Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени. Арбитражная практика

1. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

2. К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 - 7 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

3. Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

4. При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.

5. При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

6. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

7. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

9. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со настоящего Федерального закона.

10. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.

11. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений части 12 настоящей статьи.

12. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

13. При наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня, следующего за днем его осуществления.

14. При возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, и суммы не индексируются.

15. Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Положения статьи 147 закона №311-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Уплата процентов
    5. Уплата процентов в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 147 и частью 19 статьи 155 настоящего Федерального закона, производится в соответствии с указанными статьями.
  • Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов
    2. Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 настоящего Федерального закона не применяются.
  • Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации
    6) Федеральный закон от 31 декабря 2005 года N 204-ФЗ "О внесении изменений в статьи 147 и 388 Таможенного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 15);

Статья 78. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени

1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по ϶ᴛᴏму или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Интересно отметить, что таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, кᴏᴛᴏᴩые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. (абзац введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в кᴏᴛᴏᴩый была направлена излишне уплаченная сумма налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

5. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в кᴏᴛᴏᴩый была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

6. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

7. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

8. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

9. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в кᴏᴛᴏᴩый произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

КонсультантПлюс: примечание.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 N 9107/99 при возмещении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, положения статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации в части начисления процентов не применяются.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

10. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

11. Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При ϶ᴛᴏм таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов. (п. 12 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

13. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При ϶ᴛᴏм органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов. (п. 13 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 79. Возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени

1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности) (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с кᴏᴛᴏᴩого взыскан ϶ᴛᴏт налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на данные суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

3. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об ϶ᴛᴏм налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления ϶ᴛᴏго факта.

4. Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в кᴏᴛᴏᴩый были зачислены суммы излишне взысканного налога. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в данные дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

5. Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

6. Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при возврате излишне взысканной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. (п. 8 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Лекция 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет

1. Зачет и возврат излишне уплаченных сумм.

2. Зачета и возврат излишне взысканных сумм.

Вопросам зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм посвящена глава 12 НК.

В соответствии со ст. 78 НК сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченногоналога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика должна быть проведена совместная сверкарасчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счёт предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, в случае если такая совместная сверка проводилась.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или, производится налоговыми органами самостоятельно.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счёт погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога должна быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возвратесуммы излишне уплаченного налога (точно так же как и о зачете) принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов. До истечения срока, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока (1 месяца со дня получения заявления), налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

В соответствие со ст. 79 НК сумма излишне взысканногоналога подлежит возврату налогоплательщику.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счёт погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока (10 дней со дня получения письменного заявления) поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога должна быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд должна быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов на эту сумму. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Лекция 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 5. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обязательных платежей в бюджет" 2017, 2018.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ (о возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора и пеней - см. также письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880; о порядке учета процентов,

начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора) и процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, см. приказ МНС РФ и Минфина РФ от 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дйей после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение

7,4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора... 425

одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Рассмотренные правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Указанные правила применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о акте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Формы изменения срока уплаты налогов

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта. ,

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.

Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

Перечисленные правила применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они также применяются при возврате излишне взысканной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В ряде законодательных актов по налогам предусмотрены самостоятельные положения по возврату налогов и сборов (см. параграф 1.5 - глава 1 по косвенным налогам). Также, например, уплаченная государственная пошлина согласно ст. 6 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине"» с изменениями подлежит возврату частично или полностью в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону;

2) возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбш> ражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически зйачимое действие;

5) отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта;

6) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с указанным законом.

Список литературы к главе 7

Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака или государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, за перемену фамилии, имени, отчества, если акт впоследствии не был зарегистрирован, возврату не подлежит.

Возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда. Возврат уплаченной в местный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня поступления ее в указанный бюджет.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляются зачет и возврат излишне уплаченного налога и сбора?

2. Каковы обязанности налогового органа по зачету излишней уплаты налога и сбора?

3. В каком случае на невозвращенную сумму налога или сбора начисляются проценты?

4. Как осуществляется возврат налогоплательщику излишне взысканный налог?

5. Каков порядок возврата сумм НДС и акцизов?

Список литературы к главе 7

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ с дополнениями и изменениями.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ с дополнениями и изменениями.

3. Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» с изменениями и дополнениями.

4. Приказ Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н «Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет».

5. Постановление Правления ПФР от 5 сентября 2001 г. № 146 «Порядок организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет».

6. Постановление Фонда социального страхования РФ от 19 марта 2002 г. № 28 «Порядок организации работы по предоставлению отсрочек или рассрочек по уплате авансового платежа по единому социальному налогу в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации».

