Понятие рынка и принципы его формирования. Принципы функционирования рынка


Рассмотрим схему №1 поподробнее.

1. Свобода выбора видов и форм деятельности.

Хотя и рыночная экономика и многопризначное понятие, главный её признак всё же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной деятельности.

Естественная экономическая свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений свобода одних станет засильем для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость.

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказания услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. Словом, любые виды действий в сфере производства, распределения и перераспределения, обмена, потребления и использования общественного продукта, которые не запрещены законом, как преступные или криминальные. Закон же призван ограничивать и запрещать только те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Всё остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в её коллективных и государственных формах деятельности.

В рыночной экономике снимаются запреты не только на производство, но и на продажу и перепродажу, обмен товаров как с самими товаропроизводителями, так и любыми посредниками, стоящими между производителями и потребителями. На определенных условиях открывается доступ всех экономических субъектов, в том числе индивидуалов, частников, к традиционно государственным работам и услугам, включая образование медицинское обслуживание, транспортные услуги, услуги связи.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности».

2. Всеобщность рынка.

Принцип всеобщности заслуживает самостоятельного выделения, хотя он – следствие принципа свободы выбора и осуществления разных видов и форм хозяйственной деятельности. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе даже не правомерно называть экономику рыночной.

Конечно, какие то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономики. Точно также элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономики. Так что экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности.

Куда в первую очередь проникают товарно-денежные и товарообменные отношения? Это прежде всего рынок товаров народного потребления, бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры, образования, здравоохранения. В экономике рыночного типа только небольшая часть таких услуг оказывается населения безвозмездно. А что ещё?

Жилье в рыночной экономике, как и другие виды имущества, также является объектом купли-продажи. Оно не предоставляется, а реализуется по рыночным ценам.

Наличие рынка средств производства, распространяющего свои действия на орудия и предметы труда, включая землю, природные богатства, скот, производственные здания и сооружения, оборудования, машины, сырье, энергоносители и энергию, - также неотъемлемый признак рыночной экономики. В условиях рыночных отношений государственное распределение этих видов экономических ресурсов заменяется оптовой и розничной торговлей, в результате чего они обретают денежную стоимость и цену.

Рыночная экономика немыслима без свободного рынка капитала – денег, валюты, ценных бумаг, которые практически отсутствуют в «государствленной» экономике.

Всеобщность рынка и рыночных отношений проявляется в том, что в нем широко представлен рынок труда и рабочей силы, которые становятся товарами, свободно реализуемыми их собственниками.

Отметим, что всеохватывающий рынок представленный попадающими в область рыночных отношений иными видами интеллектуальной, духовной, информационной продукции, предметами и объектами культурной деятельности.

Суть этого принципа – охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.

3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

В любой экономики её активными субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это весьма разномасштабные и разноправные субъекты и было бы неправомерно предоставлять одни и те же права индивидуалу и государственной экономике. Ведь индивидуальные и общегосударственные интересы не уравновешиваются. Но если подойти к пониманию экономического субъекта с другой стороны, то разговор о равноправии становится необходимым, обоснованным. Сравним права предприятий, организаций с государственной, коллективной, кооперативной, акционерной, арендной, групповой, семейной, личной (частной) собственностью на средства производства. Один из принципов рыночной экономики власти, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии.

Естественно, что равноправие предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности по неволе создают разные производственные и экономические возможности. К тому же не рационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения, для предприятия с большим и малым коллективами и частников.

Речь идет о другом. О том, чтобы не создавать «особых» условий специального режима благоприятствования по признаку формы собственности, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное другую. В сущности, эта предпосылка честной конкуренции разных форм собственности.

Несоблюдение этого принципа привело к господству в советской экономики предприятий с государственной собственностью.

Вторая, не менее важная сторона этого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, право быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду устранение геноцида по отношения к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного советской экономике.

Однако и в экономике рыночного типа имеет место обобществление производства, последовательно, хотя и однонаправленный переход от частной к коллективным формам собственности и от коллективных к общественным, государственным, общенародным. Но переход не на основе принуждения, а на основе соревновательности и свободного выбора.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономики, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа.

4. Саморегулирование деятельности.

Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, распространяются на создание предприятий. Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики. Предоставление лицам, коллективам прав образования новых предприятий как изначально, так и на основе подразделений действующих предприятий представляет акцию демократизации управления экономикой и ещё одно направление реализации принципа экономической свободы.

Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные напряжения.

Свобода прекращения деятельности предприятий в большинстве случаев оказывается вынужденной. Но, с одной стороны, закрытие предприятий больно бьёт по коллективу, а с другой – очищает экономику от неэффективных звеньев.

В государственно-плановой экономике самопрекращение деятельности предприятия предотвращается государственными субсидиями гораздо чаще, чем в рыночной. Тем самым уровень социальной защищенности коллективов выше, но уровень эффективности экономики ниже, так как заторможены процессы самоочищения.

Одна из принципиальных особенностей рыночной экономики по сравнению с планово-директивной состоит в значительно большей управленческой нагрузке.

В нерыночной экономике основным объектом планирования и управления являются материально-вещественные процессы и потоки. Это управление на базе прямого воздействия на производство. Стоимостные категории используются преимущественно как измерительные, для сопоставления. В этих целях применяются показатели исчисленные в универсальных денежных единицах – рублях. Деньги играют роль всеобщего эквивалента и используются как активное начало только посредством воздействия на денежную оплату труда.

В директивной экономике, где цены, зарплата, взаимные расчеты регулируются не естественными, свободными, договорными рыночными отношениями, а установками сверху, государственным распределением, возникают искусственные движения денег, оторванные от реальных стоимостей. Этот процесс сопровождается возникновением различий между наличными и безналичными деньгами, появлением ряда курсов денег по отношению к твердым валютам, неконвертируемостью рубля.

В рыночной экономике движение финансов строже подчинено действию закона стоимости, сами финансы обретают самостоятельное значение, как инструмент активного управления созданием и движением стоимостей. Здесь характерно непосредственное включение в финансовый контур управления экономикой таких мощнейших рычагов саморегулирования, как свободные рыночные цены, кредит, ссудный капитал, процентные ставки, валютный обмен, движение ценных бумаг во взаимодействии с денежными потоками. Управление экономикой путём воздействия на денежное обращение становится в этих условиях не менее важным, чем непосредственное управление производством, распределение и потреблением материально-вещественного продукта.

Для рыночной экономики принципиально важно не только то, что деньги живут в ней самостоятельной жизнью, но и то, что материально-вещественные и денежные потоки обладают высокой степенью согласованности. На практике происходят естественное сращивание материальных и финансовых отношений в виде единых товарно-денежных отношений.

Более высокая активность в функционировании финансового контура управления в рыночной экономике обеспечивается тем, что в ней банковская система распространяет свои функции далеко за пределы накопления и распределения финансовых ресурсов. Банки становятся органами регулирования финансово-экономической деятельности, стабилизаторами денежного обращения, ускорителями движения капиталов, стимуляторами хозяйственной предприимчивости.

5.Принцип договорных отношений.

Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать экономикой договорных отношений. В экономике административно-директивного типа отношения между секторами, отраслями, регионами, предприятиями устанавливаются и регулируются в основном государственными планами, приказами, решениями. Взаимосвязи между экономическими объектами, взаимоотношения между производственными коллективами и внутри них представляющие в целом совокупность горизонтальных связей, управляются, регулируются, управляющими воздействиями.

Экономическим субъектом предписывается как они должны строить хозяйственные отношения между собой по поводу производства продукции, распределения дохода и прибыли, взаимного обмена материальными ресурсами и денежными средствами, использования рабочей силы.

Навязанность экономических отношений из вне содержит элементы диктата.

Но в некоторых случаях государственный орган управления способен погасить острые противоречия. Однако в большинстве случаев сделать эти отношения взаимоприемлемыми способны только сами взаимодействующие стороны в результате совместной договоренности.

Преимущества договоров между экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными связями в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики. Принцип договорности весьма универсален. Он действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателями и работниками.

6. Свобода ценообразования.

При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.

На практике одновременно могут быть государственные, договорные и рыночные цены. Такая система цен достаточно универсальна и применяется в любой экономике. Всё дело в том, какие цены занимают главенствующее положение.

