Мочковатая корневая система развивается у. Мочковатая корневая система характерна для растений

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

2. Чем корни отличаются от ризоидов?

Ризоид - нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов, служащее для закрепления их на субстрате и поглощения из него воды и питательных веществ. В отличие от настоящих корней, у ризоидов нет проводящих тканей.

3. У всех ли растений имеются корни?

У самых простых растений корней нет. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды. Точно так же плавают на поверхности воды многие морские водоросли, которые представляют собой водоросли более крупных видов.

Простые растения типа мхов впитывают необходимую влагу прямо из своего окружения. Вместо корней у них имеются нитеобразные выросты (ризоиды), и с помощью этих выростов они цепляются к деревьям или камням. Но все растения более сложных форм – папоротники, хвойные и цветковые растения – имеют стебли и корни.

Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.

Стержневая и мочковатая корневые системы

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Различают два типа корневых систем - стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие - мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие - двудольные.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие - придаточными и боковыми?

Главный корень развивается из зародышевого корешка. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую - мочковатой?

Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.

Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает.

Подумайте

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?

Для появления придаточных корней и улучшения питания растений, рыхления почвы. У картофеля эта операция стимулирует образование клубней, т.к. его корневая система растёт лучше вширь, чем вглубь.

Задания

1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4-5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.

2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

Срезанные черенки колеуса очень хорошо укореняются в воде. После того, как поставили их в воду, через пару недель (а может и раньше) появятся белые корешки.

Время прорезания корешков у пеларгонии – 5-15 дней. Корневая система развивается за три-четыре недели, после чего можно рассаживать растения в отдельные горшки.

3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.

1. Промыть зерно 2-3 раза

2. Залить очищенной водой (объем воды в 1,5 – 2 раза больше объема зерна)

3. Замачивать 10-12 часов при температуре 16-21 С˚ (длительность замачивания зависит от температуры – чем выше температура, тем меньше нужно замачивать)

4. Промыть 2 раза

5. Накрыть крышкой негерметично

6. Полив не менее 3 раз в сутки (3-4 дня) ЗЕРНО НЕ ДОЛЖНО ПЛАВАТЬ!!! ВОДА ДОЛЖНА СХОДИТЬ ПОЛНОСТЬЮ!!!

1. Промыть семена;

2. Положить семена в ёмкость, чтобы они занимали не больше половины её высоты;

3. Залить семена водой так, чтобы вода была сверху семян не менее, чем на 2 сантиметра;

4. Примерно через 8 часов слить воду и промыть семена, которые должны уже несколько изменится;

5. Накрыть влажной марлей или какой-то другой чистой влажной тряпкой их (уже без воды).

Корневой системой называют все корни растения. Ее формируют главный корень, боковые корни и придаточные корни. Главный корень растения развивается из зародышевого корешка. Придаточные корни обычно отрастают от нижних частей стебля растения. Боковые корни развиваются на главном и придаточном корнях.

Корневая система растений выполняет две основные функции. Во-первых, она удерживает растение в почве. Во вторых, корни всасывают из почвы необходимые растению воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Если у растения развивается мощный главный корень, то формируется стержневая корневая система . Если же главный корень остается неразвитым или отмирает, а развитие получают придаточные корни, то у растения формируется мочковатая корневая система .

Стержневой тип корневой системы

Для стержневой корневой системы характерен хорошо развитый главный корень. По внешнему виду он похож на стержень. Главный корень вырастает из зародышевого корешка.

Стержневую корневую систему формирует не только главный корень, но и отходящие от него маленькие боковые корни.

Стержневая корневая система характерна для многих двудольных растений. Хорошо развитый главный корень есть у фасоли, клевера, подсолнечника, моркови, одуванчика.

Однако у многих многолетних растений с изначальной стержневой корневой системой рано или поздно главный корень отмирает. Вместо него от стебля отрастают многочисленные придаточные корни.

