Независимая сертификация квалификаций. Кому и для чего нужна добровольная сертификация квалификаций? Какие документы составляют нормативно-правовую базу сертификации профессиональных квалификаций в РФ

Для начала предлагаю определиться с терминами, так как многие специалисты по управлению персоналом подменяют одно понятие другим. Итак, «сертификация» регламентирована в нашей стране Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно ст. 2 которого «сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Сертификация бывает обязательной, когда такие требования установлены законодательно (как правило, это сертификация определенных продуктов и услуг), и добровольной.

Если мы говорим о сертификации специалистов на соответствие каким-то профессиональным компетенциям, то это только добровольное прохождение процедуры в организации (органе), который ее осуществляет. Законодательной сертификации в нашей сфере «Управление персоналом» нет и законодательно она не требуется. Тем не менее, многие HR-специалисты такую сертификацию добровольно проходили. Самая распространенная сейчас это, наверное, сертификация, которую осуществлял Национальный Союз Кадровика. Что давал такой сертификат специалисту в области управления персоналом? Подтверждение квалификации работника Национальным Союзом кадровика.

Говорит ли этот сертификат, что человек компетентен в определенной сфере – не знаю, для этого необходимо понимать порядок, как осуществлялась такая сертификация. Возможно, в сфере HR есть еще и другие сертификаты, но мы сейчас не об этом. Наша задача разобрать, чем такая добровольная «сертификация» отличается от выстраиваемой в нашей стране «добровольной оценке квалификации», о которой с 2012 года говорит наш Президент.

Сейчас подготовлен к первым чтениям и прошел одобрение Национальным Советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций». Согласно этому законопроекту в стране будет выстроена система оценки квалификаций, которая строится на основе разработанных профессиональных стандартов, выделенных квалификаций и прохождения процедуры оценки, которую будет определять отраслевой совет.

Чтобы пояснить это простым языком, надо сделать тут ряд пояснений.

Первое: с 2013 года у нас в стране разрабатываются профессиональные стандарты. Думаю, что это такое уже знают все HR-специалисты. Определение термина «профессиональные стандарты» содержится в ст. 195.1. Трудового кодекса РФ, а реестр всех принятых стандартов ведет Министерство труда РФ на сайте: http://profstandart.rosmintrud.ru/

Орган, который курирует работу по профессиональным стандартам и независимой оценке квалификации, это Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (их сайт http://nspkrf.ru). В Национальном Совете создаются отраслевые советы, которые курируют эту работу по отраслям. Сейчас таких советов 23, один из которых – Совет по профессиональным квалификациям в области управления персоналом. С полным перечнем всех отраслевых Советов можно ознакомиться тут: http://nspkrf.ru/soveti.html

Что делают отраслевые советы в части оценки квалификации? Они курируют разработку отраслевых профессиональных стандартов, выделяют квалификации, разрабатывают оценочные средства, и именно отраслевые советы будут разрабатывать порядок оценки квалификации и давать аккредитацию центрам оценки квалификаций (ЦОК).

Выступление Министра труда Топилина по вопросу профессиональных стандартов, центров оценки квалификации и проекта этого закона можно посмотреть здесь: http://regnum.ru/news/economy/2104647.html, а также: http://www.rosmintrud.ru/labour/15/10.

Цитата с мартовского (24 марта 2016 года – ссылка на источник дана выше) выступления Министра: «Задача заключается в том, чтобы в постоянном режиме и работодатели, и работники могли именно в независимых структурах, независимых прежде всего от системы образования, проводить оценку знаний и умений работников в добровольном формате. Пока это будет добровольный режим, потому что эту систему ещё нужно создавать и отработать».

Так что же изменится в работе специалистов по управлению персоналом с введением системы оценки независимой квалификации?

Первое: в компанию могут приходить устраиваться на работу соискатели, которые прошли независимую оценку в Центре оценки квалификации (ЦОК) и предъявляют при собеседовании свидетельство о квалификации. Значит ли это, что работодатель обязан взять именно кандидата, у которого будет такое свидетельство? Нет, конечно. Но при отказе в приеме на работу такому кандидату работодателю будет необходимо мотивировать свой отказ и это будет просто сложнее с учетом того, что отказ в связи с тем, что квалификация работника не соответствует требованиям должности (профессии), на которую претендует соискатель, может оспорить именно на том основании, что он свою квалификацию уже подтвердил в ЦОКе.

Второе: если работодатель проводит внутреннюю аттестацию, и работник не согласен с заключением аттестационной комиссии, то сам работник может обратиться в ЦОК, пройти там независимую оценку квалификации и на этом основании вступать в конфликт с работодателем для оспаривания решения внутренней квалификационной комиссии.

Также работники, скорее всего, будут обращаться в ЦОК и при возникновении различных конфликтных ситуаций с работодателем, при которых определение квалификации являлось обязательным для проведения процедуры, например, сокращения численности или штата (определение преимущественного права), для предложения переводов на вакантные позиции (в случаях установленных законодательно) и др.

Какие же преимущества может получить работодатель от внедрения системы независимой оценки квалификации?