В государственной экономике, управляемой преимущественно административно-распорядительными методами, господствуют устанавливаемые, стабильные государственные цены, изменяемые лишь через продолжительные отрезки времени. Их дополняют договорные цены, также действующие в течение продолжительного отрезка времени. Они формируются на договорных началах между производителями и закупочными организациями. В узком масштабе применяются свободные, плавающие цены, применяющиеся по соглашению между продавцом и покупателем в зависимости от спроса и предложения.

В рыночной же экономике картина обратная. Ведущее место занимают свободные рыночные цены. За ними следуют договорные, и наименьший удельный вес составляют государственные цены.

Вместе с тем неправомерно отождествлять рыночную экономику с экономикой полностью раскрепощенных цен. Фактически и рыночные цены складываются не только в результате свободного торга между покупателями и продавцами, а под влиянием рыночной конъюнктуры в целом, осуществления определенной ценовой политики производителей и торговцев. Так что цена есть продукт рыночных отношений в широком смысле слова, охватывающих всю национальную, а иногда и мировую экономику (цены мирового рынка). Принцип рыночного ценообразования означает одновременно минимизацию государственного вмешательства в процесс формирования цен.

В принципе рыночного ценообразования находит своё продолжение принцип свободы экономических отношений. Но значение рыночного ценообразования выходит за пределы увеличения экономической свободы. В нем есть и другая очень важная сторона. Пожалуй, только механизм рыночных цен обладает высокой способностью устанавливать и поддерживать цены на уровне истинной стоимости продукции товаров и услуг. Все другие механизмы ценообразования значительно уступают рыночному, хотя имеют и свои достоинства.

Рыночная цена аккумулирует в себе интегральную оценку затратной, меновой и потребительской стоимости товара, воплощая её в виде единой цены. Тем самым в рыночных ценах отражается и себестоимость продукции её обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительские свойства. Словом, рыночные цены в наибольшей мере обеспечивают эквивалентный обмен товаров.

7. Самофинансирование.

Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий собственный счёт в банке, обязан осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.

Вообще говоря, принцип самофинансирования носит универсальный характер и должен быть свойствен экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Но в плановой экономике этот принцип действует в весьма усеченной форме, с многочисленными отклонениями.

В рыночной экономике принцип самофинансирования также не соблюдается как абсолютный, встречаются отклонения и отступления от него, но в целом он соблюдается гораздо более жестко и последовательно.

Благоприятная для экономики страны в целом сторона принципа самофинансирования состоит в том, что он приучает к умению жить на собственные средства, порождает острое чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства. Отсюда самофинансирование возбуждает предприимчивость, учит умению добывать деньги, упорядочивает учёт и контроль за финансами.

8. Децентрализация управления и самостоятельность.

Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов. Его можно смело включить в само определение рыночной экономики. Ведь будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной: ей свойственно распределение большинства товаров и услуг по плану. Рыночной же экономике свойственен свободный обмен между экономическими субъектами по соглашению.

Децентрализация рыночной экономики проявляется в отсутствии устанавливаемого центра государственного плана, подлежащего обязательному выполнению и замене его рекомендательным планом-прогнозом. Кроме того, в условиях децентрализованной экономики права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью производственных и иных экономических ячеек.

Естественно, что децентрализация управления видна не только в ограничении прав центрального государственного или иного аппарата. Столь же важно делегирование планово-управленческих полномочий экономическим субъектам, хозяйственным единицам, предоставления им высокого уровня самостоятельности в определении стратегии и тактики собственных действий. То есть, нужна высокая степень экономической свободы, проявляющаяся в праве самостоятельного принятия хозяйственных решений.

Формулируя принцип децентрализации управления рыночной экономикой следует прибавить к нему два существенных замечания. Во-первых, рыночная экономика не может и не должна быть децентрализована полностью, ибо в этом случае будут потеряны организующие начала, объединяющие хозяйственные ячейки в единую экономику страны. Чтобы избежать кризисов и развала, рыночная экономика призвана быть высоко организованной, контролируемой и в определенном смысле направляемой.

Во-вторых, чтобы рыночная экономика была самоорганизующаяся, необходима разработка схемы правил экономического поведения имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Так что неизбежно централизованное установление единых правил и норм экономического поведения, в пределах соблюдения которых уже имеет место хозяйственная самостоятельность экономических субъектов.

9. Экономическая ответственность.

Рыночная экономика опирается на экономические способы возбуждения ответственности используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями которые в нём повинны.

Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями. При этом во главу угла ставиться соблюдение договорных условий нарушение которых обязательно карается реальными штрафами и санкциями.

В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом или денежными активами. Вследствие этого ответственность обладает явно ощутимыми формами.

Есть и вторая, не менее важная сторона экономической ответственности. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и лишается статуса полноценного, надежного партнера. Ему грозит исключение из делового мира, не гласный или даже гласный бойкот со стороны смежников. Если экономическое взыскание за нарушение правил и обязательств не будет осуществлено в судебном порядке, то суд экономического общественного мнения неизбежен. Эта мера ответственности оказывается нисколько не меньшей, чем по суду.

В рыночной экономике ответственность порождается и становится действенной также в силу реальности и конкретности форм и отношений собственности. При обезличенной собственности подает уровень ответственности за неё. Наличие явно обозначенного собственника меняет дело. Ничто не возбуждает ответственность как боязнь потерять своё.

10. Государственное регулирование.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого ранка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственные нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

11. Конкуренция и механизмы социальной защиты.

Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предприятиями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы в отличие от искусственного соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентно присущим такой системе.

В тоже время рыночная структура способствует поддержанию и развитию конкуренции. Главным инструментом способствующим ей служат меры по демонополизации структур в отдельных областях и видах производства.

Наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи её естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже насаждается извне. С помощью специальных управляющих воздействий.

Для современной рыночной экономики характерны и средства социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Отдельные меры по обеспечению социальной защищенности принимаются системой государственного регулирования или хозяйственными субъектами по мере возникновения тяжелых ситуаций.

Способы и средства социальной защиты весьма разнообразны, но в большинстве случаев они представлены двумя категориями. Прежде всего, это постоянно действующие ограничители не позволяющим рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Уменьшение зарплаты обычно ограничено снизу минимальным уровнем почасовой оплаты труда. Налоги ограничены сверху максимально допустимой ставкой налогообложения.

Наряду с ограничителями применяется сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий, рассрочек, предоставления товаров и услуг по сниженным ценам. Широко практикуются различные формы благотворительности и поддержки бедных.

Однако уровень социальной защищенности в рыночной экономике поддерживается таким, чтобы одна не оказывала отрицательного воздействия на эффективное функционирование экономической системы, не приводила к социальному иждивенчеству.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Европейское сообщество в условиях глобализации. Свобода перемещения товаров и механизм ее обеспечивающий. Свобода перемещения капитала и механизм ее реализации. Принцип свободы перемещения лиц – механизм реализации. Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка.

3.1. Европейское сообщество в условиях глобализации.

Глобализация экономики, усиливающая взаимозависимость национальных экономик, как известно, проявляется в синхронизации экономического роста государств. Образование региональных экономических интеграционных группировок несколько нарушает этот процесс. Даже при совпадении «профиля» экономического развития темпы роста не совпадают. По мере нарастания степени интеграции эта тенденция проявляется все более отчетливо. С середины 90-х годов ХХ столетия Европейскому Союзу удалось в большей или меньшей степени в своих границах реализовать четыре основных «свободы» – свободное перемещение товаров, капитала, труда и услуг. Это позволило Сообществу сохранить и усилить свои позиции в мировом ВВП, в прямых иностранных инвестициях, в международной торговле.

К концу ХХ века скорость экономического развития ЕС возросла настолько, что в Докладе о торговле и развитии за 2000 г. Генеральный Секретарь ЮНКТАД заявил о возможности занятия Европейским Союзом в скором времени места США как двигателя глобального роста. Такой вывод был сделан исходя из того, что после кризисов конца 80-х годов, и последующей рецессии в 1999 г. темпы экономического роста в ЕС хотя и были ниже темпов 1998 г., но оказались выше, чем в США и Японии.

В последующие годы ускоренный экономический рост в ЕС, особенно в Европейском Экономическом и Валютном Союзе, сохранился (см. табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели экономического развития

промышленно развитых стран в 1999 - 2001 гг. (прирост, %)

Страны

Реальный ВВП

Индекс потребительских цен

Уровень безработицы*

Япония

Великобритания

ЕЭВС

Примечание:

В процентах от численности экономически активного населения. Данные об уровне безработицы в Великобритании рассчитаны по методологии, используемой британской статистикой.

