Лицензирование пассажирсских перевозок автомобильным транспортом. Как и где оформить лицензию на пассажирские перевозки Лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Перевозка пассажиров по индивидуальным заказам - популярная и достаточно прибыльная деятельность малого бизнеса, начать которую можно без особых затрат. До 2011 года серьёзную конкуренцию легальным такси составляли частные водители. Частники не только не платили налоги и взносы, но не всегда обеспечивали комфорт и безопасность пассажиров.

Если вас интересует это направление бизнеса, то в нашей статье вы узнаете, нужна ли лицензия на такси, что будет, если работать на такси без лицензии и как получить разрешение на такси.

Разрешение или лицензия

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, - лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.

Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. № 280, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть, это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.

А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси - это не синонимы, и не название одного и того же документа.

Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.

Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.

Надо ли открывать ИП для работы такси

Можно ли получить разрешение на такси без открытия ИП? Нет, нельзя, разрешение выдается только тем физическим лицам и организациям, которые зарегистрированы в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Разрешение на перевозку пассажиров такси (а это возможно только после регистрации ИП или ООО) можно оформить, имея даже один автомобиль. Получив разрешение, вы можете подключиться к любой диспетчерской службе, в том числе такой крупной, как к Яндекс такси. В этом случае вы всегда будете обеспечены клиентами, но опредёленный процент выручки (около 15%) придётся отдавать. Другой вариант - искать клиентов самостоятельно, в этом случае вы ни с кем не делитесь.

Чтобы работать в такси без регистрации ИП или ООО, надо устроиться в штат фирмы-перевозчика по трудовому договору. Здесь всё стандартно - обычная работа по трудовому договору по графику и под контролем работодателя с получением оклада.

Если вы находите в рекламе предложения помощи в получении лицензии на такси без ИП, то это либо мошенничество, либо при обращении окажется, что вы можете взять в аренду машину у легального перевозчика, который имеет разрешение. Такой вариант ещё называют арендой такси с лицензией, хотя выше мы выяснили, что это не совсем так.

За аренду автомобиля, внесённого в реестр, перевозчики, имеющие разрешение, берут плату - от 1500 рублей в сутки. Есть также варианты выплаты водителю определённого процента от выручки. Автомобиль при этом принадлежит и числится за компанией-перевозчиком, которая занимается его содержанием.

Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа

Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).

Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.

Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.

Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.

К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.

Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.

В пакет документов, кроме самого заявления, входят:

  • копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
  • копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
  • копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.

Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.

Работа в такси без лицензии или разрешения

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки - 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Кроме того, в последний день прошлого 2016 года депутаты внесли на рассмотрение законопроект № 69583-7, который ужесточает ответственность за деятельность без разрешения на такси. Пока ещё законопроект не прошёл даже первое чтение, но если он будет принят в предложенном варианте, то размеры административных санкций будут такими:

  • за перевозку пассажиров без разрешения на такси: 30 000 рублей на водителя, а при повторном нарушении - такой же штраф и лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев;
  • за передачу заказа на перевозку водителю, не имеющему разрешения на такси, диспетчерская служба наказывается штрафом от 350 000 до 450 000 рублей, а должностное лицо - на сумму 45 000 рублей (вместо штрафа возможно приостановление деятельности на срок от 14 до 90 дней).

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Электронные услуги

Полное название услуги

Выдача разрешения, переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

    Индивидуальный предприниматель

    В качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортные средства, предназначенные для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также индивидуальные предприниматели в случае использования ими транспортных средств на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным частью 16 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 2.1 Закона города Москвы от 11 июня 2008 г. N 22 "О легковом такси в городе Москве".

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Заявление на получение разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси (для юридических лиц) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Заявление на получение разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси (для индивидуального предпринимателя) (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Подается в электронном виде через Официальный портал Мэра Москвы сайт.

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    При обращении за государственной услугой представителя заявителя предоставляется документ, удостоверяющий личность представителя.

