Церковь святой анастасии в вероне. Церковь Сант Анастасия — апофеоз готики

История строительства старинного сооружения

Церковь святой Анастасии, находящаяся в самом сердце старой Вероны, неподалеку от излучины реки Адидже, можно увидеть, пройдя около 300 метров южнее собора. Первоначальное строительство церкви, начатое еще в 1290 году, не было завершено. Несмотря на то, что строение официально посвящено одному из итальянских святых, в частности доминиканцу Петру Мученику, который был убит в 1252 году, храм сохранил название древней церкви, ранее стоявшей на этом месте. Поэтому здание, принадлежащее до 1808 года доминиканцам, после перехода к епархии превратилось в приходской храм. Стоит отметить, что церковь построенная доминиканцами практически в одно и то же время с храмом святого Иоанна и Павла в Венеции, своей архитектурой очень близка к венецианской церкви. Ее фасад в основном состоит из кирпича, его разделяют на три части мощные контрфорсы. Что касается центральной части, то на ее верху красуется большая роза, по бокам которой идут длинные готические окна. Спустя некоторое время, в начале XV века, к церкви был пристроен красивый портал, состоящий из множества разноцветных мраморных блоков, которые накрывали две стрельчатые арки возведенного до этого старого портала. Однако, по сравнению с французскими готическими церквями, портал данного храма не обладает пластическими украшениями на откосах, выполняющими в ансамбле фасада только декоративную функцию.

Внутреннее убранство помещения

Сосредоточенная внутри портала религиозно-символическая программа представлена в большом люнете изображением святой Троицы, которое дополняют фигуры святого Иосифа и Богоматери. Под старыми арками размещены изображения епископа, ведущего жителя Вероны, и святого Петра Мученика, стоящего во главе монахов-доминиканцев. Дверные балки украшены шестью рельефами с различными евангельскими сценами, которые изображают Благовещение, Поклонение волхвов, Рождество, Распятие, Путь на Голгофу и Воскресение. Средняя колонна оснащена тремя горельефами, с левой стороны размещен святой Петр Мученик, над головой которого светит солнце, посередине - святой Доминик, под ногами которого раскинулись звезды, а с правой - святой Фома, лик которого освещает луна, в руках держит книгу и поучает молодого монаха. Архитрав украшен тремя статуями, центральное место среди которых принадлежит Богоматери с Младенцем, а по сторонам е окружают статуи несколько меньших размеров, которые репрезентируют святых Екатерину и Анастасию. С левой стороны от фасада расположена монументальная погребальная арка, под которой можно увидеть вход в клуатр. Стоит отметить, что она является первой подобной аркой, за которой последовало дальнейшее сооружение других арок, которыми густо усеяна практически вся Верона.

Наиболее интересные элементы церкви

Церковь святой Анастасии внутри разделена тремя нефами, обладающими двумя рядами колонн, сделанных из белого и красного мрамора. Они несут на себе обильно декорированные своды, с двух сторон от которых можно увидеть уникальные кропильницы, сделанные еще в XVII веке и поддерживаемые фигурами горбунов, выполненных из камня и стоящих в различных позах. Интересным скульптурно-живописным произведением церкви является кенотаф Кортезии Серего, возведенный в начале XV века и расположенный на стене апсиды. Центр монумента украшен фигурой знатной синьоры Кортезии, облаченной в латы и восседающей на коне с жезлом в руках. Ее голова сверху покрыта драпировкой, которую держат другие фигуры. Расположена статуя на саркофаге, в котором нет ее тела. Однако гостей привлекает скульптурная часть монумента, которая окружена красивым позолоченным орнаментом, и часть стены, расписанная фресками, изображающими религиозные сюжеты. Среди наиболее интересных областей в храме стоит отметить капеллу Пеллегрини. Внешняя стена арки, которая ведет в капеллу представляет собой шедевр известного итальянского художника, творившего в XV веке, Пизанелло, ему принадлежит фреска «Святой Георгий и принцесса». Капелла внутри украшена интересными терракотовыми группами XV века, изображающими Христа и святых, и двумя погребальными монументами XIV века, выполненными лучшими веронскими мастерами. Немалый интерес также представляет известная капелла Кавалли, украшенная фреской Альтикьеро да Дзевио «Поклонение Богоматери», выполненной в XIV веке.

Выстроенная в готическом стиле церковь Святой Анастасии – самая большая церковь Вероны, принадлежащая ордену доминиканцев. Расположенная в самой древней части города у моста Понте Пьетра, она носит имя христианской великомученицы Анастасии Узоразрешительницы. Когда-то здесь стояла другая церковь, также возведенная в честь этой святой по приказу императора Теодориха Великого.

Строительство нынешней базилики началось в 1290 году, предположительно по проекту доминиканских монахов Фра Бенвенуто да Болонья и Фра Никола да Имола. Сооружение храма растянулось почти на полтора столетия, и было завершено только в 1400 году. В 1471 году состоялось освящение нового храма. На самом деле он был освящен в честь святого Петра Веронского, однако местные жители с самого начала называли базилику именем предыдущей церкви, и под этим именем она стала известна и за пределами Италии.

