Выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX – начала XX веков

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке проходит выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала XX веков».

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота.

Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.


Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов.

Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают «Библейские эскизы» в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840-1850-х годов. Под руководством В.К.Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.


Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов «Рождество Христово» и «Воскресение Христово», в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову.

Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении. Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.


Не менее интересной страницей в развитии «графики стен» являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX—ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта.

Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и др.

Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54
01.12.2016 - 14.05.2017

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX - начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.

Эскизы монументальных росписей - один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства. Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота. Вместе с тем эскизы росписей - своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.

Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла "Библейские эскизы", являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен - около пятисот сюжетов. Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов. Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А.Иванова, намного опередившего свое время. Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают "Библейские эскизы" в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.

Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов. Под руководством В.К.Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.Т.Марков, П.В.Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.

Владимирский собор в Киеве - попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, "к византийскому стилю", программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В.Праховым. Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М.Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А.Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника. Композиционные схемы разработанных им сюжетов "Рождество Христово" и "Воскресение Христово", в которых, подобно А.А.Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В.Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать колоссальную разницу в их художественном мышлении.

Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В.Щусева, М.В.Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей - к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.

Не менее интересной страницей в развитии "графики стен" являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А.Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т.Морозовых, разработанные М.А.Врубелем, цикл эскизов В.Э.Борисова-Мусатова для особняка И.А.Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX–ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством. На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.

Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия. Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое - Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самых истоков проекта.

2 декабря 2016 г в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке начинает работу выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала ХХ века».

С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время. Сегодня в коллекции Галереи отражена работа над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX - начала XX века. В состав выставки включены лучшие произведения из этого ряда. Среди них «Одалиска» Павла Кузнецова, плафон Евгения Лансере, деисусный чин Марфо-Мариинской обители.

Всего на экспозиции представлено более 200 произведений графики, многие из которых экспонируются впервые.

В экспозиции также представлены произведения Александра Иванова, работы для Исаакиевского собора, выполненные Карлом Брюлловым, Алексеем Марковым, Петром Басиным. Посетители смогут увидеть эскизы к Владимирскому собору в Киеве Михаила Врубеля, Михаила Нестерова, Виктора Васнецова.

Лаврушинский переулок, 10, залы графики

Фоторепортаж от Елены Никитченко

Для получения фотоматериалов в высоком разрешении отправьте соответствующий запрос на почтовый адрес svetlana@сайт








  • ГРАФИКА СТЕН. Эскизы монументальных росписей XIX –…
  • Выставка шедевров Пинакотеки Ватикана в…

Такое понятие, как «витраж», берет свое начало от французского слова «vitre» (оконное стекло) и латинского «vitrum» (стекло). Термин обозначает сюжетную или орнаментальную декоративную композицию, составленную из стекла или другого прозрачного материала.

Известно, что декоративное стекло уже существовало в цивилизации Древнего Египта (II в. до н. э.), а позднее и Древнего Рима (I в. до н. э.). Египтяне первыми освоили изготовление непрозрачных стекол.


В Европе первые витражные изделия, собранные из прозрачного и бесцветного стекла (VI-VII вв.), стала использовать христианская католическая церковь для украшения церквей и соборов. В XI-XIII вв. для изготовления витражей подбирали яркие цвета, каждый из которых имел до трех оттенков. Особенно популярны были стекла пурпурные. Окончательное формирование витражного искусства состоялось именно в это время.




Процесс создания витража начинался с варки цветного стекла в печах в керамических горшках. Для этого речной песок смешивался с известью, флюсом и поташом. В расплавленное стекло добавляли металлические окислы, из которых изготавливались краски. Однако при этом цветовая гамма получалась небогатая. Но и само стекло не было идеальным - это и неоднородности цвета, затемнения и пузыри.



Часто в Средневековье одна витражная панель собиралась из огромного множества кусочков стекла, некоторые из них извлекались из готового изделия и расписывались эмалевыми матовыми красками, а затем подвергались обжигу повторно. Отдельные кусочки стекла скреплялись свинцовыми Н-образными полосками. (На Востоке в это время для скрепления использовали раствор, включая цементный). Витражные окна достигали шести, а то и более 18 метров в высоту. Растительный или геометрический орнамент постепенно дополнялся человеческими фигурами, в том числе фигурами святых. Синий и красный цвета стали основными.



В эпоху Ренессанса европейский витраж преображается в живопись на стекле и передает объем изображения. В XVI в. популярность набирает кабинетный витраж, который служит украшением комнаты. В XIX в. в моду вводится витражное оформление окон домов и карет.

В России витражи получили распространение только в первой четверти XIX в. Сначала ими декорировали убранство церквей, а затем и дворянские особняки. Первые русские витражи представляли собой простую мозаику, набранную из цветных стекол, которые окрашивались не индивидуально, а в массе. Во времена царствования модерна спросом пользуются не только орнаментальные и сюжетные витражи, но и пейзажные. К началу XX в. витражи становятся востребованными в государственных и учебных заведениях и даже на промышленных предприятиях.


В настоящее время витражные стекла изготавливают по различным технологиям (глухие и прозрачные, гладкие и фактурные, однородного цвета и с нескольким оттенками).

По методу «Тиффани» витражи изготавливаются из прозрачных цветных стекол, которые разделяются металлическими или пластиковыми перегородками, разграничивающими цвета.

Следуя пленочной технологии, стекло украшают контуром из свинца, отдельные кусочки заполняют самоклеящейся пленкой.

В расписной технологии цельный кусок стекла декорируют нанесенным красками изображением.



