Сохранение национальных традиций в странах ес. Формирование и концептуальные основы культурной политики европейского союза


Культурная политика Евросоюза.

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Евросоюз не перестает быть конгломератом культур, однако современные процессы глобализации не могут не касаться культурно-языковой сферы. Глобализация приводит к размыву культурно-исторического поля Европы, к обеднению самобытных национальных культур стран Европейского Союза, что может привести к утрате культурно-языковой идентичности европейских народов. Отсюда вытекает важная задача защиты и сохранения национальных культур и языка стран-членов Европейского Союза.

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском Союзе (Амстердамский договор 1997 года, раздел 12).

Также это- ряд документов законодательного органа Евросоюза-Совета ЕС:

На основе принципов, изложенных в этих документах, были определены пять целей культурной политики:

1. сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития.


  • создать и принять новую культурную политику либо пересмотреть существующую политику таким образом, чтобы она стала ключевым компонентом устойчивого развития в рамках существующей системы;

  • сотрудничать с ЮНЕСКО в рамках программ культурного развития;

  • обеспечить участие деятелей искусства и их профессиональных орга-низаций в реализации нового взгляда на национальную культурную политику;

  • способствовать развитию и совершенствованию координации между различными направлениями культурной политики;

  • сотрудничать на международном и региональном уровнях, чтобы средствами культуры решать проблемы, связанные с урбанизацией, глобализацией и стремительными переменами в области технологий;

  • расширять понимание населением и органами, ответственными за принятие решений, важности фактора культуры для процесса устойчивого развития;

  • способствовать обмену и диалогу между гражданами стран-членов Евросоюза в области культуры.
2. поощрять творчество и участие в культурной жизни.

Задачи для достижения данной цели:


  • обеспечивать уважение ко всем частям нации и предоставлять им равные возможности развития, поощряя местные инициативы, отражающие культурное многообразие;

  • укреплять связи между культурой и системой образования для того, чтобы культура и искусство получили признание как фундаментальные дисциплины в составе всеобщего обязательного образования, развивать художественное образование и творческие дисциплины в образовательных программах на всех уровнях;

  • обращать большее внимание на роль культуры в процессе социальных преобразований;

  • пропагандировать достижения женщин в области культуры и развития и обеспечить участие их в формировании и претворении в жизнь культурной политики на всех уровнях;

  • изыскивать необходимые средства на образование, исследования в области культуры и информации, необходимые для выработки и реализации культурной политики.
3. защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры.

Задачи для достижения данной цели:


  • выполнять национальные обязательства по применению Конвенций и Рекомендаций ЮНЕСКО и Решений Совета ЕС и Европарламента, направ-ленных на сохранение движимого и недвижимого культурного наследия, защиту традиционной и массовой культуры и статуса деятеля искусства;

  • усилить эффективность работы культурного сектора посредством программ обучения национальных работников культуры и деятелей искусства, администраторов и руководителей в области культуры и предоставить женщинам равные возможности с мужчинами в этой области;

  • всеми законными и дипломатическими путями добиваться возвраще-ния и/или реституции произведений искусства в страны своего происхождения;

  • обеспечить защиту зданий, в том числе с прилегающими территория-ми, архитектурных ансамблей и ландшафтов как культурных ценностей на городском и региональном уровнях при разработке планов и программ развития, учитывать этот фактор в политике развития;

  • напрямую вовлекать граждан и местные сообщества в программы сохранения культурного наследия, фиксировать и придавать гласности примеры успешной реализации политики сохранения культурного наследия;

  • предотвращать незаконное перемещение культурных ценностей на общесоюзном уровне, особенно приобретение музеями и частными коллекционерами произведений искусства сомнительного происхождения.
4. способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования.

Задачи для достижения данной цели:


  • рассматривать возможность финансирования общественного радио и телевидения, а также предоставления пространства для вещания на местном уровне и на языках меньшинств с целью борьбы с любыми формами насилия;

  • внедрять в начальное и среднее образование новые информационные технологии и обучение работе с ними и одновременно вести борьбу с наси-лием и нетерпимостью, распространяемыми этими технологиями, в частно-сти поддерживая организации и учреждения, специализирующиеся на такой борьбе;

  • способствовать развитию и использованию новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг, организации доступа к базовым информационным услугам по доступным ценам и на родном языке, применению новых технологий для службы обществу;

  • разработать и усовершенствовать политику сохранения и развития архивов, музеев, библиотек, а также информации, созданной и/или собранной органами власти и неправительственными организациями, насколько это возможно, в электронном виде, и обеспечить доступ к информации, включая поддержку этих учреждений как центров по сбору и распространению информации, просвещению и непрерывному образованию;

  • пропагандировать распространение знаний о культурном и природном наследии стран-членов Евросоюза электронными средствами, предоставляемыми новыми технологиями;
5. предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы.

Задачи для достижения данной цели:


  • поддерживать и увеличивать инвестиции в развитие культуры на на-циональном уровне, а также выделять, где это возможно, определенный процент правительственного бюджета на эти цели в соответствии с общими задачами, приоритетами и программами развития;

  • применять налоговые льготы для культурной деятельности, чтобы привлекать частные инвестиции в развитие культуры, и разработать механизмы дополнительного финансирования, такие как общественные фонды и коммерческие проекты в учреждениях культуры, туризме и спорте.
Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры (нормативно-правовые документы и судебные решения) .