** В соответствии с принципами статистики ЕС Европейский Экономический и Валютный Союз рассматривается как единое целое независимо от его состава. Соответственно данные за 1999 и 2000 гг. приводятся по ЕЭВС в составе 11 государств, тогда как данные за 2001 г. – по ЕЭВС в составе 12 государств, включая Грецию, вступившую в этот союз с 1 января 2001 года.

Источник: International Financial Statistics, January, 2001; World Economic Outlook, May, 2001.

Анализ приведенных данных свидетельствует, что в странах ЕЭВС инфляция была ниже, чем в США, хотя и превышала целевые ориентиры, установленные Европейским центральным банком (ЕЦБ). Повышение темпов роста, низкий уровень инфляции обусловили снижение уровня безработицы (в ЕЭВС они снизились на 1,6%, в Великобритании – на 1,0%).

Ускорение темпов роста экономики ЕС не в последнюю очередь связано с переходом европейской интеграции в новое качество: трансформацией ЕС в единое экономическое пространство (ЕЭП), в рамках которого создан единый рынок товаров, капитала, рабочей силы, либерализован рынок услуг. ЕС максимально приблизился к политическому союзу. Это затронуло все сферы воспроизводственной экономической системы: ее основу – производство и рынок, корпоративные структуры (то, что принято называть монополиями), государство, межгосударственные отношения. Общим итогом явилась возрастающая экономическая взаимозависимость стран, зависимость от складывающейся в каждой из них хозяйственной конъюнктуры и проводимой Сообществом экономической политики, направленной на обеспечение реальной свободы предпринимательства. Это в свою очередь способствует экономическому росту сообщества в целом и отдельных странах.

Развитие «свобод» в ЕЭС-ЕС прошло ряд этапов, в определенной степени соответствующих развитию самой интеграционной группировки.

I этап (1958-1968 гг.) – формирование таможенного союза и либерализация, главным образом, перемещения товаров в его рамках.

Центральным событием II этапа (1969-1992 гг.) стал Единый европейский акт (ЕЕА), признавший наличие в ЕЭС общего рынка и поставивший задачу перехода к единому внутреннему рынку, а также создание в рамках ЕС единого правового пространства и единой экономической сферы для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Одновременно создавалась правовая база для распространения интеграции на новые сферы: науку, технику, валютные отношения, охрану окружающей среды, внешнюю политику. К концу периода единый внутренний рынок ЕС был создан.

На III этапе (1992-2000 гг.) в соответствии с решениями Маастрихтского договора о Европейском союзе была поставлена задача создания ЕЭВС с единой европейской валютой – евро, которая действительно превращает Сообщество в реальный единый рынок, поскольку снимает внутренние различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а значит и в ценах, налогах, политике и валютных рынках. Именно за этот период была подведена окончательная база под сложившиеся в ЕС единые рынки товаров и факторов производства.

По мере строительства единого рынка и ЕЭВС были созданы правовые инструменты, обеспечивающие механизм формирования и действия на едином экономическом пространстве всех экономических свобод. Они могут быть объединены в четыре группы, каждая из которых отличается от предыдущей степенью директивности и соответственно степенью свободы национальных правительств в следовании им.

1. Регламенты, представляющие собой законы, обязательные к применению в государствах-членах.

2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательные для исполнения, но каждая из стран имеет право свободы выбора форм и методов для их выполнения.

3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену ЕС, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики.

Одновременно эволюционировал и организационный механизм развития «свобод». Схематично он выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются для каждого из рынков (товаров, услуг, капитала, труда) в виде совместных решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития отдельных стран и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию сообщества, Совет Министров принимает необходимые меры, предусмотренные в регламентациях для устранения несоответствий через соответствующие общеевропейские органы регулирования и прежде всего Комиссию европейского сообщества (КЕС), которая после Маастрихтского саммита была переименована в Европейскую комиссию (ЕК).

Концентрация деятельности КЕС-ЕК в экономической сфере с самого начала была продиктована желанием оказаться полезной всем членам объединения без какой-либо идеологической и политической конфронтации.

К 1982 г. КЕС представила восемьдесят предложений, направленных на улучшение внутриевропейских процессов, особенно в области торговли и промышленности. В начале 1983 г. КЕС представила свои предложения по механизму будущего финансирования Сообществ в виде «Зеленой книги»; в 1984 г. была принята программа «Эсприт» – Европейская стратегическая программа исследования и развития в области информационных технологий.

Большое значение в разработке и реализации механизмов «свобод» имеет решение процедурных вопросов, например, сужение практики консенсуса, отмена права «вето»; расширение компетенции Европарламента в рамках ратификации тех договоров и соглашений, которые требуют парламентского утверждения. Большое внимание уделялось процедурам разработки сложных процедур по взаимному признанию и уточнению тысяч технических стандартов, согласованию законодательства, общих подходов по защите потребителя, созданию одинаковых условий для вложения инвестиций, в области налогообложения; свободного передвижения рабочей силы, оплаты труда, условий найма и т.п.

В процессе правовой организационной и процедурной эволюции механизмов реализации «свобод» в ЕС процесс принятия решений все более переносится на надгосударственный уровень. Однако решающие аспекты экономического и политического суверенитета остаются в компетенции национальных государств. Исключение составляет внешнеторговая политика, полностью перешедшая в ведение ЕК.

3.2. Свобода перемещения товаров и механизм ее обеспечивающий.

Принцип свободы перемещения товаров в рамках ЕЭС в общем виде был сформулирован в Римском договоре. Согласно договору в рамках ЕЭС создавался общий рынок товаров. Для этого предполагалась выработка единой внешнеторговой политики, предусматривающей постепенное и последовательное устранение всех ограничений в торговле товарами между странами-членами сообщества и соответствующее создание сначала таможенного союза, затем общего и, наконец, единого рынка товаров на территории всего ЕС.

Римский Договор провозгласил прогрессивную, медленную либерализацию с оговоркой stand still (т.е. запрещение любого возврата назад) и постепенное расширение импорта.

Уже в начале 1961 г. все контенгирование в шести странах-членах ЕЭС было упразднено. С 1 января 1959 г. в три этапа, каждый по 4 года, страны начали отмену таможенных пошлин (30%, 30%, 40%). В действительности упразднение закончилось 1 июля 1977 г. Для присоединившихся к ЕС позднее государств устанавливались соответствующие переходные периоды. Например, для Греции он закончился в 1985 г., для Португалии - в 1993 г. Но и после этого в этих странах для некоторых товаров переходный период был продлен еще на 10 лет.

Отмена таможенных пошлин не означала отмены таможенного контроля. Он сохранялся в силу статических, фискальных (налоги на затраты, парафискальные сборы), регламентационных (промышленные стандарты, охрана здоровья и общественной безопасности, борьба с контрабандой и подделками и т.д.) или финансовых (валютный контроль) причин. Другими словами в ЕЭС было создано множество нетарифных барьеров, препятствующих снятию таможенных границ внутри ЕЭС. Не последнюю роль в этом сыграли защитные оговорки, предусмотренные Римским договором. Они позволяли временно отступать от принципа свободы движения товара, в частности, если у государства возникают затруднения с платежным балансом, а также в случае внезапного кризиса. Сохранение таможенных границ было обусловлено и тем, что ликвидация в ЕЭС (к середине 1968 г.) внешнеторговых тарифов и квот во взаимной торговле уживалось с отсутствием унифицированных тарифов на внешних границах Сообщества. Решение этой проблемы было возможно только на основе единых базовых условий, отработки единых подходов к внешнеэкономической политике в целом и внешнеторговой в частности.

Изначально европейская экономическая интеграция строилась на единстве двух элементов: либерализации торговли и либерализации рыночных отношений между странами-членами ЕЭС. Жизнь показала, что для создания единого рынка товаров этих отношений недостаточно. Необходима еще и гармонизация национальных внешнеторговых политик, в части снятия технических, количественных барьеров во взаимной торговле и выработка единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Последнее требовало устранения защитных оговорок из Римского договора (они были сняты в 1993 г. Единым европейским актом); практически полной передачи (делегирования) ряда полномочий по выработке и реализации внешнеторговой политики от национальных правительств наднациональным (общеевропейским) органам управления. В настоящее время компетенция ЕС в области внешнеторговой политики является всеобъемлющей. Таможенные регламентации находятся в ведении комитета экспертов под председательством представителей КЕС. Их применение полностью в компетенции международных таможенных служб. Однако в практике взаимной торговли стран-членов ЕС по-прежнему сохраняются различные технические проблемы. К их числу можно отнести нерегламентированную продолжительность процедуры таможенной очистки, различия санитарных, полицейских норм и т.п. Это может быть как следствием национальных особенностей, так и результатом скрытого протекционизма.