    Свидетельство о регистрации транспортного средства (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

    Договор лизинга транспортного средства (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    В случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора лизинга.

    Договор аренды транспортного средства (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    В случае, если транспортное средство предоставлено на основании договора договора аренды.

    Нотариально заверенная доверенность на право распоряжения транспортным средством (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае,если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).

    Документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае обращения представителя заявителя. (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Копия с предъявлением оригинала
  • Сроки предоставления услуги

    10 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Уведомление о предоставлении государственной услуги (заверенная копия, 1 шт.)

      Информирование заявителя или представителя заявителя о готовности документов по телефону и через подсистему "личный кабинет" Портала.

    • Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (оригинал, 1 шт.)

      В случае неявки заявителя за получением разрешения или дубликата разрешения в течение 40 рабочих дней со дня внесения в Реестр сведений о предоставлении соответствующей государственной услуги, данные документы аннулируются на основании правового акта Департамента. Сведения об аннулировании указанного разрешения или дубликата разрешения вносятся в Реестр в течение одного рабочего дня со дня принятия Департаментом такого решения.

  • Формы получения

    На WEB сайте

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных

лиц, государственных гражданских служащих

(в ред. постановления Правительства Москвы

от 21.05.2015 N 307-ПП)

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", настоящим Регламентом.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) указанного органа исполнительной власти города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве".

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. Утратил силу с 9 декабря 2016 года. - Постановление Правительства Москвы от 06.12.2016 N 814-ПП.

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя либо наименование юридического лица, сведения о месте жительства (месте нахождения) заявителя, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю).

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии) и сведения о месте жительства заявителя - индивидуального предпринимателя либо наименование заявителя - юридического лица и сведения о его месте нахождения.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Отказ в предоставлении государственной услуги

1. Несоответствие представленного заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Регламентом.

2. Представление документов, срок действия которых истек на момент подачи заявления.

3. Представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

4. Представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения.

5. Подача заявления от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

6. Обращение заявителя за разрешением в случае, если в отношении транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, уже выдано разрешение и до окончания срока его действия на момент подачи заявления осталось более 45 рабочих дней.

7. Некорректное заполнение обязательных полей в форме заявления при подаче заявления в электронной форме с использованием Портала.

8. Несоответствие цветовой гаммы кузова транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, цветовой гамме кузова транспортного средства, установленной статьей 2.1 Закона города Москвы от 11 июня 2008 г. N 22 "О легковом такси в городе Москве".

9. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с Регламентом.

10. Заявление и иные документы в электронной форме, подписанные с использованием электронной подписи, не принадлежащей заявителю.

11. Обращение заявителя за государственной услугой, не предоставляемой Департаментом.

12. Представленные электронные копии документов, необходимых для представления государственной услуги, не поддаются прочтению и (или) не соответствуют требованиям к форматам их представления.

13. Противоречие документов (информации), полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование сведений Базового регистра, представленным заявителем документам.

Пассажирские перевозки необходимы для транспортировки людей из одного пункта в другой. В процессе перевозки водителю транспортного средства доверяются жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен иметь особое право на осуществление данного вида деятельности: лицензию – разрешение официальных органов на перевозки.

Лицензия на пассажирские перевозки для ИП и ООО

В РФ действует закон о необходимости лицензирования для водителей, которые занимаются перевозом пассажиров. Цель получения подобного разрешения – повышение безопасности граждан и снижение количества аварийных ситуаций на дорогах. Правила оформления лицензии зависят от региона и типа транспорта.

Для получения разрешительного документа на пассажирские перевозки водители регистрируются в налоговой инспекции в качестве индивидуальных предпринимателей или открывают ООО. Это необходимо для того, чтобы числиться владельцем услуги перевозки и получать от нее прибыль. Регистрация собственной компании не отличается от узаконивания ИП или ООО для осуществления других видов предпринимательской деятельности.

