Поведенческая составляющая рекламного воздействия. Общие представления о «Я-концепции Поведенческая составляющая я-концепции

Когнитивная составляющая Я-концепции.

Когнитивный элемент Я- концепции представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях. (17). Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Вес это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. (14).

1.2 Оценочная составляющая Я-концепции.

Оценочный элемент Я- концепции представлен в виде самооценки- аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением. (17 ). Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (3, 34).

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, но вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. (11, 336). Задумавшись над любой из характеристик самоописания, скорее всего, в каждой из них можно обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, источником которого является собственная субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что их восприятие осуществляется как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных нами в течение жизни. (11, 337). Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер. (3, 37).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию или дезадаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности.

Важно также то, что одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другими - в негативном (и тогда они понижают самооценку). (8, 126). Человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Конечно, самооценку можно повысить и отказавшись от общественных ценностей, от принятого в данном обществе образа жизни, однако и в группах, жизнь которых протекает за пределами "нормального" общества (например, в группах хиппи), тоже существуют определенные нормы, стандарты и ценности. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качестве критериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизация для лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; в то же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и, в конечном счете, выбор этот осуществляется самим индивидом. (3, 37).

В детстве возможности выбора круга общения и соответственно критериев самоценности предельно сужены. Ребенок общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно, не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой. (14).

Таким образом, позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти термины используются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я-концепции, поскольку обозначают представление индивида о себе, содержащее элемент оценки - в интервале от безусловно позитивного до безусловно негативного значений.

В литературе, посвященной Я-концепции, можно найти два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит Роджерсу. Он утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем.

Во втором определении, принадлежащем Стейнсу, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести. (11, 340-341).

Таким образом, самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни.

1.3 Поведенческая составляющая Я-концепции.

Поведенческий элемент - это конкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. (17 ). Но тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю. Или выпускница педагогического колледжа, гуманистка и противница авторитарных методов в воспитании, вынуждена перестроиться, отступить от этой позиции, столкнувшись с реальностью конкретной школы, где уже существуют определенные нормы взаимоотношений учителей с учащимися.

Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. (3, 39). Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение образа Я. Поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе. (17).

Поведенческая составляющая Я - концепции представлена действиями и поступками человека, которые вызваны образом Я. Американский семейный психотерапевт В.Сатир описывает четыре вида поведения людей с низкой самооценкой в тех случаях, когда они чувствуют угрозу отвержения и не хотят обнаружить свою слабость.

Итак, человек может:

1. Заискивать, чтобы другой человек не сердился. Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодит!.. извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это человек, который постоянно нуждается в чьем-либо одобрении.

2. Обвинять, чтобы другие его считали сильным. Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он хозяин, который ведет себя надменно, словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все бы было хорошо»

3. Рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями. Это человек-«компьютер», который очень корректен. Очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Такой человек кажется спокойным, холодным и собранным. Тело его сковано, он часто мерзнет. Голос его монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.

4. Отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, как будто ее и нет. Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил - это не относится к тому. что говорит или

делает другой, он не реагирует ни на какие вопросы.

Существует пятый тип поведения, который характерен для людей с позитивной самооценкой - «уравновешенный». Отношения открытые, честные. Человек в этом случае не унижается и не унижает достоинства других.

Давайте представим, что один человек случайно задел другого человека. Представим далее, как он попросит прошение в зависимости от позиции, в которой он находится:

Заискивающий (глаза опушены); «Пожалуйста, простите меня. Я просто неуклюжий болван!»

Обвиняющий: «Боже мой. я ведь просто задел вас! В следующий раз не размахивайте так руками, а то я вас могу и ударить!»

«Компьютер»: «Хочу принести свои извинения. Я случайно ударил вас по руке. Если есть какие-то повреждения, то пожалуйста, свяжитесь с моим адвокатом.»

Отстраненный (глядя на окружающих): «Что это он? С приветом? Нарывается!»

Уравновешенный тип реагирования (смотря прямо на человека): «Я случайно ударил вас. Я виноват. Вам не больно?»

Модальности Я - концепции

Существует, по крайней, мере три основные модальности Я - концепции: Реальное Я - установки, связанные с тем, как индии вид воспринимает свои актуальные способности, роли. свой статус, то есть с его представлением о том. каков он на самом деле.