В первую очередь, естественно, понимание квалификации работника и отсутствие необходимости оценивать ее внутри компании при трудоустройстве.

А также преимуществом может быть то, что появятся внешние компании, к которым и сам работодатель сможет обращаться для оценки не кандидатов, а уже работающих работников, ведь внутри каждой компании практически нереально создать объективную систему оценки, как минимум по причине отсутствия экспертов во всех сферах профессиональной деятельности.

Третье, например, понимая, что в отдельных случаях конфликтов с работниками не избежать, условно, при сокращении и при наличии одной вакантной должности на нескольких кандидатов, работодателю будет оптимальнее отправить сокращаемых работников именно в независимые центры оценки квалификации, чтобы самому не принимать решение, которое заведомо создает риски судебного конфликта. Понятно, что, так как система будет добровольной, работники также могут отказаться проходить такую оценку, но это тоже с определенной стороны характеризует работника. Главное, такой отказ задокументировать.

Прохождение такой оценки будет осуществляться на платной основе, где плательщиком будет тот, в чьих интересах проводится оценка. При этом сейчас вместе с законопроектом о независимой оценке квалификации планируется внести поправки и в Налоговый Кодекс РФ, чтобы расходы на такую оценку работодатель мог в дальнейшем относить на себестоимость.

А не станет ли эта независимая оценка очередной профанацией? Когда за деньги можно получить любой сертификат?

Порядок оценки в стране будет во всех ЦОКах единым и будет зависеть от того, на какую квалификацию (какого профессионального стандарта/стандартов проходит оценка. То есть не сам Центр оценки квалификаций разрабатывает процедуру оценки, а он получает ее от Отраслевого совета по профессиональным квалификациям. Поэтому такой порядок прохождения оценки на конкретную квалификацию будет единым для всех ЦОКов, и работа их будет строиться под контролем именно Совета. Совет по профессиональным квалификациям будет давать аккредитацию ЦОКам, контролировать их работу и в случаях нарушения порядка оценки лишать аккредитации.

А как будет работать эта система, мы узнаем уже в этом году. Сейчас уже минимум два отраслевых совета запускают работу по независимой оценке квалификации, к концу 2016 года их станет уже гораздо больше.

Система независимой оценки и сертификации квалификаций Система независимой оценки и сертификации квалификаций Прянишникова Ольга Дмитриевна Национального агентства развития квалификаций РСПП


Национальное агентство развития квалификаций Создано в 2006 г. Учредитель: Общероссийское объединение работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП) Общероссийская общественная организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП) Цель: Содействие формированию механизмов взаимодействия сферы труда и сферы профессионального образования, позволяющих обеспечивать экономику страны кадрами нужной квалификации и в нужном количестве


Вопросы Что такое сертификация? Кому нужна сертификация и какие задачи она решает? Как сертификация «вписывается» в систему кадрового обеспечения экономики? Нормативное поле сертификации Каким принципам подчиняется сертификация? Система независимой оценки и сертификации квалификаций: органы, участники, полномочия


Понятия Сертификации квалификаций - подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом Квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома/сертификата и др.)


Основные задачи системы Объективная, признаваемая работодателями, оценка соответствия квалификации работника требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами; Подтверждение права работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации


Для чего нужна сертификация квалификаций? РаботодателиПодтверждение квалификации соискателей и работников, формирование программ адаптации, повышения квалификации, исходя из реальной квалификации работников Работники, выпускники системы проф. образования Подтверждение своей квалификации, повышение уровня конкурентоспособности, трудовой мобильности Выпускники школ и их родители Обоснованно выбирать образовательное учреждение Образовательные организации Подтверждение качества подготовки по своим программам Органы управления образованием Формирование программы развития образования, опираясь не реальные результаты и полученные квалификации Федеральные и региональные органы гос. власти Формирование программ развития отраслей и регионов, опираясь на реальные данные о квалификации работников


Нормативная основа сертификации квалификаций в РФ Постановление «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» (утв. Минтрудом России и Госстандартом в 1997 г.) ГОСТ Р «Гос. система стандартизации РФ. Система аккредитации в РФ. Общие критерии для органов, руководящих сертификацией персонала» «Положение о Системе добровольной сертификации экспертов по сертификации персонала и ее знака соответствия» (утв. постановлением Госкомстата, г.) «Положение о Системе добровольной сертификации персонала в РФ» (утв. Госкомстатом 2004 г.) ФЗ «О техническом регулировании» (45-ФЗ)


Документы, определяющие сертификацию квалификаций Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» Перечень поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным во время совещания по вопросу "О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике" 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге


Документы, определяющие сертификацию квалификаций ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от ФЗ Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Соглашение о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г.



