Программа логопедического сопровождения ребенка с овз. Адаптированная программа учителя-логопеда для дошкольников с ОВЗ рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему Программа логопедической коррекции детей с овз

ПРОГРАММА

индивидуального логопедического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Составитель :

Бузовская И.С.

учитель-логопед

«Ребенок с дефектом не есть непременно

дефективный ребенок»

Л.С.Выготский

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения – это необходимое звено в интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют специалисты школьного ПМПк. Каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы.

Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

    создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;

    осуществлять индивидуально ориентированную психолого-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

    обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

    устранять нарушения в устной и письменной речи;

    оказывать консультативную и методическую помощь родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по интересующим их вопросам.

Принципы коррекционной работы:

Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Особое место в учебной деятельности обучающихся с ОВЗ занимают расстройства речи. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков.

Нарушения речи у детей с включают:

Фонетико-фонематические;

Специфические особенности усвоения лексической системы языка;

Нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;

Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения;

Все формы дислексии и дисграфии.

В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.

В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи:

Обследование ребенка;

Составление перспективного плана и графика логопедических занятий;

Выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства;

Подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом возрастных и психических возможностей ребенка;

Проведение логопедических занятий по коррекции речевых нарушений;

Оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;

Обсуждение речевого развития детей с врачами, учителями и родителями.

Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете. Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений.

Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ включает в себя:

Нормализацию артикуляционной и мелкой моторики;

и темпово-ритмической стороны);


- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса,

дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,

фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие способности словообразования и словоизменения;
- обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка;

Коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи: диалогической и монологической;

Развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня

общего речевого развития.

Направления коррекционно-логопедической работы:

Основные направления коррекционной работы:

Диагностическая работа.

Коррекционно-логопедическая работа.

Консультативная работа.

Просветительская работа.

Экспертная работа.

Диагностическая работа:

Своевременное выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями разной этиологии и степенью речевых расстройств, нуждающихся в логопедической помощи;

Выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности ребенка, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи;

Выявление нарушений в устной и письменной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

Наблюдение за уровнем и динамикой развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционной работы.

Коррекционно-логопедическая работа:

Выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;

Организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;

Развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи,

мелодико-интонационной окраски;

Коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;

Коррекцию и развитие артикуляционной моторики;

Коррекцию звукопроизношения;

Коррекцию и развитие фонематического слуха, восприятия, представлений, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;

Коррекцию нарушений процессов чтения и письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями;

Развитие психических процессов, коммуникативных навыков.

Консультативная работа:

Консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;

Оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Просветительская работа:

Различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями;

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.

Экспертная работа:

Систематизация сведений о виде, структуре и динамике нарушений, включая прогноз развития, классификацию специальных образовательных потребностей, сопутствующих виду ПМП помощи;

Внесение необходимых изменений в коррекционно-развивающий и образовательный процесс детей с речевыми нарушениями, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения:

В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований:

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПк;

Участниками сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся специалисты ПМПк: учитель, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники;

Своевременное выявление и комплексное обследование детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, а также трудности в усвоении учебной программы;

Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима на коррекционных занятиях; использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения; использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с учетом их образовательных потребностей и речевой патологии; комплексное коррекционное воздействие на дефект ребенка в образовательном процессе;

Обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка: оздоровительный и охранительный режим, профилактика интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

Использование современных педагогических технологий, компьютерных и информационных средств обучения, коррекционно-обучающих программ; методических и учебных пособий и рекомендаций по коррекции речи, наглядных пособий и мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Формирование и коррекция речи у детей с ОВЗ - это процесс, в котором логопедическое воздействие должно, в некоторых случаях, сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.

Работа по коррекции речевых нарушений у детей предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи.

В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию речи ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.

Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ФИО ученика (-цы)_____________________________________________________________

1 кл
1 чет

1 кл
4 чет

2 кл
1 чет

2 кл
4 чет

3 кл
1 чет

3 кл
4 чет

4 кл
1 чет

4 кл
4 чет

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие:

Са-ша _____ ша-са _____

Ша-са-ша______са-ша-са____

Ра-ла-ра _____ла-ра-ла_____

Фонематический анализ и синтез:

Определение места звука в слове

Определение количества звуков в слове

Определение количества слов в предложении

Поиск слов на заданный звук

Определение количества слогов в слове

Слоговая структура слова

Словарь:
Существительные:
Название предметов

Обобщающие слова

Части тела

Временные представления

Глаголы:
Действия предметов

Прилагательные:
Антонимы

Геометрические фигуры

Свойства предметов

Притяжательные прилагательные

Относительные прилагательные

Порядковые и качественные числительные

Наречия

Местоимения

Грамматический строй речи:

Выполнение инструкции из одного задания

Выполнение инструкции из двух заданий

Причинно-следственные связи

Пространственные отношения

Лево-право; верх-низ

Понимание предлогов

Словоизменение:
По падежам

По числам

По временам

Словообразование:
Образование приставочных глаголов

Образование глаголов с противоположным значением

Образование уменьшительно-ласкательных слов

Образование прилагательных от существительных

Образование глаголов от прилагательных

Подбор родственных слов

Связная речь:

Составление рассказа по картине, по серии картин

Составление рассказа на заданную тему

Пересказ текста

Письменная речь:

Заикание

« ____» ____________ 20__ г. Логопед: _________/ __________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Фамилия, имя, отчество ученика :

Дата рождения :

Класс:

Занятия с логопедом в школе:

Анамнез раннего речевого развития:

Устная речь:

    Фонематическое восприятие:___________________________________

    Звукопроизношение: __________________________________________

    Состояние словаря: ___________________________________________

    Грамматический строй речи: ____________________________________

    Связная речь: ________________________________________________

    Общее звучание речи:_________________________________________

    Понимание речи:____________________________________________

Письменная речь:

    Чтение: _____________________________________________________

    Письмо: _____________________________________________________

Заключение: ______________________________________________________

Фамилия специалиста: _____________________

«____»_____________ 20_____г.

План индивидуальной работы по устранению недостатков звукопроизношения

и лексико-грамматической речи

Фамилия, имя

обучающегося

Постановка

Автоматизация

Дифференциация

Языковой анализ и синтез

Лексико-грамматические категории

План обследования недостатков звукопроизношения, чтения и письма

Фамилия, имя обучающегося

Возраст

Звукопроизношение

Письмо, чтение

Заключение

Свистящие

Шипящие

Сонорные

Другие звуки

Гласные

Согласные

Рабочая программа логопедических занятий для учащегося 4 класса с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с системным недоразвитием речи вторичного характера (умственно отсталый). В программе представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование и список литературы.

Министерство образования Красноярского края
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71
п. Кедровый Красноярского края»

Рассмотрено
на заседании социально — психологической службы
протокол №______
от «___» ________2014 г.

Руководитель службы: Адамова А.В.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Шитоева Н.Н._______________
«_____»_______________2014г.

Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края»
Лелюх И.А._________________
«____»________________2014г.

Рабочая программа
«Логопедических занятий»
для учащегося с ОВЗ, 4 класс
индивидуальные занятия (надомное обучение)
на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
  2. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. «Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края».
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2010.-190 с.
  5. Рекомендаций РПМПК.
  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края п. Кедровый» на 2014-2015 учебный год.
  7. Логопедического обследования.

После проведенного логопедического обследования у учащегося с ОВЗ – Машкина Ильи были выявлены следующие недостатки:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение звука [р].
  2. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.
  3. Недостаточно сформированы фонематические процессы.

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у Ильи наблюдается:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Цели программы:

  1. развить устную и письменную речь;
  2. повысить успеваемость по русскому языку;
  3. сформировать речевую функцию в целом.

Задачи программы:

  • развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы;
  • предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи;
  • предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и кинетической её форм);
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Машкина Ильи.

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей.

Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, изобразительным искусством.

В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках. Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта Машкина И.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

  • этиопатогенетический;
  • системности учета структуры речевого нарушения;
  • комплексности;
  • дифференцированного подхода;
  • поэтапности;
  • учета личностных особенностей;
  • использования обходного пути.

Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития Машкина Ильи. При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • принцип «от простого к сложному»;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • опора на сохранные психические функции.

Контрольно-измерительные материалы:

Действует безотметочная система обучения.

Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы Машкиным Ильёй проводится диагностика в начале и в конце года.

Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы.

Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности — принятие учебной задачи;
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
  • составление устных связных высказываний.