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

Поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

Социальная поддержка работников культурной сферы;

Сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики - придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40%.

На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

Исторически сложилось так, что культурная политика была проводником – возможно, наиболее важным, для понимания идентичности национального самосознания в современной Европе. Уже с конца 17-го века культурная политика европейских стран создавала не только рамки для существования искусства, но и, что более важно – для создания, эволюции и понимания национальной идентичности и культуры в государстве. Культурная политика имела решающее значение для территориального единства, единства языка и всей нации, для укрепления национальных идеологий и самосознания общества, что свойственно европейским народам и сегодня.

Национальное строительство с помощью культурной политики до сих пор имеет большое значение. Например, в Дании министерство культуры имеет канонический список национальных монументов, которые определяют облик страны. Усиление внимания к культурному наследию Дании стало основным направлением культурной политики последних лет. В Нидерландах правительство учредило национальный культурный канон после многих лет доминирования мультикультурализма. Есть предложения учредить и культурный канон Евросоюза.

В Великобритании новые лейбористы и левые движения обсуждают перспективы «прогрессивного национализма» как ответ на культурную политику англо-саксонских консерваторов и их националистические предложения. Франция создала Министерство иммиграции и национальной идентичности. Польша стала примером создания национального самосознания на основе католицизма. В Сербии радикальные нео-националистические движения развиваются, используя мифы и требования вернуть утраченные территории.

Неоднозначная статья 301 в криминальном кодексе Турции, наказывающая оскорбления «турецкости», была лишь косметически подправлена турецким парламентом в апреле 2008. Сегодня она наказывает оскорбления в адрес «турецкой нации».

Противоречия между светской и религиозной культурной политикой вызывают острые споры. В 2008 году конституционный суд Турции признал правительственное предложение, чтобы женщины-мусульманки появлялись на улице только в платках, несоответствующим конституции, которая определяет страну как светское государство.

Противоречия между светской и религиозной культурной политикой также заметны и в культурной политике Дании – кроме прочего, в возрождении правительством национального духа и публикации датского культурного канона. С другой стороны, Евросоюз все активнее настаивает на общеевропейской культурной политике, основанной на единстве в разнообразии и диалоге культур. Конвенция о защите и развитии разнообразия культур уже ратифицирована большинством европейских государств.

В то же время, конфликты и противоречия между целями культурной политики в ЕС поднимают ряд важных вопросов об идентичности, национализме и целях культурной политики.

Культурная политика сама по себе является ценным источником информации, если вам нужно понять развитие институтов коллективной памяти и ту парадигму (национальную или мультикультурную), которая доминирует в данном обществе. Культурная политика отражает доминирующий набор ценностей, как в отдельном государстве, так и в международном сообществе.

До заключения Маастрихтского договора, культурная политика имела следующие особенности.

Развитие наднациональной европейской культуры как главная цель культурной политики.

Экономическое и техническое использование искусства и культуры.

Наднациональная организация сверху-вниз, поскольку тогда не было особой близости между политикой и культурой.

После Маастрихта культурная политика получила другие приоритеты.

Множество целей, с подчеркиванием важности разнообразия национальных культур.

Усиление культурного сотрудничества в Европе через сети самоорганизации.

Выполнение принятых решений общими усилиями.

В настоящее время пока не заметно больших сдвигов в культурной политике, поскольку сохраняется автономия стран-членов, самостоятельно определяющих национальную культурную политику, и есть общие цели ЕС. С тех пор было принято только несколько поправок к статьям Маастрихтского договора.

Однако, хотя в странах-членах и оживились национальные чувства, в различных документах ЕС после Маастрихта подчеркивается значение мультикультурализма, культурного разнообразия и межкультурного диалога.

Например, в Амстердамском договоре было добавлено мультикультурное измерение в отношении Бельгии. Бельгия – страна с двумя языками, пожелала, чтобы определение культуры было не таким однозначным. Отдельной статьей были определены ключевые принципы государственной службы, хотя и с оговорками. В Лиссабонском договоре была подчеркнута важность открытости культур.

Фактически ЕС после Маастрихта стал успешным культурно-политическим игроком мирового уровня в борьбе за авторское право. Активное участие он принимал и в подготовке и ратификации Конвенции ЮНЕСКО о защите и развитии культурного разнообразия. Есть множество вопросов культурной политики, с которыми отдельным странам трудно справиться. Пример тому – международное законодательство по кинопрокату. Здесь Евросоюз показал себя успешным борцом за свободу художественного самовыражения.

С другой стороны, если смотреть с национальной точки зрения, то можно сказать и так, что общая культурная политика ЕС является препятствием для национальной свободы в создании и развитии различных форм национализма.

В 2006 году глава Европейской Комиссии, Баррозу, произнес речь, в которой он заявил, что будущее Европы в значительной мере зависит от ее культуры. «Идентичности становятся размытыми, и чувство принадлежности требует новых концептов множественного гражданства и идентичности, которые не требуют быть против чего-либо». Так что в близком будущем вопрос культурной идентичности, похоже, станет ключевым.

