Какую семинарию закончил свщмч константин богородский. Архимандрит Иларий (Шишковский)

Константин Алексеевич Голубев родился в 1852 г. в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Отец его скончался, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

Когда ему исполнилось 24 года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Укрепляемый богословскими знаниями, он вступает в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправляется в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев.

Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому его первым делом было основание церковноприходской школы, где он состоял директором и законоучителем.
Круг его миссионерской деятельности постепенно расширяется -по благословению Преосвященного Тихона он утверждается учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначается миссионером Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем противораскольнической библиотеки в Вольске.
Еще через три года Преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначает его противораскольническим миссионером Саратовской епархии. Здесь с 1876 по 1895 гг. Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более 500 человек, хотя по свидетельству современников их число и "исчислить трудно".
Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание Митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), обеспокоенного активностью старообрядцев и сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде. Именно сюда, в Богородск, в1895 г. Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов. Епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники.

Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. Протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных - так, он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник.
За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 г. он назначается председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 г. он был поставлен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковно-приходской школы, при которой с 1901 г. стал состоять законоучителем.
В 1897 г. протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.
Какими будут женщины в стране, считал он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 г. отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем.
В 1901 г. он был избран членом Богородского комитета о народной трезвости. При всех своих обширных начинаниях отец Константин не оставлял миссионерской деятельности и, кроме проповедей в соборе, им по приезде в Богородск было организовано более десяти публичных бесед, как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда.
Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья отца Константина была большая, дружная, дети - а их было семеро - воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 г.), а младший, Леонид Константинович, окончивший Московскую Духовную Академию, позднее был педагогом, директором средней школы.
Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову, часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Императора Николая был участником торжественных молебствий в Кремле.
В1913 г. скончалась супруга отца Константина, матушка Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и, кончины. Перед всенощной дня, когда совершалась память праведного Филарета Милостивого, отец Константин прилег отдохнуть. Ему в тонком сне явился святой Филарет и сказал: "Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна".

Отец Константин был арестован после одной из всенощных в апреле-мае 1918 г. (по другим сведениям в сентябре-октябре; точную дату ареста установить, к сожалению, невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней отец Константин содержался под арестом в Богородской тюрьме. Из членов его семейства в это время в Богородске жила его дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом Константином - незамужняя дочь Анна.
Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священника за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника казнь мучительную. Отец Константин это понял тогда, когда она началась. Но и тогда он не просил, чтобы его отпустили, но чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи...
О предстоящей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей, и те, кто шли близко, слышали, как отец Константин говорил, вспоминая слова Спасителя: "Не ведают, что творят".

Расстреляли отца Константина на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым - по свидетельству очевидцев земля над погребенным еще некоторое время "дышала". Впоследствии пришедшие на место расстрела отца Константина закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы. Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.
По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот, однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея и, выстрелив в вошедшую, убил ее, а затем застрелился сам.
Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска и, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, принося на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею. Так память о выдающимся миссионере и мученике дошла да нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля - 20 ноября 1995 г. были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников.
В 1996 г. священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 г. - прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 2 октября (по н.с.). По молитвам сщмч. Константина совершаются чудеса и знамения. Замечено, что особенно он помогает тем, кто, как и он, трудится на ниве духовного просвещения народа и борьбы с ересями и сектами.

Тропарь святому священномученику Константину, глас 4:

Украшение священников явился еси Константине, / восприем бо крест яко оружие, / проповедию славною устраняя раскол и ереси, / благовествовал еси Иисуса Христа глаголя: / спасайтеся от рода сего развращеннаго. / Сего ради мученическою кровию обагрися славне, / и ныне радуяся с лики ангельскими, / моли Христа Бога Церковь Всероссийскую от ересей и расколов сохранити / и спасти души наша.

Кондак святому священномученику Константину, глас тойже:

От младенчества к Богу устремився, / благочестия ревнителю и раскола искоренителю, священномучениче Константине, / Христа мужественно исповедав, / жесточайшия мучения приял еси, / Церкви Русския благое украшение, / моли Христа Бога / грехов оставление подати чтущим любовию святую память твою.

День памяти небесного покровителя земли Богородской
священномученика Константина Голубева


Запись передачи от 2 октября 2017 года.
Видео с сайта МУП РТРП «Ногинск» — www.tvnoginsk.ru

С егодня — день памяти небесного покровителя земли Богородской священномученика Константина Голубева.