Программа рассчитана на 16,5 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития Машкина И. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 15 минут 1 раз в неделю

Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:

Название, класс

Год издательства

Издательство

Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения 1997 Москва Просвещение
Бачина О.В.,Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы 2009 Москва ТЦ СФЕРА
Бекшиева З.И Коррекция письменной речи у школьников 2009 Ростов н/Д: Феникс
Визель Т.Г.. Логопедические упражнения на каждый день 2006 Москва
Волина В.В. Занимательное азбуковедение 1991 М.: Просвещение
ВолковаЛ.С.,ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. ЛогопедияКнига 1,2 1995 Москва Просвещение
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы 2010 Москва Просвещение
Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе 2007 МоскваТЦ Сфера
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте 1991 МоскваПросвещение
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов 1970 Москва Просвещение
Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда 2009 МоскваТЦ Сфера
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах 1998 Москва Просвещение
Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. 2003 Дефектология №3 стр. 29 -34.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников 1997 Москва Просвещение
Уфимцева Л.П., Самодурова А.А., Ефимова О.Л. Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2007 Красноярск
Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи 2007 СПб, Каро

Тематическое планирование

I ЧЕТВЕРТЬ

Темы занятий

Часы

Словарь

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов Коррекция дефектов произношения автобусвдруг
Мягкий знак в конце и середине слова
Разделительный мягкий знак

II ЧЕТВЕРТЬ

Закрепление артикуляции звуков: свистящих: С-З-Ц, шипящих: Ш-Ж-Щ-Ч, соноров: Л-Р, К-Г-Х Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.Уточнение значения имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение новыми словами. газетадеревнядневник

квартира

Деление слов на слоги. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов
Перенос слов по слогам
Сочетание гласных и шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу

III ЧЕТВЕРТЬ

Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова рассказобедкостюм
Предлоги: до, без, под, над, около, перед
Слова — предметы
Слова — действия
Слова — признаки
Различение слов, обозначающих название предметов, действий, признаков

IV ЧЕТВЕРТЬ

Слова антонимы (слова неприятели) Отработка навыков связной речи

Овладение детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Развитие навыков построения связного высказывания

портфельэкскурсия
Слова синонимы (слова приятели)
Слова омонимы (близнецы)
Предложение. Связь слов в предложении
Предложения с однородными членами
Предложения, различные по интонации
Составление предложений по его началу
Составление предложений по серии картинок
Работа с деформированным текстом

Машкин Илья должен уметь:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;

Данная разработка представляет собой программу индивидуальной логопедической работы с обучающимся 1-го класса с ОВЗ. Целью данной программы является формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

Данная программа логопедической работы составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК, согласно следующим нормативно-правовым актам:

  1. Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);
  2. Приказу Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  3. Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  4. Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  5. Проекту адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1.);
  6. Конвенцией ООН «О правах ребёнка».

Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую форму. Вступая во взаимоотношения с другими словами, слово приобретает совокупность грамматических значений, на основе которых и формируется у учащихся морфологическая система языка. Употребляясь с другими словами в предложении, слово приобретает не только определенное грамматическое значение, но и изменяет свою звуковую оболочку, так как каждое грамматическое значение выражается в определенном звучании морфемы. Позже слово будет прочитано и записано. Но не все дети могут это сделать ввиду особенностей развития психической, познавательной и речевой сфер.

Ребёнок с задержкой психического развития испытывает значительные трудности в понимании грамматических значений слов, зачастую и лексическое значение определённых слов долго остаётся недоступным. Соответственно формирование морфологической системы языка происходит весьма отсрочено.

Словарный запас у этих детей значительно снижен, они имеют явные сложности в операциях языкового анализа и синтеза. Им сложно понимать инверсированные предложения, составлять предложения из слов, предъявляемых в начальной форме, затруднена верификация предложений.

Также они испытывают значительные трудности в обобщении слов. Им не понятны и ими не употребимы слова-аналогии, метафоры. Затруднён подбор слов-синонимов и слов-антонимов, им не понятен смысл фразеологизмов. Ввиду недоразвития фонематической системы языка дети с трудом различают слова-паронимы, имеют трудности в восприятии и различении близких по звучанию или артикуляции.

Все приведённые выше нарушения языковой системы в достаточной мере осложняют развитие лингвистического компонента письменной речи, без овладения которой невозможно дальнейшее обучение.

Письмо – это вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция.

Сформированность психологического и лингвистического (как часть психологического) компонента письма, развитие социально-психологических качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребёнка с ЗПР благоприятным образом скажутся на его дальнейшей учебной деятельности.

