Что делать если разрядился аккумулятор. Какие есть способы разрядить аккумулятор автомобиля. Отчего выходят из строя аккумуляторы?

Меня часто спрашивают – Сергей расскажи, пожалуйста, про глубокий разряд аккумулятора автомобиля? Столько ходит легенд и басен вокруг этой темы. Чем он так опасен, какие есть причины его возникновения, ну и конечно последствия. Ведь почему то этих разрядов боятся именно кислотные АКБ. А вот скажем не так критичны к нему, их можно многократно разряжать! Почему так? Этому есть несколько основных причин, однако давайте разбираться последовательно …

Пары, образующиеся при уравнивании, могут быть очень разрушительными для ткани и обивки, если батареи находятся в жилой зоне лодки. Район должен хорошо вентилироваться. Батарейные кондиционеры являются альтернативой выравниванию. Батарейные кондиционеры используют широкий импульс энергии, излучаемой в батарею, что устраняет и предотвращает этот процесс ограничения жизни. Частоты, при которых испускаются эти импульсы, настроены на возбуждение структурных компонентов сульфатных отложений. Этот процесс позволяет сульфатировать обратно в электролит.


Разряд аккумуляторной батареи это нормальный процесс ее эксплуатации – сначала она накапливает энергию, затем ее отдает. Все прелесть АКБ, что он многозарядный, то есть не как батарейка отработала, и выкидываем, а можно постоянно заряжать большое количество циклов. Однако строение самого аккумулятора далеко не идеально, если хотите, то это очень капризное устройство:

Можно сохранить замену вашего банка батарей для дома и предоставить лучший страховой полис за небольшую цену. Аккумуляторные батареи сидят между батареей и домом. Если по какой-то причине вы должны вытащить батарею ниже заданного уровня, защитник аккумулятора отключит нагрузки, сохраняющие банк батарей.

Обычно охлаждение остается на борту, когда вы оставляете лодку, дренируя батареи, заставляя вас потерять батарею и, в конечном итоге, быть пищей в холодильнике. Протектор батареи отключит холодильник, экономя банк батарей дома, но да, у вас все еще будет плохое питание в холодильнике.

  • Его нельзя перезаряжать, иначе могут осыпаться свинцовые пластины
  • Его нельзя «глубоко» разряжать, что говориться в ноль (про это ниже)
  • Нужно следить за плотностью электролита
  • Поддерживать уровень электролита
  • Следить за банками иначе они могут замкнуть

Приколов много, конечно сейчас появились так называемые необслуживаемые аккумуляторы, они менее проблемные, уберегут от проблем с электролитом. НО такие вопросы как перезаряд и глубокий разряд остаются. Поэтому нужно и эксплуатировать вашу батарею.

Поплавковое зарядное устройство заряжает батарею с такой же скоростью, как и саморазряды аккумулятора, тем самым поддерживая полную емкость аккумулятора. Однако основное различие между зарядным устройством струйки и зарядным устройством с плавающей точкой заключается в том, что зарядное устройство с плавающей точкой имеет схему, предотвращающую перезарядку аккумулятора.

Ниже приведены два примера внутренней печатной платы зарядного устройства с батареей. Это печатная плата, содержащая «мозги» зарядного устройства с плавающей точкой. Эта монтажная плата будет делать многое. Во-вторых, он будет непрерывно следить за состоянием заряда батареи, полностью заряженным или подзаряженным.

Немного о разряде – заряде

Эти процессы характеризуются напряжением батареи. Наверное, многие слышали, что напряжение на автомобильном аккумуляторе 12В, это не совсем правильно. . Это своего рода 100% заряда.

Сильный разряд это примерно 10,5 — 11,0В, при таких параметрах вы уже не запустите свой авто. Это своего рода минимальный порог. Конечно, можно разрядить в ноль, то есть 0 Вольт, это и будет глубоким параметром.

В-третьих, если аккумулятор разрядится, он автоматически включит цикл зарядки. Но для простоты мы состоим 12 вольт. Напряжение позже будет уменьшено схемой. Эти провода переходят к селекторному переключателю, чтобы пользователь мог переключать заряд батареи 6 или 12 вольт. Вот еще один пример внутренней печатной платы зарядного устройства с батареей.