На пути к светлому будущему Евросоюза стоят многие неоднозначные тенденции – с одной стороны, разнообразие культур считается богатством, а с другой, это разнообразие мешает и способствует росту национализма. На передний план выступили и другие вещи, особенно после отказа Голландии и Франции одобрить Конституционный договор ЕС. Отказ Ирландии от Лиссабонского договора в 2008 году еще раз подтвердил влияние национализма на политику в целом и на культурную политику – в особенности.

Вопросы культурного разнообразия, мультикультурализма и прав стран-членов на развитие национального измерения культурной политики являются одним из наиболее деликатных, парадоксальных и сложных вопросов в Евросоюзе. Граждане европейских стран с готовностью слушают разговоры о культурном разнообразии Европы. С другой стороны, они считают священным право каждой страны на сохранение своей культуры. При всем разнообразии народов, языков, культур и традиций, однако, никто толком не знает, что означает «культурный плюрализм».

Не проведя основательной общеевропейской дискуссии по национализму и мультикультурализму, будет трудно начать обсуждение проблем культурной политики, поскольку культурная политика в основном опирается на совокупность национальных историй стран-членов ЕС.

Сегодня прежние амбиции, существовавшие в ЕС до Маастрихтского договора – создать европейскую монокультуру, общеевропейский культурный канон, отброшены. Новые европейские культурные каноны подчеркивают единство Европы, несмотря на культурное разнообразие.

В узком смысле, культурная политика выглядит инструментом администрирования искусствами. В более широком смысле, культурная политика имеет дело с группами интересов и историей идей, с отношениями власти, борьбой экономических и политических интересов в производстве и символическом обмене в обществе.

Если мы выбираем это широкое определение культурной политики, то нынешняя дискуссия поднимает ряд серьезных вопросов – научных и политических, касающихся идентичности, национализма и культуры.

Те изменения, и те проблемы, что затрагивают национальные государства и регионы в Европе, показывают, что важность национального измерения культурной политики нельзя свести к европейской интеграции и глобализации. Как раз наоборот, усиление евроинтеграции и организаций типа ООН, ВТО и ЮНЕСКО, похоже, стимулируют рост национализма. Это особенно заметно в дебатах по конвенции ЮНЕСКО о защите и развитии культурного разнообразия, которая была ратифицирована в 2006-2007 годах большинством стран-членов ЕС.

Конвенция требует защищать и развивать культурное разнообразие, что вызвало широкую мировую дискуссию о том, действительно ли конвенция будет защищать существующие национальные культуры, или служит развитию мультикультурализма и прав отдельных индивидов, снимая национальные границы?

Министерства культуры в диктаторских государствах Африки, а также многие демократические страны, поддержали первую точку зрения. Совет Европы предпочитает второй взгляд на конвенцию. ЕС является менее уверенным в своем отношении к международной культурной политике. То же самое можно сказать и о большинстве европейских стран.

Кто победит в этой войне интерпретаций, тот и будет определять культурный пейзаж Европы и всего мира. Подводя итог, в ближайшем будущем будут доминировать такие вопросы: какая парадигма идентичности, нации и национализма будет отражена в культурной политике, идеологии и практике европейских стран и всего Евросоюза? Каковы последствия этого? Возможно ли разработать альтернативные парадигмы и культурные практики, которые заменят существующие представления о нации, идентичности и государстве?

    Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.

    Культурная политика Европейского Союза.

    Культурные программы ЕС.

    Культурная акция ЕС.

    Программа культуры (2007-2013 гг.)

    Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.

Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском Союзе (Амстердамский договор 1997 года, раздел 12).

Также это- ряд документов законодательного органа Евросоюза-Совета ЕС:

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1980 г. о защите европейского архитектурного наследия;

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1986 г. о сохранении произведений искусства;

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 7.06.1991 г. о подготовке руководящих работников в сфере культуры;

Решение Совета от 17.06.1994 г. о составлении плана действий Сообщества по охране культурного наследия;

Резолюция Совета от 25.07.1996 г. о свободном доступе к культурным ценностям;

Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 2.04.1998 г. по использованию культурной политики в целях развития. 43

На основе принципов, изложенных в Резолюциях, министры культуры стран-членов Евросоюза определили следующие пять целей культурной политики:

Цель 1 : сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития.

создать и принять новую культурную политику либо пересмотреть существующую политику таким образом, чтобы она стала ключевым компонентом устойчивого развития в рамках существующей системы;

сотрудничать с ЮНЕСКО в рамках программ культурного развития;

обеспечить участие деятелей искусства и их профессиональных организаций в реализации нового взгляда на национальную культурную политику;

способствовать развитию и совершенствованию координации между различными направлениями культурной политики;

сотрудничать на международном и региональном уровнях, чтобы средствами культуры решать проблемы, связанные с урбанизацией, глобализацией и стремительными переменами в области технологий;

расширять понимание населением и органами, ответственными за принятие решений, важности фактора культуры для процесса устойчивого развития;

способствовать обмену и диалогу между гражданами стран-членов Евросоюза в области культуры.

Цель 2 : поощрять творчество и участие в культурной жизни.

Задачи для достижения данной цели:

обеспечивать уважение ко всем частям нации и предоставлять им равные возможности развития, поощряя местные инициативы, отражающие культурное многообразие;

укреплять связи между культурой и системой образования для того, чтобы культура и искусство получили признание как фундаментальные дисциплины в составе всеобщего обязательного образования, развивать художественное образование и творческие дисциплины в образовательных программах на всех уровнях;

обращать большее внимание на роль культуры в процессе социальных преобразований;

пропагандировать достижения женщин в области культуры и развития и обеспечить участие их в формировании и претворении в жизнь культурной политики на всех уровнях;

изыскивать необходимые средства на образование, исследования в области культуры и информации, необходимые для выработки и реализации культурной политики.