Зеркальное Я (социальное Я) - установки, связанные с представлением индивида о том. как его видят другие.

Идеальное Я - установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Реальное и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. Идеальное Я - представление, отражающее сокровенные чаяния и устремления индивида. Большие расхождения между реальным и идеальным Я ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Совпадение Я- реального и идеального Я - важный показатель психического здоровья. Идеальное Я нередко связывают с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения.

Значение Я - концепции

Я - концепция формируется в общении и деятельности субъекта, особенно важными для него являются контакты со значимыми другими, которые в сущности и определяют представление индивида о самом себе. Я - концепция играет троякую роль.

1-Я - концепция способствует достижению внутренней согласованности личности. Если представления, чувства, идеи вступают в противоречие с другими идеями. чувствами, то это приводит к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Например. человек считает себя общительным и. вместе с тем. испытывает трудности в общении. Возникает состояние, которое называют когнитивным диссонансом (Л.Фестингер). Человек, испытывая потребность в поддержании внутренней согласованности, устойчивости Я. предпринимает различные действия, чтобы восстановить утерянное равновесие. Так, он может либо отказаться видеть веши такими какие они есть (не видеть трудности в общении, игнорировать их), либо стремится изменить себя. Важным механизмом достижения внутреннего согласия выступает психологическая защита (подробнее о психологической защите будет рассказано позднее).

2. Я - концепция определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Например, два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринимать его по-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, а может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринимать как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с Я - концепцией. Итак, Я - концепция действует как своего рода фильтр, внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя через этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

3-Я - концепция определяет ожидания индивида, т. е. его представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в своей собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Или дети, считающие, что они никому не могут нравится, либо ведут себя, исходя из этой предпосылки, либо соответствующим образом интерпретируют действия окружающих.

Ключевые понятия : самосознание, Я - концепция, образ - Я, самооценка, уровень притязаний; реальное, зеркальное (социальное), идеальное «Я».

Литература:

1. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.,1986.

2. Кон И.С. Открытие «Я». М..1970.

РАЗДЕЛ IV

ЛИЧНОСТЬ В КРИТИЧЕСКОЙ

СИТУАЦИИ

Лекция 19. Понятие критической ситуации и ее виды

Критическая ситуация определяется как ситуация невозможности реализации человеком внутренних необходимостей своей жизни: мотивов, стремлений, ценностей (Ф.Е.Василюк). Существует четыре вида критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Стресс

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у человека в деятельности и повседневной жизни. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г.Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности человека.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации - может быть одинаковым.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г.Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс называется «дистресс».

Вопреки расхожему мнению, мы не должны -да и не в состоянии - избегать стресса.

Фрустрация

Фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, удовлетворению потребности. Человек в состоянии фрустрации испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, утраты интереса, вину, тревогу, ярость, враждебность -

все это характеризует фрустрационное поведение. Фрустрацнонная ситуация нарушает внутреннее равновесие, вызывает напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Таким образом, фрустрация выступает как новая мотивация. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации являются наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Вспомните Лису из басни И.Крылова, которая хочет достать виноград и не может этого сделать. Барьеры, преграждающие путь индивида к цели. могут быть следующими:

Физическими - узник, которому камера не дает возможности передвигаться; непогода, мешающая уборке урожая; недостаточный доход, мешающий хозяйке приобрести то, что ей хочется;

Биологическими - болезнь, возрастные ограничения, физические дефекты;

Психологическими - страх, интеллектуальные недостатки;

Социокультуриыми - нормы, правила, запреты, которые мешают человеку достичь его целей.

Человек может реагировать на фрустрирующую ситуацию различными способами. Опишем возможные модели фрустрационного поведения.

Двигательное возбуждение - человек совершает бесцельные и неупорядоченные действия.

Апатия - в эксперименте К.Левина один из детей в фрустрирующей ситуации просто лег на пол и смотрел в потолок.

