней детской библиотеки ?

Естественно, единственно верного, единого для всех списка необходимых дома книг , который бы гарантировал формирование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако определенные «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки , наверное, все-таки существуют. Их источники – родительские установки на воспитание в подрастающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребенок, как постепенно формируется его представление об окружающем мире. Итак, стремление родителей воспитать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг , как народные сказки писателей ХIХ столетия : К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Даля. Рассказы, созданные детскими русскими писателями ХХ века В Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности – они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности. Эти качества не потеряли ценности, а в нашей домашней , семейной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.

Для ребят постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А. Крылова, правда, чтение требует серьезного отношения родителей к содержанию басен : язык басен очень сложен, да и мораль не всегда понятна ребенку, так как моральные и нравственные нормы только складываются у малышей.

Стремление развить в ребенке познавательную активность («хочу все знать» ) останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребенка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С. Сахарнова и другие) или микроскопических существ (например, «Петька- микроб» Г. Остера).

Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей является игра.

Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки – игровую , «потешную» - это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г. Остера и Э. Успенского, С. Маршака и С. Михалкова. Шуточные, озорные стихи и рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия.

Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внимательном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле. Таковы «три кита» современной домашней библиотеки : книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

Аверченко А. Т. Рассказы из циклов «О маленьких для больших» , «Шалуны и ротозеи» , «Дети» .

Аксаков С. Т. Детские годы Багрова – внука, Аленький цветочек.

Андерсен Г. Х. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Бажов П. П. Книга сказок «Малахитова шкатулка» . Уральские сказки.

Белов В. Рассказы для детей .

Вагнер Н. П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А. М. Волшебник Изумрудного города и другие.

ГайдарА. П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка.

Даль В. Словарь пословиц русского народа.

Ершов П. П. Конек – Горбунок.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Лондон Д. Белый клык.

Мало Т. Без семьи

Толстой Л. Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Френк Баум. Мудрец из страны Оз.

Шварц Е. Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка.

Шим Э. Ю. Рассказы и сказки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер. Домашняя игротека» Цель: познакомить с развивающими компьютерными играми, способствующими развитию речи, ВПФ, временными нормами безопасного использования.

Блиц-турнир «Домашняя игротека» для родителей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 110 общеразвивающего вида» Блиц-турнир «Домашняя игротека».

Ни для кого не секрет, что современные дети все больше увлечены и привязаны к различным гаджетам. Родители, с легкой руки которых и происходит.

Последние исследования подтверждают: «книга – невидимый член семьи, оказывающий на будущее образование ребенка не меньшее воздействие, чем родители. » Мы привыкли считать, что все зависит от уровня образования папы и мамы . Не только. Секреты открывает София Нескучная в материале «Книга лучше двух пап» для Газета.ру. Сегодня, в День славянской письменности и культуры, размещаю эту статью с комментариями.

«Исследователи университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую коррелирует с будущим уровнем образования ребенка , причем вне зависимости от уровня образования родителей.

Этот фактор является общим для людей обеспеченных и небогатых, для жителей разных стран и для семей с самым разных уровнем образования родителей.

Традиционно считается, что ключевой предпосылкой для хорошего образования ребенка является уровень образования родителей.

Однако масштабное исследование , проводившееся в течение 20 лет среди 70 тыс. жителей 27 стран мира , показало, что книга – невидимый член семьи, оказывающий на будущее образование ребенка не меньшее воздействие, чем родители.

Детство, проведенное в доме без книг, по сравнению с детством в доме с библиотекой в 500 книг и более столь же различно влияют на будущее образование ребенка, как и различия в образовании родителей от церковно-приходской школы до университета.

По статистике, образованность родителей толкает ребенка к получению образования в течение срока на 3,2 года выше среднего. Однако ровно такой же эффект производит и наличие в доме большой библиотеки , вне зависимости от образовательного уровня родителей. В некоторых странах (например, в Китае) большая библиотека увеличивает длительность (соответственно, качество) будущего образования на 6,6 лет. В США эффект слабее – всего 2,4 года.

Таким образом, дети недостаточно образованных родителей, живущие в сельскохозяйственных областях, могут двигаться к знаниям через книги – именно этот путь должно избрать государство при поддержке образования. Эта гипотеза была проверена на детях в отдаленных частях Невады».

Я думаю, проблема современной Украины в том, что и в крупных городах нет уже моды на большие домашние детские библиотеки, потому как книга теперь роскошь — во всех отношениях , а тем более — хорошая книга. Уверена, учителя младшей школы подтвердят, что книг (особенно на украинском языке) очень мало. Нельзя же перепечатывать одно и то же издание украинских народных сказок. Кое-что появляется на рынке детской украинской книги, но при всем желании родителй и издателей вместе с педагогами далеко не все могут позволить себе книги . О сельских библиотеках. особенно домашних, говорить бессмысленно.

«Как мы можем помочь этим детям, чтобы дать им возможность изменить свою жизнь, выйти в люди? Результаты исследования подсказывают нам путь: помощь людям в создании домашней библиотеки – эффективный и недорогой путь помочь детям добиться успехов . Такой подход был бы очень хорош как долгосрочные инвестиции: они, вне сомнения, окупятся для страны », - считает автор исследования профессор Мария Эванс.

Даже наличие хотя бы 20 хороших книг в доме меняет мировоззрение ребенка. Увеличение количества книг ведет к улучшению результатов, к повышению уровня будущего образования детей и к улучшению качества их жизни , отмечает Эванс.

Мы как будто прочитали это утверждение ученых и решили, что нельзя привить ребятам любовь к чтению без новых, свежих, хрустящих, красочных, ярких, добрых, увлекательных книжек! Поэтому несколько лет подряд проводили благотоврительные акции со студентами и преподавателями. Самой масштабной и романтической стала .

Данные о сильнейшем влиянии размеров домашней библиотеки на уровень будущего образования ребенка поразили и самих ученых. Так, большая библиотека для будущего ребенка в два раза важнее, чем образовательный уровень отца, а также более важно, чем общий социальный уровень страны пребывания.

Показать бы эти результаты товарищам в парламенте (после того как там яйцебойня была во главе с товарищем с зонтами, буду писать парламент только с маленькой буквы!) , показать бы в Министерстве образования — тем, от кого зависит принятие решений, которые способны изменить ситуацию. Но, боюсь, их посты, чиновников этих, не соответствуют должному уровню образования. А все почему? Не было у них в детсве хорошей библиотеки!

Думаю, теперь классоводам в младшей школе можно использовать данные научного исследования, чтобы убедить родителей не экономить на детских книжках.

В детстве у меня было много книг — родители постарались. Мы много вместе читали. С класса второго, как только у нас появилась своя квартира, а следовательно, у меня — своя комната, начали собирать уже большую домашнюю библиотеку. Многие замечательные издания я уже покупала . Все осталось дома после перезда. Трудно устоять и не купить отличные развивающие детские книжки в книжных магазинах Израиля. А теперь, когда есть научное обоснование пользы от такой детской домашней библиотеки, будем покупать книжки с еще бОльшим удовольствием и усердием!

Присоединяйтесь!!!

P.S. А у вас была детская библиотека дома? Будете ли вы формировать детский книжный клад для своего малыша?

Дополнительно о детских книжках