Поплавковое зарядное устройство распознает, когда напряжение батареи находится на соответствующем уровне поплавка и временно прекращает зарядку; он поддерживает ток заряда на нуле или очень минимальном уровне, пока не почувствует, что напряжение на выходе батареи упало, а затем возобновляет зарядку. Важно отметить, что соответствующее поплавковое напряжение значительно варьируется в зависимости от конструкции батареи и температуры окружающей среды. При соответствующем напряжении для типа батареи и при надлежащей компенсации температуры зарядное устройство с плавающей точкой может поддерживаться неограниченно, не повредив батарею.


Коротко о строении

Аккумулятор (как мы уже не раз говорили) состоит из пакетов свинцовых пластин (это минусовые) и пакетов диоксида свинца (это плюсовые), между ними пролагается специальный диэлектрик, который не дает пластинам перемыкать. Такие «наборы» погружаются в кислотный электролит (35% серной кислоты + 65% ), после чего они готовы накапливать заряд. Всего таких разделов 6 штук или как их называют банок. Каждый из разделов дает напряжение примерно в 2,1 Вольта, если перемножить на «6» — вот вам и 12,6 – 12,8Вольта.

На большинстве батарей вы можете снять вентиляционные колпачки, чтобы добавить дистиллированную воду. Если уровень воды должен опускаться ниже верхней части ячеек, добавьте достаточную дистиллированную воду для покрытия клеток. Не используйте водопроводную воду, так как она содержит минералы и отложения, которые накапливаются На пластинах аккумуляторных батарей. Большинство необслуживаемых батарей герметизированы. Вода не может быть добавлена ​​к необслуживаемому аккумулятору - и вы не должны это делать, поскольку электролит обычно не испаряется при использовании зарядного устройства с низким зарядом аккумуляторной батареи.


Само строение очень прочное, но слабым звеном в этой цепочке является электролит, а в частности серная кислота. Именно из-за нее и происходят частые выходы из строя аккумуляторов при глубоких разрядах.

А вот вторая составляющая, , косвенно способствует выходу из строя при перезаряде! Потому как:

Автомобильная батарея обеспечивает пусковую мощность для двигателя. Он также подает питание на аксессуары, такие как освещение, вентиляторы и радиоприемник, когда двигатель не работает. Между низкими оборотами двигателя и увеличением нагрузки на дополнительное усилие при более высоких скоростях работы батарея создает разницу, стабилизируя выход генератора. Этот стабилизирующий эффект также защищает электрическую систему автомобиля, сглаживая внезапные высокие напряжения, которые могут повредить электрические компоненты.

Батареи производят свою энергию посредством химической реакции, которая высвобождается, когда к аккумулятору подключается груз, такой как земной шар, стартер или электрический вентилятор. Электрический ток возникает, когда два разных металла помещаются отдельно в жидкость, способную проводить электричество. Когда металлы соединены вместе над жидкостью, электрический ток течет через соединение. Различные металлы называются электродами. Для отрицательного электрода или пластины используется чистый свинец, а для положительного электрода используется паста диоксида свинца.

  • Начинает кипеть, а соответственно температура внутри банки – повышается, что негативно влияет на пластины, они попросту могут осыпаться.
  • Имеет обыкновение испаряться, что уменьшит , и негативно скажется на пластинах.

Глубокий разряд как убийца батареи

НУ что строение вспомнили, теперь давайте запоминать — почему глубокий разряд так губителен для аккумулятора. Здесь очень простая ситуация:

Когда положительный и отрицательный электрод объединяются, они называются ячейкой. Две или более ячейки, соединенные вместе, называются батареей. Положительные и отрицательные пластины всегда разделяются разделителем на позолоченный, они не контактируют и не разряжаются. Жидкий раствор называется электролитом, который состоит из разбавленного раствора серной кислоты.

Аккумулятор разряжается, когда через ячейку течет больше ток. Ячейку можно заряжать, заставляя электрический ток обратно через ячейку в обратном направлении. Химическая реакция, которая происходит во время разряда, преобразует как положительный электрод, так и отрицательный электрод в сульфат свинца. Вода вырабатывается и разбавляет прочность кислоты. Во время перезарядки электроды преобразуются обратно в диоксид свинца и свинец. Вода, образующаяся во время разряда, потребляется, возвращая исходный материал до его первоначальной прочности.