К онстантин Алексеевич Голубев родился в 1852 г. в с. Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Вскоре после смерти отца (в 1861 г.) Константин поступает в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду. В 1876 г. он был назначен миссионером Братства Св. Креста в родное село, находившееся под сильным влиянием старообрядцев. В 1879 г. Константин Голубев был назначен учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища, руководителем миссионерских бесед и основывает противораскольническую библиотеку в Вольске, а через три года епископ Тихон (Покровский) назначает его противораскольническим и противосектантским миссионером Саратовской епархии.

З а 19 лет его миссионерской деятельности (1876-1895 гг.) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в старообрядчество и различные раскольнические секты и утвердить в Православии более 500 человек. Деятельность саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание Сергия (Ляпидевского), митрополита Московского и Коломенского, и 4 марта 1895 г. св. Константин был определен на протоиерейскую вакансию в Богоявленский собор г. Богородска, а 12 марта рукоположен во иерея с назначением его противораскольническим миссионером Богородского уезда и благочинным на Богородское благочиние. Трудами св. Константина многие раскольники воссоединились с Церковью.

С 1897 г. св. Константин заведовал Истомкинской церковно-приходской школой, при которой с 1901 г. стал состоять законоучителем, он также много сделал для создания женских учебных заведений в уезде. Совершал отец Константин также и тюремное служение.

Н есмотря на огромную пастырскую деятельность, о. Константин находил время и для своей семьи, семеро детей воспитывались в строго православном духе.

П о одним данным в апреле-мае, по другим — в сентябре-октябре 1918 г. после одной из всенощных мученик был арестован и без суда и следствия приговорен к смерти. Он знал о своей участи и был готов к ней. Незадолго до смерти он сумел передать на волю свой наперсный крест и служебник.

П одробности гибели протоиерея Константина содержатся в докладе члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917-1918 гг. св. сщмч. Сергия (Шеина) Петроградского, впоследствии архимандрита, расстрелянного в 1922 г. Он рассказал, что о. Константина, ранив, убийцы, на глазах дочери, зарыли в землю живым. 20 ноября 1995 г. были обретены нетленные мощи св. Константина, а 18 апреля 1996 г. он был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии. Память святого, день смерти которого неизвестен, была установлена на день его тезоименитства 2 октября (19 сентября). 20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, имя святого Константина было внесено в общецерковный календарь. Мощи священномученика Константина Голубева почивают в Богоявленском соборе города Ногинска.

Х рани Вас Бог!

(фото) родился 9 апреля 18 /2 года в селе Алексеевском Московского уезда Московской губернии в семье псаломщика. В 1892 году он окончил Московскую Духовную Семинарию и был назначен учителем Николо-Богоявленского училища Московского уезда. Вскоре он женился на Анне Петровне Делицыной, дочери священника Николаевской церкви Богородского уезда.

Николаевская церковь была выстроена на погосте, у деревни Васютино, на границе двух губерний - Московской и Владимирской; приход ее составляли крестьяне четырех деревень: Васютина, Дальней, Алексеева и Головина, находившегося во Владимирской губернии- Места эти были болотистые, и сообщение с ними было затруднительным, до тех пор пока не была построена узкоколейка, соединившая Васютино с Глуховым.

Предшественник священномученика Константина (и его тесть) отец Петр Делицын был пастырем с подлинно русской широтой ума и сердца. Служа в патриархальном Васютине, он всей душой сочувствовал немецкому кайзеру, в действиях которого видел силу, противостоящую разрушительным стихиям современной жизни, способную угасить пожар разгорающейся революционной смуты.

14 апреля 1895 года священник Петр Делицын, согласно прошению, был уволен за штат, а 18 июня того же года к Николаевской церкви был рукоположен во иерея епископом Анатолием отец Константин Успенский.

Более сорока лет служил отец Константин в Николаевской церкви и в эти годы явил себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец.

Николаевский храм имел благолепный вид, и всякий входящий в него видел. что служащий в нем священник имеет ревность о Доме Божием.

Местные крестьяне жили небогато, сельский быт их отличался незатейливостью и суровой простотой. Фруктовых садов вокруг ни у кого не было. их развели после Великой Отечественной войны- Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из его сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам.

Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы. Когда умерли супруги Ефимовы, оставив после себя малолетних сирот, отец Константин, навещая их, неизменно приносил яблоки из своего сада: летом спелые и румяные, а зимой - моченые.

Соблюдая свою паству в вере и благочестии, он стремился к тому, чтобы вся жизнь пасомых освящалась Святой Церковью, чтобы чувствовали они веяние Духа Святаго, В праздники Рождества Христова, Сретения Господня, во дни Святой Пасхи и Пресвятой Троицы, в престольные Никольские праздники он служил молебны в домах своих прихожан. Многих и очень многих он крестил, венчал, исповедовал, приобщал Святых Христовых Тайн и напутствовал перед кончиной. Каждую чету после венчания в венцах провожал до дома, усопших провожал из дома в храм для отпевания и затем до могилы (см. фото). Весной, в праздник великомученика Георгия, у часовни батюшка перед выгоном кропил домашний скот.

Вскоре после своего рукоположения, 11 (22?) сентября 1895 года. отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища, а 18 мая 1902 года - заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней. От отца Константина его паства получали первые знания о Боге и православной вере.

Еще в начале своей пастырской деятельности отец Константин присоединил к православию трех человек из числа раскольников-старообрядцев. Об одном из них, его семье и потомках он имел особое попечение. Когда внучка обращенного им в православие Константина Таня приходила в храм, батюшка, давая ей для целования святой крест, обязательно спрашивал: «Как папаня, как маманя, как бабушка?»

Усердное служение Церкви было отмечено не раз епархиальным началь-ством: в 1901 году отец Константин был награжден набедренником, в 1906-м - фиолетовой скуфьей, в 1913-м - камилавкой, а в 1921 году ко дню Святой Пасхи он был награжден синодским золотым наперсным крестом. В последующие годы он был возведен в сан протоиерея и награжден палицей.

У отца Константина была большая и дружная семья: сыновья Борис и Леонид и дочери Елена, Валентина, Александра и Руфина. Старшие дочери до замужества учительствовали в Васютинской школе.

Поучительным для пасомых был и семейный быт священнической семьи. Дом у батюшки был добротный, с разными хозяйственными пристройками, была у него и корова, и лошадь, и сад с пасекой. Помощников в хозяйстве отец Константин и его семья не имели: сами жали, сами молотили, косили и сушили сено.

Во всем отец Константин был примером для своих прихожан: в вере, простоте, незлобии, благодушии, трудолюбии и трезвенном житии, и поэтому, когда настали времена гонений на православную веру, Господь даровал Своему рабу, «благому и верному» (Мф. 25, 21), мученический венец,

Революция 1917 года ознаменовалась в Васютине пожарами: движимые завистью, подстрекаемые разливающейся повсюду человеконенавистнической злобой, крестьяне поджигали друг у друга дома.

В 1930-е годы в Васютине был организован колхоз имени Седьмого съезда Советов. Местная школа, где сельские дети некогда постигали основы грамоты и Закон Божий, стала местом проведения собраний атеистов. В декабре 1935 года заведующая Васютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Отец Константин в положенное время начал совершать богослужение в церкви, и народ слушать речи безбожников не пошел, а собрался в храм на общую молитву.

В июле 1936 года отец Константин по приглашению прихожан деревни Алексееве служил в их домах молебны о ниспослании дождя, но был силою изгнан оттуда местным безбожником.

Когда был запрещен колокольный звон и в церквах стали снимать колокола, нашлись и в Васютине молодые люди, не устрашившиеся нанести поругание храму, в котором сами они приняли святое крещение. Но «Бог поругаем не бывает» (Тал. 6, 7): все они вскоре погибли лютой смертью. Тогда же от неизвестной причины в Васютине начался пожар, в котором сгорело двадцать четыре дома.

Отец Константин видел, что зло сатанинское набирает силу, что молодое поколение теряет связь с Богом и Церковью, что овцы словесные не слушают более голоса своего пастыря и расходятся по распутиям мира сего, лежащего во зле. Предчувствовал он, что крестные страдания ждут и его самого, и готовился к ним.

Ко времени ареста отца Константина в 1937 году в Васготине жил его старший сын Борис и матушка Анна Петровна, дочери, кроме младшей - Руфины, были замужем и жили в Москве,

В начале октября 1937 года были опрошены лжесвидетели, «с малолетства» знавшие отца Константина. По их «показаниям» отец Константин и его сын Борис в ночь с 5 на 6 ноября были арестованы. Увозили их из Васютина в тюрьму города Ногинска по узкоколейке на дрезине рано утром- В это время дочь обращенного отцом Константином в православие старообрядца Марфа возвращалась с ночного дежурства домой. Увидев, что батюшку арестовали, Марфа заплакала.