Цель 3 : защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры.

Задачи для достижения данной цели:

выполнять национальные обязательства по применению Конвенций и Рекомендаций ЮНЕСКО и Решений Совета ЕС и Европарламента, направленных на сохранение движимого и недвижимого культурного наследия, защиту традиционной и массовой культуры и статуса деятеля искусства;

усилить эффективность работы культурного сектора посредством программ обучения национальных работников культуры и деятелей искусства, администраторов и руководителей в области культуры и предоставить женщинам равные возможности с мужчинами в этой области;

всеми законными и дипломатическими путями добиваться возвращения и/или реституции произведений искусства в страны своего происхождения;

обеспечить защиту зданий, в том числе с прилегающими территориями, архитектурных ансамблей и ландшафтов как культурных ценностей на городском и региональном уровнях при разработке планов и программ развития, учитывать этот фактор в политике развития;

напрямую вовлекать граждан и местные сообщества в программы сохранения культурного наследия, фиксировать и придавать гласности примеры успешной реализации политики сохранения культурного наследия;

предотвращать незаконное перемещение культурных ценностей на общесоюзном уровне, особенно приобретение музеями и частными коллекционерами произведений искусства сомнительного происхождения.

Цель 4 : способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования.

Задачи для достижения данной цели:

рассматривать возможность финансирования общественного радио и телевидения, а также предоставления пространства для вещания на местном уровне и на языках меньшинств с целью борьбы с любыми формами насилия;

внедрять в начальное и среднее образование новые информационные технологии и обучение работе с ними и одновременно вести борьбу с насилием и нетерпимостью, распространяемыми этими технологиями, в частности поддерживая организации и учреждения, специализирующиеся на такой борьбе;

способствовать развитию и использованию новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг, организации доступа к базовым информационным услугам по доступным ценам и на родном языке, применению новых технологий для службы обществу;

разработать и усовершенствовать политику сохранения и развития архивов, музеев, библиотек, а также информации, созданной и/или собранной органами власти и неправительственными организациями, насколько это возможно, в электронном виде, и обеспечить доступ к информации, включая поддержку этих учреждений как центров по сбору и распространению информации, просвещению и непрерывному образованию;

пропагандировать распространение знаний о культурном и природном наследии стран-членов Евросоюза электронными средствами, предоставляемыми новыми технологиями;

Цель 5 : предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы.

Задачи для достижения данной цели:

поддерживать и увеличивать инвестиции в развитие культуры на национальном уровне, а также выделять, где это возможно, определенный процент правительственного бюджета на эти цели в соответствии с общими задачами, приоритетами и программами развития;

применять налоговые льготы для культурной деятельности, чтобы привлекать частные инвестиции в развитие культуры, и разработать механизмы дополнительного финансирования, такие как общественные фонды и коммерческие проекты в учреждениях культуры, туризме и спорте 44 .

В блоке нормативно-правовых документов в сфере культуры ЕС можно выделить следующие наиболее значительные задачи:

    поощрение сотрудничества между государствами-членами ЕС в сфере культуры и искусства, что предполагает:

    расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;

    сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;

    некоммерческий культурный обмен;

    художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор;

    проведение практических мероприятий по трем основным направлениям:

    содействие расцвету культуры на пространстве Евросоюза;

    культурное наследие, литература, аудивизуальный сектор;

    сотрудничество с третьими странами и международными организациями;

    защита и сохранение культур и языка малых европейских народов;

    отстаивание на конференциях ВTO принципа, запрещающего доминирующие позиции в отношении торговли в культурной сфере.

Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры (нормативно-правовые документы и судебные решения) 45 .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культура воспоминания и история памяти. Осмысление исторического наследия как сложный социокультурный феномен. Изучение православной культуры России. Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Мнение студентов об историческом наследии.

    творческая работа , добавлен 19.12.2012

    Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия. Международные организации в системе всемирного культурного наследия. Миссия и цели санкт-петербургского международного центра сохранения культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Классификация объектов культурного наследия и оценка их современного состояния. Комплекс мер по сохранению памятников культурного наследия, роль законодательных, экономических и экологических факторов. Основные современные методы сохранения памятников.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Культурная политика России в постсоветский период. Непрофессиональное искусство и фольклор как двигатель сохранения и распространения этнической культуры. Роль мемориальных музеев и "мест памяти" в поддержании культурной и региональной идентичности.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Понятие и история развития культуры. Финансирование культурной сферы в РФ. Задачи, функции и структура управления культурой в Нижегородской области. Анализ состояния культурного потенциала региона. Итоги функционирования Министерства культуры области.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Классификация объектов культурного наследия РФ. Оценка современного состояния объектов культурного наследия. Роль законодательных и экономических аспектов, экологических факторов. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2006

    Значение культурного наследия. История развития культурных традиций Астраханского края. Храмы и монастыри города. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2009

    Законодательная и управленческая практика сохранения недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом. Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия. Охрана памятников истории и культуры в Италии и Франции.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

Введение

Глава 1 Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия

Культурная политика ЕС

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

· поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

· социальная поддержка работников культурной сферы;

· сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики -- придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия -- с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.