Идеально плотность электролита должна быть 1,27 г/см3, это соотношение воды и серной кислоты. При разряде, из электролита, начинает поглощаться серная кислота, точнее она начинает оседать на плюсовых (диоксидных) пластинах в виде солей. И чем ниже разряд, тем сильнее они оседают на пластинах – плотность категорически падает.

Глубокий разряд – это своего рода минимально возможный порог батареи, то есть дальше уже разряжаться некуда. При таком химическом процессе, серная кислота находится в виде солей на плюсовых пластинах и чтобы ее от туда снять, нужно как можно быстрее зарядить АКБ.

Кроме того, некоторый электролиз воды в электролите приводит к его разрушению в его составные газы: водород и кислород. Австралийский стандартный тест, который реплицирует отказ генератора, указывает время в минутах, когда ток разряда составляет 25 ампер, до тех пор, пока напряжение батареи не опустится ниже 5 вольт. Резервная емкость относится к емкости аккумулятора и увеличивается с увеличением количества активного материала в батарее. Температура сильно влияет на способность батареи выдерживать большие токи и увеличивает частоту износа изношенных батарей в зимние периоды. Что такое 20-часовая емкость? Батареи следует изолировать, удалив отрицательный клеммный зажим, если автомобиль не используется в течение длительного времени. Аккумуляторная кислота Правильная концентрация серной кислоты находится в батарее при ее изготовлении, обычно нет необходимости пополнять кислоту при нормальном сроке службы. В наши дни не так распространены, но некоторые импортируемые продукты по-прежнему доступны в качестве сухих зарядов и являются Снабженный кислотной бутылкой. Чтобы сделать сухие заряженные батареи, пластины полностью заряжены и высушены перед сборкой аккумулятора, они могут ухудшиться, если они подвержены воздействию воздуха, поэтому каждая ячейка должна иметь герметичные уплотнения для хранения в сухом состоянии.

  • Что такое резервная мощность?
  • Что такое холодная провокация?
Батареи должны подвергаться регулярному тестированию, чтобы гарантировать, что их стартовая мощность поддерживается на оптимальном уровне производительности.

Тогда плотность начнет возвращаться в свое русло — из электролита наоборот начнет поглощаться дистиллированная вода, а вот концентрация кислоты начнет расти.

«НУ и что» — скажите вы – «ну разрядил я свой АКБ в ноль, дальше зарядил и все хорошо, буду кататься дальше»!

А вот не все так просто – зачастую концентрация солей на плюсовых пластинах настолько велика, что при заряде кристаллы солей, не разрушаются, а остаются! Это говорит нам о том, что пластина полностью покрыта солью, ее соприкосновение с электролитом минимально! Значит, она не будет нормально работать и способствовать накоплению заряда. По опыту знаю, что каждый глубокий разряд отнимает от 2 до 3 % от , причем сразу! Если их накопить 10 – вот вам минус 30% емкости, такой АКБ уже не запустит двигатель вашего авто.

Аккумулятор также должен быть тщательно изучен для любых физических условий, которые могут уменьшить срок службы батареи и препятствовать стартовым характеристикам, таким как сломанные или поврежденные стойки, и утечки в корпус или крышку батарейного отсека.

Первый шаг в оценке пусковой способности включает в себя тестирование состояния заряда батареи с помощью ареометра или вольтметра. Все незамкнутые батареи следует проверять с помощью ареометра. В качестве дешевого и надежного метода определения состояния заряда ареометр также показывает различий между ячейками и позволяет визуально контролировать цвет электролита.


Так что опускать можно примерно до 11 Вольт, это своего рода минимальный предел, после этого уже начинается сульфатация плюсовых пластин.

Причины

Теперь пару слов о причинах. Зачастую это всевозможные утечки тока. Например, на стоящем автомобиле, они должны быть сведены к нулю, но если вы устанавливаете не штатное оборудование (сигнализации, магнитолы, другие гаджеты), они могут высасывать энергию из АКБ, даже на стоянке. Вот вам и первая причина.