Агрессия является частой реакцией на фрустрацию. Однако не всякая агрессия является негативной: некоторые действия могут быть вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета. то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено, в таком случае, на козла отпущения, независимо от того. является ли им человек или предмет. Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Экстрипунитивные реакции - это агрессивные реакции, направленные на предмет или посторонних людей, по отношению к которым человек ведет себя так, будто

они были причиной фрустрации. Эти реакции часто сопровождаются такими эмоциями как, гнев, раздражение или разочарование.

Интрапунитивные реакции - субъект может признать, что он сам является причиной фрустрации, тогда его агрессивность сопровождается стыдом, угрызениями совести или чувством вины. Такова реакция тех. кто бьется головой о стену и называет себя идиотом. Точно так же ведет себя автомобилист, который больше не хочет водить машину после несчастного случая.

Бегство - вспомните, Лиса. не доставшая виноград, убегает. Это неадекватное поведение, поскольку ее никто не преследует. Бегство лисы является реальным: лиса удаляется от места своего разочарования. Однако бегство может быть психологическим: так происходит с людьми. которые отказываются читать письма от определенных лиц или читать газеты, неприятные для них.

Фиксация - например, продавец в большом магазине выставляет свою кандидатуру на должность заведующего отделом. Ему объясняют, что его подготовка не дает никаких шансов занять должность. В подобной ситуации продавец может реагировать по-разному: отказаться от цели, сказав себе «не так уж плоха должность продавца», или продолжать добиваться своей цели (должность) всякий раз, когда она будет вакантной (фиксация). В последнем случае такое поведение кладет конец всякой попытке адаптации.

Было бы ошибочно утверждать, что фрустрация бесполезна. и следует ее подавлять. Она может быть источником прогресса. Именно потому, что перед людьми возникают препятствия, они вынуждены прибегать к обходным маневрам и проявлять изобретательность.

Фрустрация лежит в основе формирования воли: обостряет решительность. Нежелательно, однако, чтобы фрустрация была непреодолимой.

Внутриличностный конфликт

Конфликты внутри нас являются неотъемлемое! частью человеческой жизни. Мы часто бываем вынуждены выбирать между желаниями, влекущими нас в противоположных направлениях. Мы можем, например, хотеть побыть в одиночестве, но также побыть с другом; мы можем хотеть изучать медицину, но также - заниматься музыкой. Или может иметь место конфликт между желаниями и обязанностями: мы может испытывать желание побыть с любимым, когда кто-либо, попавший » беду, нуждается в нашей помощи.

Понятие «внутренний конфликт» широко разработано в психоанализе. Согласно К.Хорнн (1885-1952), тип, сфера, напряженность конфликтов в значительной степени определяются цивилизацией. Если цивилизация стабильна, и имеются прочно установленные традиции. тогда варианты возможных выборов ограничены и диапазон отдельных возможных конфликтов узок. Но даже и в этом случае в них нет недостатка. Преданность одному может мешать преданности другому, личные желания могут противоречить обязательствам перед группой. Но если цивилизация находится и состоянии быстрого изменения, где бок о бок сосуществуют крайне противоречивые ценности, а образ жизни разных людей расходится все сильнее, то выборы, которые приходится делать человеку, весьма многообразны и трудны

К.Хорни предлагает делить конфликты на две группы: нормальные и невротические конфликты. Нормальный конфликт относится к актуальному выбору между двумя возможностями, каждая из которых для человека реально желательна, или между убеждениями, каждое из которых представляет реальную ценность. У него, следовательно, есть возможность прийти к осуществимому решению, даже если оно может быть для него трудным и потребовать определенного самоотречения.

К.Хорни выделяет следующие предпосылки, необходимые для выявления узлов противоречий и принятия решений на этой основе. Прежде всего, мы должны осознавать. каковы наши желания, или, даже больше, каковы наши чувства. Действительно ли нам нравится человек или мы лишь думаем, что он нравится, потому что так считают другие? Действительно ли мы хотим стать адвокатом или врачом, или же эта должность привлекает нас лишь респектабельной и выгодной карьерой?