Отец Константин подошел к ней, погладил ее по голове и сказал:

«Не плачь, дочка, время сейчас такое».

Отец Константин был обвинен в том, что «ведет систематическую анти-советскую агитацию», «сгруппировав вокруг себя контрреволюционный элемент деревни». 10 ноября 1937 года он был допрошен начальником Павлово-Посадского районного отделения УНКВД младшим лейтенантом госбезопасности Пелькеном.

Следствие располагает материалами, изобличающими Вас в том, что Вы, будучи антисоветски настроенным, занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв мероприятий, проводимых партией и правительством. Признаете Вы себя в этом виновным?

Виновным себя в этом я не признаю. Антисоветской деятельностью я никогда не занимался-

В августе месяце 1937 года в церкви, во время службы, Вы раздавали яблоки верующим?

Да, яблоки в августе месяце сего года в церкви я раздавал верующим.

С какой целью была организована раздача верующим яблок?

В этот день был религиозный праздник Преображение. По нашему цер-ковному Уставу в этот день полагается освящать в церкви яблоки и раздавать верующим.

Что Вы говорили верующим, раздавая яблоки?

Яблоки я раздавал молча и ничего не говорил.

Раздавая яблоки верующим. Вы допустили тогда антисоветские вы-сказывания, заявляя, что колхозные яблоки от сатаны. Это Вы признаете?

Этого я не говорил. Я утверждаю, что при раздаче яблок я ничего не говорил, а раздавал их молча.

В сентябре месяце 1937 года Вы, собрав около церкви колхозников, говорили им, что на работу в колхоз выходить не надо, мотивируя это тем, что это не дело верующих.Вы это подтверждаете?

Нет, я это не подтверждаю. Никогда ничего подобного никому я не говорил.

Вы убеждали колхозников, что если они не будут посещать церковь, то не будет урожая. Это Вы признаете?

Возможно, я так говорил, но сейчас я не помню этого.

Вы колхозникам говорили, что если они в праздничные дни будут работать в колхозе, то урожая не будет. Это верно?

Нет, я колхозникам никогда этого не говорил.

Вы неоднократно высказывали пораженческие настроения. Признаете себя в этом виновном?

Нет, виновным себя в этом не признаю. Пораженческих настроений я никогда не высказывал. <..,>

Кого имеете из родственников или знакомых, репрессированных органами НКВД?

Репрессированных органами НКВД как родственников, так и знакомых никого нет.

Кто у Вас есть знакомые, проживающие в городе Москве?

У меня в Москве знакомых никого нет... в Москве проживают мои дети:

сын Леонид Константинович Успенский- работает по строительству кузнецом, дочь Валентина Константиновна Иванова, работает кассатором на Ленинских горах и дочь Александра Константиновна Кулакова, работает на девятом почтовом отделении в бюро жалоб. Руфина Константиновна Успенская работает на Военно-обозном заводе статистиком.

Кого имеете из родственников за границей?

За границей из родственников никого не имею.

- Следствие располагает материалами о том, что Вы занимаетесь антиколхозной агитацией, по этому вопросу требуем от Вас откровенных и правдивых показаний.

Никакой антиколхозной деятельностью я не занимался.

В сентябре месяце 1937 года Вы, собрав около церкви колхозников, говорили им, что на работу в колхоз выходить не надо, мотивируя это тем, что это не дело верующих; по этому вопросу требуем от Вас откровенных показаний.

Нет. я нигде не собирал верующих и никогда ничего не говорил по отношению невыхода на работу в колхоз.

Скажите, а что Вы говорили колхозникам по отношению выборов в Верховный Совет?

По отношению выборов в Совет я никогда ничего не говорил.

Следствие располагает материалами о том, что Вы ведете пораженческую агитацию,распространяетеклеветническиеслухипоотношениюк республиканской Испании.

Нет, никакой пораженческой агитации я не вея и никаких слухов не распространял.

Что Вы говорили колхозникам по отношению уборки картофеля урожая 193 7 года?