В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю.

В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции (www. europa.eu.int/pol).

Культурная Акция ЕС

Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией (Информация, Культура, Связь, Аудио-визуальные средства) и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована (Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник, с.28.)

Культурная Акция претворяется в жизнь через содействие современному творчеству, поддержку транснациональной и международной кооперации, в том числе в рамках программы, разворачивающейся в сотрудничестве с Советом Европы. Деятельность ЕС направлена на распространение европейской истории и культуры, повышение уровня знаний о них, сохранение общеевропейского достояния, оказание поддержки культурному обмену и художественному творчеству.

Программа действий ЕС в области культуры принята по предложению Европейской Комиссии Советом и Парламентом согласно процедуре «совместного принятия решений», с учетом точки зрения Комитета Регионов. В Совете требуется единогласие при голосовании. Речь идет о сфере интересов, которые конституционально являются чрезвычайно чувствительными для некоторых стран - участниц, в частности для федеральных государств (особенно Германии и Бельгии).

Чтобы официально оформить свою акцию, Европейская Комиссия в программе, разработанной в 1994 году, выделила 3 привилегированных направления: культурные достояния, книга и чтение, художественное творчество. Эти приоритеты учтены в программах “Калейдоскоп”, “Ариан” и “Рафаэль”. Политика в сфере аудиовизуальных средств, рассматриваемая, прежде всего с экономической точки зрения, включает также и культурный аспект, который входит в программу “Медиа”.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40% (Регламент Еврокомиссии ЕС № 2342/2002 от 23.12.2002 г. принятый в исполнении решения Совета ЕС № 1605/2002 от 25.06.2002 г.). Т.е. культурные проекты Евросоюзом финансируются не полностью (не на 100%). Часть средств изыскивает сами культурные операторы, заинтересованные в осуществлении тех или иных проектов в сфере культуры (их доля обычно составляет 40-50%) (Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы, с.31.)

Рассмотрим культурные программы Евросоюза, инициируемые Советом ЕС и Европейским Парламентом, начиная с 1992 года.

Калейдоскоп»

Программа «Калейдоскоп» (Решение № 719/96/ЕС Европейского парламента и Совета от 29 марта 1996 г. об учреждении программы поддержки художественной и культурной деятельности, имеющей общеевропейское значение) была первой культурной инициативой, запущенной на уровне Европейского Союза на основе статьи 128 ДЭС (до 1999 года) и статьи 151 ДЭС (после 1999 года).

Данная программа была разработана на основе соглашения, которое в 1992 г. заключили министры культуры стран - членов с целью «расширения и интеграции культурных традиций европейских стран, обобщения опыта и моделей поведения европейцев». Программа распространялась на сценическое (театр, танцы, музыка, опера), пластическое (живопись, скульптура, архитектура, графика) и прикладное (фотография и дизайн) искусство. Эта программа была призвана содействию художественному творчеству европейского масштаба, в частности, через кооперацию внутри ЕС. «Калейдоскоп» стимулировал как творчество, так и углубление знаний, распространение культуры. Проекты объединяли партнеров, по крайней мере, трех стран-участниц. К 1996 году «Калейдоскоп» поддержал проведение в Европе 3000 спектаклей и выставок пластического искусства, а также 75 культурных проектов в трех европейских городах и 11 европейских театральных и музыкальных фестивалей.

В период с 1996 по 1999 г. общий бюджет программы составил 36,7 млн евро. За 4 года было профинансировано 518 культурных проектов. В реализации этих проектов участвовали более 1000 культурных операторов из стран - членов ЕС.

Ариан»

Программа «Ариан» (Решение № 2085/97/ЕС Европейского парламента и Совета от 6 октября 1997 г. об учреждении программы поддержки, включая переводы, в сфере книгоиздательства и чтения).

Эта программа поддерживала выпуск литературной продукции и чтение, в частности стимулировала перевод книг на другие языки стран ЕС (так за 4 года было переведено 630 книг), оказывала помощь библиотечному делу. «Ариан» содействовала сотрудничеству государств - участников и осуществляла поддержку их действий в этой области, оказывая помощь в переводческой деятельности и создавая благоприятные условия для кооперации и повышения квалификации специалистов.

«Ариан» способствовала более широкому распространению переводов современных книг высокого уровня, идет ли речь о романах, новеллах, биографических эссе, пьесах, поэзии или истории литературы. Программа финансировала до 100% гонорара переводчиков.

Содействие сотрудничеству осуществлялось через финансирование; размер выделяемых средств достигал 25% общего бюджета проектов, цель которых -- способствовать взаимному познанию, доступу к литературе или истории европейских народов: в частности, речь может идти о проведении совещаний, коллоквиумов, показов, пилотных акций по кооперации, культурных обменах. «Ариан» также был нацелен на продвижение партнерских инициатив, облегчающих распространение книг, их рекламу, перевод и доступ к читателю. В более общем смысле программа предназначалась для развития профессиональных обменов «ноу-хау» и опытом.

Вместе с тем, «Ариан» дополнял национальные политики в плане повышения квалификации переводчиков, а также специалистов, способствующих распространению книги и расширению доступа к культуре различных европейских народов.