Поскольку конфликты часто связаны с убеждениями, мнениями или моральными ценностями, их осознание будет предполагать в качестве предварительного условия, то что мы выработали у себя собственную систему ценностей. Даже если мы осознаем конфликт как таковой, мы должны быть готовы отказаться от одной из двух несовместимых сторон конфликта и быть в состоянии это сделать. Наконец, принятие решения предполагает готовность и способность нести за него ответственность. Сюда относится риск принятия неправильного решения и готовность нести ответственность за его последствия, не обвиняя за них других. Здесь присутствует чувство. что «это мой выбор, мой поступок», и требуется большая внутренняя сила и независимость.

Сознательное переживание конфликтов, хотя оно, возможно и заставит нас почувствовать себя несчастными, может дать бесценное преимущество. Чем более осознанно и прямо мы смотрим в суть наших конфликтов и ищем собственных решений, тем большей внутренней свободы и силы мы достигаем.

Трудности осознания и разрешения конфликта чрезвычайно возрастают, если мы имеем дело с невротическим конфликтом. Этот конфликт во всех своих наиболее существенных элементам всегда бессознателен. Невротик, поглощенный конфликтом, не имеет свободы выбора. Его раздирают в противоположных направлениях одинаково непреодолимые силы, ни одной из которых он не хочет следовать. Поэтому принять решение в обычном смысле слова невозможно. Эти конфликты делают

человека беспомощным, они обладают разрушительной силой.

Невротический конфликт порождает, согласно К.Хорни, три направления движения человека или стратегии. с помощью которых человек пытается справиться со своим окружением: к людям, против людей и от людей. Этим трем стратегиям соответствуют три типа людей. Рассмотрим их подробнее.

Первый тип, уступчивый , обнаруживает все те черты, которые соответствуют «движению к людям». Этот тип демонстрирует заметно выраженную потребность в любви и одобрении и особую потребность в партнере друге, жене, муже. любовнике), который должен осуществить все его жизненные ожидания и взять ответственность за. Все происходящее в его жизни. Эти потребности почти не зависят от того, насколько внутренне ценны те или другие люди, к которым они обращены, а также от реального чувства к ним человека. Такой человек стремится избежать недобрых взглядов, ссор, соперничества. Он склонен подчиняться другим, занимать второстепенное положение. В этом контексте важна его тенденция автоматически брать на себя вину. От такого рода отношений существует незаметный переход к определенным внутренним запретам. Поскольку жизнь человека всецело ориентирована на других, его внутренние запреты часто не дают ему возможность что-либо делать для себя или самому получать удовольствие. Этому типу свойственно определенное отношение к себе: ощущение собственной слабости и беспомощности. Будучи предоставлен самому себе, он чувствует себя потерянным, подобно лодке, потерявшей свой якорь, или подобно Золушке, лишив- шейся своей крестной.

Второй тип, агрессивный, представляет собой «движение против людей». Для такого человека жизнь является борьбой всех против всех. Девиз жизни человека этого типа - «выживают сильнейшие». Отсюда его главной потребностью становится потребность управлять другими. Это может быть как прямое проявление власти. так и косвенное манипулирование под видом сверхзаботливости или обязывания людей. Такой человек нуждается в ощущении превосходства, в успехе, престиже или любой иной форме признания. Сильно выраженная потребность эксплуатировать других, стремление перехитрить кого-то и использовать в своих целях составляет часть общей картины. Любая ситуация или любые отношения рассматриваются с точки зрения «что я могу от

этого получить?» - относится ли она к деньгам, престижу, контактам или идеям. Агрессивный тип производит впечатление человека, полностью лишенного внутренних

запретов. Но в действительности у него ничуть не меньше внутренних запретов, чем у уступчивого типа. Они лежат в эмоциональной сфере и относятся к его способности дружить, любить, питать привязанности, проявлять сочувственное понимание, испытывать бескорыстное наслаждение.

Третий тип, отстраненный , представляет собой «движение от людей». Это не просто желание человека побыть одному, возникающее время от времени. Лишь в

том случае, если при общении с людьми возникает невыносимое напряжение, а одиночество становится прежде всего средством избежать его, желание быть одному указывает на невротическую отстраненность. Специфической чертой отстраненного типа является также отчуждение от себя, то есть нечувствительность к эмоциональным переживаниям, неопределенность в том, кто он такой, что он любит или ненавидит. Они отличаются сознательной или бессознательной решимостью никоим образом не допустить эмоциональной вовлеченности в дела других людей, касается ли это любви, борьбы, сотрудничества. Они производят вокруг себя своего рода магический круг, внутрь которого никто не может проникнуть.