Общая внешнеторговая политика весьма существенно затрагивала промышленную и сельскохозяйственную политику ЕЭС и через них во многом определяла социальную стратегию сообщества в целом и каждого ее члена. Результатом строительства общего рынка для сельского хозяйства ЕЭС стало превращение его к 1973 г из чистого импортера сельскохозяйственной продукции и продовольствия в «чистого второго» экспортера в мире этих групп товаров. При этом ЕС полностью обеспечивала свое население продуктами питания.

Впоследствии выявились недостатки проводимой в то время сельскохозяйственной политики и внешнеторговой политики по сельскохозяйственной продукции и продовольствию. Благодаря строительству общего рынка товаров ЕЭС удалось преодолеть кризис перепроизводства в сельском хозяйстве (с 1973 по 1985 гг. их производство росло в среднем на 2% в год, а внутреннее потребление – только на 0,5% в год). Для этого общая сельскохозяйственная и внешнеторговая политика этого периода предусматривали, в частности снижение цен на товары, производство которых превысило установленные квоты. С этой же целью сокращалось использование сельскохозяйственных площадей; осуществлялось прогрессивное снижение индикативных цен; либерализовался импорт, а контроль сохранялся по отдельным его позициям. Последнее осуществлялось преимущественно под давлением третьих стран - мировых производителей продовольствия.

Создание единого рынка товаров в ЕЭС было направлено и на преодоление наметившегося в 70-е – 80-е годы ХХ столетия технического отставания сообщества от США и Японии. Одной из мер преодоления отставания стало создание Европейской Валютной Системы (ЕВС), которая начала действовать в марте 1979 г., с единой расчетной валютной единицей – экю. Это позволило усилить конкурентоспособность ЕЭС на мировых рынках, обеспечить его валютную стабильность и экономический рост, создать валютно-финансовую основу для формирования единого рынка товаров. Однако этого оказалось недостаточно, что констатировал Единый европейский акт (1 июля 1987 г.). В нем, в частности, отмечалось, что к 1987 г. в ЕЭС был создан общий рынок, в котором полностью были сняты таможенные пошлины во взаимной торговле и установлен единый таможенный режим по отношению к третьим странам, но не было создано единого рынка.

Меры по созданию общего рынка привели к достаточно высокой степени интегрированности стран-членов ЕС в торговле; придали динамизм, прежде всего, их взаимному обмену товарами (см. табл. 3).

Таблица 3.

Динамика географического распределения внешней торговли

стран ЕЭС-ЕС за 1963-2000 гг. (% к итогу)

Страны

Реальный ВВП

Индекс промышленного производства

Индекс потребительских цен

Уровень безработицы*

Япония

Великобри

Тания

ЕЭВС

2000 оценка

Взаимный (внутренний) экспорт

Взаимный (внутренний) импорт

Источник: ООН, ЭКОСОС. Обзор мирового экономического и социального положения за 90-е годы. IMF Overview of the World Economy Annual Report, 1999; United Nations conference on Trade and Development Report, 1999; European Economy № 71, 2000, с.290-293.

Как видно из приведенных данных за период с 1963 по 1990 гг. доля экспорта стран-членов ЕС в другие страны-члены (внутренний экспорт) в общем объеме в среднем составляла 66,3%, т.е. превысила уровень 1963 г. в 1,2 раза. Доля внутреннего импорта в общем объеме импорта ЕС изменилась с 50% в 1963 г. до 63,3% в 1990 г., т.е. увеличилась в 1,3 раза.

В исследуемом периоде внутриблоковая торговля развивалась неравномерно, что в определенной степени может быть связано с успехами и неудачами в строительстве общего рынка и реализации свободы движения товара внутри ЕЭС. Но общая тенденция в развитии внутриблоковой торговли характеризуется ростом. Так в 1972 г. по сравнению с 1958 г. ее объемы увеличились более чем в 8 раз. С 1963 г. по 1987 г., когда ЕЭС насчитывал 12 стран-членов, объем взаимной торговли возрос более чем в 21 раз, а доля взаимной торговли составила около 60% (против 30% в 1958 г. и 50% в 1972 г.). Конечно, этот показатель дифференцируется от страны к стране. Однако даже самый маленький из них (45% в Великобритании) не может быть оценен как незначительный. В Нидерландах, Бельгии и Ирландии он превысил уровень 70%, а в остальных стран составил в среднем 50%.

В 1987 г. внешняя торговля стран ЕС составляла 38% мировой торговли, а внешнеторговая квота примерно 27% ВВП стран-членов. Их экспорт достиг 950 млрд. долл. (у США – 250 млрд., Японии – 230 млрд. долл.). Главная причина – рост взаимной торговли.

«Пики» в развитии взаимной торговли стран-членов ЕС были зафиксированы в 1992 г. Это связано с общей рецессией международной торговли и абсолютным снижением товарооборота с внешними партнерами. К 2000 г. доля внутриблокового экспорта и импорта достигла соответственно 70% и 60%, среднегодовые темпы развития «внутреннего» и «внешнего» оборота ЕС были примерно равными 10%, а с учетом поправки на колебания курса ЭКЮ – 11%. Однако динамика торгового оборота внутри ЕС отличалась большей стабильностью и предсказуемостью.

Единый европейский акт констатировал, что ЕЭС не удалось создать единого рынка и что эта задача является первостепенной.

Для конкретизации идеи создания общего рынка товаров КЕС разработал программу мероприятий, объединенных под общим названием «Белая книга». Она содержит 279 пунктов, которые группируют следующим образом:

I группа содержит положения, касающиеся внутренней торговли между странами ЕС. Она включает меры по демонтажу физических барьеров сотрудничества: полную ликвидацию механизма национального импортного контроля, т.е. по существу лишение национальных правительств формальной возможности действовать вопреки принятой единой внешнеторговой политике. Значительно облегчена процедура оформления грузов в рамках торговли между странами ЕС. В частности в Амстердамском договоре записано, что таможенные пошлины на импорт и экспорт и равнозначные сборы между государствами-членами запрещены. Это запрещение относится к таможенным сборам фискального характера [ст.27]. Что касается торговли с третьими странами, то право устанавливать пошлины в рамках единого таможенного тарифа передано Совету Европы, где решение принимается квалифицированным большинством голосов по предложению Комиссии Европы [ст.28].

II группа мероприятий направлена на устранение технических препятствий во взаимной торговле стран ЕС: выравнивание норм и стандартов, регулирующих требования к санитарному состоянию товаров, к их упаковке, к техническим характеристикам, обеспечивающим здоровье потребителей и окружающей среды и другим, многие из которых существуют до сих пор.

III группа мер направлена на решение налоговых проблем.

В Едином европейском акте и Белой книге подчеркивается, что функционирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок, косвенных налогов. Основной проблемой является структура налогообложения, т.е. деление на НДС и акцизы; регулирование количества национальных ставок НДС и их сближение до взаимоприемлемого уровня и т.д. Налоговая сфера до сих пор является одной из тех, которая не унифицирована до конца.

3.3. Свобода перемещения капитала и механизм ее реализации.

Свободное движение капитала – одно из обязательных условий формирования и развития единого рынка, а принцип «свободы капитала» – основополагающий. Это связано с тем, что именно свободное перемещение капитала в границах всего регионального экономического образования ускоряет адаптацию национальных хозяйств к общеевропейским требованиям (интересам), способствуя активному включению их в общеевропейское разделение труда, интенсифицируя воспроизводство, формируя новый технологический базис.

Что же включает в себя свободное передвижение капитала? Прежде всего это инвестирование капитала из одной страны-члена сообщества в другую без каких-либо ограничений. Другая составляющая этого принципа – свобода кредитования и денежных переводов; третья – создание единого ранка капитала, что предполагает единую валютную систему с единой денежной валютой. Названные составляющие - это как бы каркас принципа, векторы работы в каждом из направлений, предусматривающие конкретные шаги по гармонизации всех его составляющих (налог на сбережения, кредитные ставки, стабильность обменных курсов и многое другое), что будет рассмотрено позже.