Сегодня также используют и накладной витраж, или фьюзинг. В этом случае фрагменты цветного стекла соединяют методом спекания или наклеивают на основу. Такие витражи могут иметь любую фактуру, форму и толщину.

Витражи также могут быть выполнены без перегородок методом отливки аналогично изготовлению муранского стекла.

«Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX - начала XX века»

Эскизы к монументальным росписям, одна из разновидностей графики, редко становятся темой отдельной экспозиции, тем более такой масштабной (200 произведений) и представительной по именам, как открывшаяся в Государственной Третьяковской галерее выставка «Графика стен. Эскизы монументальных росписей XIX — начала XX века».

Пожалуй, не найти в русском искусстве Серебряного века художника, не попробовавшего себя в росписях храмовых и светских сооружений. Это Александр Бенуа , Виктор Борисов-Мусатов , Федор Бруни , Карл Брюллов , Виктор Васнецов , Михаил Врубель , Александр Иванов , Михаил Нестеров , Зинаида Серебрякова , Валентин Серов и другие замечательные мастера. Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием подготовительных рисунков и эскизов к монументальным росписям, музей их собирает чуть ли с первых дней своего существования, и можно только приветствовать, что теперь он решил познакомить с этими сокровищами и публику.

Хронологически экспозиция открывается произведениями Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», впечатляющего уже своим размахом — около 500 сюжетов. В выставке участвует 200 акварелей из этого нереализованного замысла.

Отдельная история с Владимирским собором в Киеве. Для его росписи был приглашен Михаил Врубель, впоследствии отстраненный от работы и замененный Михаилом Нестеровым. Выставка дает редкую возможность сравнить концепции монументального искусства двух художников, стоящих на столь разных эстетических и стилистических позициях.

Еще одна тема, практически неизвестная широкой аудитории, — оформление интерьеров частных особняков, где такие крупные фигуры, как Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов и тот же Врубель, каждый по-своему, решали задачу стилевого единства в оформлении жилого пространства.

Замыкает же экспозицию еще один малоизвестный сюжет — проект Казанского вокзала в Москве, хронологически и символически завершивший целую эпоху дореволюционной монументальной живописи. Большая часть экспонатов на выставке показывается впервые.

«Энциклопедия фотографии. 1891–1991»


Эммануил Евзерихин. «Новая гостиница "Украина". Москва, май 1957 г». Предоставлено пресс-службой АО «ВДНХ»

Не меньший размах, чем в Третьяковской галерее, ждет посетителей на выставке «Энциклопедия фотографии. 1891-1991» на ВДНХ (павильон № 15) — 250 работ классиков отечественной фотографии за целое столетие, от дореволюционных снимков до репортажей времен перестройки.

Многие из этих фотографий давно стали хрестоматийными, как портреты Льва Толстого , Владимира Маяковского или знаменитые ракурсные кадры Александра Родченко , другие же зритель увидит впервые. Экспонаты распределены по десяти хронологическим разделам, чтобы проще и убедительнее прослеживалась трансформация стилистики фотографии от одной эпохи к другой.

Открывают выставку отечественные мастера пикториальной фотографии, перенявшие традиции академической и реалистической живописи (Николай Андреев , Александр Гринберг , Юрий Еремин , Николай Свищов-Паола ), и их антиподы — авангардисты во главе все с тем же Родченко и единомышленниками.

Отдельный большой блок — фотолетопись Великой Отечественной войны (Анатолий Гаранин , Эммануил Евзерихин , Евгений Халдей ). Затем фотография времен оттепели и шестидесятников (Дмитрий Бальтерманц , Лев Бородулин , Всеволод Тарасевич ). И далее вплоть до распада СССР уже с другими летописцами эпохи: Андреем Безукладниковым , Сергеем Борисовым , Игорем Мухиным и Сергеем Чиликовым .

Остается лишь добавить, что такую подборку, действительно полную энциклопедию отечественной фотографии, вряд ли удалось бы собрать без участия в проекте Мультимедиа Арт Музея, Центра фотографии имени братьев Люмьер, частных коллекционеров и наследников фотографов.

«Квартет на конец времени»


Там же, на ВДНХ, одновременно с фотографической выставкой открылся еще один нестандартный проект. Необычный хотя бы потому, что все происходит в салоне самолета Як-42, где художница Елена Скрипкина развернула свою визуально-звуковую инсталляцию «Квартет на конец времени» на тему произведения одного из самых оригинальных композиторов ХХ века, Оливье Мессиана (1908-1992).

Свой концерт для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано под таким же названием Мессиан написал в 1940-1941 годах в нацистском концентрационном лагере. Импровизируя на тему опуса, художница попыталась визуализировать музыкальную систему Мессиана, важной составной частью которой были голоса птиц (он всю жизнь увлекался орнитологией). «Я записываю птиц карандашом на нотной бумаге, как если бы я писал музыкальный диктант», — признавался композитор. Художница для своей инсталляции использовала различные органические и искусственные материалы, видео, аудиозаписи, фотографии, световые эффекты. Есть здесь и главные персонажи: те же любимые Мессианом птицы и святой Франциск Ассизский , который, как известно, отличался особой любовью к пернатому миру. И все эти, казалось бы, разнородные составляющие призваны, по замыслу Елены Скрипкиной, слиться в единое гармоничное целое.

«Автор проекта пришла в искусство из музыки и кино, а это значит, что ей под силу создание собственной гармонии и сложение нового языка», — говорит куратор проекта Ольга Шишко , и в этом случае нельзя с ней не согласиться.