Документы, определяющие сертификацию квалификаций Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы, задача 3, мероприятие 8 «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов»


13 Разработка и апробация моделей экспертно-методического сопровождения оценки и сертификации квалификаций для высокотехнологичных отраслей в рамках ФЦПРО (цель – государственная поддержка старта системы, отработка методик и процедур по приоритетным направлениям) Мероприятие 8.1 Создание сети экспертно-методических центров системы независимой оценки и сертификации квалификаций в высокотехнологичных отраслях экономики на основе типовой модели 1.ПРОЕКТ: Разработка методологичес- ких подходов к формированию и функционированию сети экспертно- методических центров и центров оценки и сертификации квалификации, координация их деятельности Дополнительные проекты по «сквозным» проблемам: IT – поддержка, мониторинг и т.п. 2. Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра (по направлениям) Лот 1 Атомная отрасль Лот 2 Железнодорожный транспорт Лот 3 Металлургия Лот 4 Медико-биологическая и фармацевтическая отрасль Лот 5 Наноиндустрия Лот 6 Машиностроение Лот 7 Туризм и сервис Лот 8 Юриспруденция Лот 9 Педагогическая область Лот 10 Авиастроение Лот 11Информатика и выч.техника Лот 12 Нефтегазоперераб.отрасль Лот 13 Ракетно-космич.отрасль Лот 14 Энергетика Лот 15 Автомобилестроение Лот 16 MBA, MPA документы, инфраструктура, обученный персонал, профессиональные стандарты (доработка или новая разработка), методики, оценочные средства, реестр экспертов Инструментарий и процедуры отладки и функционирования СИСТЕМЫ в целом


План разработки профессиональных стандартов на гг. Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения)» Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. 2204, утвердившее План разработки профессиональных стандартов на годы Приказ Минтруда России от 30 ноября 2012 г. 565 «Об утверждении план-графика подготовки профессиональных стандартов в годах»


Обеспечение эффективности сертификации квалификаций Сертификация квалификаций должна быть системной: Органы сертификации Единые правила и требования к процедурам сертификации Методическое обеспечение Квалифицированные эксперты Обеспечена возможность апелляции Периодический аудит центров сертификации квалификаций Партнерство всех участников системы независимой оценки и сертификации квалификаций


Принципы сертификации квалификаций Добровольность прохождения сертификации квалификаций; Доступность процедур сертификации квалификаций; Независимость и объективность сертификации квалификаций; Обеспечение необходимой конфиденциальности (результатов оценки и персональных данных); Открытость информации о процедурах сертификации квалификаций Единые правила сертификации квалификаций для различных отраслей




Функции центров Системы Экспертно-методический центрЦентр оценки и сертификации квалификаций Разработка организационно- методического обеспечения деятельности ЦОСК Оценка квалификаций Экспертное сопровождение деятельности ЦОСК Сертификация квалификаций Мониторинг и консультационно- методическая поддержка ЦОСК Участие в разработке организационно- методического обеспечения процедур оценки и сертификации квалификаций Создание и развитие информационной инфраструктуры Системы




Получатели (соискатели) услуг по оценке и сертификации квалификаций работодатели и индивидуальные предприниматели из числа работников организаций и кандидатов на замещение вакантных должностей в конкретных областях (видах) деятельности; образовательные организации из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования; центры занятости населения из числа безработных граждан и трудовых мигрантов; другие заинтересованные организации.








Дополнительная информация размещена на сайте Национального агентства развития квалификаций

Зачем мне нужно сертифицировать свою квалификацию?

Сертификация профессиональных квалификаций позволяет проверить соответствие вашей реальной компетенции профстандарту по вашей профессии. Это документ, который повысит вашу стоимость как специалиста, и поможет вам построить карьеру.

Зачем мне подтверждать несколько квалификаций?

В случае, если ваша должность не полностью соответствует вашим текущим знаниям и навыкам, вы можете претендовать на то, что опыт, полученный вами в процессе работы, достаточен для успешной работы на другой должности. Например, вы работаете в должности бухгалтера, имеете соответствующее образование, проходили курсы повышения квалификации и т.д. Однако на работе вы также выполняете функции финансового директора, и за время работы вы уже набрались достаточно опыта, чтобы претендовать на эту должность. Но так как вы имеете бухгалтерское образование и множество "корочек" о том, что вы первоклассный бухгалтер, вас никто даже не будет рассматривать на должность финансового директора.

И здесь вам может помочь сертификация профессиональных квалификаций. Так как это документ, который подтвердит наличие у вас знаний и умений, соответствующих профстандарту финансового директора, и позволит вам претендовать на данную должность.

И это лишь один пример, в котором вы можете подтвердить свою квалификацию как бухгалтера, а также подтвердить полученые неформально знания и навыки финансового директора. Сертификат соответствия квалификации - это универсальный документ, который позволяет вам найти работу в соответствии со своими реальными знаниями и умениями.

Что такое сертификация профессиональных квалификаций? Чем сертификация отличается от оценки и аттестации персонала?

Сертификации квалификаций - подтверждение независимым компетентным органом соответствия квалификации заявителя требованиям, установленным профессиональным стандартом.

Аттестация - процедура определения степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта; проведение аттестации регламентируется федеральными и отраслевыми нормативными актами (в сфере труда).

Оценка - любая деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для определения потребности в персонале на этапе календарного планирования; при отборе персонала с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности; для определения потребности в повышении квалификации персонала, а также при аттестации персонала (сфера труда).