Программа включала и приз «Аристейон», присуждаемый лучшей литературной продукции и переводам.

Процедура отбора проектов, достойных поддержки, была сходна с той, что действует в рамках «Калейдоскопа»: заявки на участие публикуются в «Официальном журнале Европейского Сообщества», и жюри независимых экспертов отбирает лауреатов.

За время действия программа поддержала около 800 проектов (139 проектов в 1996 году (стадия подготовки к проекту) и 767 проектов в период 1997-1999 годов (184 в 1997 г., 292 в 1998 г. и 291 проект в 1999 г.)), а ее бюджет составил 11,1 млн. евро (www.europa.eu.int).

Рафаэль»

Программа «Рафаэль» (Решение № 2228/97/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13.10.97г. об учреждении Программы действий Сообщества в сфере культурного наследия).

Эта программа способствовала сохранению и использованию движимого и недвижимого европейского культурного достояния, повышению степени его доступности для общества, стимулировала обмен опытом и передачу технологий, способствовала расширению доступа граждан Европы к культурному наследию и развитию бережного отношения к памятникам культуры. В рамках программы проводились работы по восстановлению и сохранению культурных памятников (музеи, коллекции, библиотеки, архивы, собрания фотографий, кинофонды и фонды звукозаписи), археологических наземных и подводных объектов, архитектурных памятников и культурных ландшафтов. Так в 1996 году было 5 приоритетных областей: стиль «барокко» (1610-1760), археология (до конца XVI века для наземной археологии и конца XVIII века для подводной), расширение доступа к европейским музеям, мероприятия европейского масштаба по приданию большего значения культурному наследию и мобильности специалистов. Из 495 заявок были выбраны 147 проектов. 25% из них затрагивают как ассоциированные страны Центральной Европы, так и третьи страны, подписавшие соглашения, включающие пункт культурного сотрудничества.

В течение четырех лет бюджет программы составил 30 млн евро и было профинансировано 224 проекта в сфере культуры. В рамках данной программы участвовали 417 учреждений из разных стран Евросоюза (www.europa.eu.int).

Культура - 2000»

К концу 90-х годов перед Евросоюзом встал вопрос повышения эффективности проводимой культурной политики. Для решения этого вопроса Советом ЕС и Европарламентом было принято решение об объединении разнородных программ и мероприятий в области культуры в одну общую Программу “Культура- 2000”, цель которой: сохранение и защита объектов европейского наследия исключительной важности; поддержание культурного разнообразия в странах Евросоюза; распространение европейского искусства и культуры; мобильность культуры в пределах ЕС (Решение Европарламента и Совета ЕС № 508 / 2000 / ЕС от 14 февраля 2000 г., дополненное Решением № 626/2004/ЕС от 31 марта 2004 г.). Эти два решения были приняты в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье № 151 ДЭС. В этих решениях было учтено и мнение Комитета регионов.

Программа “Культура- 2000” была рассчитана на 7 лет (2000-2007 гг.) с общим бюджетом 236,5 млн. евро. Данная программа обеспечивала субсидиями разные культурные проекты (пластическое и визуальное искусство, литература, культурная история и культурное наследие).

Программа “Культура - 2000” осуществлялась с помощью Комитета управления Еврокомиссии, который на основании экспертных оценок выбирал наиболее оптимальные культурные проекты.

В “Культуре - 2000” согласились участвовать 30 европейских стран (25 стран ЕС, 3 страны европейской экономической зоны (Норвегия, Исландия, Лихтейнштен) и страны-кандидаты в ЕС- Болгария с Румынией).

Программа способствовала продвижению культурного диалога и взаимного знания культуры, развитию театрального искусства, развитию музыкального, книжного секторов.

Осуществлялась финансовая поддержка для более 50 трансъевропейских культурных сетей (созданы Решением Совета ЕС в ноябре 1991 г.), в задачу которых входит практическое воплощение около 1400 культурных проектов в период 2006-2013 гг.

В программу “Культура- 2000” была интегрирована и программа “Культурная столица Европы”.

В апреле 2004 года Парламент и Совет ЕС в рамках программы “Культура - 2000” приняли программу защиты малых европейских языков (например, язык басков), для которой было создано Европейское бюро по защите культуры и языка малых европейских народов, а по всему Евросоюзу создаются специальные информационные центры «Меркатор».

На реализацию каждого из 233-х проектов в рамках программы “Культура - 2000” Еврокомиссия выделяла от 50 тыс. до 150 тыс. евро в год.

В течении 2004 года происходила реализация 209 культурных проектов, на которые было потрачено 18,5 млн. евро, причём на такие мультикультурные проекты, как визуальное искусство (телевидение, кино) и выпуск и перевод книг из данной суммы было израсходовано 13,5 млн. евро (www.europa.eu.int).

Например, в рамках Программы “Культура-2000” на проведение в 2004 году акции “Культурная столица Европы” (Лилль и Генуя) было израсходовано 1 млн. евро.

Программа Культуры (2007-2013)

В июле 2004 года Еврокомиссия предложила новую культурную программу на 2007-2013 годы, в которой наиболее приоритетными были выбраны следующие направления: поддержка работников культурной сферы и углубление интеркультурного диалога. На данную программу Еврокомиссия выделила 400 млн. евро, что в 1,7 раза больше средств, которые были выделены на предыдущую программу “Культура - 2000”. Причем в рамках новой интегрированной культурной программы на период 2007-2013 гг. на реализацию какого-то одного годового проекта Еврокомиссия выделяет средства в размере от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Увеличение доли евробюджетных денег на культурный сектор свидетельствует о повышении роли культуры в процессе европейской интеграции.