Все невротические конфликты воздвигают мощный барьер на пути личностного развития человека.

Жизненный кризис

Кризис - критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней необходимостью жизни является реализация человеком своего пути, своего жизненного замысла. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильна, то возникает специфическая ситуация - кризис.

Жизненные события квалифицируются как кризисные, если они создают актуальную или потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей человека. Кризис ставит перед человеком проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени возможности для совладания с ними. Кризис первого рода может серьезно затруднят!, и

осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел. Ситуация второго типа, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результатом этого является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей и жизненной стратегии.

Ключевые понятия : критическая ситуация, стресс, фрустрация, фрустрационное поведение; экстрапунтивные. интрапунтивные реакции: внутриличностный конфликт, нормальные и невротические конфликты, жизненный кризис.

Литература:

1. Ф.Е.Василюк. Психология переживания. М..1984.

2. Г.Селье. Когда стресс не приносит горя //Неизвестные силы в нас. М.,1992. С. 103-159.

3. К.Хорни. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов // Психоанализ и культура. М.,1995. С. 9- 190.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе.

Идеи поддержки личностного и индивидуального развития представлены в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Р.Бернс и А.А. Бодалев рассматривают психологическую поддержку развития личности ребенка через создание доброжелательного психологического климата. А.Г. Асмолов понимает поддержку как содействие ребенку в его развитии; А.В. Мудрик - как помощь в социальном воспитании (в процессе социализации); Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Т.В. Анохина определяют место педагогической поддержки вне процессов социализации и индивидуализации, а между ними; Е.А. Александрова, В.К. Зарецкий, Л.А. Ненашева, А.Б. Холмогорова отмечают роль психолого-педагогической поддержки в процессе самоопределения.

А.В. Мудрик рассматривает индивидуальную помощь человеку в воспитании как относительно самостоятельную проблему, требующую своего теоретического исследования, поисков методических решений и распространения их в практике воспитания. Индивидуальная помощь человеку должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач и при столкновениями с опасностями возраста. Более или менее успешное решение возрастных задач, избегание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.

Достаточно условно можно выделить три группы возрастных задач:

естественно-культурные

социально-культурные

социально-психологические.

В соответствии с выделенными А.В. Мудриком тремя группами возрастных задач можно до некоторой степени конкретизировать, в решении каких проблем человеку может понадобиться индивидуальная помощь, которую ему могут оказать в воспитательной организации.

Проблемы, возникающие в решении естественно-культурных задач: укрепление здоровья, развитие своих физических задатков; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм маскулинности-фемининности и соответственно минимизации переживаний, связанных с собственным "соответствием" этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикетом и символикой.

Проблемы, возникающие в решении социально-культурных задач: осознание и развитие своих способностей, умений, установок, ценностей; приобретение знаний, умений, которые необходимы человеку для удовлетворения собственных позитивных потребностей; овладение способами взаимодействия с людьми, развитие или коррекция необходимых установок; понимание проблем семьи и социума, восприимчивостью к ним.

Проблемы, возникающие в процессе решения социально-психологических задач: самопознание и самопринятие; определение себя в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение, определение своих перспектив; развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; адаптация к реальным условиям жизни; установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов .

Современное гуманистическое представление о человеке предполагает его рассмотрение как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Основной характеристикой экзистенциального измерения является свободоспособность - способность к автономному существованию, самостоятельно строить свою судьбу, отношения с миром и т.д. Именно свободоспособность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.

Такая постановка вопроса важна как для педагогики вообще, так и для гуманистической педагогики в частности. Она позволяет отличить социализацию от индивидуализации, "педагогику необходимости" от "педагогики свободы" .

Основные положения концепции педагогики индивидуальности, изложенные О.С. Гребенюком, сводятся к следующему:

проблемы, возникающие в процессе решения социально-психологических задач: самопознание и самопринятие; определение себя в актуальной жизни, самореализация и самоутверждение, определение своих перспектив; развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим; адаптация к реальным условиям жизни; установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов. .