Процедура регистрации ИП проста в исполнении, обходится бизнесмену дешевле, имеет упрощенную отчетность, поэтому для начала бизнеса стоит открыть ИП. При успешном развитии бизнеса ИП несложно ликвидировать и открыть ООО – как компанию с более широкими возможностями.

Зачем нужна лицензия?

Лицензия, независимо от того, на какой вид деятельности она выдается, обладает юридической силой и обязательна для оформления согласно законодательству, когда речь идет о предоставлении услуг по транспортировке пассажиров. Законодательством РФ определен перечень сфер деятельности предпринимателей, в которых без наличия лицензии деятельность компании признается противозаконной.

Лицензия выдается предприятию после официальной регистрации ИП или ООО. Важно помнить, что прежде чем регистрировать компанию, предпринимателю рекомендуется выяснить, требуется ли для данной сферы деятельности оформлять лицензию, чтобы начать готовить необходимые документы заблаговременно.

Перевозка пассажиров без лицензии

Согласно нормам законодательства, перевозки пассажиров имеют право осуществлять юридические лица или частные предприниматели, получившие документ, позволяющий осуществлять это право. Для компаний или физических лиц его отсутствие грозит штрафными санкциями или даже конфискацией авто. В случае аварийной ситуации первым делом проверяется наличие данного документа у владельца транспортного средства.

Проверками занимается специальная Федеральная служба. Контроль производится через каждые 2 года или при обнаружении нарушений. Правом контролировать наличие лицензии обладают и другие государственные структуры: таможенная служба, инспекция по безопасности дорожного движения и пр.

Лицензия на перевозку автомобильным, водным, воздушным транспортом

Потенциальные перевозчики, которые регистрируют собственное предприятие и планируют осуществлять перевозки граждан, должны понимать, что лицензия необходима вне зависимости от вида транспортного средства: автомобиля, автобуса, водного или воздушного средства.

Основные условия осуществления работ:

  • на городских или пригородных маршрутах;
  • на междугородных или международных направлениях.

Количество посадочных мест оказывает влияние на необходимость получения официального разрешения на деятельность. Если в транспорте помещается 8 и более человек, то лицензия нужна. При количестве посадочных мест менее 8 документ не требуется.

Таким образом, регулярные перевозки, к которым относятся, например, рейсовые курсирования транспорта внутри населенного пункта, требуют разрешения официальных органов. Это требование касается , деятельность которых по перевозке пассажиров является основной. Регулярные перевозки предприятием собственных работников не подпадает под категорию лицензируемых.

Лицензия для такси

Для водителей такси, которые занимаются извозом в частном порядке, правила организации работы регулирует закон «О такси». Из документа следует, что это не вид подработки, как это было всегда, а разновидность полноценной предпринимательской деятельности. Водитель, занимающийся частным извозом регулярно, обязан оформить ИП или ООО. Официальный статус гарантирует таксисту право официально осуществлять деятельность по перевозке пассажиров.

ФЗ устанавливает обязательное наличие лицензии для такси. В то же время водители должны принять во внимание противоречие в законодательстве: таксистам разрешается не регистрировать ИП, но лицензия на перевозки у него должна быть.

Во избежание проблем с федеральными органами, которые контролируют деятельность компаний, предпринимателям рекомендуется оформлять и бизнес, и лицензию официально.

Как получить лицензию?

Для того чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров, которое призвано обеспечить правомерность деятельности предпринимателей, необходимо подготовить пакет необходимых бумаг и предоставить их в орган Ространснадзора в регионе проживания. Пакет документов требуется на каждую категорию перевозок:

  • перевозки внутри населенного пункта;
  • междугородные и международные;
  • перевозки между населенными пунктами.

Для отдельных категорий водителей есть конкретные условия, которые необходимо соблюдать и подтвердить факт документально. Например, водитель международного транспорта должен иметь стаж работы не менее 3 лет.