Загерметизированные батареи должны иметь напряжение 5 или более, прежде чем может быть проведено испытание нагрузки. Перед началом зарядки обеспечьте достаточную вентиляцию и убедитесь, что надеваются защитные очки или щиток для лица. Искры из свободных соединений или металлических инструментов, контактирующих между клеммами или подпольным терминалом и рядом с заземленными металлическими частями, также могут быть опасными. Не удаляйте вентиляционные колпачки и не заряжайте аккумулятор, если вы не знакомы с пошаговой процедурой подзарядки аккумулятора.

Также может накрыться генератор автомобиля, то есть не будет, происходит пополнение заряда машины – вторая причина.


Третья – длительный срок стоянки, например полгода или год, , если этого не сделать заряд может снизиться до критичной отметки. А вообще, нужно хоть раз в месяц запускать двигатель, чтобы восполнить энергию аккумулятора, да и погонять жидкости и масло по своим полостям. Это важно.

Перед началом зарядки убедитесь, что вы прочитали инструкции изготовителя для конкретного зарядного устройства, которое вы используете. Только для поддерживаемых типов аккумуляторов - ослабьте вентиляционные колпачки, а затем поместите влажную ткань поверх вентиляционных крышек перед началом работы. Подключите провода зарядного устройства к клеммам аккумулятора, красный проводный провод к положительной клемме и отрицательный вывод штыря к отрицательной клемме. Поверните зажимные зажимы зарядного устройства, чтобы обеспечить хорошее соединение. Включите зарядное устройство и медленно увеличивайте скорость зарядки до достижения требуемого значения ампер. Не заряжайте в красной зоне. Если аккумулятор начинает испускать дым или плотный пар, отключите зарядное устройство и откажитесь от батареи. Если происходит сильное газирование или извержение элеолита, уменьшите или временно остановите зарядку.

  • Для продукта, не требующего технического обслуживания, продолжайте шаг.
  • Установите электрический таймер на требуемое время зарядки.
Это может сломать соединение на клемме аккумулятора и создать искру, которая могла бы воспламенить взрывоопасные газы в батарее.

Наверное, это основные причины, конечно если вы не сидите и специально не сажаете батарею, например магнитолой или светом фар.

Последствия

Как я уже писал сверху, несколько раз глубоко разрядили и все! АКБ можно выкидывать! Плюсовые пластины полностью покроются солями, плотность электролита упадет, и не будет расти. Даже если вы замените электролит на новый нужной плотности, он не смоет образованные соли.

Никогда не сломайте «живую» цепь на клемме аккумулятора по той же причине. Следующие тарифы и время зарядки предполагают полностью разряженное состояние. Многие доступные зарядные устройства автоматически приспосабливаются к состоянию разряда и начинают с повышающего заряда, постепенно меняющегося в соответствии с условиями батареи, а затем выключения с полностью заряженной скоростью. Если это не автоматическое зарядное устройство с переключателем, используйте приведенное выше руководство.

В качестве окончательной проверки проверьте клеммы, провод заземления и зажмите фиксатор для герметичности.

  • Долейте воду, используя деионизированную воду.
  • Проверьте автомобиль на текущий слив с помощью электронного тестера.
  • Проверьте систему зарядки автомобиля.
  • Для автомобилей с напряжением 12 В показание должно составлять от 8 до 6 вольт.
Поддержание хорошего состояния.

Как заверяют многие производители батарей, максимальное пороговое значение равняется 15 – 20 циклам. Но по опыту знаю, что уже после 10 циклов, зимой такая батарея не справляется со своими обязанностями, для лета еще сгодится.

Мораль басни такова – не допускайте таких глубочайших параметров разряда. Это реально убивает ваш АКБ, с каждым разом отнимаете около 3% от емкости.

Можно ли восстановить?

В нашем мире — возможно все, вот только какой ценой! В идеале, нужно убрать соли с плюсовой пластины, как это сделать?