Обобщая не столь многочисленные исследования проблемы самопознания, следует также привести определение данного процесса, приведённое в Словаре практического психолога: "Самопознание - так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции:

) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;

) сведения о себе человек получает не только (часто - и не столько) от самонаблюдения, но и от внешних источников - объективных результатов своих действий, отношения других людей и пр..

Приведённая дефиниция является довольно распространённой в современной науке и имеет много сторонников.

Вывод: самопознание - познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:

) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответственные средства, а потом уже применить их к самопознанию;

) должен накопиться материал для познания - человек должен чем-то, кем-то стать; притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта;

) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.

Сочетание низкой самооценки и высокого уровня притязаний является весьма неблагоприятным для психического здоровья человека.

18.4. Поведенческая составляющая Я - концепции

Поведенческая составляющая Я - концепции представлена действиями и поступками человека, которые вызваны образом Я. Американский семейный психотерапевт В.Сатир описывает четыре вида поведения людей с низкой самооценкой в тех случаях, когда они чувствуют угрозу отвержения и не хотят обнаружить свою слабость.

Итак, человек может:

1. Заискивать, чтобы другой человек не сердился. Миротворец разговаривает в заискивающей манере, пытаясь угодит!.. извиняясь и никогда ни о чем не споря. Это человек, который постоянно нуждается в чьем-либо одобрении.

2. Обвинять, чтобы другие его считали сильным. Обвинитель постоянно ищет, кто в том или ином случае виноват. Он хозяин, который ведет себя надменно, словно без конца упрекает: «Если бы не ты, все бы было хорошо

3. Рассчитывать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями. Это человек-«компьютер», который очень корректен. Очень рассудителен и не выражает никаких чувств. Такой человек кажется спокойным, холодным и собранным. Тело его сковано, он часто мерзнет. Голос его монотонный, слова в основном носят абстрактный характер.

4. Отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, как будто ее и нет. Что бы ни делал отстраненный и что бы он ни говорил - это не относится к тому, что говорит или делает другой, он не реагирует ни на какие вопросы.

Существует пятый тип поведения, который характерен для людей с позитивной самооценкой - «уравновешенный». Отношения открытые, честные. Человек в этом случае не унижается и не унижает достоинства других.

Давайте представим, что один человек случайно задел другого человека. Представим далее, как он попросит прошение в зависимости от позиции, в которой он находится.

Р.Бернс (1986) определил Я-концепцию как совокупность установок, которые направлены на самого себя. В предыдущей статье уже было сказано, что в структурном плане Я-концепция представляет собой неразрывное единство когнитивной, оценочной и поведенческой составляющих. В этой статье коснемся этого вопроса несколько подробнее.

Когнитивная составляющая Я-концепции

Все самоописательные характеристики, такие как надежный, совестливый, общительный, добрый и др. человек включает в образ себя. Способы самовосприятия могут быть разными. Иерархия и значимость элементов самоописания в зависимости от контекста, жизненного опыта или влияния какого-то момента, способны меняться.

Самоописания носят, как правило, обобщенный характер и с реальными контекстами не очень соотносятся, потому что отражают общее самовосприятие. С одной стороны, как элементы обобщенного образа индивида , они отражают устойчивые тенденции его поведения, а с другой стороны отражают избирательность нашего восприятия.

Описывая самого себя человек, пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия, например, описание имущества, жизненных целей и др. С различным удельным весом они все входят в образ Я, только одни представляются индивиду более значимыми, а другие – менее. Р. Бернс считал самоописание способом охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетаниея её отдельных черт.

Оценочная составляющая Я-концепции

Самооценка изменяется в зависимости от обстоятельств и не является постоянной. Социокультурное окружение индивида является источником оценочных знаний различных представлений о нем. Эти оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Социальные реакции, самонаблюдение тоже могут быть источником оценочных представлений индивида. Самооценка отражает то, что входит в сферу Я индивида, а это степень развития у него чувства самоуважения, ощущения собственной ценности, позитивного отношения ко всему окружающему. Проявляется она и в сознательных суждениях индивида, в которых делается попытка сформулировать свою значимость. В скрытой или в явной форме она присутствует в любом самоописании.

Для понимания самооценки есть три момента.