Существует подтип стержневой корневой системы - ветвистая корневая система . В этом случае сильное развитие получают несколько боковых корней. В то время как главный корень остается укороченным. Тип ветвистой корневой системы характерен для многих деревьев. Такая корневая система позволяет прочно удерживать мощные ствол и крону дерева.

Стержневая корневая система проникает в почву глубже, чем мочковатая.

Мочковатый тип корневой системы

Для мочковатой корневой системы характерно наличие множества приблизительно одинаковых придаточных корней, которые формируют своеобразный пучок. Придаточные корни отрастают от надземных и подземных частей стебля, реже от листьев.

У растений с мочковатой корневой системой может быть и живой главный корень. Однако если он сохраняется, то не отличается по размеру от остальных корней.

Мочковатая корневая система характерна для многих однодольных растений. Среди них пшеница, рож, лук, чеснок, кукуруза, картофель.

Мочковатая корневая система хотя не проникает в почву так глубоко как стержневая, но она занимает большую площадь у поверхности почвы и плотнее оплетает частицы грунта, что улучшает всасывание водного раствора.

Лабораторная работа «Стержневая и мочковатая корневые системы»

  • 1. сформировать понятия стержневые и мочковатые корневые системы;
  • 2. выработать навык различения стержневых и мочковатых корневых систем;
  • 3. продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты.

Оборудование: гербарные экземпляры растений местной флоры с мочковатыми и стержневыми корневыми системами.

Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 90-91 учебника «Биология» В.В.Пасечника и оформляется в рабочей тетради как задание 63.

Закрепление изученного.

  • 1Вопросы:
  • 1) Какие функции выполняет корень?
  • 2) Из каких видов корней состоит корневая система?
  • 3) Какое строение имеет стержневая корневая система?
  • 4) Чем мочковатая корневая система отличается от стержневой?
  • 5) На чем основано использование растений для закрепления оврагов, осыпей, берегов рек?
  • 6) Какое значение придаточных корней для повышения урожая?
  • 7) Какое значение имеют знания о строении корня для управления ростом и развитием сельскохозяйственных растений?
  • 2. Заполните таблицу.

(Графу «Определение понятий» обучающиеся заполняют самостоятельно).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2. Корневая система

Система всех корней растения

3. Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

4. Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

5. Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

6. Стержневая корневая система

Корневая система, состоящая из главного и боковых корней

7. Мочковатая корневая система

Корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней

4.Задание на дом. Изучить параграф 19, выполнить задание 64 в рабочей тетради: какой агротехнический прием изображен на рисунке? С какой целью его применяют?(1 уровень)

  • 2 уровень. Ответьте на вопросы: 1.Общая поверхность корней у растений суши примерно в 150 раз превышает поверхность его надземной части. Какое это имеет значение для растений?
  • 2)Почему считают, что растения с мочковатой корневой системой защищают почву от эрозии?
  • 3)Чем корень отличается от побега? 4)Чем питание растений отличаются от питания животных?
  • 3 уровень:
  • 1)Смоделируйте эволюционное развитие корневой системы.
  • 2) Только из-за эрозии ежегодно утрачивают плодородие 7 млн. гектаров земель. Какие меры по борьбе с эрозией вы могли бы предложить?

План опытнической работы на пришкольном учебно-опытном участке МОУ ООШ села Акатная Маза на 2009-2010 учебный год

Площадь пришкольного учебно-опытного участка- 0,84 га.

Участок имеет однообразный почвенный состав. Почва участка достаточно плодородна.

На пришкольном учебно-опытном участке имеются следующие отделы:

  • 1. Отдел овощных культур в системе пропашного севооборота;
  • 2. Отдел полевых культур в системе травопольного севооборота;
  • 3. Отдел декоративных растений;
  • 4. Опытный отдел;
  • 5. Отдел биологии растений:
    • а) участок систематики растений;
    • б) участок коллекции растений;
  • 6. Отдел защищенного грунта (парники);
  • 7. Дендрологический отдел;
  • 8. Отдел начальных классов.