Заключение

На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

Использованная литература

1. Балакшин А.С. Культурная политика: теория и методология исследования. - М.: 2004.

2. Культурная политика в Европе: факты и тенденции. Совет Европы. - Бонн: 2000.

3. Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: 2001.

4. Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник. - М.: 2001.

5. Сайт Евросоюза

6. europa.eu.int/pol/index-en.htm - описание основных направлений деятельности (политик) Евросоюза

Общая политика ЕС в области культуры

Введение

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Евросоюз не перестает быть конгломератом культур, однако современные процессы глобализации не могут не касаться культурно-языковой сферы. Глобализация приводит к размыву культурно-исторического поля Европы, к обеднению самобытных национальных культур стран Европейского Союза, что может привести к утрате культурно-языковой идентичности европейских народов. Отсюда вытекает важная задача защиты и сохранения национальных культур и языка стран-членов Европейского Союза. (Кузьмин Е.И. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры, с. 124)

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

Актуальность работы обусловлена тем, что в нашем веке понимание культуры превратилось из общефилософских представлений в предмет специального научного знания (культурное право, в частности Европейское культурное право). Эти знания становятся неотъемлемой частью современной цивилизации и все сильнее приобретают качество императивов. Смысл этих императивов или насущных вызовов культуры состоит в поиске культурной идентичности наций в интеграционном движении мирового сообщества (Топорнин Б. Н. Европейское право: учебник, с.41.)

Целью данной работы является рассмотрение задач и их решения в сфере сохранения культурного наследия стран - членов Европейского Союза.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

1. рассмотреть направления культурной политики ЕС;

2. определить задачи, возникающие в сфере сохранения культурного наследия ЕС;

3. рассмотреть решение этих задач на уровне ЕС.

Иванова Анна

В работе представлены культурные традиции Чехии, которые сохранились до наших дней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сохранение культурных традиций Чехии в условиях евроинтеграции.

Европейский Союз создавался, прежде всего, на экономической основе, а не на принципах культурного сотрудничества. Культурная политика разрабатывалась в ЕС постепенно, в течение довольно долгого времени. Европейская Комиссия занималась охраной культурно-исторического наследия, предоставлением творческих стипендий, поддержкой литературного перевода, отдельными культурными мероприятиями. Все это финансировалось за счет Европейского социального фонда, Европейского регионального фонда развития и т.д.

Определена юридическая основа, которая позволяет Европейскому Союзу осуществлять деятельность, способствующую «процветанию культур государств-членов при уважении их регионального и национального разнообразия и признании их общего культурного наследия».

В настоящее время у Европейского Союза достаточно широкий диапазон деятельности в сфере культуры:

Поддержка творчества во всем его многообразии и содействие экономическому развитию различных направлений творчества;

Укрепление чувства принадлежности к европейскому сообществу при уважении разнообразия национальных и региональных культурных традиций;

Упрощение доступа европейских граждан к культуре как фактору социальной интеграции;

Поддержка практики культурного обмена на некоммерческой основе;

Использование потенциала культуры в сфере занятости;

Пропаганда культурного разнообразия стран-членов ЕС;

Содействие распространению европейской культуры в мире.

Подавляющая часть общеевропейских мероприятий содержит культурную составляющую.

В условиях евроинтеграции в Чехии так же, как в любой другой стране, сохранились культурные традиции и обычаи.

Чехия имеет огромную, славную историю, период существования которой охватывает около 1500 лет. Чешская история включает в себя величайшие достижения не только всей Европы, но и всего мира. Уникальность культуры Чешской Республики состоит в том, что, несмотря на происходившие изменения в течение многих веков, она сохраняла свою самобытность и индивидуальность. И не важно, были ли это смена правительства, война или массовые протесты, сердца чехов оставались верными своим ценностям, традициям и интересам. В Чехию невозможно не влюбиться с первого взгляда. Такая маленькая на первый взгляд, но такая колоритная, насыщенная культурными традициями страна.

Национальные традиции Чехии выражаются, в первую очередь, в шумных массовых праздниках со старинными обычаями и древними легендами. Их очень любят рассказывать чехи всех возрастов, причем создается стойкое впечатление, что они в них действительно верят. Культура и традиции Чехии – это еще и старинные танцы, которые принято танцевать на массовых мероприятиях и личных праздниках. Вообще же в этой стране до сих пор традиции и культура пропитаны языческим прошлом. Основным семейным праздником безусловно является Католическое Рождество. Начало рождественских каникул чехи называют «Щедрый день». В этот день существует традиция и в Праге, и других крупных городах покупать живых карпов и выпускать их на волю. И если самый главный в Чехии праздник – католическое Рождество, то самый веселый - Масленица с блинами и гуляньями. Чешская культура напоминает русскую, ведь у наших народов были одни предки. Также день святого Вацлава для всех чехов является праздником государственности. В этот день славят великого князя чешского Вацлава, небесного покровителя Чехии.

