Чему учит нас басня Эзопа «Крестьянин и его сыновья»? Крестьянин и его сыновья Воин и вороны.

В VI веке до нашей эры жил человек, которого звали Эзоп. Согласно преданию он был рабом из Фригии. Впоследствии его отпустили на волю и он жил некоторое время при дворе лидийского царя Креза.

Почему имя этого человека пережило тысячелетия? Он баснописец. Ему приписывались сюжеты почти всех известных в античности басен. Сохранился большой сборник «Эзоповых басен».

О чем же эти басни? О хитрости и лени, о трудолюбии и честности, о щедрости души и уважении к человеку.

Вот, к примеру, басня «Крестьянин и его сыновья». Казалось, что тут особенного? Сыновья крестьянина хорошо вскопали почву, которая дала сбор винограда обильнее прежнего. Однако эту работу сыновья проделали не с мечтами о будущем урожае. Они искали клад. А дело было так. Отец, всю жизнь трудившийся на земле, перед смертью схитрил, чтобы приохотить сыновей к занятию земледелием. Он сказал: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». Сыновья решили, что речь идет о зарытом кладе. Вот и перерыли они весь виноградник. Можно представить их разочарование, когда они не обнаружили никаких сокровищ! Тем не менее от их усилий польза таки была. На хорошо вспаханной почве уродилось много винограда. А раз есть урожай, значит, и прибыль в семье. Клад — это умение трудиться. Вот что считал сокровищем старый крестьянин. Этому и учит нас басня Эзопа.

А сам Эзоп, как гласит предание, в конце концов за святотатство был сброшен со скалы. Кто сейчас помнит имена его мучителей? А вот имя легендарного поэта Эзопа знает весь мир.

Сыновья у крестьянина вечно ссорились. Много раз уговаривал он их жить по-хорошему, но никакие слова на них не действовали; и тогда он решил убедить их на примере.

Он велел им принести пучок прутьев; и когда они это сделали, дал он им эти прутья все разом и предложил переломить. Как они ни силились, ничего не получилось.

Тогда отец развязал пучок и стал им давать прутья по одному; и они без труда их ломали. Тогда сказал крестьянин:

“Так и вы, дети мои: если будете жить дружно меж собою, то никакие недруги вас не одолеют; если же начнете ссориться, то осилить вас будет всякому легко”.

Басня показывает, что насколько непобедимо согласие, настолько бессилен раздор.

Крестьянин и его сыновья

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки :

  1. I Было восемь часов утра – время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон...
  2. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом;...
  3. А говорит Ильюша таково слово: “Да ай же, мои братьица крестовые, Крестовые‑то братьица названые, А молодой Михайло Потык сын Иванович, Молодой Добрынюшка Никитинич. А едь‑ко...
  4. У старухи были корова и козел. Корова и козел вместе ходили в стадо. Корова все ворочалась, когда ее доили. Старуха вынесла хлеба с солью, дала...
  5. Жили-были муж и жена и были у них три дочери. Первую звали Луанда, вторую – Мукажи и третью – Мбежи. Когда они стали взрослыми, все...
  6. Отслужил старый солдат своему государю двадцать пять лет и пошел домой. Всю дорогу у него на душе радостно. А чего ж не радоваться? Рожок нюхательным...
  7. В далеких местах, за высокими горами несет свои воды быстрая, бурливая река. Над водопадом нависла огромная скала, а на скале чернеют руины старой крепости. Много...
  8. В прежнее счастливое время жил Ута-Саган-батор со своею женой Урма-гохон-хатан в прекрасном дворце, вызолоченном да высеребренном изнутри, белее снега снаружи, вышиною до облаков, с серебряным...
  9. Много сказок рассказывают аисты своим птенцам – все про болота да про трясины. Сказки, конечно, приноравливаются к возрасту и понятиям птенцов. Малышам довольно сказать "крибле,...
  10. Вариант 1 Бывало да живало - жили-были старик да старушка; у них было три сына: первый - Егорушко Залёт, второй - Миша Косолапый, третий -...

Тема. Выражение народной мудрости в баснях Эзопа.