Календарно-агротехнический план на пришкольном учебно-опытном участке

Название мероприятий

Сроки выполнения

Покровное боронование

Мелкая перекопка почвы (8-10 см).

Разбивка участка на отделы и делянки.

Яровизация клубней картофеля.

Подготовка почвы на делянках для полевых зерновых культур.

Посев ранних зерновых культур.

Посев подсолнечника, моркови, столовой свеклы.

Посев культур на отделе биологии растений.

Подготовка почвы на коллекционном отделе.

Посев ранних культур на коллекционном отделе.

Посев семян овощных культур в холодном рассаднике.

Посев кукурузы.

Посев семян цветов в грядки для получения рассады.

Разбивка делянок на опытном участке.

Посев фасоли, ромашки аптечной.

Подготовка семян тыкв, кабачков (намачивание, проращивание).

Посадка тыкв, кабачков, патиссонов.

Посев огурцов.

Поделка лунок на овощном севообороте и опытном (под капусту, томаты).

Посадка овощных культур.

Разбивка цветника.

Рассаживание цветов на пришкольном участке, около памятника.

Уход в течении вегетации за сельскохозяйственными культурами (рыхление, прополка, подкормка, полив, борьба с вредителями и болезнями, проведение опытов), прореживание, посадка, укрытие от весенних заморозков, окучивание пропашных культур, дополнительное искусственное опыление подсолнечника и кукурузы, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, уничтожение сорняков, подготовка делянок под озимые культуры, отбор крупных семян, посев семян озимой ржи и пшеницы, уход за всходами, уборка сельскохозяйственных куль- тур, реализация полученной продукции.Основная обработка почвы- внесение удобрений, перекопка.

В течение вегетации.

Опытническая работа на пришкольном учебно-опытном участке.

Тема опыта: «Влияние внекорневой подкормки на урожай

капусты сорта «Слава»».

Цель опыта: выяснить влияние внекорневой подкормки на

урожай сельскохозяйственных культур (капусты).

Опытом занимаются учащиеся 6 класса.

Состав звена:

Елесин Алеша,

Сафонова Яна,

Славкина Ксюша,

Рябова Оля.

Методика проведения опыта.

Внекорневая подкормка - это подкормка растений непосредственно через листья. Опрыскивание их слабыми растворами, содержащими питательные элементы, опытом установлено, что питательные вещества, внесенные при внекорневой подкормке на листья, используются не только этими листьями, но и всем растением.

При внекорневой подкормке значительно повышается коэффициент использования питательных веществ из удобрений, так как последние поступают непосредственно в ткани листьев, минуя почву, где обычно большая часть этих питательных веществ теряется.

Капуста, как листовая культура, очень хорошо реагирует на азотные удобрения. На 10 литров воды берется 150 г аммиачной селитры; через 15-20 дней после высадки рассады в открытый грунт произвести 1-ую внекорневую подкормку. Повторить в течение лета 5-6 раз с промежутками в 7-10 дней.

Строение подземной части растений часто описывается очень поверхностно и не всегда понятно. Между тем оно определяет и характер роста, и уход, и способы размножения многолетников.

Для справочных описаний корней и корневищ растений часто используют разрозненные термины разных систем или субъективные определения: длинные, короткие, поверхностные, мощные… В результате можно найти различные описания одного и того же вида. Чтобы в них разобраться, для начала познакомимся с общими понятиями. Подземная часть растения представлена корнями или корнями и корневищами. Наглядные различия в том, что
на корневищах всегда есть почки, располагающиеся по спирали или супротивно, с сопутствующими чешуями или следами от них. Корень тоже может образовывать почки, но сидят они тогда беспорядочно, следов от чешуй при них не наблюдается.