Первое, что бросается в глаза в Чехии – это её архитектура, которая всегда занимала приоритетное место. Ей уделялось особое внимание. Возможно, этот факт объясняется изобилием природных строительных материалов. Сегодня страна насчитывает несколько тысяч дворцовых комплексов, замков, соборов, крепостей, исторических памятников всех эпох: от романской, барокко и рококо до эпохи современности. Чехия похожа на один огромный музей под открытым небом, в котором собраны архитектурные шедевры всех стилей и эпох. К романской эпохе относят сооружения с тяжёлым, даже грубым фасадом, сложенным из глыб. Понурые узкие окна и закруглённые порталы. Ярким примером этого периода являются базилика св. Петра и ротонда Св. Мартина. Период романизма сменяет готика, когда повсеместно начинают использовать камень и строить готические соборы посреди городских площадей. Высокие сооружения с мощными стенами, узкие окна с витражами: собор Св. Барбары (Кутна Гора). В эпоху Возрождения и маньеризма появились такие архитектурные шедевры, как Владиславский зал в Пражском Граде для светских празднеств, Королевский дворец «Летоградек».

Также значимое место занимало литературное творчество. Современная чешская литература начала развиваться лишь в девятнадцатом веке. Карел Гинек Маха был первым чешским писателем-современником. Всемирной известностью пользуются книги таких писателей, как Карел Чапек, Алоис Йирасек. Чехи - читатели-энтузиасты. Довольно часто можно встретить людей, читающих на автобусных и железнодорожных станциях в ожидании транспорта.

Чехии, как и многим европейским странам, интегрированным в ЕС, повезло с сохранением своей самобытности и культурных традиций. Жители этой страны, отдавая дань уважения своей истории, сохранили свою культуру.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочи Подготовила: Оденцова Дарья Ученица 8 «А » класса

Сочи Сочи - город-курорт в России, расположен на северо-восточном побережье Чёрного моря (Черноморское побережье России) в Краснодарском крае, на расстоянии 1700 км от Москвы. Сочи является самым крупным курортным городом России, важным транспортным узлом, а также крупным экономическим и культурным центром черноморского побережья России.

Население Постоянное городское население города Сочи - 401 291 чел. (2016), а муниципального образования город-курорт Сочи - 480 215 чел. (2016). По численности населения Сочи занимает 5-е место среди городов Южного федерального округа и 49-е в России.

Экономика Сочи По отраслям и видам деятельность основные фонды распределяются следующим образом: в хозяйственных субъектах здравоохранения и предоставления социальных услуг, культуры и спорта, деятельности организаций отдыха и развлечений, деятельности гостиниц и ресторанов, где представлено в основном курортное хозяйство – 42,7%, транспорт и связь – 17,1%, промышленность – 17%, сельское хозяйство – 1,6%, строительство – 2,0%, торговля – 0,4%, прочие – 18,0%.

Транспортный узел Сочи Сочи является крупным транспортным узлом Юга России. Город обслуживает Международный аэропорт Сочи, семь железнодорожных вокзалов: Сочи, Адлер, Лазаревская, Хоста, Олимпийский парк, Красная Поляна, Лоо и множество железнодорожных платформ для остановки электропоездов. Железнодорожный вокзал Сочи В Сочи два морских порта - Сочинский морской торговый порт и новый грузовой порт Имеретинский. Городской транспорт представлен в основном маршрутными такси, такси и автобусами. Альтернативное направление - прокат и аренда автомобилей.

Культура и искусство Театры, концертные залы Зимний театр Концертный зал «Фестивальный» Летний театр Зелёный театр парка «Ривьера » Сочинский зал камерной и органной музыки. В Зале камерной и органной музыки часто выступают Сочинский симфонический оркестр и другие известные артисты. Сочинский цирк

Фестивали, конкурсы Открытый российский кинофестиваль Кинотавр Международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна» Международный фестиваль джазовой музыки Акваджаз. Фестиваль моды Бархатные сезоны Международный конкурс-фестиваль детско-юношеского творчества «Зимняя Ривьера» Международный летний фестиваль «Легенды Ретро FM», организованный радиостанций «Ретро FM» и телеканалом «Кубань 24»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как продолжительность жизни зависит от окружающий среды и образа жизни.

Образ жизни 49-53 Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации. Предрасположенность к наследственным болезням. Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения. Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. Генетика, биология человека Внешняя среда, природно-климатические условия Здравоохранение 18-22 17-20 8-10

Человек – часть природы. Наше здоровье неотделимый компонент от окружающей нас среды, а потому его нельзя рассматривать как нечто независимое. Изменение окружающей среды приведет к изменению здоровья человека.

Существуют следующие экологические факторы, влияющие на здоровье человека: Геофизические Геохимические Биотические

Геофизические факторы: В первую очередь климатические: атмосферное давление, определяемое высотой местности; сухость воздуха и высокая его естественная запыленность; резкие колебания температур; большая продолжительность солнечного сияния и напряженность солнечной радиации.

Геохимические факторы: Недостаток содержания йода в водных источниках и железа в почве; приуроченность к населенным пунктам обогатительных фабриках, связанных с добычей ртути, висмута, мышьяка, свинца.

Биотические факторы: Действие аллергенов, ядов растительного и животного происхождения; воздействие патогенных организмов; наличие полезных животных и растений.

А также на продолжительность жизни человека влияют природно-катастрофические процессы и явления: землетрясения, оползни, наводнения, засухи.