Европейское сообщество уделяло этому вопросу очень большое внимание в Римском договоре, не ставившем задачу создания валютно-финансового союза. Стабильность обменных курсов была признана одним из важнейших вопросов, а ее обеспечение – одной из важнейших задач Сообщества. Более того, уже в 1962 г. КЕС обсуждала планы введения единой европейской валюты.

Однако практическая реализация этого принципа оказалась задачей весьма сложной и даже драматичной. Это объясняется многими причинами как внутреннего, так и внешнего характера. Прежде всего надо отметить, что движение капитала даже внутри одной страны в большой степени зависит от мировой валютно-финансовой конъюнктуры. Эта зависимость еще более усиливается для региональной экономической группировки, где каждая из стран-членов старается обеспечить стабильность курсов своих валют в условиях ограниченной (сообществом) координации экономической и валютной политики. Кроме того, капитал как фактор производства отличается наибольшей мобильностью, что проявляется в постоянной миграции (или готовности к миграции) и самого капитала и клиентской массы и неизбежно ведет к обострению конкуренции между странами внутри сообщества не только на рынке капитала, но и на всех других рынках.

И все-таки уже в начале 60-х гг. ЕЭС предприняло попытки либерализовать движение капитала, в частности, скоординировать курсовую политику стран-членов и таким образом обеспечить валютную стабильность. Эта попытка оказалась неудачной как вследствие экономических и финансовых потрясений в мировом хозяйстве, так и из-за сопротивления отдельных стран-членов, которые при этом опирались на ст.108 и ст.109 Римского договора. Эти статьи позволяли национальным правительствам самостоятельно контролировать движение иностранного и национального капитала в определенных ситуациях. Именно этими статьями воспользовались в 1968 г. Франция и другие страны, заставившие ЕЭС в 1970 г. полностью отказаться от либерализации движения капитала внутри Сообщества. Но до этого в 1969 г. (после ревальвации немецкой марки относительно французского франка) на Гаагской встрече Совета Европы было принято решение о постепенной трансформации ЕЭС в экономический и валютный союз (ЭВС), которая должна была закончиться к 1980 г. (план Вернера).

70-е гг. ХХ столетия ознаменовались крахом Бреттон-Вудской валютной системы, что способствовало возврату стран-членов ЕЭС к идее либерализации движения капитала. Финансовые потрясения, вызванные крахом Бреттон-Вудской системы, поставили под угрозу курсовые паритеты большинства западных валют. В 1972 г. они приняли решение о совместном регулировании курсов своих валют и создали первую совместную валютную систему, получившую название «валютная змея». Однако она оказалась неудачной, и в 1977 г. сообщество отказалось от нее, тем самым отказавшись и от плана Вернера.

Дальнейшая реализация принципа «свобода капитала» связана с созданием ЕВС на основе единой расчетной валюты – ЭКЮ. Решение о ее введении было принято на Брюссельской встрече глав правительств стран-членов (декабрь 1978 г.), а функционировать она начала с марта 1979 г.

Эта система позволила достичь стабильности в валютно-финансовой сфере и экономического роста ее членам (12 из 15 стран, входивших в ЕЭС). Это удалось обеспечить посредством создания системы фиксированных, но нерегулируемых валютных курсов. ЭКЮ при этом выполняла функции платежного средства по обязательствам и задолженностям, резервного инструмента (эмиссию осуществлял созданный Европейский Валютный институт - ЕВИ) и единицы расчета.

В результате ЕЭС вышел на качественно новый уровень финансово-валютной интеграции. Благодаря ЕВС приоритетной для сообщества стала ориентация не на доллар, а на стабильность национальных валют сконцентрированных в ЭКЮ. Это создало дополнительные гарантии финансовой стабильности стран и ЕЭС в целом. Но при этом значительная часть национального суверенитета в области валютной политики была передана наднациональным органам, что также способствовало усилению организационной, процессуальной интегрированности сообщества и отдельных рынков.

Однако либерализация движения капитала оказалась недостаточной, а рынок капитала недостаточно интегрированным для решения задач, стоящих перед ЕЭС. В 90-х гг. оно вновь вернулось к идее создания полноценной единой валюты и европейского экономического и валютного союза – ЕЭВС (пакет Делора). С 1 января 1999 г. такая валюта – ЕВРО – была введена.

Переоценить значение этого шага в реализации принципа свободы капитала нельзя. Введение ЕВРО означало действительное создание Европейского экономического и валютного союза, а это обеспечивало достижение сразу нескольких экономических, социальных и политических целей, а главное, подводило реальную базу под достижение всех свобод, имманентно присущих подлинно единому внутреннему рынку.

В либерализации движения капитала, благодаря созданию ЕЭВС, можно выделить ряд ключевых моментов: формирование единого рынка капитала; устранение валютных рисков и расходов по обменным курсам как для юридических, так и физических лиц; создание единой базы сравнения для производственных издержек и цен; упрощение коммерческих сделок и стимулирование роста экономической активности и внутриблоковой торговли; укрепление валютной стабильности в национальных и региональных экономиках; достижение стабильности цен.

Само продвижение ЕВРО прошло ряд этапов, каждый их которых увеличивал степень свободы движения капитала в ЕС.

I этап – подготовительный (с 1 июля 1990 г. по 1 января 1993 г.) – характеризовался практически полной либерализацией перемещения капиталов внутри ЕС, усилением сотрудничества между национальными Центральными банками (ЦБ), свободой безналичных расчетов, разработкой мер по сближению основных макроэкономических параметров стран-членов и либерализации финансовых услуг. Эти задачи были выполнены в установленный срок.

II этап – организационный (с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1998 г.) – задумывался как переходный для обеспечения независимости национальных ЦБ от своих правительств и прекращения финансирования ими (ЦБ) государственных бюджетов. На данном этапе создана единая система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с Европейским центральным банком (ЕЦБ). Переходный этап должен был обеспечить более тесную конвергенцию экономической политики государств-членов и достичь необходимого уровня их сближения в соответствии с установленными Маастрихтским соглашением критериями конвергенции. Эта задача тоже была выполнена. Из 15 стран-членов ЕЭС 11 стали членами ЕЭВС.

На втором этапе была создана организационная структура ЕЭВС. В нее вошли ЕСЦБ, а так же другие различные европейские институты и фонды, например, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования (ФЕОГА), Европейский социальный фонд и т.п., обеспечивающие инвестирование и финансирование различных сфер хозяйствования ЕС в пределах своей компетенции.

Общие функции по регулированию ЕЭВС выполняет Валютный комитет, который позднее был преобразован в Экономический и финансовый комитет (ЭКОФИН). Он обеспечивает Европейский Совет и Европейскую комиссию информацией о текущей ситуации в валютной и финансовой сферах всех стран-членов и ЕС в целом и консультирует их по валютно-финансовым вопросам.

III этап – заключительный (с 1 января 1999 г. по июль 2002 г.) – обеспечил твердо фиксированные паритеты валют стран-участниц ЕЭВС и их обменные курсы по отношению к ЕВРО, который стал законным платежным средством. ЭКЮ прекратил свое существование, а ЕВРО стал использоваться для проведения кредитно-денежной и валютной политики, а также для эмиссии государственных ценных бумаг. С 1 января 2002 г. ЕВРО вступает в свободное обращение на всей территории ЕС как наличная валюта. До 1 июля 2002 г. наряду с ним будут иметь хождение и другие национальные валюты, а затем ЕВРО станет единственным законным платежным средством в рамках ЕЭВС. При этом сохранится уровень цен, проценты по вкладам, банковская тайна. Все расходы по пересчету в ЕВРО несут банки.

Интегрирующая значимость ЕЭВС и его основного инструмента – ЕВРО – далеко выходит за рамки создания единого рынка капитала. Дело в том, что, начиная с III этапа, каждая страна-участница ЕЭВС должна рассматривать свою экономическую политику как предмет общего интереса. Особая роль в гармонизации этих интересов отведена Европейскому Совету. Он определяет основные направления экономической политики стран и осуществляет наблюдение за их реализацией, делая акцент на сбалансированность бюджетов. В необходимых случаях он координирует экономические курсы стран и дает рекомендации по устранению отклонений в ограниченный период времени. Если рекомендации не выполнены, а меры предпринятые правительством не принесли результатов, то Совет вправе наложить на страну санкции. Эти положения были зафиксированы в Пакте стабильности и роста, принятом на Амстердамской сессии Совета ЕС (июнь1997 г.). Там же изложена процедура наложения санкций и их размер.