1. Мочковатая корневая система (кистекорневые растения)

Формируется в первый год при отмирании главного корня - от основания стебля развиваются придаточные корни примерно одинаковой величины. Они образуются также при черенковании и других способах вегетативного размножения с использованием стеблевых структур . С возрастом формируется подземная часть и стеблевого происхождения (корневище), но она невелика.
Примеры: астранции, гейхеры , земляника (клубника) , незабудка, купальница, печеночницы, хоста , плотнокустовые злаки.
Особенности: у растений мало почек возобновления, разрастаются медленно. Пересаживать их легко - корневая система компактна, неглубока. В цветнике они держатся стабильно на одном месте. Нарастающее основание стебля со временем может оголяться - нужно регулярно подсыпать землю. У некоторых культур (дельфиниум культурный , ковыль, овсец, овсяница) на 3-5-м году середина куста начинает выгнивать, и он распадается на части. Эти части имеют слабые корни и нуждаются в разделении и пересадке, то есть в омоложении. Проводят его рано весной. Размножают такие растения семенами и делением разросшегося куста в конце апреля - мае или в конце августа - сентябре.

2. Придаточные клубневидные и веретеновидные корни

Разновидность мочковатой корневой системы, в которой часть придаточных корней имеет запасающие функции (корнеклубни).
Примеры: лилейники (сортовые) , некоторые пионы.
Особенности: такие корни могут довольно долго (более месяца) оставаться без грунта. Не зимующие в саду культуры (георгины , мирабилис) в таком виде хранят зимой. Эремурусы во второй половине лета выкапывают для просушки в течение 1-2 месяцев. При пересадке и хранении важно сберегать толстые корни - их потеря ослабляет растение. Размножают как и другие кистекорневые . Делят в период покоя, георгины - перед посадкой . Проросшие корнеклубни разрезают ножом так, чтобы каждая деленка имела участок стебля ("корневую шейку") с 2-3 ростками и утолщенными корнями. Срезы присыпают углем, подсушивают.

3. Короткие косые корневища

Имеют 10-15 годичных приростов, относительно немногочисленные почки возобновления, нарастают косо вверх, с возрастом становятся многоглавыми.
Примеры : герани (луговая, грузинская и др.), гравилат, ирис сибирский и мечевидный, нивяник, примула (весенняя, бесстебельная и их сорта, ушковая) , флокс метельчатый .
Особенности : поведение в саду, уход и размножение - см. кистекорневые растения .

4. Короткие горизонтальные корневища

Обычно имеют многочисленные почки возобновления, залегают неглубоко.
Примеры: астры новоанглийская и новобельгийская , бруннера , гвоздика перистая , горянки, золотарники сортовые, кореопсис, монарда, посконники , роджерсии, рудбекии , тысячелистник, фиалки душистая и рогатая, хризантемы , рыхлокустовые злаки.
Особенности: растения образуют относительно рыхлую, но четко обособленную куртину (дернину) из сближенных параллельных побегов. Она разрастается в ширину, оттесняя более слабых соседей. Оптимальны для крупных цветников. В малых - сажают с лентой-ограничителем или периодически удаляют лишний прирост. Пересадку переносят легко. Размножаются делением практически в любое время.

5. Длинные ползучие сильно ветвящиеся корневища

Располагаются горизонтально на разной глубине. Почки возобновления многочисленны.
Примеры: белокопытник, вербейник крапчатый, бамбук, двукисточник, манник, спартина, золотарник канадский, ландыш , многие осоки , пельтифиллум, повой, полыни (австрийская, понтийская) , горец сахалинский , сныть, физостегия, хмель .
Особенности: растения активно расползаются во все стороны, образуя рыхлые куртины, внедряются в куртины соседей, могут подавлять их. Хороши для парков, некоторые могут натурализоваться. В цветниках сажают с ограничительной лентой. Размножаются участками корневищ, на которых есть хотя бы одна почка. Оптимальное время деления - весна или осень. Постоянно нарастающие виды (злаки, осоки, повой) можно делить в любое время.