Цель данной программы: формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

  • формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок» на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов;
  • формирование языкового анализа и синтеза; развитие фонематического слуха, обогащение словаря, коррекция грамматического строя и связной речи;
  • формирование познавательной деятельности и развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений);
  • коррекция нарушения звукопроизношения (йотированные звуки, звук [л`]).

Форма проведения занятий индивидуальная с периодичностью 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Принципы логопедического воздействия

  • Этиопатогенетический принцип;
  • Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;
  • Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому.
  • Принцип учёта поэтапности формирования речевых умений;
  • Онтогенетический принцип
  • Комплексный и системный подход
  • Принцип дифференцированного подхода

Методы и приёмы

Методы логопедического воздействия:

Практические методы:

  • упражнение:
  • подражательно-исполнительское;
  • конструктивное;
  • творческое;
  • речевое;
  • игровое.
  • Игры;
  • Моделирование.
  • Наглядные методы:
  • Наблюдение;
  • Рассматривание (рисунков, картин, макетов);
  • Просмотр видео, слайдов;
  • Прослушивание записей;
  • Показ образца.
  • Словесные методы:
  • Рассказ;
  • Пересказ;
  • Беседа:
  • Предварительная;
  • Итоговая;
  • Обобщающая.
  • Чтение;
  • Дискуссия;
  • Заучивание стихотворений.
  • Приёмы логопедического воздействия:
  • Показ;
  • Пояснение;
  • Указание;
  • Вопрос;
  • Объяснение;
  • Показ образца;
  • Педагогическая оценка.

Этапы коррекционной логопедической работы

Первый этап – диагностический. На данном этапе изучаются особенности устной речи, нейропсихологический профиль ребёнка. Также данный этап предполагает прогноз ситуации развития и планирование коррекционно-логопедической работы, соответственно результатам диагностики.

Изучение и оценка качества устной речи обучающегося с ЗПР осуществляется по методике И.Д. Коненковой (2005). Для нейропсихологического обследования использована методика А.Л. Семаго в интерпретации Г.М. Вартапетовой (НИПКиПРО, 2005г.). Сроки реализации диагностического этапа: 01.09.2016г. – 15.09.16г.

Второй этап – коррекционно-развивающий. На данном этапе осуществляется работа по коррекции и развитию устной речи, формированию мотивационного компонента процесса обучения, лингвистического и психологического компонента письменной речи методами логопедического воздействия.

В работе при коррекции устной речи используется методика постановки звуков, предложенная Ф.А. Рау, Р.Е. Левиной, методические рекомендации по автоматизации, дифференциации и постановке звуков Т.С. Перегудовой, Г.А. Османовой, Е.А. Пожиленко, И.Л. Лебедевой, Н.С. Жуковой. При работе над развитием лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороной речи использованы методы работы, предложенные Р.И, Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой, применяются разработки Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., логопедические тетради Н.Э. Теремковой, рекомендации Агранович З.Е. Логопедическая коррекция предполагает одновременную работу над всеми компонентами речи на всех уровнях (звук, слово, предложение, связная речь)

Сроки реализации данного этапа: 15.09.2016г. – 11.05.2017г.

Третий этап – оценочный. Предполагает оценку эффективности данной программы. Определяется уровень сформированности письменной речи (чтения и письма), качественное изменение устной речи ребёнка, прогноз дальнейшего развития. Сроки реализации данного этапа: 15.05.17 г. – 30.05.17 г.

Список используемой литературы и УМП для проведения занятий:

  1. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2000г.
  2. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.5. Тула 2009
  3. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.6. Тула 2009
  4. Буцыкина Т.П., Вартепетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2005 — №3
  5. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2008г.
  6. Григорьева Т. физкультминутки на логопедических занятиях в школе – М.: Чистые пруды, 2010.
  7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.
  8. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  9. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения. Выпуск 2/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  10. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  11. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/д:, СПб., «Союз», 2004г.
  12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с ЗПР: учебное пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
  13. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990г.
  14. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Владос, 1997г.
  16. Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников: книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985г.
  17. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996г.
  18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г.
  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. пособие для учителя-логопеда. М., «Просвещение», 1978г.
  20. Комплект наглядно-демонстрационных пособий по лексическим темам.
  21. Серии сюжетных картинок, схемы к ним;
  22. Компьютерные программы и ЦОР:
  23. «Подарок первокласснику»;
  24. «Игры для тигры»;
  25. «Домашний логопед»;
  26. «Обучение чтению» (Адалин);
  27. «Подготовка к школе» (Адалин);
  28. ЦОР «Поиграем со слогами»;
  29. ЦОР «В гостях у Лунтика»;
  30. ЦОР «Согласные звуки».