Необходимые документы

Информацию о перечне документов для получения лицензии можно узнать на портале Федеральной службы по надзору в области транспортных услуг. В список документов включены:

  1. Документ ФНС о регистрации предпринимателя.
  2. Заявление на получение лицензии с указанием типа перевозок, бланк,образец которого Вы можете .
  3. Учредительный документ компании (копия).
  4. Трудовые книжки водителей.
  5. Справка из медицинского учреждения с разрешением на осуществление деятельности.
  6. Информация о помещениях для технического обслуживания и ремонта транспорта – специально оборудованных мастерских.
  7. Декларация о наличии стоянки в собственности.
  8. Сертификат о соответствии помещений принятым нормам.

Дополнительные документы , которые могут понадобиться:

  • договор с медицинским учреждением на предрейсовый осмотр водителей;
  • документ о наличии в собственности или аренде транспортного средства с указанием марки, вместимости, года выпуска;
  • техпаспорт автомобиля;
  • талон техосмотра.

Комиссия по рассмотрению дела о лицензировании может запросить иные справки и подтверждения в зависимости от индивидуальных условий зарегистрированной компании.

Сроки оформления и стоимость

Ространснадзор и другие лицензирующие органы в регионах уполномочены рассматривать вопросы об оформлении лицензий перевозчикам пассажиров. При подаче документов и заявления к пакету бумаг прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины. Ее размер – 2 600 руб. Цены на оформление самой лицензии не фиксированные, они зависят от того, о каком регионе идет речь. В среднем предпринимателю придется заплатить сумму от 5 000 руб.

Заявление рассматривается не более 45 дней . Право на транспортировку пассажиров компания получает на 5 лет. В первые 3 дня соискателю могут быть возвращены документы, если проверяющими обнаружены неточности в оформлении или пакет предоставлен не полностью. На исправление ошибок заявителю дается 30 дней. Если компания нарушит правила перевозок, то действие разрешения на перевозки пассажиров прекращается раньше срока.

Условия для получения лицензии

Для получения лицензии для возможности осуществлять пассажирские перевозки компания должна соответствовать условиям:

  1. Штат водителей с необходимым опытом работы по профилю, квалификацией и медицинскими документами, которые свидетельствуют об их надлежащем состоянии здоровья.
  2. Медик в штате сотрудников или договор с учреждением здравоохранения для проведения медицинских осмотров водителей перед рейсом.
  3. Наличие помещения в собственности или арендованное для проведения технических осмотров и ремонта автомобилей. Допускается заключение договора со сторонней организацией об обслуживании транспорта.
  4. Парк автомобилей, годный к эксплуатации и оборудованный для перевозки людей.
  5. Оборудование транспортных средств приборами технического контроля.
  6. Установка в автомобиле навигаторов системы ГЛОНАСС.
  7. Отсутствие нареканий у водителей о нарушениях ПДД.

Когда могут отказать?

Закон устанавливает два основания, по которым Ространснадзор может отказать соискателю в предоставлении лицензии:

  • несоответствие документации предъявляемым требованиям;
  • недостоверность информации в заявлении или в прилагаемых документах.

Недочеты выявляются в процессе проверки документов заявителя и его имущества. Ространснадзор оформляет отказ в форме письменного распоряжения, которое выдается предпринимателю в течение 3 дней со дня подачи заявления. Причины отказа должны быть обоснованы ссылками на нормативно-правовые документы. Если заявитель не согласен с выводами лицензирующего органа, он имеет право обжаловать его постановление в арбитражном суде. На подачу заявления у него есть 3 месяца.

Когда могут лишить лицензии?

За перевозку пассажиров без лицензии законом предусмотрено административное или уголовное наказание.

Административное предусматривает штраф, который накладывается на руководителя компании. Если нарушение повторяется еще раз, то снова назначаются штрафные санкции, далее может следовать конфискация автомобиля, или на 90 дней приостанавливается коммерческая деятельность.