Платежные отношения стран-членов ЕЭВС с остальными странами ЕС регулируются механизмом стабилизации обменных курсов («ЕРМ-2»). В основе механизма – принцип «оси и спиц в колесе». Ось – это ЕВРО, спицы – национальные валюты и их обменные курсы, которые устанавливаются совместными решениями ЕЦБ, национальных ЦБ и Европейским Советом.

Либерализация движения капитала осуществлялась параллельно с либерализацией сферы услуг, прежде всего финансовых, и гармонизацией и унификацией налогов. На это была нацелена вторая и третья группы мероприятий, записанных в «Белой Книге».

В части создания единого рынка услуг стояла задача обеспечить взаимное признание национальных правил, регламентирующих деятельность конкретных сфер рынка услуг, прежде всего, банковских, страховых, транспортных. Только в этом случае можно было создать соответствующие единые европейские рынки.

Либерализация услуг – процесс, отличающийся особой сложностью и деликатностью. Этот сектор имеет особый вес в обеспечении занятости и формировании добавленной стоимости в европейской экономике. На начало 90-х гг. услуги составляли 58% ВВП и занятости в ЕС. Но это была и наименее либерализованная сфера европейского общего рынка, что блокировало конкуренцию между производителями и потребителями. В результате, доля услуг была почти в 2 раза меньше, чем доля товаров в их товарообороте (33% и 58% соответственно).

Особую значимость в формировании единого рынка капитала имеет либерализация рынка финансовых услуг. Поскольку они проникают во всю «ткань» экономики, постольку их либерализация, делая общеевропейскими все банки, «европеизирует» поведение всех клиентов банков, т.е. по существу весь банковский сектор.

Либерализация рынка финансовых услуг означает, во-первых, увязку предохранительных правил и стандартов надзора. Для этого была осуществлена программа гармонизации национальных правил по наблюдению за финансовыми организациями и по защите и информированию инвесторов. В результате утвердилась система взаимного признания всеми государствами правил и норм, установленных учреждением, штаб-квартира которого находится в одной из стран ЕС. Таким образом, создавалась законность деятельности во всем Сообществе. Это касается всех сфер услуг и коллективных инвестиций в ценные бумаги;

во-вторых, отмена ограничений на свободу учреждения банков стран-членов ЕС во всех странах ЕС. Эти ограничения были отменены в 70-х - 80-х гг. посредством создания единой лицензии сообщества. С 1993 г. банки-резиденты получили право на выполнение всех банковских услуг в любой стране ЕС. В ЕЭВС они получили также право на продажу долей уставного капитала гражданам и компаниям стран-членов ЕС. Одновременно был либерализован рынок страховых услуг в банковском деле, введены общие принципы доступа к профессии и наблюдения за учреждениями;

в-третьих, определение собственных средств банков и коэффициентов платежеспособности. Эти меры были осуществлены специальными директивами Совета по рекомендациям Комитета Кука. Они же определили несколько правил в области минимального капитала, «прозрачности», ограничения нефинансовых участий и др. В последующие годы названные «свободы» были дополнены свободами по ипотечным кредитам, нормам ликвидности кредитных учреждений, бухгалтерской информации по заграничным учреждениям и т.д.

К 1989 г. в ЕС был либерализован рынок коллективных вложений в ценные бумаги (OPCVM). Даже при наличии определенных проблем на этом рынке созданный общий рынок позволял каждой OPCVM циркулировать на рынках во всей Европе.

С целью унифицировать европейские рынки ценных бумаг были предприняты меры их гармонизации, установлены кодекс поведения для операций с ценными бумагами, правила допуска на фондовую биржу, содержание информации для котирующихся компаний и т.п.

Меры по либерализации рынка финансовых услуг дополнялись шагами в унификации и гармонизации налогов. С этой целью пересматривались налоговые законодательства и регламентации. Их главной целью было гармонизировать налогообложение сбережений, ослабить риски налоговых искажений, уклонения или мошенничества. Это было необходимо из-за разнообразия национальных режимов налогообложения сбережений и методов контроля за их применением. Большое внимание уделялось установлению единой ставки НДС, позволявшей снять фискальные границы, которые пока остаются. Сохраняются пока и юридические границы, касавшиеся частного коммерческого права, интеллектуальной собственности (законы о патентах, товарных знаках и т.п.).

Введение евро, создание ЕЭВС активизировало процесс концентрации капитала, увеличило долю европейских ПИИ внутри ЕС. По данным Евростата на долю накопленных ПИИ, осуществляемых резидентами ЕС, внутри ЕС на них приходится 52%, а за его пределами – 48%.

Благодаря созданию единого рынка капитала, либерализации его движения иностранные инвесторы предпочитают рынки ЕС, что подтверждается данными таблицы 4.

Таблица 4.

Распределение притока ПИИ по регионам мира в 1995-1998 гг.

(доля в общем движении ПИИ, %)

Регион/страна

Развитые страны

Европейский Союз

Другие развитые страны

Источник: World Investment Report, 1999; Foreign Direct Investment and the Challenge of Development, P.20.ИПСТАД, based on annex tab bls B. 1 and B. 2 and ИПСТАД, FDI/TNC data base; World Investment Report, 1999, P.21.

Однако создание единого рынка капитала в ЕС вовсе не означает отсутствия проблем. Эти проблемы по мнению специалистов связаны с возможным негативным влиянием на развитие отдельных экономик и нивелированием экономического роста сообщества в целом. Есть мнение, что унификация принципов банковского кредитования и клиентского обслуживания несет в себе потенциальную угрозу утраты ликвидности банковского кредитного портфеля, поскольку каждый банковский институт своевременно не может сделать микроанализ по всем странам ЕС и уловить отраслевые и страновые риски, способные повлиять на кредитоспособность зарубежного клиента/заемщика. И, наконец, весьма распространена оценка флуктуации фондового общеевропейского рынка как угрозы, поскольку она нарушает развитие национальных фондовых рынков и может отпугнуть инвесторов. Очевидно, есть и другие угрозы, которые необходимо учитывать и нейтрализовать.

3.4. Свобода перемещения лиц и механизм реализации.

Свобода перемещения лиц – это принцип обеспечения свободного перемещения труда как фактора производства.

Римский договор, провозгласивший (наряду с ранее рассмотренными «свободами») свободу передвижения лиц, акцентирует внимание на социальных ее аспектах. В частности им предусматривается гармонизация условий жизни и труда, улучшение возможностей занятости, повышение уровня жизни. Для этого был создан Европейский социальный фонд (ЕСФ), приступивший к реальной работе в середине 70-х годов. Главные задачи, которые этот фонд решал – стимулирование возможностей занятости внутри ЕЭС посредством оказания помощи отсталым и депрессивным регионам, с одной стороны, и наиболее уязвимым в период роста безработицы категориям трудящихся, с другой. Он разработал меры по единой миграционной политике, координации стратегии в области занятости и особенно в области подготовки квалифицированной, обученной и легко адаптирующейся рабочей силы и рынков труда.

Принцип свободы передвижения лиц развивался в наибольшей степени, чем три других принципа. Уже в 1961 г. была принята Европейская социальная хартия (Турин 18 октября 1961 г.). В 1968 г. были приняты регламенты Совета «О свободе передвижения работников в сообществе», «Об отмене ограничений на передвижение и проживание работников из государств-членов и их семей», существенно упрощающих перемещение лиц стран-членов ЕС в пределах ЕС. Эта работа продолжалась и в последующие годы. Регламенты и директивы Совета ЕС направлены на конкретизацию регулирования многих частных вопросов, связанных с передвижением, проживанием, образованием, медицинским обслуживанием и предоставлением других услуг.

В 1985 г. в Шенгене было достигнуто Соглашение о постепенной отмене контроля на общих границах стран, подписавших его в июне 1985 г. Была образована «шенгенская зона», в которую вошли 13 государств. Здесь полностью отменен контроль за передвижением всех граждан, проживающих в ней, и действует единый визовый режим.

Особую роль в развитии принципа свободы передвижения людей и создании единого рынка труда сыграл Амстердамский договор (1997 г.). Он внес коррективы в Римский договор, записав, что ЕС имеет решимость способствовать свободе передвижения людей, гарантируя при этом безопасность и защиту своим народам путем создания пространства свободы, безопасности и законности. Изменения к ст.В Римского договора вводит понятие «Гражданство Союза» и указывает, что оно дополняет, а не заменяет национальное гражданство. Положение «О Гражданстве Союза» вступит в силу через 5 лет после ратификации Амстердамского договора, т.е. в 2004 г. Очень важно, что свобода передвижения лиц обеспечивается в увязке с мерами контроля на внешних границах, предоставлением убежища, иммиграции и борьбы с преступностью.