6. Длинные ползучие утолщенные корневища

Имеют запасающую функцию, почек возобновления мало, в основном нарастают верхушкой. Как правило, расположены неглубоко.
Примеры: аронники, ветреницы - эфемероиды , кубышка, кувшинка белая, купены , сангвинария.
Особенности: оптимальное время деления - весна или осень. Для размножения берут верхушечный участок корневища с почкой.

7. Поверхностные толстые корневища

В сущности, стебли, прирастающие к грунту и погруженные в него неглубоко или частично. Нарастают горизонтально, в основном верхушкой, старые части корневища отмирают через не-сколько лет, и их ответвления разделяются.
Примеры: бадан , герани (фиолетовая, крупнокорневищная), ирисы (главным образом сортовые бородатые , спуриа).
Особенности: если корневища полупогруженные (ирисы), они "наезжают" друг на друга, слабеют, центр куртины со временем оголяется, и растение нуждается в регулярном омоложении. Деление корневищ - единственный способ размножения сортов таких растений. Например, бородатых ирисов. Делят после цветения (со второй половины июля), оставляя для посадки 1-2 молодых звена корневища (прирост последних лет).

8. Мощная, глубокая корневая система с густыми питающими корнями

В сущности, сильно развитая кистекорневая или короткокорневищная система, отчасти одревесневшая и многоглавая.
Примеры : адонис, арункус, сортовые астильбы , клематис , клопогон , лапчатки гибридные (гималайские) .
Особенности: в саду такие растения десятилетиями живут на одном месте (исключение - астильбы). Пересадка крупных экземпляров требует больших физических усилий, желательно делать это в раннем возрасте. С другой стороны, при старательной выкопке они сохраняют компактный земляной ком и хорошо приживаются. Уход и деление как для кистекорневых .

9. Толстые глубокие корневища и корни со слабо развитыми боковыми (питающими) корешками

Не любят пересадку и тяжело переносят повреждения корней.
Примеры: горечавка желтая, девясил высокий, пионы (лекарственный, молочноцветковый и его сорта) , ревень .
Особенности : в саду растут на одном месте десятки лет. Делением обычно размножают сорта, например пионов. Делают это с середины августа до середины сентября, когда растение закончило активный рост. Куст выкапывают, промывают корни водой и разделяют ножом на куски так, чтобы на каждой деленке было не менее 2-3 почек. Срезы подсушивают, чтобы не загнили.

10. Подземные столоны

Это недолговечные тонкие корневища, задача которых расселение: после отрастания нового растения они отмирают. Столоны почти не ветвятся, на верхушке имеют почку, которая дает начало новому растению.
Примеры: василистник сизый , лилейник рыжий, хохлатка извилистая.
Особенности : в саду столонные растения практически то же, что и корневищные . Густота куртины зависит от длины столонов.

11. Стеблеклубень, или собственно клубень

Короткое толстое корневище с немногочисленными корнями. От корнеклубня отличается наличием почек. Однолетние клубни (акониты синий, Кармихеля и т.п., топинамбур , картофель) образуются на столонах и окончательно формируются осенью. Многолетние клубни (лиатрис, цикламен) - это продолжение стебля.
Особенности : однолетние клубни в саду ведут себя как корневищные. Разделяются сами: осенью выкапывают куст и выбирают отдельные клубеньки. Их надо отличать от растений с корнеклубнями, образующимися на тонких корнях (стахис, таволга обыкновенная, зопник), которые таким образом не размножаются. Многолетние клубни ведут себя как стержнекорневые.

Корень выполняет в растительном организме важнейшие функции. Основные из них - закрепление в почве, всасывание и проведение воды с растворенными в ней веществами, а также Возможность осуществления этих процессов связана с особенностями строения различных корневых систем.

Что такое корень?