Уголовная ответственность наступает в таких случаях:

  1. Деятельность без лицензии причинила большой ущерб.
  2. Незаконное получение прибыли в крупном размере.

За эти действия предусмотрено уголовное наказание и лишение лицензии. Тяжесть наказания зависит от последствий деяния: от штрафа в крупном размере до лишения свободы до 5 лет.

Можно ли получить лицензию через Интернет?

Современные компьютерные технологии позволяют совершать многие официальные процедуры он-лайн. Это касается и подачи заявки на получение лицензии на пассажирские перевозки.

Все официальные действия производятся через сайт госуслуг. Заявитель должен зарегистрироваться на портале, в результате чего он получает доступ к услугам он-лайн. Порядок и последовательность действий размещены на сайте под закладкой «Лицензии, справки, аккредитации». Заявление заполняется прямо на портале, документы переправляются в сканированной форме. Сроки рассмотрения те же.

Инструкция по оформлению заявки на получение лицензии в онлайн-режиме представлена в этом видео на примере легкового такси.

Срок действия

Лицензия на пассажирские перевозки, действует в течение 5 лет . Не более чем за 10 дней до окончания срока действия предпринимателю необходимо заняться решением вопроса продления документа. Число продлений закон не ограничивает, срок не изменяется.

Когда лицензия не нужна?

Документ, разрешающий пассажирские перевозки предпринимателям, не нужен в таких случаях:

  1. Перевозки производятся для личных нужд физического лица или собственных целей предприятия.
  2. Перевозки осуществляются без цели получения прибыли, не основаны на заключении договоров и с пассажиров не взимается оплата за переезд.

Эти условия установлены законодательно и при контроле проверяется в первую очередь факт получения прибыли за осуществление перевозок.

Законодательная база

Законодательные акты, на основании которых производится лицензирование пассажирских перевозок:

  • ФЗ No99 «О лицензировании»;
  • постановление Правительства No957 «Об организации лицензирования некоторых видов деятельности»;
  • ФЗ No131 «О внесении изменений в законодательные акты РФ»;
  • положение о лицензировании перевозки (Утв. Постановлением Правительства No637).

Лицензия на возможность предоставлять услуги перевозок пассажиров – это государственный документ, который предоставляет бизнесмену официальное юридическое право на предпринимательскую деятельность в этой сфере и гарантирует максимальное соблюдение безопасности на дорогах.

Выберите рубрику 1. Предпринимательское право (237) 1.1. Инструкции по открытию бизнеса (26) 1.2. Открытие ИП (27) 1.3. Изменения в ЕГРИП (4) 1.4. Закрытие ИП (5) 1.5. ООО (39) 1.5.1. Открытие ООО (27) 1.5.2. Изменения в ООО (6) 1.5.3. Ликвидация ООО (5) 1.6. ОКВЭД (31) 1.7. Лицензирование предпринимательской деятельности (13) 1.8. Кассовая дисциплина и бухгалтерия (69) 1.8.1. Расчет зарплаты (3) 1.8.2. Декретные выплаты (7) 1.8.3. Пособие по временной нетрудоспособности (11) 1.8.4. Общие вопросы бухгалтерии (8) 1.8.5. Инвентаризация (13) 1.8.6. Кассовая дисциплина (13) 1.9. Проверки бизнеса (19) 10. Онлайн-кассы (14) 2. Предпринимательство и налоги (415) 2.1. Общие вопросы налогообложения (27) 2.10. Налог на профессиональный доход (9) 2.2. УСН (44) 2.3. ЕНВД (46) 2.3.1. Коэффициент К2 (2) 2.4. ОСНО (36) 2.4.1. НДС (17) 2.4.2. НДФЛ (8) 2.5. Патентная система (24) 2.6. Торговые сборы (8) 2.7. Страховые взносы (64) 2.7.1. Внебюджетные фонды (9) 2.8. Отчетность (86) 2.9. Налоговые льготы (71) 3. Полезные программы и сервисы (40) 3.1. Налогоплательщик ЮЛ (9) 3.2. Сервисы Налог Ру (12) 3.3. Сервисы пенсионной отчетности (4) 3.4. Бизнес Пак (1) 3.5. Калькуляторы онлайн (3) 3.6. Онлайнинспекция (1) 4. Государственная поддержка малого бизнеса (6) 5. КАДРЫ (104) 5.1. Отпуск (7) 5.10 Оплата труда (6) 5.2. Декретные пособия (2) 5.3. Больничный лист (7) 5.4. Увольнение (11) 5.5. Общее (22) 5.6. Локальные акты и кадровые документы (8) 5.7. Охрана труда (9) 5.8. Прием на работу (3) 5.9. Иностранные кадры (1) 6. Договорные отношения (34) 6.1. Банк договоров (15) 6.2. Заключение договора (9) 6.3. Дополнительные соглашения к договору (2) 6.4. Расторжение договора (5) 6.5. Претензии (3) 7. Законодательная база (37) 7.1. Разъяснения Минфина России и ФНС России (15) 7.1.1. Виды деятельности на ЕНВД (1) 7.2. Законы и подзаконные акты (12) 7.3. ГОСТы и техрегламенты (10) 8. Формы документов (82) 8.1. Первичные документы (35) 8.2. Декларации (25) 8.3. Доверенности (5) 8.4. Формы заявлений (12) 8.5. Решения и протоколы (2) 8.6. Уставы ООО (3) 9. Разное (25) 9.1. НОВОСТИ (5) 9.2. КРЫМ (5) 9.3. Кредитование (2) 9.4. Правовые споры (4)