Амстердамский договор записал: «…Сообщество имеет своей задачей… содействовать гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин…»

Для этого трудящимся-мигрантам и лицам, находящимся на их иждивении гарантируется:

а) суммирование всех периодов работы, учитываемых законодательством отдельных стран для получения и сохранения права на пособие, а также для исчисления размера пособия;

б) выплату пособий лицам, проживающим на территории государств-членов.

Ниццкий договор (2000 г.) конкретизирует основы правового статуса граждан ЕС. Они включают не только гражданство как устойчивую правовую связь, но и как принципы правового статуса, основные права человека и гражданина и их гарантии. Ниццкий договор одобрил Хартию ЕС об основных правах и свободах.

Работа по созданию единого рынка труда возглавляется Европейской Комиссией, которая ежегодно разрабатывает и корректирует ориентиры для руководства в политике занятости всех стран-членов ЕС.

К настоящему времени в ЕС обеспечена унификация социальных прав и гарантий для населения всех стран-членов ЕС. Ликвидированы и технические границы на пути движения рабочей силы: признана эквивалентность (переходность) дипломов, обеспечен равный доступ к различным системам образования.

Можно констатировать, что ЕС сегодня – общий рынок рабочей силы без внутренних границ. В совокупности с другими «свободами» в его рамках создаются условия для свободного предпринимательства субъектов хозяйствования всех стран-членов Союза.

3.5. Свобода предпринимательства как результат реализации четырех принципов свободы единого рынка.

Европейский единый рынок представляет собой экономическое пространство, образованное «взаимосцеплением» национальных хозяйств стран-членов. Последнее обеспечивается международным переплетением всех факторов производства, но доминирующую роль в этом процессе играет предпринимательский капитал. Он представлен главным образом интернализированной акционерной собственностью.

Процесс интернационализации капитала объективен и происходит во всей мировой экономике. Но в ЕС он стимулировался мерами по созданию общих рынков (товаров, капитала, услуг, рабочей силы) и специальными регламентациями, направленными на формирование свободы предпринимательства. К их числу можно отнести директивы Совета: «О координации законов, регламентов и административных положений, регулирующих создание и осуществление предпринимательской деятельности кредитными институтами» (1977 г.), «О сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов, применяемых к ответственности за неисправную продукцию» (1985 г.), «О механизме прозрачности для обслуживания информационного сообщества» (1998 г.), серию директив о защите прав потребителей, производителей (1985, 1993, 1997 гг.) и др.

В результате обеспечения свободы предпринимательства в ЕС сформировались разные варианты международной собственности на средства производства: от незначительного долевого участия (портфельные инвестиции), через смешанный в разных пропорциях капитал совместных предприятий, до полного поглощения фирмы одной страны компанией другой страны Сообщества (см. табл. 5).

Таблица 5

Распределение операций по сращиванию капитала среди первой тысячи промышленных компаний ЕС

(% к итогу по каждому типу операций)

Тип операций и их география

1983-1984

1984-1985

1985-1986

1986-1987

1987-1989

Слияния, поглощения и приобретения контрольного пакета акций

Всего (абсолютное число)

Внутри своей страны

В зоне Сообщества

Портфельные вложения (приобретение доли в акционерном капитале)

Всего (абсолютное число)

Внутри своей страны

В зоне Сообщества

Операции с фирмами третьих стран

Создание совместных филиалов

Всего (абсолютное число)

Внутри своей страны

В зоне Сообщества

Операции с фирмами третьих стран

Понятие и принципы рыночной экономики

Рыночная экономика представляет собой систему, которая, является господствующей формой экономической жизни в современном обществе.

Определение 1

Рынок - определенное место, на котором происходит торговля, подразумевает сферу обмена товара (услуг) на деньги и денег на товары. На рынке происходит взаимодействие производителей и потребителей в масштабах региона, государства или в мировом масштабе.

Предприниматель в данной системе решает самостоятельно вопросы что, для кого и как производить, при этом он ориентируется на отношение между спросом и предложением на рынке.

Замечание 1

Основная черта рынка – его основание на спонтанной координации (стихийном порядке), что характеризует рыночную экономику в качестве саморегулирующейся и быстроразвивающейся системы.

Основными принципами рыночной экономики можно назвать:

  • Свободный выбор форм и видов деятельности,
  • Саморегулирование деятельности,
  • Свободное ценообразование,
  • Конкуренция и др.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Свободный выбор видов и форм деятельности

Замечание 2

Основным принципом рыночной экономики является раскрепощение от внешнего вмешательства, подчинение форм и способов экономической деятельности воле людей, что дает возможность в полной мере проявлению хозяйственной самостоятельности.

Фундаментальная характеристика рыночной экономики – право частной собственности, которое представляет собой признаваемое и защищаемое законодательством право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующим видом и объемом ограниченного ресурса (например, участок земли, месторождение угля или предприятие).

Каждый владелец собственности может получать от нее доходы, самостоятельно принимать решение об использовании ресурса, при условии отсутствия ущерба общественным интересам.

На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора. Свобода предпринимательства значит, что частная компания имеет право приобретать экономические ресурсы, организовать производственный процесс, продавать их на рынке, исходя из интересов компании. При этом предприятия могут свободно вступать в определенную конкретную отрасль или выходить из нее.

Основным достоинством рыночного механизма является то, что он заставляет каждого производителя (продавца) думать об интересах потребителя для того, чтобы добиться выгод для себя. Если руководство компании будет пренебрегать этим положением, то товар предприятия может стать ненужным или слишком дорогим. В этом случае вместо выгоды предприятие понесет только одни убытки. Но и потребители вынуждены в свою очередь принимать во внимание интересы производителя. Покупатель может получить товары при условии уплаты за него сложившихся на рынке цен.

Саморегулирование хозяйственной деятельности

В рыночной экономике проблемы производства и продажи произведенного товара производители решают самостоятельно. При этом свободный рынок можно характеризовать несколькими важными признаками:

  • Нерегулируемое предложение, при котором производители сами принимают решения о том, какой товар и в каком количестве производить;
  • Нерегулируемый спрос, при котором покупатели в соответствии с наличными денежными средствами самостоятельно определяют, какой товар и в каком количестве приобретать;
  • Нерегулируемая цена, посредством которой уравновешивается спрос и предложение.

При наличии всей совокупности данных признаков происходит рыночная самонастройка, представляющая собой рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

Рыночная экономика является такой экономической системой, при которой значение основного регулятора экономических отношений играет рынок. В рыночной системе распределение ресурсов и существование пропорций, которые удовлетворяют общественные потребности, проводится посредством рыночных механизмов при помощи движения спроса и предложения, системы цен и прибылей.

Важнейшим принципом рыночной экономики также можно считать конкуренцию.

Конкуренция

Рынки, которые основаны на конкуренции, становятся самым удачным из известных обществу методов распределения ограниченных ресурсов и созданных через них благ.

Конкуренция представляет собой экономическое соперничество при получении большей доли соответствующего вида ограниченных ресурсов.

Предприятие, которое выходит со своей продукцией на рынок, в большинстве случаев может столкнуться с конкуренцией со стороны других предприятий, также стремящихся реализовать свой продукт. Все эти предприятия вынуждены соперничать между собой по причине ограниченности ресурсов (прежде всего денежных ресурсов), которыми располагают потребители при покупке продукции на данном рынке.

Каждое предприятие должно учесть тип конкуренции, с которым оно столкнется на рынке для того, что бы выработать соответствующую коммерческую политику.

Свободное ценообразование

Еще одним ключевым принципом рыночной экономки можно считать свободные цены, формирующиеся посредством рыночного механизма спроса и предложения.

Данный механизм связывает две стороны рынка, представленных продавцами и покупателями, в одну систему, оказывая при этом влияние на каждую из них.

Характер ценообразования может отразить качества рынка и при условии государственной установки цен может проявляться нарушение его механизма и внеэкономическая диктатура производства и потребления.

Замечание 3

Двумя важнейшими экономическими показателями считается спрос и предложение. В соответствии с ними происходит регулирование рыночных отношений. С каждым разом процесс рыночного согласования интересов продавцов и покупателей может привести к формированию объемов продаж и цен, которые будут ближе к равновесному состоянию.