Я говорил колхозникам, что они медленно производят уборку картофеля, а что касается против уборки картофеля - я ничего не говорил-

Скажите, Вы говорили колхозникам, что если они будут работать в религиозные праздники, то урожая у них не будет?

Нет, этого я никогда нигде не говорил. Больше показать ничего не могу...

12 ноября 1937 года начальник Павлово-Посадского районного отделения УНКВД младший лейтенант госбезопасности Пелькен в обвинительном заключении по следственному делу священника Константина Васильевича Успенского (фото) написал, что последний, «будучи антисоветски настроенным, систематически среди колхозников вел антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий, проводимых партией и правительством» и постановил направить следственное дело на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области. 21 ноября 1937 года тройка при УНКВД СССР по Московской области на своем заседании постановила «Успенского Константина Васильевича расстрелять».

25 ноября священномученик Константин Успенский был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

Николаевский храм был закрыт и подвергся поруганию, многие десятилетия не приносилась в нем Безкровная Жертва. Но молитвенным предстательством мученически убиенного святого пастыря отца Константина возродилась в Николаевском храме литургическая жизнь, спеется дело духовное, с покаянием возвращаются к Богу те, кого некогда пестовал от святой купели сам священномученик. Духовными чадами отца Константина стали и те, кто никогда не видел его телесными очами, но очима духовными познал образ великого пред Богом скромного труженика на ниве Христовой.

Прихожанка Николаевского храма Юлия посвятила священномученику стихи:

Храм-мученик, святой наш храм!

Он был растерзан и убит.

В день Вашей памяти, отец,

В моей руке свеча горит.

Вас помнят, батюшка, у нас:

Ваш труд, молитву, доброту

И просвещенную Христом

Души высокой красоту.

Вы, отрекаясь от себя,

К голгофе за Христом пошли

И Вашей кровию святой

Вы Родину свою спасли.

Священномучениче Константине, моли Бога о нас.

Году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Его отец умер, когда мальчику было всего девять лет.

Был деятельным участником бесед с раскольниками, проводившихся в Вольске, Саратове , а также на своей родине в селе Барановке. Некоторые статьи по важным для своих оппонентов вопросам, как, например, о клятвах Собора 1666 и 1667 годов, Константин Алексеевич опубликовал позже в "Саратовских епархиальных ведомостях ". Скоро беседы в Вольске приобрели известность и среди раскольников уезда, которые стали приезжать в город, чтобы присутствовать на них.

В Московской губернии в это время одним из самых зараженных расколом и сектантством был Богородский уезд, в котором насчитывалось около 57 тысяч раскольников обоего пола. Здесь были расположены фабрики богатых раскольников, принадлежавших к Белокриницкой иерархии , получившей свое начало в Австрии. Богородско-Глуховская община старообрядцев австрийского согласия была второй по величине в России. Владелец текстильных мануфактур в Богородске Арсений Морозов помогал раскольническим обществам по всей России и прежде всего, оказывал широкую благотворительную помощь многим учреждениям города Богородска . В результате этого Православие в городе и уезде становилось едва ли не преследуемой верой.

В том же году вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных.

При обретении были обнаружены останки еще двух человек, погребенных в той же могиле, которые в жизнеописаниях о. Константина часто именуются мучениками, пострадавшими вместе со священником. По этому преданию, один из них был солдатом, состоявшим в отряде красногвардейцев, родом из Богородска. Он отказался стрелять в священника и был за это убит. Другой была женщина, бесстрашно защищавшая о.Константина. Однако, по-видимому, это миф.

В жизнеописании священномученика Константина, составленном И. И. Ковалевой , приводятся следующие сведения. По сообщению газеты "Известия ВЦИК" от 24 сентября 1918 года, «Богородская уездная ЧК 20 сентября приговорила к смертной казни протоиерея города Богородска Голубева за контрреволюционную деятельность. Расстрелян также милиционер Сидоров, уличенный в краже советского имущества». В газетной заметке дата вынесения приговора отцу Константину - 20 сентября 1918 года - была указана неточно: к этому дню обстоятельства его мученической кончины уже были известны в Москве и сообщены членам Поместного Собора архимандритом Сергием (Шеиным). Осужденный Сидоров, по-видимому, был убит в ближайший к 24 сентября день и захоронен в восточном углу могилы, ископанной для отца Константина.