Корнем называют подземный орган растения. Хотя в природе встречаются его особые разновидности - дыхательные, которые способны впитывать влагу, находящуюся в воздухе. В зависимости от особенностей строения различают несколько типов корней: главный, боковой и придаточный.

Первый у растения всегда один. От него отходят боковые корни. Обычно их достаточно много, благодаря этому увеличивается площадь всасывательной поверхности. Корни, которые растут сразу от побега, называются придаточными.

Типы корневых систем

Но для обеспечения всего многообразия функций подземного органа одного типа растительному организму недостаточно. Поэтому они объединяются, образуя два вида состоит из главного и боковых. Ее основным преимуществом является то, что растения со стержневой системой могут получить воду глубоко из-под земли.

Мочковатая корневая система образована только придаточными корнями, которые отходят от надземной части растения - побега. Они растут крупным пучком, большинство из них имеет одинаковую длину.

Мочковатая корневая система характерна для представителей (Мятликовые), Луковые, Лилейные. Все они относятся к классу Однодольные.

Мочковатая корневая система

Среди двудольных подземный орган такого типа есть у подорожника. развивается на видоизменениях побега. Примером этого могут служить усы клубники или корневища папоротника.

Мочковатая корневая система способна проникать в глубь почвы на расстояние до двух метров. Там она достаточно сильно разрастается в ширину.

С начала развития главный корень этой системы начинает расти. Однако вскоре он отмирает и заменяется на придаточные стеблеродные виды.

Длина мочковатой корневой системы варьируется. У преобладающего большинства злаковых растений она достигает трех метров, а у кукурузы - до десяти. У одних из самых ценных представителей однодольных - пшеницы и ржи - основная масса придаточных корней развивается на глубине до нескольких десятков сантиметров. Поэтому такие растения очень чувствительны к недостатку влаги.

Но у мочковатой корневой системы есть и масса преимуществ. Находясь на небольшой глубине, она охватывает гораздо большую площадь питания. Например, суммарная длина всех корней пшеницы составляет около 20 км.

Растения с мочковатой корневой системой

Если засуха является злейшим врагом злаков и их корней, то для растений влажных природных зон она не страшна. Ведь они, наоборот, страдают от переизбытка воды. Это может вызвать процессы гниения, что неминуемо приведет к гибели растений. Именно поэтому они имеют ряд жизненно важных приспособлений для развития в этой природной зоне. Это и листья с широкой листовой пластинкой, и тонкая кора деревьев. Особое значение имеет и строение подземного органа тропических растений. Большое количество придаточных поверхностных корней обеспечивает быстрое всасывание достаточного количества влаги. По восходящему току эта вода поступает к листьям, которые обеспечивают процесс транспирации - испарения воды с поверхности пластинки.

Мочковатая корневая система характерна для растений, которые имеют луковицы. В них накапливается вода с растворенными питательными веществами. Тюльпан, лилия, лук-порей, чеснок используют их в качестве запаса. Это помогает им пережить неблагоприятный период.

Видоизменения и их функции

В мочковатой корневой системе часто происходят видоизменения. В связи с этим появляются дополнительные функции. Например, георгина, чистяка и сладкого картофеля батата, который является востребованной культурой тропических стран, утолщаются и образуют клубни. Они не только запасают питательные вещества и воду, но и участвуют в вегетативном размножении. орхидеи также являются придаточными. Они способны впитывать влагу прямо из воздуха.

Мочковатая корневая система характерна и для плюща. С ее помощью он цепляется за опору и растет вверх, вынося листья к свету. Некоторые растения тропиков формируют придаточные корни прямо на стволах и ветвях. Дорастая до земли, они выполняют роль подпорок для широкой кроны. Такое же приспособление имеет и кукуруза. Поскольку придаточные корни обычно занимают поверхностное положение и не способны удержать растение в почве, эту функцию выполняют своеобразные подпорки.

Таким образом, мочковатая корневая система характерна для многих растений и обеспечивает важнейшие функции роста, питания и размножения.