Чем отличается сертификация от диплома о профессиональном образовании?

Фундаментом сертификации служат профессиональные стандарты. Многие трудовые функции, требования к которым отражены в профессиональных стандартах, могут быть освоены только в процессе трудовой деятельности в рамках непрерывного обучения.

Сертификаты профессиональной квалификации не дублируют дипломы о профессиональном образовании - они предназначены для признания и подтверждения соответствия компетенций граждан требованиям профессиональных стандартов.

Какие документы составляют нормативно-правовую базу сертификации профессиональных квалификаций в РФ?

Основные нормативные акты по формированию независимой системы оценки и сертификации квалификаций:

    Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 1 декабря.2007г. № 307-ФЗ

    Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р;

    Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1663-р;

    Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-318/02.

    Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. № АФ-317/03.

Российские и международные стандарты в области стандартизации и сертификации:

    Руководство ИСО/МЭК 2 “Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности”.

    Руководство ИСО/МЭК 16 “Свод правил по Системам сертификации третьей стороной на основе соответствующих стандартов”.

    Руководство ИСО/МЭК 39 “Общие требования к приемке Органов контроля”.

    Руководство ИСО/МЭК 40 “Общие требования к приемке Органов по сертификации”.

    Руководство ИСО/МЭК 56 “Орган по сертификации, методика оценки внутренней системы обеспечения качества”.

    Стандарт ИСО 10011 (ч.1) “Общие руководящие указания по проверке систем качества.”

    Стандарт ИСО 8402-94 “Качество. Словарь”.

    ГОСТ Р 51000.9-97 (ЕМ 45013) “Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала”. .

    ГОСТ Р 40.101-95 “Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знака соответствия”.

    EN ISO/IEC 17024:2003 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по сертификации персонала».

Иные документы:

    Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по формированию резерва управленческих кадров 23 июля 2008 г.

    Перечень Поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социального положения рабочих и развития профессионально-технического образования, 27 апреля 2011г.

    Перечень Поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным во время совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» 23 декабря 2011 г. в г. Санкт – Петербурге

    Перечень Поручений по реализации положений статьи Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» от 13 февраля 2012 г. № ВП-П12-1763 от 27 марта 2012 г.

    Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (заключено 29 декабря 2010 года, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)

Документы, принятые Общественно-государственным советом:

    Регламент Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)

    Состав Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)

    Состав Комиссий Общественно-государственного совета Системы независимой оценки качества профессионального образования (протокол № 1 от 20 октября 2010 г.)

    Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Порядок наделения организации полномочиями центра оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Общие требования к экспертам системы оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 2 от 15 декабря 2010 г.)

    Типовая конкурсная документация для проведения открытого публичного конкурса по отбору организации для наделения полномочиями экспертно-методических центров (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.)

    Типовой договор на выполнение функций центра оценки и сертификации квалификаций (протокол № 3 от 12 апреля 2011 г.)

    Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол № 5 от 20 июля 2012 г.)

Кто может пройти сертификацию квалификации?

Сертификацию квалификаций могут пройти граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Сертификацию квалификаций могут пройти работающие граждане, безработные, выпускники программ профессионального образования.

Как часто надо будет проходить процедуру сертификации для подтверждения квалификации? Или это «одноразовая» процедура?

Частота прохождения процедуры сертификации определяется для каждого вида трудовой деятельности и фиксируется в профессиональном стандарте. Процедура прохождения сертификации не может быть «одноразовой», так как развитие производства, появление новых технологий требует от работников овладение новыми знаниями, умениями и навыками, что должно (может) быть подтверждено в ходе оценки и сертификации профессиональной квалификации.

В ноябре 2010 года в ходе встречи Председателя Правительства РФ В. Путина с министром образования и науки был закреплен тезис о том, что оценка качества должна перейти к профессиональным ассоциациям, работодателям и быть независимой, а не ведомственной. Этот курс В. Путин подтвердил и во время другой встречи - с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей 17 мая 2011 года. Тогда связующим звеном между рабочим местом и образованием были названы профессиональные стандарты как технические задания на подготовку кадров, без них качество обучения признано неполноценным. А в феврале 2012 года глава государства обратил внимание на такой факт: еще в 2006 году власть и бизнес договорились о том, что создание системы профессиональных квалификаций возьмут на себя объединения работодателей. Но за пять лет было утверждено всего 69 стандартов. Мягко говоря, капля в море. Покритиковав за это работодателей, президент указал, что проблему создания национальной системы квалификаций необходимо решать как общенациональную задачу, подключая все ресурсы государства.

Задача стандартизации выявила целый комплекс проблем, имеющих отношение как к сфере профессионального образования, так и труда.

Во-первых, требуют коррективы Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. В них не зафиксированы новые виды профессиональной деятельности, не хватает конкретности в требованиях к знаниям, умениям, а, главное - к компетенциям, не определены различия в уровнях квалификации.

Во-вторых, препятствием служит уровень адаптации персонала к современным условиям труда, требованиям бизнеса. Работники не готовы к переобучению, непрерывному повышению квалификации.