Савельева А.А.,
учитель-логопед

02.04.01

Утверждена

приказом директора

школа № 18»

№ 309 - п от 28.08.2014 г.

02.04.01


Утверждена

приказом директора

МКОУ ««Средняя общеобразовательная

школа № 18»

№ 309 - п от 28.08.2014 г.

Принята

на заседании

педагогического совета

МКОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 18»

протокол № 17 от 28.08.2014 г.


Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № 5

от 27.08.2014 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предупреждению и коррекции

недостатков устной и письменной речи

для учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

учителя – логопеда

Фадеевой Юлии Александровны

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют дети с ОВЗ, обучающиеся по адаптированным программам.

Опираясь на исследования А.В.Ястребовой, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Бессоновой и многих других, с уверенностью можно сказать, что одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Следует отметить, что нарушения письменной речи у детей являются столь комплексной, наукоёмкой проблемой, что требуется воздействие не только специалистов-логопедов, но и психологов, а также медиков и социологов.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.

Данная коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях предложенные авторами И.Н.Садовниковой (1998г), Л.Н.Ефименковой (2004г.), Л.Г.Парамоновой (1999г.), Е.В.Мазановой (2006г.).

Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам МКОУ СОШ № 18 г. Дзержинска Нижегородской области, у которых в результате логопедического обследования выявлены:

1 класс – Недостаточная сформированность фонематических и лексико – грамматических средств речи.

2 класс - Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.

3 класс - Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи.

Цель обучения:

Провести коррекционное обучение с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированным программам, предупредить и скорректировать недостатки устной и письменной речи с целью успешного освоения школьной программы.

Задачи обучения:

    восполнить пробелы в развитии звуковой сторо­ны речи;

    обогатить словарный запас;

    развить грамматический строй и связную речь.

Область применения программы Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ для профилактики речевых недостатков, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на три года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в неделю), во 2 - 3 классах – по 60 часов (2 часа в неделю), всего 207 часов. Занятия проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала. Коррекционная работа состоит из трёх этапов: I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (1 класс - 87 занятий – 3 раза в неделю, 2 класс – 60 занятий - 2 раза в неделю). II этап - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (3 класс – 45 занятий - 2 раза в неделю). III этап- восполнение пробелов в формировании связной речи (3 класс – 15 занятий - 2 раза в неделю).

Основным содержанием логопедической работы на I этапе является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На первом этапе коррекционно-развивающего обучения осуществляется своевременная и целенаправленная подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи.

Поэтому необходимо сформировать:

Полноценные фонематические процессы;

Представления о звукобуквенном составе слова;

Навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

Готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

Скоррегировать дефекты произношения.

В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. Кроме того, методом устного опережения, осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций, то есть создаётся база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концетрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи первого этапа.

Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей, обучающихся в классах с ОВЗ, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим

методом устного опережения в занятия I этапа избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи.

На первом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Работу над мягкими и твёрдыми согласными связывают с дифференциацией гласных I-II ряда. Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Работа на первом этапе завершается дифференциацией букв, имеющих кинетическое сходство по количеству элементов (л-м, п-т, и-ш), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв(у-д-з, о-а, н-ю, л-я,и-у,х-ж, ш-щ, а-д).

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся должны быть:

Сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований-поставлены и отдифференцированы все звуки;

Уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые мягкие согласные , звонкие-глухие согласные, предложение.

Таким образом, в течение I этапа должны быть устранены дефекты произношения и различения оппозиционных звуков, сформированы навыки анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова, что создаёт необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Тематическое планирование

на I этапе с учащимися 1-х классов с ОВЗ,

имеющими недостаточную сформированность фонематических

на 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия

Дата проведения

Органы речи.

Речь устная и письменная.

Предложение.

Предложение и слово.

Слова – предметы.

Слова – действия.

Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения.

Слова – признаки.

Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

Слово и слог.

Деление слов на слоги.

Ударение.

Звуки и буквы.