7. Распоряжение ФСФО РФ от 13 апреля 2001 г. № 111-р «Правила дачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной"уплаты сумм налогов».

Глава 7. Формы изменения срока уплаты налогов

8. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 «Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога».

9. Приказ ГТК РФ от 22 февраля 1996 г. № 100 «О порядке предоставления отсрочек или рассрочек уплаты таможенных платежей».

10. Письмо ГТК РФ от 5 июля 2002 г. № 01-06/26819 «О порядке начисления процентов при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей».

11. Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880 «О возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора^а также пеней».

12. Приказ МНС РФ и Минфина РФ от, 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н «О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной)гсуммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость».

Порядок уплаты пеней

Начисление пеней

Не начисляются:

· Если не мог погасить недоимку из-за того, что наложен арест налог органом – препятствия созданы самим государством в лице соответствующих органов. Когда налогоплательщики заявляют это заявление, они должны доказать наличие причинно-следственной связи. Бремя доказывания на налогоплательщике. В суд практике сложные ситуации – вопрос возможности переложения бремени доказывания, если налогоплательщик предоставляет дефектные доказательства.

· П.8 ст.75 и ст.111 НК в точности воспроизводят друг друга – основания для неначисления пеней. Вопрос вступления этого пункта в действие был спорен.

· Смотри статью

Иные нормы НК в ряде случаев регулируют вопросы отсутствия оснований для начисления пеней.

Должно соблюдаться правило – одновременно или после уплаты налога в полном объеме.

ВАС 6.11.2007 №8241/07 – пеня следует судьбе недоимки, если истекает пресекательные сроки взыскания, то пени не могут служить и не подлежат начислению.

В первую очередь смотрим на ст.78 и 79 НК – это внешний зачет, кот производят налог органы, принимая соответствующие решение. есть внутренний зачет – осуществляется налогоплательщиком путем исправления налог базы, налог периода.

Внешний зачет – ст.78 НК – посвящена зачету излишне уплаченных, 79 – излишне взысканных. Зачет или возврат предусматривается. В настоящий момент времени, если речь идет о зачете (хотя ВАС указывал, что зачет и возврат равноценные формы судьбы излишне уплаченных денежных средств). Если налогоплательщик выбирает зачет, то это одна из форм исполнения налог обязанности по ст.45 НК. Зачет производится по соответствующим видам.

Теперь по ст.45 происходит уплата в бюджет систему в целом, а не в конкретный бюджет. Суммы излишне уплаченного налога мб зачтена в счет предстоящих платежей, либо по иным налогам соответствующего вида, по задолженности по пеням и штрафам. Можем осуществлять зачет в рамках допустимых платежей в рамках НК.

Если излишне внесли сумму налога в бюджет, то никакого процента не начисляется в пользу налогоплательщика. Или осуществим возврат по заявлению.

Процедура зачета. Вопрос выявления излишне уплаченной суммы. Не только выявление, но и о моменте образования излишне уплаченной суммы – зависит от механизма конкретного налогового платежа. Вопрос возникает о том, что 78 по процедуре направлена на то, что налоговый орган выявляет. Никто не запрещает выявить налогоплательщику, но тогда 71 говорит о том, что налогоплательщик заявляет об этом в налог орган. Если излишне уплаченную сумму выявляет сам налогоплательщик, то предъявляет уточненную налог декларацию.



Излишне уплаченную может возникнуть в результате неучета своей налог льготы. Подает уточненную декларацию и снижают размер налога.

Камеральная или выездная проверка может это выявить.

Если налогоплательщик выявляет, то как правило подает декларацию – в этой ситуации налог орган не может сразу же вынести решение. 78 устанавливает сроки для принятия решения. Если декларируетесь, то у налог органа должна начаться камеральная налог проверка – должен проверить ваше заявление. В этом случае сроки для принятия решения должны начать отсчитываться в частности в качестве совокупности сроков.

Зачет осуществляется по заявлению налогоплательщика, за исключением одного случая. вопрос исчисления 3-х летнего срока и срока защиты

Не всегда можно точно определить момент образования излишне уплаченной суммы. Например НДФЛ. Лицо получает доход, в течение периода календарного года работодатель производит удержания, по итогам налог периода удержали определенную сумму. А налогоплательщик желая использовать право налог вычета, пересчитал и получается сумма меньшая, чем удержанная. В какой момент времени начинает течь срок? С какого момента нужно начать исчисление трехлетнего срока, когда признаем, что образовалась ситуация излишне уплаченного налога. Когда нужно подать декларацию? Кто-то говорит, что срок начинает течь, когда у налогоплательщика возникает право пересчитать соответствующую сумму. Одна из правовых позиций у ВАС – по итогам налог периода, когда подаем декларацию. Вопрос по авансовым платежам.