В-третьих, институциональные связи между сферами труда и образования не соответствуют новым экономическим условиям и не закреплены законодательно.

Работодатели слабо влияют на совершенствование качества рабочей силы, определение прогнозной потребности отрасли в подготовке кадров. Возможно потому, что до сих пор не совсем понимают, насколько важно для построения инновационной экономики создать стандарты - как профессиональные, так и основанные на них образовательные. Организационных механизмов и специалистов для этого пока нет.

Сегодня в России нехватка высококвалифицированных рабочих составляет 27 процентов, руководителей линейных подразделений - от 23 до 32 процентов. И в первую очередь это относится к крупным предприятиям. По данным исследований, проведенных УРО РАО в 2010 году, прогноз потребности в подготовке кадров с высшим образованием для Свердловской области, составлял 12,7 тыс. человек, а выпустить предполагалось почти в 3 раза больше - 37,7 тыс. человек. Еще более впечатляющими оказались аналогичные показатели по группе специальностей «Экономика и управление», где потребность перекрывалась более чем в 6 раз. Даже в учреждениях СПО предполагалось подготовить специалистов в 2,2 раза больше требуемого. А по отношению к рабочим другая картина: прогноз ежегодной потребности - 23,8 тыс. человек, а выпуск - 20 тыс. человек, то есть в 1,2 раза меньше. Налицо дефицит кадров. Подобные тенденции характерны и для Челябинской области.

Еще одна проблема - дефицит качества рабочей силы, который проявляется в том, что современный выпускник системы профессионального образования явно не соответствует запросам предприятия, нацеленного на инновационное развитие. Сертификация квалификаций должна помочь решению этой проблемы в целом.

Что такое квалификация? Это результат освоения образовательных программ, жизненного опыта. Что такое сертификация? Определений много, но их смысл сводится к одному: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти результаты, соотнести с Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами и принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата.

В мире давно существуют системы сертификации, обеспечивающие стабильное и гарантированное развитие национальных экономик. Однако в России система оценки и сертификации квалификаций только начала складываться. В ее структуру входят Общественно-государственный совет, базовая организация - Национальное агентство развития квалификаций, Реестр системы независимой оценки качества профессионального образования, региональные экспертно-методические центры, центры сертификации и апелляционные комиссии.

Почему сертификация квалификаций выпускников и персонала предприятий настолько важна в наше время? Усложнились производственные системы, объекты управления, появились международные и зарубежные компании, новые технологии, профессии и должности, изменились требования к работникам, возникла необходимость в освоении новых компетенций и оценке степени владения ими.

В новых условиях сертификация квалификаций выгодна всем: работодателям, конкретному работнику, государству. Она повышает возможность трудоустройства граждан, увеличивает их конкурентоспособность на рынке труда, стимулирует интерес к продолжению образования и обучения, а также облегчает процесс перехода от обучения к трудовой деятельности и от трудовой деятельности - к продолжению обучения. Имеет значение и стоимость сертификации, которая ниже, чем при полном курсе обучения, а также равные для каждого гражданина возможности подтвердить свою квалификацию. Работодатели, получая более квалифицированные кадры, могут уменьшить расходы на обучение и оптимизировать управление человеческими ресурсами. А государство заинтересовано в повышении эффективности образования и обучения, снижении уровня и продолжительности безработицы, обеспечении предприятий и социальной сферы квалифицированной рабочей силой. Все перечисленное содействует решению экономических задач.

В целом сертификация квалификаций дает системный эффект. Осуществляется она посредством оценки профессиональных компетенций. Инструментарий для этого включает контрольно-измерительные и контрольно-диагностические материалы. Система тестового контроля создается для каждого образовательного уровня, система комплексных практических заданий - в соответствии с квалификационными уровнями.

Процедура сертификации добровольная: проводится, исходя из индивидуальной траектории обучения, составленной человеком.

Какие риски можно получить при введении сертификации? Прежде всегоё экономические: такие как неготовность работодателей вкладывать средства в кадровое развитие, недостаточная развитость социального партнерства, отсутствие механизмов государственного стимулирования и гарантированного финансирования сертификации. Есть и риски социальные, в основном связанные со старой мировоззренческой позицией людей: с непониманием собственной выгоды, неверием в необходимость преобразований.

Кто проводит сертификацию? Специально подготовленные эксперты, также сертифицированные государственными структурами или независимыми профессиональными сообществами.

Профессиональный стандарт - продукт коллективной деятельности работодателей, объединенных по видам экономической деятельности, отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессии, личностно-профессиональным качествам работника, качеству выполняемых трудовых действий, результатам деятельности. Он может быть трех видов (уровней): национальный, региональный, корпоративный. Как национальный, так и региональный стандарт разрабатываются по отрасли экономики на определенный срок действия. Но один утверждается на федеральном уровне, а другой - на региональном. Корпоративный отражает требования к профессии, ограничиваясь рамками и представлениями специалистов только данной организации, он не может служить в качестве основы для государственных образовательных стандартов, поскольку имеет различную структуру и строится по различным методикам.