Цель: рассмотреть притчевую основу басен Эзопа «Крестьянин и его дети» и «Крестьянин и его сыновья»; расширить знания 6-классников о жанре басни; определить сходство и отличие басни от сказки; проанализировать басни Эзопа «Муравей и Жук», «Галка и Вороны» и «Лев и Медведь», раскрыв их аллегорический смысл; развивать умение учеников сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать стремление к честным и благородным поступкам.
Оборудование: выставка иллюстраций школьников к басням Эзопа; м/ф «Лиса» по мотивам басен Эзопа (реж. Р. Ярви, СССР, 1986); презентации «Басни Эзопа».
Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

І. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитав сборник басен Эзопа, можно увидеть, что самым популярным героем в них является Лиса. Она – персонаж белее двух десятков басен Эзопа: «Лисица и Козел», «Лисица и Собака», «Лисица и Обезьяна», «Лисица и Лев», «Лисица и Крокодил», «Лисица и Барс», «Лисица и Дровосек», «Лисица и виноград», «Лисица и терновник» и др.
  • Воплощением каких человеческих качеств обычно выступает Лиса в сказках и баснях?
  • Подтверждают ли это басни Эзопа?
  • Посмотрели ли вы дома мультфильм «Лиса» по мотивам басен Эзопа? Сохранен ли в нем смысл произведений Эзопа?
У Эзопа есть также немало басен, в которых главными действующими лицами выступают не звери, а люди. Наиболее известные из них – «Крестьянин и его сыновья» и «Крестьянин и его дети». Принято считать, что эти басни Эзопа по своим жанровым характеристикам близки к притче. Вы уже немного знакомы с жанром притчи по теме Библейские сказания и притчи.
Притча по своему назидательному характеру близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения, значимостью заключенной в содержании идеи, которая тяготеет к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка.

Вопросы к басне «Крестьянин и его сыновья»:

  • Чем был обеспокоен крестьянин?
  • Как отец проявил свою мудрость?
  • Сформулируйте своими словами вывод, который следует из басни-притчи (Отец прожил длинную жизнь, а поэтому сумел проявить житейскую мудрость: он знал, что дружной семье не страшны никакие враги. И тогда не словами, а примером он доказал своим детям, что когда члены семьи ссорятся между собой, не поддерживают друг друга, то их можно легко победить).
Вопросы к басне «Крестьянин и его дети»:
  • Как вы считаете: хитро или мудро поступил главный герой басни?
  • Оценили ли сыновья поступок отца?
  • Что Эзоп считает залогом успешной жизни человека?

III. Изучение нового материала.

В каждой из басен Эзопа заключена глубинная человеческая мудрость. Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я вам буду читать тексты басен, но не буду озвучивать мораль; а вы после внимательного прослушивания каждой басни будете объяснять, какие человеческие пороки или поступки сатирически изображает в ней автор. А потом я прочитаю обобщения, сделанные Эзопом, и мы определим, кто из вас был наиболее близок к истине.

Муравей и Жук


В летнюю пору гулял Муравей по пашне и собирал по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его Жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда Муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался Жук голодным, и пришел он попросить у Муравья корму. Сказал Муравей: «Эх, Жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».
Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Галка и Вороны


Одна Галка была ростом больше всех других Галок; и вот, воспылав презрением к своей породе, отправилась она к Воронам и попросилась жить вместе с ними. Но вид ее и голос был Воронам незнаком, и они побили ее и прогнали. Отвергнутая, вернулась она к своим Галкам: но те, негодуя на ее спесь, отказались ее принять. Так и осталась она ни при тех и ни при этих.
Так и с людьми, покидающими отечество для чужих краев: на чужбине их не уважают, а на родине чуждаются.

Лев и Медведь


Лев и Медведь затравили молодого Оленя и стали за него драться. Бились они жестоко, пока не потемнело у них в глазах и не упали они наземь полумертвые. Проходила мимо Лисица и увидела, что Лев и Медведь лежат рядом, а между ними – Олень; подхватила Оленя и пошла прочь. А те, не в силах подняться, промолвили: «Несчастные мы! выходит, это для Лисицы мы трудились!»
Басня показывает, что не зря горюют люди, когда видят, что плоды их трудов достаются первому встречному.