Отдельные виды транспортной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба гражданам, безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензирование.

Порядок лицензирования осуществляется в соответствии с федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых правительством Российской Федерации, которые определяют лицензирующие органы, их полномочия, конкретные виды деятельности и порядок лицензирования. Согласно положению о лицензировании конкретных видов деятельности на внутреннем водном транспорте лицензированию на этом виде транспорта подлежат перевозки пассажиров и грузов, а также погрузочно- разгрузочные работы с опасными грузами.

Лицензирование осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорт.

Обязательными лицензированными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемых видов деятельности на внутреннем водным транспорте являются:

  • - наличие у лицензиата в собственности или на ином законном основании судов, технических средств и объектов, предназначенных для выполнения лицензируемой деятельности, соответствие их установленным нормам и требованиям, а также квалифицированных профессионально подготовленных и аттестованных в установленном порядке специалистов;
  • - выполнение установленных требований по обеспечению безопасности судоходства, наличие мероприятий по обеспечению безаварийной работы судов;
  • - наличие договора с Бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте по обеспечению диспетчерского регулирования движения судов, радиотелефонной связи с судами, оперативной путевой информации и прогнозов погоды;
  • -наличие договора страхования членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровья при исполнении ими служебных обязанностей;
  • -соблюдение нормативных правовых актов, касающихся судоходства и правил перевозок, экологических, санитарных и противопожарных норм.

Для получения лицензии предоставляются:

  • -заявление о предоставлении лицензии;
  • - учредительные документы о государственной регистрации заявителя лицензии;
  • -свидетельство о постановке заявителя лицензии на налоговый учет;
  • - документ, подтверждающий уплату заявителем лицензии сбора за рассмотрение лицензирующим органом его заявления о предоставлении лицензии;
  • - сведения о квалификации специалистов заявителя лицензии;
  • - иные документы, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими нормативными правовыми актами.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является:

  • - наличие недостоверной информации в предоставленных документах;
  • - несоответствие деятельности заявителя лицензии лицензированным требованиям и условиям.

Заявитель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензия действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия лицензии не может быть менее, чем 5 лет. По окончанию срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта непосредственно, либо через его территориальные органы.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии в случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий и установить срок устранения лицензиатом нарушений, который не должен превышать 6 месяцев.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранит указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии и об ее аннулировании может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.