Опыт создания систем оценки и сертификации профессиональных квалификаций персонала показывает, что в России эти процессы идут очень сложно. Тем не менее движение есть. В Челябинской области усилиями Союза работодателей «ПРОМАСС», Союза промышленников и предпринимателей, Южно-Уральской торгово-промышленной палаты система независимой оценки и сертификации квалификаций практически сформирована. Она включает Челябинское региональное агентство развития квалификаций, региональный экспертно-методический центр «Эталон», центр развития образования и сертификации персонала «Универсум», координационный совет по сертификации квалификаций.

Система сертификации уже в ближайшее время позволит сделать первые шаги по улучшению качества рабочей силы, корректировке образовательных программ с учетом требований работодателей, апробировать разработанную рамку квалификаций. Особенно большой эффект от ее внедрения ожидается в проблемных областях - там, где наблюдается острая нехватка кадров, высокая безработица, наличие большого количества работников из числа мигрантов.

Актуальность создания и широкого внедрения в практику нового для России инструмента легитимизации профессиональных квалификаций – сертификации профессиональных квалификаций – вызвана необходимостью повышения эффективности процессов обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами. Предполагается, что сертификация профессиональных квалификаций позволит подтверждать наличие квалификаций, полученных не только в рамках формального, но и неформального и спонтанного образования. Причём результаты сертификации будут признаваться работодателями и тем самым повышать востребованность на рынке труда граждан, обладающих профессиональными сертификатами.

Несмотря на то, что деятельность по сертификации персонала (сертификация профессиональных квалификаций) реализуется в стране уже более 20 лет, до сих пор не удалось создать устойчивой целостной системы. Однако в настоящее время наметились положительные сдвиги на пути формирования системы сертификации профессиональных квалификаций:

– широко развёрнута работа по формированию профессиональных стандартов, реализуются планы по их практическому применению в сфере профессионального образования и в сфере труда (к 1 февраля 2015 г. утверждены 403 профессиональных стандарта);

– создан и активно работает Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, инициировавший формирование советов по профессиональным квалификациям, одним из направлений деятельности которых является организация и координация деятельности по сертификации профессиональных квалификаций в соответствующих отраслях/областях профессиональной деятельности (в настоящее время создано уже 11 советов);

– подготовлен проект Федерального Закона Российской Федерации «О независимой оценке квалификации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вводящий в нормативное правовое поле страны понятие «сертификация профессиональных квалификаций» и устанавливающий единые подходы к оценке квалификаций, в том числе проводимой в форме сертификации.

Результаты мониторинга, проводимого НАРК в 2014 г. в рамках проекта «Развитие системы мониторинга формирования и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций», позволили получить интересную информацию о формировании и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций, которая позволяет определить:

– распределение центров оценки и сертификации по различным федеральным округам и субъектам Федерации;

– организационно-правовой статус центров;

– тип взаимодействия центров с работодателями;

– документационное обеспечение работы центров (включая организационно-распорядительные и методические документы);

– кадровый состав центров;

– количество и качественный состав лиц, прошедших сертификацию.

Распределение центров оценки и сертификации по различным федеральным округам и субъектам Федерации

Результаты мониторинга свидетельствуют, что формирование центров сертификации проходит в разных регионах страны, причём не только в европейской части. В мониторинговых исследованиях за 2014 г. приняли участие организации из 26 субъектов Российской Федерации.

Как и можно было предположить на «входе» мониторинга, наибольшее количество центров создано и действует в Центральном федеральном округе (в Москве функционирует 12 центров сертификации профессиональных квалификаций). Значительное число центров открыто в Новосибирской области, но в отличие от Центрального федерального округа в данном регионе центры сертификации профессиональных квалификаций действуют в рамках многофункциональных центров, ресурсных центров и других структур системы профессионального образования.

Организационно-правовой статус центров

Организационно-правовой статус центров сертификации профессиональных квалификаций, принявших участие в мониторинге, представлен такими формами, как автономная некоммерческая организация (примерная доля – 25 %), структурное подразделение автономной некоммерческой организации (7,25 %), общество с ограниченной ответственностью (3,75 %), некоммерческое партнёрство (3,75 %), саморегулируемая организация (6,25 %), объединение работодателей (5 %), структурное подразделение объединений работодателей (6,25 %), структурное подразделение торгово-промышленной палаты (2,5 %) и иными (40 %).

Выбор в качестве организационно-правовой формы центра оценки и сертификации формы автономной некоммерческой организации является оправданным и во многом обоснованным, так как это обеспечивает наиболее эффективное расходование средств на поддержание работы центра, возможность диверсифицировать источники финансирования деятельности центра.

Позиция «иное», как правило, была выбрана центрами сертификации, являющимися структурными подразделениями образовательных организаций. Учитывая подходы к формированию системы оценки и сертификации квалификаций, согласованные на «площадке» Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, создание центров сертификации в учреждениях профессионального образования является нежелательным. И в дальнейшем таким организациям придётся либо менять свой статус, либо «уходить с рынка».