Учитель. На двух уроках вы ознакомились с текстами восьми басен Эзопа. Еще пять из них («Собака с куском мяса», «Черепаха и Заяц», «Лев и Заяц», «Олень и виноград», «Гусыня, несущая золотые яйца») вы прочитаете, выполняя задания в своих рабочих тетрадях. Все вы, конечно же, заметили, что басня многими чертами напоминает уже хорошо известную вам сказку. А поэтому мы сейчас попробуем сопоставить эти два жанра.
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку:

  • в основу обоих жанров положено необычное, вымышленное содержание;
  • и сказочные, и басенные истории имеют занимательный характер;
  • много общего можно найти также в персонажах басен и сказок о животных;
  • басню и сказку сближает нравоучительный подтекст;
  • и сказка, и басня могут быть написаны как в стихах, так и в прозе (хотя преимущественно сказка – это прозаическое произведение, а басня чаще имеет стихотворную форму).
Однако при детальном анализе содержания и формы басни и сказки их принципиальные различия оказываются очевидными:
  • персонажи басни изображены в какой-то одной необычной ситуации, в то время как в сказке они действуют на протяжении всего повествования, многократно подтверждая отведенную им роль в сказочном сюжете;
  • повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности; сказка же строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор;
  • в басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое; сюжет сказки не имеет такого деления (он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду);
  • басня – по природе своей сатирическое произведение; в сказке приемы сатиры используются эпизодически и не являются доминантой (за исключением сатирических сказок);
  • образы животных в басне изначально наделены аллегорическими чертами человеческого характера; а в сказках о животных персонажи имеют не аллегорический, а скорее символический смысл.
Примечание. Символ изображает явление жизни в прямом, самостоятельном значении, его иносказательность проясняется только потом, при свободном проникновении эмоциональных ассоциаций. Аллегория же – это предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает свое переносное значение. (Т.е., например, Лису в сказке мы воспринимаем, в первую очередь, как животное, и лишь после обобщений и умозаключений – как символ хитрости; а Лису в басне мы сразу воспринимаем как образ хитрого и корыстолюбивого человека).

ІV. Подведение итогов урока.

Метод «Микрофон»:
– Чему учат нас басни Эзопа? (Примерные ответы учеников):
  • В своих баснях Эзоп раскрывает истинные и ложные ценности человеческой жизни. Он как бы призывает людей посмотреть на себя со стороны – ведь только так можно увидеть свои недостатки.
  • Баснописец учит нас осмысленно анализировать собственное поведение, поскольку зачастую мы сами оказываемся виновниками своих неудач.
  • Из басен Эзопа мы видим, что в мире немало плохих людей, которые не хотят изменяться, а лишь прячут свою истинную сущность.
  • Часто для человека губительными становятся его прихоти и страсти; опаснейшие из них – жадность, тщеславие, зависть, наивность и др.
  • Самый надежный в жизни дар – умение удовлетворяться тем, что имеешь, и не стремиться к тому, что тебе не дано от природы, не соперничать с теми, кто сильнее.
  • В жизни лучше всего полагаться на самого себя, прежде всего на собственную работу, терпение, умение учиться на своих собственных ошибках.
  • Выбирая друзей, нужно быть очень осмотрительным, благодарить их, когда они этого заслуживают, но самому ни от кого не ждать благодарности.
  • Идейное содержание басен Эзопа свидетельствует о некоем житейском скептицизме их автора, стремлении быть практичным.
  • Поучительные финалы метко разъясняют допущенные героями ошибки.
Примечание. По желанию учителя все эти пункты можно предложить в напечатанном виде ученикам. На один из них (по выбору учащегося) он напишет мини-сочинение или развернутый ответ.

Учитель: Басни Эзопа получили широкое распространение. Их мудрость и житейские истины повлияли на духовное развитие многих поколений самых различных времен и народов. Сюжеты Эзоповых басен использовал древнеримский баснописец Федр, французский баснописец ХVII века Жан де Лафонте́н, русские писатели ХVIIІ века В.К. Тредиаковский, А.И. Сумароков, И.И. Дмитриев и др. Каждого из них можно назвать наследником Эзопа в басенном жанре. В ХІХ веке переводами басен Эзопа занимался Л.Н. Толстой: он стремился в более упрощенной форме представить крестьянским детям выразительные, короткие рассказы о пороках и истинных добродетелях человека. В украинской литературе отголоски басен Эзопа прослеживаются в творчестве Г. Сковороды, Е. Гребенки, Л. Глибова, И. Франко и др.
Однако в наибольшей степени творчество Эзопа повлияло на формирование и развитие таланта самого знаменитого русского баснописца – Ивана Андреевича Крылова. С его произведениями мы начнем знакомиться на следующем уроке.

V. Домашнее задание.

Прочитать и научиться пересказывать материал из учебника; устно ответить на вопросы, предложенные в конце раздела; письменно выполнить задания по басням Эзопа из рабочей тетради.