  1. Представление о том, каким человек хотел бы быть. Кто в реальности достигает характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, как правило, имеют высокую самооценку. Если же между характеристиками и реальностью достижений есть разрыв, то самооценка будет низкой, считает Р. Бернс;
  2. Интериоризация социальных реакций на данного индивида. В данном случае человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие;
  3. Успешность действий оценивается через призму идентичности. Удовлетворение испытывается от того, что индивид избрал определенное дело и делает его хорошо.

Самооценка всегда носит субъективный характер, независимо от того, что лежит в её основе – собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей. Источники самооценки:

  • Отраженная самооценка. Мнения значимых для индивида людей;
  • Критериальная самооценка. По определенным критериям сравнение себя с другими людьми, а также с эталоном, который является общим для всех;
  • Рефлексивная самооценка. Сравнение Я-реального и Я-идеального. Сопоставление своих собственных качеств с самим собой. Высокая степень совпадения этих сравнений говорит о психическом здоровье;
  • Идентификационная самооценка. В целом это желание индивида с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества». Она играет важную роль в поддержании человеком своей идентичности.

Поведенческая составляющая Я-концепции

Хорошо известен тот факт, что люди не всегда поступают в соответствии со своими убеждениями. Непосредственное выражение установки в поведении может сдерживаться в силу его социальной неприемлемости, каких-то сомнений индивида или страха перед возможными последствиями. Любая установка – эмоционально окрашенное убеждение и связано оно с определенным объектом, которым в концепции является сам носитель установки. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, в результате этой самонаправленности, являются очень сильными и устойчивыми. Достаточно просто не придавать значения отношению к тебе другого человека – есть арсенал психологической защиты.

Другое дело, если речь идет об отношении к самому себе – вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Просто так взять и изменить свое отношение к самому себе никто не может.

Данная составляющая имеет два вектора :

  1. Ожидания в отношении себя, т.е. готовность самому действовать;
  2. Ожидания к другим по отношению к себе. Эта составляющая может быть выражена такими высказываниями «я всегда готов…», «со мной всегда так происходит» и др.

Иногда может возникнуть впечатление, что поведенческая составляющая одновременно самая чувствительная к особенностям жизненной ситуации и самая ригидная, т.е. мало изменяющаяся по своей сути, использующая одни и те же сценарии решения жизненных задач.

Эта составляющая Я-концепции менее всего описана специалистами.

Функции Я-концепции

Я-концепция выполняет следующую «работу»:

  • Предварительная настройка восприятия, оценки и поведения. Выступающая как совокупность ожиданий, она дает возможность спрогнозировать вероятное развитие событий, т.е. приготовиться к участию в них. Ожидания и прогнозы могут долгое время оставаться в имплицитной форме, они не обязательно осознаются даже в рамках Я-концепции;
  • Интерпретация актуальных событий и полученного опыта. Концепция выступает как средство категориальной оценки событий настоящих или уже произошедших. Например, женщина, которой в автобусе уступил место мужчина, может увидеть в этом поступке черты хорошего воспитания, заподозрить намек на свой возраст или воспринять это как попытку знакомства. Любая из этих интерпретаций и её Я-концепция очень тесно связаны между собой. В подобных ситуациях Я-концепция действует как внутренний фильтр и определяет характер восприятия ситуации человеком, при этом она выступает как активное начало и изменить её достаточно трудно.
  • Обеспечение внутренней согласованности Эго-идентичности. Р. Бернс считает, что существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе, поэтому в своих действиях руководствуется самовосприятием.

Полученный индивидом новый опыт легко ассимилируется и входит внутрь Я-концепции, если он согласуется с существующими представлениями о себе. В противном случае новый опыт не допускается и отторгается как чужеродное тело, не нарушая сбалансированности организма.

Если отличие нового опыта от имеющихся представлений индивида о себе не принципиальны, то он может внедриться в структуру Я-концепции насколько позволят адаптационные возможности составляющих её самоустановок.

Для того, чтобы поддержать свой образ Я, улучшить самооценку, сохранить привычные стратегии решения жизненных задач человек использует порой грубые и инфантильные, а порой изощренные и тонкие средства психологической защиты.