Взаимодействие центров сертификации квалификаций с работодателями

Взаимодействие центров сертификации квалификаций с работодателями, объединениями работодателей и профессиональными сообществами реализовывалось главным образом по следующим основным направлениям:

– участие работодателей в решении стратегических вопросов создания и функционирования центров оценки и сертификации – 33 %;

– участие работодателей в качестве учредителя (или головной организации) центра сертификации – 25 %;

– работодатели являются потребителями услуг центра – 17 % (т.е. компания учитывает в работе выданные центром сертификаты);

– компания является заказчиком услуг центра – 8 % (т.е. обращается в центры за оказанием услуг по сертификации квалификаций, консультированию и др.);

– партнёрство по широкому спектру направлений взаимодействия (договорные отношения) – 17 %.

Cоздание центров сертификации в учреждениях профессионального образования является нежелательным. И в дальнейшем таким организациям придётся либо менять свой статус, либо «уходить с рынка».

Документационное обеспечение работы центров оценки и сертификации

Документационное обеспечение работы центров оценки и сертификации может быть разделено на два направления: формирование пакета организационно-распорядительных документов и пакета методических документов. Формирование организационно-распорядительных документов, как правило, не вызывает трудностей для учредителей и руководителей центров, т.к. эта работа ведётся в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Перечень и содержание организационно-распорядительных документов центров оценки и сертификации не имеют принципиальных отличий от аналогичных документов других организаций.

Создание пакета методических документов для обеспечения работы центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций предполагает прежде всего разработку оценочных средств для проведения оценки профессиональных квалификаций, методик ведения оценивания профессиональных квалификаций, а также методик (регламентов), регулирующих сопровождение соискателей/заявителей на всех этапах, начиная от подачи заявления на прохождение процедур оценки и сертификации и завершая выдачей сертификатов.

Как правило, центры самостоятельно разрабатывают оценочные средства (либо за счёт работы штатных сотрудников, либо заказывая разработку у внешних разработчиков – в совокупности около 75 %). Мониторинг показал, что около 70 % оценочных средств были разработаны на основе профессиональных стандартов, но необходимо иметь в виду, что данные стандарты могли иметь разный статус (корпоративный, региональный, национальный).

Разработка и/или выбор методик проведения процедур оценки квалификаций определяются как содержанием соответствующих оценочных средств, так и материально-техническими и экспертными возможностями центров. Наиболее простым и менее затратным с точки зрения материально-технического и экспертного обеспечения является использование инфокоммуникационных технологий при проведении оценочных процедур. Однако результаты мониторинга показывают, во-первых, что в методических документах 58 % организаций проведение оценки и сертификации профессиональных квалификаций предусматривает использование метода оценки на реальном рабочем месте. Во-вторых, около 65 % центров проводят практическую часть процедур оценки профессиональной квалификации на реальных рабочих местах работодателей, на базе самого центра – 40 %, на производственных участках профильных образовательных организаций – 13 %. Центры оценки и сертификации, отдавая предпочтение проведению реальных, а не симуляционных испытаний, стремятся обеспечить объективность результатов оценивания, не отходить от более надёжных (и сложных в исполнении) методов проведения оценивания квалификаций.

Кадровый состав центров оценки и сертификации

Вопрос формирования кадрового состава центров оценки и сертификации включает две позиции: во-первых, соотношение количества штатных и внештатных сотрудников в центрах, а во-вторых, доля представителей реального сектора экономики, задействованных центрами в проведении процедур оценки и сертификации квалификаций. Результаты мониторинга показывают, что, как правило, в штате центров находится только треть сотрудников, задействованных в проведении мероприятий, обеспечивающих сертификацию квалификаций. Очевидно, что привлечение работников на условиях договора на выполнение определённого вида работ является оптимальной формой обеспечения кадрового потенциала центров. Это касается как тех, кто обеспечивает организационную работу, так и экспертов, проводящих оценку и сертификацию.

Формирование организационно-распорядительных документов, как правило, не вызывает трудностей для учредителей и руководителей центров, т.к. эта работа ведётся в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Анализ качественного состава экспертов центров показывает, что в большинстве своём (данные трёх кварталов, в течение которых проводился мониторинг в 2014 г., колеблются от 60 до 75 %) это работники предприятий реального сектора экономики, реализующие те виды профессиональной деятельности, в оценке и сертификации которых они принимают участие. Привлечение представителей реального сектора экономики к проведению оценки профессиональных квалификаций соискателей может рассматриваться как существенный позитивный фактор обеспечения качества, обоснованности и объективности проводимых оценочных процедур и, как следствие, повышения доверия работодателей к сертификатам (иным документам), выдаваемым центрами.

Услуги в области сертификации квалификаций

Анализ качественного и количественного состава инициаторов (тех, кто выступает с инициативой проведения процедуры оценки и сертификации конкретных соискателей) и соискателей (тех, кто проходит процедуры оценки и сертификации) показывает, что, как правило, инициаторами выступают работодатели (92 %), а соискателями – работники (87 %). Среди инициаторов проведения процедур оценки и сертификации устойчиво выделяется несколько групп. Помимо работодателей, ими являются организации, осуществляющие образовательную деятельность (2 %), а также собственно соискатели (6 %). Среди тех, кто проходит процедуры оценки и сертификации, помимо работников, присутствуют безработные граждане (2 %), выпускники учреждений профессионального образования (5 %), учащиеся учреждений профессионального образования (6 %) и граждане других государств (менее 1 %).