Гласный звук [а], буквы А, а.

Гласный звук [о], буквы О, о.

Гласный звук [и], буквы И, и.

Гласный звук [ы], буква ы.

Гласный звук [у], буквы У, у.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к.

Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т.

Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

Гласные буквы Е, е.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Гласные буквы Я, я.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Гласные буквы Ё, ё.

Звук , буквы Й, й.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.

Гласные буквы Ю, ю.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Разделительный мягкий знак.

Понятие о разделительном ъ знаке и его употребление на письме.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Разделительный ъ знака и его употребление на письме.

Русская азбука. Алфавит.

Обучение последовательному пересказу по вопросам.

Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

на I этапе с учащимися 2-х классов с ОВЗ,

обусловленные недостаточной сформированностью фонематических

и лексико – грамматических средств речи

на 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия

Дата проведения

Предложение и слово

Анализ предложения. Главные члены предложения.

Интонационная законченность предложения.

Слова, обозначающие предмет.

Слова, обозначающие действия предмета.

Слова, обозначающие признак предмета.

Слоговой анализ и синтез слова

Слогообразующая роль гласных звуков.

Слоговой состав слова.

Слоговой анализ и синтез слов.

Слог. Деление слов на слоги.

Перенос слов.

Ударение

Смыслоразличительная роль ударения.

Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Мягкий знак на конце слова.

Мягкий знак в середине слова.

Распознавание мягкого знака на конце и в середине слова в тексте.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак и его употребление на письме.

Разделительный твердый и мягкий знаки.

Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А – Я в словах, словосочетаниях.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными А– Я в предложениях и тексте.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в словах, словосочетаниях.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными букв У - Ю в предложениях и тексте.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в словах, словосочетаниях.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными О - Ё в предложениях и тексте.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в словах, словосочетаниях.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Ы - И в предложениях и тексте.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в словах, словосочетаниях.

Твёрдые и мягкие согласные перед гласными Э - Е в предложениях и тексте.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Звуки Б-Б", П-П " в слогах и словах.

Звуки Б-Б", П-П " в словосочетаниях, предложениях.

Звуки Б-Б", П-П " в связной речи.

Звуки В – В", Ф-Ф" в слогах и словах.

Звуки В – В ", Ф-Ф" в словосочетаниях, предложениях.

Звуки В – В", Ф-Ф" в связной речи.

Звуки Г-Г ", К-К" в слогах и словах.

Звуки Г-Г ", К-К" в словосочетаниях, предложениях.

Звуки Г-Г ", К-К" в связной речи.

Звуки Д-Д ", Т-Т " в слогах и словах.

Звуки Д-Д ", Т-Т " в словосочетаниях, предложениях.

Звуки Д-Д ", Т-Т " в связной речи.

Звуки 3-3 ", С-С " в слогах и словах.

Звуки 3-3 ", С-С " в словосочетаниях, предложениях.

Звуки 3-3 ", С-С " в связной речи.

Звуки Ж – Ш в слогах и словах.

Звуки Ж – Ш в словосочетаниях, предложениях.

Звуки Ж – Ш в связной речи.

Свистящие и шипящие согласные звуки

Звуки С-С ", Ш в слогах, словах и предложениях.

Звуки С-С ", Ш в связной речи.

Звуки З-З ", Ж в слогах, словах и предложениях.

Звуки З-З ", Ж в связной речи.

Аффрикаты

Звуки С-С ", Ц в слогах, словах и предложениях.

Звуки С-С ", Ц в связной речи.

Звуки Ч-Щ в слогах, словах и предложениях.

Звуки Ч-Щ в связной речи.

Звуки Ч-Т " в слогах, словах и предложениях.

Звуки Ч-Щ в связной речи.

Сонорные звуки

Звуки Р-Р "-Л-Л " в слогах, словах.

Звуки Р-Р "-Л-Л " в предложениях.

Звуки Р-Р "-Л-Л " в связной речи.

Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:

Уточнению значений у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

Уточнению значений используемых синтаксических конструкций;

Дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;

Овладению навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка. Иначе говоря, целью работы по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у детей является формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов. В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, а также активного и адекватного использования их в целях общения в различных учебных ситуациях.

Кроме того, на логопедических занятиях отрабатывается умение устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).

Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;

Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления,

Понятие о родственных словах; о предлогах и способах их использования; дифференциации предлогов и приставок;

Овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.

Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. В процессе развития устной речи постоянно осуществляется работа по овладению моделями различных предложений. В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть созданы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи и т.п.На логопедических занятиях II этапа коррекционно-развивающего обучения продолжается также работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные диалоги, которые постепенно становятся всё более развёрнутыми по сравнению с аналогичными на I этапе. Особое внимание уделяется формированию у детей способности к доказательствам, рассуждениям. Это, как уже отмечалось, имеет большое значение как для осуществления продуктивной деятельности в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме.

Таким образом, по истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны уметь:

Ориентироваться в морфемном составе слова, т.е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяется при этом их значения;

Активно пользоваться различными способами словообразования;

Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности – усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга по семантике; позже – между словами семантически близкими, отличающимися одним дифференциально-семантическим признаком.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

на II

имеющими недостатки чтения и письма,

обусловленные

на 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия

Дата проведения

Практическое овладение навыком подбора синонимов, антонимов и способов их употребления. Понятие о многозначности слов.

Синонимы

Использование синонимов речи

Подбор синонимов к заданным словам

Антонимы

Нахождение антонимов в текстах

Подбор антонимов к словам различных частей речи

Многозначные слова

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение многозначных слов

Понятие о родственных словах (в практическом плане)

Родственные слова. Корень слова.

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

Происхождение слов.

Правописание безударной гласной в корне слова.

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления

Образование слов при помощи суффиксов.

Уменьшительно - ласкательные суффиксы.

Суффиксы профессий.

Суффиксы прилагательных.

Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления

Образование слов при помощи приставок

Приставки пространственного значения

Приставки временного значения

Многозначные приставки

Употребление слов с различными приставками в предложениях и текстах

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок

Распознавание предлогов среди других букв и буквосочетаний.

Выбор предлогов в словосочетаниях.

Использование предлогов в тексте.

Различение предлогов и приставок.

Подбор подходящих по смыслу предлогов и приставок в словосочетания, предложения, тексты.

Имя существительное

Имя существительное.

Изменение имён существительных по числам.

Род имён существительных.

Именительный падеж имён существительных.

Родительный падеж имён существительных.

Дательный падеж имён существительных.

Винительный падеж имён существительных.

Творительный падеж имён существительных.

Предложный падеж имён существительных.

Обобщение знаний о падежах имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.

Род и число имён прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Образование прилагательных от существительных.

Глагол

Глагол. Распознавание глаголов среди существительных и прилагательных. Распознавание глаголов в тексте.

Неопределённая форма глагола.

Группировка глаголов совершенного и несовершенного вида по вопросам.

Изменение глаголов по временам.

Распределение глаголов по временам.

Посколькуцелью логопедических занятий с детьми с ОВЗ является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап.

Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

Программирование смысловой структуры высказывания;

Установление связности и последовательности его;

Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определённой последовательности:

1. Формирование практических представлений о тексте .Развитиеумений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.п.).

2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;

Устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

Определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связанность предложений и смысловую зависимость между ними;

Отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

Составлять план связанного высказывания.

Тематическое планирование

организованной образовательной деятельности

на III этапе с учащимися 3-х классов с ОВЗ,

имеющими недостатки чтения и письма,

обусловленные недостаточной сформированностью лексико – грамматических средств речи

на 2014 – 2015 учебный год

Тема занятия

Дата проведения

Формирование практических представлений о тексте

Общее понятие о тексте. Сравнение текста и набора предложений. Сравнение текста и его различных искаженных вариантов. Членение сплошного текста на предложения.

Работа с деформированным текстом. Определение последовательности предложений в тексте.

Развитие умений и навыков анализировать текст, самостоятельно строить связное высказывание

Тема текста и опорные слова в тексте. Заглавие текста.

Тема текста и основная мысль. Заглавие текста.

План. Виды планов. Пересказ текста по заданному плану.

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

Типы текстов: повествование.

Обучающее сочинение-повествование.

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

Типы текстов: описание.

Сочинение-описание по готовому началу, коллективно составленному плану и опорным словам.

Типы текстов: рассуждение.

Сочинение-повествование с элементами рассуждения.

Редактирование сочинений.

Литература

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

2.Закон Российской Федерации « О специальном образовании», 1995,ст.15.п.2.

3.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.

4.Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.

5.Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

6..Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010

7..Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.

8.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с

9. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с