О втором неизвестном лице, также сброшенном в восточный угол могилы, поверх Сидорова, упоминается в книге А. Письменного «На Глуховке за 20 лет»: «После октябрьского переворота... Сумароков вместе с провокатором священником Константином были расстреляны в г[ороде] Богородске. Воля народа была выполнена Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией» . Григорий Сильвестрович Сумароков был служащим Глуховской фабрики и активным членом морозовской старообрядческой общины. В начале 1917 года он уехал из Богородска и при советской власти, в октябре 1918 года, был арестован Богородской ЧК по обвинению в доносительстве на рабочих, участвовавших в революционном движении. 4 ноября уездная ЧК приговорила его к расстрелу; 14 ноября смертный приговор был санкционирован местным совдепом, а 12 декабря утвержден ВЧК. 26 декабря 1918 года Г. С. Сумароков был расстрелян. Из материалов его архивно-следственного дела стало известно, что в 1918 году ему было пятьдесят шесть лет и что многие годы он страдал туберкулезом и лечился от этой болезни. Судебно-медицинское исследование останков второго неизвестного лица, захороненного в могилу священномученика Константина Голубева, установило его усредненный возраст - около пятидесяти шести лет, а также тяжелое хроническое легочное заболевание, которым он страдал.

18 апреля года протоиерей Константин Голубев был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.

В августе года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Награды

  • скуфья (1896)
  • камилавка, наперсный крест (1897)

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь» Тверь, 2003 год, стр. 50-74.
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • "Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева" / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. - 400 с: ил. - (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / Редкол.: прот. В. Воробьев (гл. ред.) и др.)

Ныне в городской черте города Ногинска (Богородска) , опушка соснового бора за стадионом

"Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева" / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. - М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. - 400 с: ил.

Письменный А. На Глуховке за 20 лет. [М.] 1937. С. 16.

В 1852 году в Саратовской губернии в семье псаломщика родился сын. Это был будущий Священномученик Константин Алексеевич Голубев, Богородский протоиерей. Мальчик рано лишился отца, и все заботы о семье легли на его плечи. Константин был способным ребенком и, поступив в Саратовскую Духовную Семинарию, закончил ее по первому разряду. После окончания Семинарии, в 24 года, он решил посвятить себя миссионерской деятельности. Вступив в Саратовское братство Святого Креста, Константин организовал церковно-приходскую школу в своем родном селе и начал проповедовать среди односельчан, находившихся в то время под сильным влиянием старообрядцев.

С течением времени и расширением круга миссионерской деятельности Константин был назначен противораскольничьим и противосектантским миссионером Саратовской епархии. Деятельность Константина не осталась незамеченной митрополитом Московским и Коломенским Сергием, поэтому в 1895 году он был определен протоиереем в Богородск и чуть позже рукоположен в священники.

Как священник Константин снискал себе расположение прихожан, включая и православных старообрядцев, также совершал службы в тюрьмах, интересовался жизнью заключенных. Помимо этого, Константин большую часть времени уделял проблеме религиозного образования и просвещения женщин в России. В 1900 году в Богородске им была открыта женская церковно-приходская школа, где он сам являлся заведующим. При этом, Константин не обделял вниманием и свою семью, в которой было 7 детей, воспитывавшихся в строгом православном духе.

После всем известных событий 1917 года начались жестокие гонения на Церковь. Отца Константина арестовали и без суда приговорили к смертной казни. Чуть позже священник был расстрелян. Вот как описал его мучения член Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917-1918 годов В. П. Шеин, впоследствии новомученик архимандрит Сергий: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану и ещё живого бросили в яму и стали засыпать землёй. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. Его засыпали живым». Убийцу священника долго мучили видения и, наконец, довели до того, что он принял однажды свою жену за убитого им протоиерея и застрелил ее, а потом застрелился сам.

Место убийства отца Константина многие десятилетия почиталось верующими, хотя безбожники разрушали маленький холм, пытались уничтожить следы захоронения, но каждый раз на этом месте вновь появлялись цветы, зажигались лампады и служились панихиды. Память о выдающемся миссионере и мученике дошла и до наших времен. И в 1995 году были обретены нетленные мощи святого.

Канонизирован Священномученик протоиерей Константин Голубев был в 1996 году. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году для общецерковного почитания.

Дни памяти 5 февраля (переходящая дата), 2 октября и 20 ноября (обретение мощей).

Частичка мощей этого святого находится в нашем Храме. Приглашаем вас помолиться перед иконой Священномученика Константина (Голубева) Богородского.