Количественные данные по инициаторам и соискателям процедур оценки и сертификации профессиональных квалификаций позволяют предположить, что работодателям известен такой механизм оценки (легитимизации) профессиональных квалификаций, как оценка и сертификация, проводимые независимыми центрами. Так как именно работодатели в большинстве случаев являются инициаторами проведения сертификации в тех центрах, которые приняли участие в мониторинге. И именно работники являются наибольшей из групп среди всех групп соискателей. Это также может свидетельствовать о том, что работодатели пробуют освободиться от «непрофильной» нагрузки и переложить/перепоручить независимым центрам проведение оценки квалификации своих сотрудников. Незначительная доля среди соискателей учащихся учреждений профессионального образования, а также безработных граждан и граждан других государств может быть объяснена следующим:

– для проведения массовой оценки профессиональной квалификации учащихся процедура сертификации не подходит, так как рассчитана на тех, кто не только имеет соответствующее профессиональное образование, но и опыт профессиональной деятельности, а именно опыта профессиональной деятельности нет у учащихся;

– процедуры оценки и сертификации квалификаций находятся на этапе становления, они не имеют необходимой нормативной базы, поэтому органы занятости, которые работают в соответствии с чёткими организационным и нормативным регламентами и существуют на бюджетные средства (что требует обоснованности и отчётности в расходовании выделяемых финансовых средств), не могут направлять безработных граждан в существующие центры оценки и сертификации квалификаций для подтверждения наличия у них квалификаций, востребованных на рынке труда. Аналогичные причины не позволяют расширить контингент соискателей за счёт граждан других государств, желающих найти работу в нашей стране.

Проведение процедуры оценки и сертификации квалификаций выпускников образовательных организаций профессионального образования в определённых случаях может иметь высокую востребованность как со стороны самих выпускников, так и со стороны системы профессионального образования. Прежде всего сертификацию разумно проходить выпускникам программ, имеющим чёткую профессиональную направленность, например выпускникам программ дуального профессионального образования, в которых обучение на рабочем месте занимает больше половины учебного времени; выпускники программ, имеющих существенный академический, «знаниевый» компонент, по определению не могут быть готовыми к прохождению процедуры оценки и сертификации, так как не обладают необходимым практическим опытом. Выпускникам таких программ сертификация может быть рекомендована через несколько лет после окончания учебного заведения, при условии, что этот период времени они будут работать по специальности. Наличие сертификата может повысить «капитализацию» выпускника на рынке труда, дать ему дополнительные преимущества при трудоустройстве и/или развитии профессиональной карьеры на её начальном этапе. Для образовательных организаций профессионального образования успешное прохождение их выпускниками процедур оценки и сертификации может рассматриваться как независимая и, следовательно, объективная оценка деятельности. Для органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере профессионального образования, данные сертификации выпускников образовательных организаций профессионального образования могут быть использованы для определения остаточных знаний по примеру проведения процедуры, аналогичной единому государственному экзамену для студентов-первокурсников образовательных организаций высшего образования.

Вместо заключения

Процесс формирования и деятельности центров оценки и сертификации квалификаций выходит в настоящее время на новый уровень. Это связано с тем, что государство на правах одной из заинтересованных сторон процесса формирования системы сертификации профессиональных квалификаций сделало ряд важных шагов, обеспечивающих нормативную правовую (инициировало подготовку законопроекта о независимой оценке профессионального уровня квалификации работников) и организационную (создание Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, а также советов про профессиональным квалификациям) основу формирования и функционирования центров. В этих условиях другим участникам процесса (объединениям работодателей, профессиональным сообществам, профессиональным союзам, системе профессионального образования и др.) необходимо обеспечить развитие организационной и создание методической основы для функционирования центров и формирования их кадрового потенциала.

Жёсткое регулирование количества центров оценки и сертификации в различных отраслях и регионах нельзя рассматривать как один из факторов обеспечения качества всей системы сертификации. Количество центров, действующее в том или ином сегменте экономики, должно определяться потребностью в данной деятельности.

Наличие сертификата может повысить «капитализацию» выпускника на рынке труда, дать ему дополнительные преимущества при трудоустройстве и/или развитии профессиональной карьеры на её начальном этапе.

Важнейшим элементом, обеспечивающим регулирование процессов формирования и деятельности центров сертификации профессиональных квалификаций, является информационная поддержка и открытая коммуникация всех элементов системы оценки и сертификации, в том числе центров. Введение информационного ресурса, поддержание его работоспособности обеспечит стимулирование работы системы, внедрение единых подходов/механизмов её функционирования. Передаваемая в информационный ресурс информация даст возможность следить за динамикой объёма предоставляемых услуг по сертификации профессиональных квалификаций, оценивать комплексность развития системы, сравнивать эффективность деятельности её отдельных элементов.