Центральный фасад церкви с простым окном-розеткой остался незавершенным – его верхняя часть не облицована. Главный вход, декорированный барельефами Риджино ди Энрико, изображающими сцены из Нового завета и жития святой Анастасии, имеет два дверных проема. К высокой апсиде базилики пристроена колокольня, которую венчает островерхий шпиль. А рядом стоит саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко, созданный в начале 14 века и, как считается, послуживший образцом для знаменитых Арок Скалигеров.

Внутри базилика Святой Анастасии состоит из центрального нефа и двух боковых приделов, разделенных колоннадой из 12 мраморных колонн. Они в свою очередь упираются в свод, украшенный растительным орнаментом. В левом боковом приделе установлен монумент Кортезии Серего, сделанный в 1432 году, а у входа стоят водосвятные чаши 16 века, рядом с которыми можно увидеть так называемых «горбунов святой Анастасии» - гротескные статуи. Над порталом расположены изображения епископа, ведущего нород Вероны, и святого Петра Веронского с монахами. Центральная колонна, стоящая между дверными проемами, украшена барельефами святого Доминика, святого Петра Веронского и святого Томаса. На полу церкви в 1462 году художник Пьетро да Порлецца выложил чудесную мозаику из белого, розового и серо-голубого местного мрамора, которым также частично облицован вход в базилику.

Церковь Святой Анастасии (итал. Chiesa di Santa Anastasia)

Рубрика: Верона

Готическая церковь Святой Анастасии расположена в старинной части Вероны рядом с мостом Понте Пьетра , где сохранилось немало свидетельств римской цивилизации. Это самая большая базилика в городе, в названии которой увековечено имя христианской святой, великомученицы Анастасии Узоразрешительницы, по преданию, пострадавшей в период правления римского императора Диоклитиана. Строилась церковь довольно долго, полтора столетия: с 1290 г. по 1400 г.

Согласно историческим свидетельствам, авторами проекта были два доминиканских монаха. Изначальной их идеей было возведение базилики в честь Святого Петра. Однако местные жители помнили, что когда-то на этом месте была другая церковь, названная по имени великомученицы Анастасии. Поэтому они продолжали называть вновь построенный храм в ее честь, даже несмотря на то, что в 1471 г. состоялось его освящение в честь святого Петра.

Внешний вид

С первого взгляда привлекает внимание потрясающий портал базилики в готическом стиле. Главный вход имеет две двери и украшен барельефами, выполненным по библейским мотивам. Верхний ярус главного фасада не облицован, т. к. наружные отделочные работы так и не были закончены.

К апсиде базилики вплотную пристроена колокольня, а рядом находится саркофаг наместника короля Гульельмо ди Кастельбарко. В целом внешний облик церкви достаточно скромен, чего нельзя сказать о ее внутреннем содержимом, представляющем собой грандиозное культурно-историческое наследие.

Внутреннее убранство

Внутри базилика разделена колоннами на центральное помещение и два боковых придела. У главного входа находятся чаши со святой водой, изготовленные в XVI в., и статуи «горбунов» святой Анастасии. Колонны с барельефами святых поддерживают свод, декорированный флоральным орнаментом.

Главный алтарь церкви украшен фресками на тему Страшного Суда и Благовещенья. Отдельного внимания заслуживает пол, на котором в 1462 г. талантливый мастер Пьетро да Порлецца выложил изумительную мозаику в пастельных тонах из натурального камня – точно такого же, как на аркатуре входного портала. Капеллы базилики – настоящая сокровищница религиозной живописи и архитектуры различных эпох. В создании шедевров участвовали такие великие мастера как Стефано да Зевио, Микеле да Фиренце, Джованни Бадиле, Лоренцо Венециано и др.

Базилика Святой Анастасии превосходно гармонирует с обликом исторической части Вероны и представляет собой весьма интересный пункт экскурсионной программы для всех, кто посещает город с туристическими целями.

Адрес: Piazza Sant"anastasia 4, Верона, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Мост Скалигеров – старинный мост через реку Адидже. Известен своей необычайной прочностью, благодаря которой простоял без ремонтов и реконструкций более пяти веков. Другое название сооружения – мост Кастельвеккио, что на итальянском языке указывает...


Порта-Борсари не просто ворота, а остатки фортификационного сооружения времен римских легионеров. Построенные в I столетии н.э., они частично сохранились. Трехярусный белокаменный фасад включает два больших проема на нижнем уровне (в древности – гл...


Арка Гави – триумфальный памятник римской эпохи, построенный в I веке н.э. В отличие от большинства монументов того периода, он не является символом императорской власти, а посвящен одному из знатных семейств Вероны. До начала XIX века арка вплотну...


Палаццо Маффеи – яркий образец барочной архитектуры, расположенный в шаговой доступности от знаменитого балкона Джульетты и амфитеатра Арена. Имя архитектора здания, к сожалению, история не сохранила. ...


Что привезти из Вероны? То, что будет хранить вашу память именно об этом городе - городе Ромео и Джульетты, замечательного вина, античных памятников, изумительных пирожных Baci di Giulietta и Sospiri di Romeo, отличной кожаной обуви. На самом деле...