Определение КС РФ от 21.06.2001 №173-О – требование о возврате суммы –эти требования дБ рассмотрены в порядке искового производства и должен действовать общий срок исковой давности. Применительно к проблематике исчисления сроков возникает вопрос, касающийся внутреннего зачета.

В силу различного механизма уплаты того или иного платежа момент с которого должны отсчитываться сроки.

Суды начинают искать всячески срок, с которого необходимо квалифицировать, что излишняя уплата – это ситуация была связана с НДС, когда суд начинает искать момент, когда налогоплательщик может обратиться суд за защитой, в примере этот момент очень сильно зависит от механизма уплаты налога. Механизм расчета налога (НДС) таков, когда вычет из соответствующей суммы налога будет больше, чем исчисленная стоимость налога – у налогоплательщика возникает право истребовать эти средства. Механизм возмещения из бюджета, при этом понимая, что налогоплательщик излишне уплаченных средств в бюджет не вносил. В данной конкретной ситуации, когда суд начинает искать, в какой момент времени возникло право на возмещение: когда налогоплательщик заявил или другой момент. Нет однозначности определения момента возникновения излишне уплаченной суммы. Суды связывают с моментом, кода налогоплательщик дБ узнать.

По другому налогу – бывший налог уже отменен ЕСН. Суд искал момент, когда лицо узнало или дБ узнать о праве обращения в суд и поскольку не мог определить этот момент в пределах налог периода, то счел возможность определить это по итогам налог периода. Такие подходы тогда, когда невозможно определить с достоверностью размер суммы.

Зачет по ст.78 НК – внешний зачет – производится на основании решения налог органа. Налогоплательщик подает заявление. Если налог орган принял решение о зачете в счет предстоящих платежей, то налогоплательщик принявший решение об исчислении отображает в налог декларации, предъявляет в налог орган. На практике бывают непростые ситуации, особенно, когда сумма зачета высока. Налогоплательщик должен понимать, что действует в пределах определенного срока.

Право на излишне уплаченное – право налогоплательщика – может потребовать сумму излишне уплаченного обратно, но вопрос, в какой процедуре он должен сделать это.

Налог органам налог зак-во дает возможность произвести зачет самостоятельно без заявления налог плательщика, если у него есть задолженность по пеням. Штрафам и иным видам налог платежей. Проведение самостоятельного зачета не лишает возможности налогоплательщика подать заявление. Как сказал КС полномочие налог органа в счет недоимки направлена на защиту прав самого налогоплательщика. Такое полномочие налог орган не может использовать эту ситуацию с возможностью зачета в счет недоимки и таким образом погасить требования в счет недоимки. Если налог орган утратил возможность принудительного взыскания в счет недоимки, то удовлетворить эти требования по недоимке в другом порядке, если у налогоплательщика появляется излишне уплаченное, не может.

Возврат и зачет – равноценные формы исполнения налог обязанности.

Внутренний зачет – зачет кот осуществляет налогоплательщик. Ст.54 НК БУДУТ ЗАДАЧИ. Исправление ошибок при исчислении налог базы и соответствующей суммы налога. Если налогоплательщик в 2012 году обнаружил, что он не правильно исчислил в 2008 году, то он может уточнить размер налог базы – подать уточненную декларацию. Если уточняем налог базу прошедшего года, то может возникнуть ситуация:

· Либо недоимка

· Либо излишне уплаченные

· Либо не ошиблись

Если ошиблись и недоимка и хотите исправить ситуацию и налог орган не обнаружил, то подаем уточненную декларацию и исправляем. Сложнее ситуация если ч.3 п.1 ст.54 – если налогоплательщик обнаружил ошибки в налог базе прошедшего года, то может осуществить изменение налог базы текущего периода с учетом ошибок в налог базе прошедшего периода. Тогда ничего делать не надо, происходит автоматически-математическое снижение суммы налога на ту сумму, кот переплатили в прошедшем году. Но вопрос возникает: если подаю уточненную декларацию за 2008 год и не ставлю объем в 2012 году и возникает сумма излишне уплаченных, то бегу в налог орган, а налог орган отказывает, так как прошли сроки. Поэтому ставим в декларацию 2012.

Происходит зачет, но не налог органом а налогоплательщиком. А если это своеобразный зачет через перерасчет налог базы, то на него должны распространяться и нормы о зачете, в том числе и срок.

Есть суд решения. Кот идут в пользу налогоплательщика. Если только речь идет о зачете, то процедуры ст.78 НК в полной мере должны в данной ситуации соблюдаться.