Равновесная цена представляет собой цену, позволяющую реализовать весь объем продукции, который производители согласны при данном уровне цены предложить на продажу. Если цена будет больше или меньше равновесной, то возникнет ситуация избытка или дефицита продукции.

Рынок – сложное и многообразное экономическое явление. К его систематизации подступались многие ученые и создали немало классификаций, ни одна из которых не является всеобъемлющей. Основные классификации рынков позволяют увидеть глубину и сложность этого феномена.

Понятие рынка

В экономике под рынком понимается система взаимоотношений между производителем и покупателем посредством спроса и предложения. Это особая система хозяйствования, которая обусловлена системой многообразных отношений субъектов рынка. Каждый субъект выступает одновременно как минимум в двух ипостасях: он и продавец, и покупатель. Отношения между субъектами происходят в различных сферах и на разных уровнях, поэтому классификация рынков – это вопрос сложный, имеющий несколько ответов.

Понятие рынка связано со свободой и саморегуляцией, в том и особенность этого явления, что он должен складываться под влиянием многих факторов, его нельзя создать в приказном порядке. Главным отличием рынка от других форм хозяйствования является свобода его участников. Вторым - наличие собственности. Именно она является основным стимулом для производителя, который заинтересован в создании качественных товаров по адекватным рынку ценам. Также рынок характеризуется высокой информированностью участников о положении дел и высокой мобильностью ресурсов. Рынок должен быстро реагировать на изменения спроса и предложения, чтобы производитель успел получить максимальную прибыль, а потребитель - удовлетворить свои потребности.

Структура рынка

Любой рынок складывается из производителей и потребителей – это два основных элемента структуры рынка. Особенности структуры рынка обусловлены тем, что на нем может работать неограниченное количество участников. Только наличие конкуренции запускает в действие рыночные механизмы. Конкуренция не только способствует регуляции производства и ценообразования, но и создает рассеянную экономическую власть, которая обеспечивает справедливые условия для ведения бизнеса всем участникам. Однако классификация рынков может быть обусловлена не только количеством участников, но и такими признаками, как контроль над рыночной ценой, характер реализуемой продукции, наличие или отсутствие барьеров для вхождения на рынок и существование неценовой конкуренции.

Степень контроля над ценами – один из важнейших показателей, обусловливающих структуру рынка. Чем больше экономической власти сосредоточено в одних руках, тем менее конкурентным является рынок.

Традиционно, учитывая перечисленные показатели, исследователи выделяют 4 типа рыночной структуры.

  1. Монополия. В этом случае большая часть власти над рынком сосредоточена в руках одного игрока. Он может диктовать свои условия рынку, и это плохо влияет на реализацию рыночных принципов. На таком рынке обычно представлено много покупателей и мало продавцов, существуют барьеры для вхождения новых производителей на рынок.
  2. Олигополия – разновидность несовершенной конкуренции, когда власть сосредоточена в руках нескольких игроков. При вхождении на такой рынок для производителей существуют высокие барьеры, рынку характерна низкая информационная открытость и большое количество покупателей.
  3. Монополистическая конкуренция – пограничная разновидность структуры между несовершенной и совершенной конкуренцией. Таким рынкам характерно большое количество производителей и покупателей, продукты разных производителей имеют слабо выраженные отличия, информацию на таких рынках тщательно охраняют.
  4. Совершенная конкуренция – структура, в которой много производителей и много потребителей, это идеальная саморегулирующаяся структура с безграничной конкуренцией и большим объемом рыночной информации.

Функции рынка

Сложность структуры и разнообразие участников рынка со своими задачами и целями приводит к тому, что функции, классификация рынков могут определяться по-разному, в зависимости от ситуации. Однако традиционно в макроэкономике речь идет о семи базовых функциях рынка, к ним относятся:

  1. Регулирующая. Самая важная из всех, она заключается в установлении баланса между спросом и предложением. Регуляция позволяет найти производителям пустующие ниши и снизить конкуренцию на перенасыщенных рынках.
  2. Информационная. Рынок предоставляет информацию производителям и потребителям о товаре, состоянии рынка, ценах, выгодах.
  3. Санирующая. Рынок является инструментом удаления с рынка слабых, неконкурентоспособных компаний, что способствует к росту и оздоровлению экономики.
  4. Распределительная. Рынок обеспечивает движение товара в те области, где спрос выше, ликвидируя дефицит и затоваривание.
  5. Посредническая. Рынок обеспечивает нахождение потребителем товара и производителя.
  6. Ценообразующая. Рынок ищет баланс между предложением и покупательской способностью потребителя, формируя адекватную цену.
  7. Стимулирующая. Рынок мотивирует производителей к использованию научно-технических инноваций, поиску более экономичного и безопасного производства.

Принципы функционирования рынков

Любой рынок в своем полноценном функционировании базируется на следующих принципах:

  • Свобода. Главный принцип – это свободный выбор формы, сферы и формы ведения экономической деятельности. Все, что не противоречит законодательству, может стать предметом предпринимательской деятельности.
  • Главенство потребителя. Рынок функционирует для удовлетворения нужд потребителя, а прибыль производителя вторична.
  • Конкуренция. На рынке ничто не должно ограничивать свободную конкуренцию производителей товаров.
  • Равноправие собственников любой формы собственности.
  • Свободное ценообразование. Цена должна формироваться на основе рыночных механизмов, а не под влиянием регуляторов.
  • Ответственность. Все субъекты должны нести экономическую ответственность за свои действия.
  • Всеобщность. Рынок должен быть доступен для всех.

Виды рынков

Многообразие функций и целей у рынков порождают сложность в их делении на виды. Основные признаки классификации рынков таковы: география, объект сделок, характер продаж, уровень насыщения, степень зрелости, отрасль и ассортимент товаров и другие. Понятие рынка, классификация рынков исходят из самых разных оснований, поэтому можно обнаружить множество их разновидностей.

Чаще всего выделяют рынки:

  • товарные;
  • услуг;
  • финансов;
  • недвижимости;
  • информации;
  • труда.

Также существуют частная классификация рынков, которая позволяет выделять равновесный, избыточный и дефицитный; рынок автомобилей, одежды, продуктов питания и т. п.; продавцов и покупателей; госучреждений; оптовые и розничные; национальные и глобальный.

Товарные рынки: виды и специфика

Перераспределение и движение товаров и услуг происходит на товарных рынках, которые ближе всего к потребителю. Классификация рынков товаров и услуг сложна ввиду огромного разнообразия предметов сделок. Традиционно рынок услуг делят на следующие сегменты: образование, здравоохранение, страхование, транспорт, жилищные, бытовые и коммунальные услуги, культура и искусство. Особенность этого рынка состоит в том, что часть услуг для потребителя бесплатна и финансируется государством. На этом рынке обычно мало посредников, услугодатель напрямую общается с потребителем.

Товарные рынки подразделяются на: рынки продуктов питания, потребительских товаров, сырьевой рынок. Также их можно классифицировать по территориям размещения на внутренние, региональные и мировой. Здесь много посредников, поэтому существует оптовый и розничный рынки.

Структура финансового рынка

Оборот финансовых средств происходит на особом рынке – финансовом.

Классификация финансовых рынков включает такие две глобальные разновидности, как:

  • фондовый рынок, или рынок ценных бумаг;
  • кредитный рынок.

В свою очередь, последний может подразделяться на:

  • Денежный, на котором реализуются «короткие деньги» на срок до 1 года.
  • Капиталов, на нем движутся «длинные» деньги на срок до нескольких десятилетий.
  • Валютный. Обмен валют, покупка денег других государств осуществляется на этом особом рынке.
  • Срочный. Обеспечивает заключение договоров на определенные сроки.

Рынок ценных бумаг: виды и функции

Продажа различных ценных бумаг инвесторам требует особого рынка, так как здесь особенно важна финансовая безопасность участников. Классификация рынка ценных бумаг обычно основывается на разновидностях предмета сделок. Традиционно выделяют рынки облигаций, акций, финансовых инструментов. Также финансовый рынок подразделяется на первичный и вторичный, в зависимости от того, в какой раз бумаги выходят на рынок.

Особенности рынка труда

Особый рынок, на котором осуществляется движение трудовых ресурсов, называется рынком труда. Обычно классификация рынка труда строится по территориальному принципу, и в этом случае выделяют внешний и внутренний. Также рынок труда можно сегментировать по демографическим признакам персонала, выделяются в этом случае рынки молодежи, женщин, пожилых людей, инвалидов. Также есть возможность выделить профессиональные рынки труда: сферы производства, образования, менеджмента.