  • При сильной кристаллизации — возможно физическое удаление. Для этого нужно вытащить пакет пластин и отчистить его от солей – дальше залить новый электролит и зарядить АКБ. Сложно это сделать? ДА конечно – ДА! Как вы достанете пакет пластин? Нужно будет резать сверху пластик и физически вытаскивать. Затем каждую пластину в отдельности отчищать – сделать это реально сложно. Хотя я где-то есть видео на YOUTUBE, но реально не указывалось, работал ли потом АКБ или нет.
  • Конечно сейчас очень много так называемых десульфаторов пластин, то есть такие химические жидкости убирают этот налет солей, но про это у меня будет отдельная статья, здесь тоже не все так однозначно. Многие пишут, что это просто чудо, другие что ни применять никогда. Но в идеале –емкость также восстанавливается лишние соли уходят.


Вот такие вот последствия и причины, кстати пару слов про AGM и GEL, почему же они так устойчивы к глубоким разрядам? Все просто, тут электролит уже не в обычном жидком состоянии, здесь он находится запечатанным в стеклопакеты (AGM) или в гель (GEL), поэтому разрушительное образование солей тут сведено к минимуму, хотя полностью не побеждено! Здесь циклов в разы больше, но также не стоит доводить до этого. Небольшой видео пример.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно.

9 октября 2016

Вы вышли утром из дома, сели в машину, и обнаружили, что ваш автомобиль не заводится. По статистике, чаще всего это случается зимой, особенно в морозный день. Ситуация, знакомая многим – разрядился аккумулятор. И редко кому удалось её избежать.

Основные факторы, влияющие на работу АКБ

В процессе работы аккумуляторы изнашиваются и выходят из строя. Что же может ускорить процесс, который приведёт к констатации печального факта: аккумулятор вашего автомобиля полностью разрядился?

  • повышенная температура – причина коррозии пластин, в результате чего обедняется их активное покрытие и истощается электролит;
  • электрические перегрузки – оставленные включёнными на время длительной стоянки сигнализация и телефон, простаивание в пробках в зимнее время при работающих одновременно фарах, вентиляторе, обогревателе заднего окна и стеклоочистителях забирают больше энергии, чем производит генератор. Много энергии потребляют также компрессоры для подкачки шин, стоп-сигналы, мощная аудиосистема.
  • вибрация – «болтанка» медленно, но уверенно стряхивает активное вещество из пластин аккумулятора, поэтому особенно важно хорошо и прочно его закрепить;
  • плохой уход. АКБ должна содержаться в идеальной чистоте – нужно следить за чистотой клемм и корпуса, регулярно их протирать и следить за уровнем электролита. При повышенной плотности электролита пластины будут быстро разрушаться, а при пониженной – происходит их сульфатизация, поэтому электролит станет замерзать при минусовых температурах.

Как завести автомобиль с разряженным аккумулятором?

Теория-теорией, но, тем не менее – стоим на месте. Аккумулятор автомобиля не подаёт признаков жизни и его нужно реанимировать. Способов решения этой задачи несколько, и только от ситуации зависит, с чего начать.

Можно, конечно, не очень долго думая, пойти и купить новую батарею. Но вряд ли вы так поступите - обязательно постараетесь сначала найти другой выход из положения. И правильно!

Зарядное устройство или запасной аккумулятор

У предусмотрительных и запасливых автомобилистов наверняка имеется компактное зарядное устройство или просто запасной аккумулятор - не выброшенный, а восстановленный старый после покупки нового. Тогда вопрос как завести автомобиль решается оперативно: или за 15-25 минут подзаряжаемся, или меняем аккумулятор.

А вы знали, что можно сделать ?

Но пользоваться таким способом подзарядки каждый день вредно для АКБ, и если батарея не держит заряд хотя бы 3 дня (а лучше – неделю), то нужно искать другую причину.

Если вы не относите себя к категории запасливых, то в случае если сел аккумулятор, воспользуетесь другими методами.

Завод с «толкача»

Самый простой из них, «тяни-толкай» безболезненно можно применять к автомобилям только с механической коробкой передач. А если вы владелец авто с АКПП, то сделать это можно попытаться разве только в безвыходной ситуации и всего лишь однажды. Ведь смазка АКПП происходит только во время работы двигателя, а если стартовать «насухо», то вполне могут случиться серьёзные поломки.


Запитка от АКБ другого авто

Можно ещё прикурить от аккумулятора другого автомобиля. Этот метод, в принципе, универсален и подходит к автомобилям любого типа. Правда, при современном уровне «накрученной» электроники и он может дать сбой. И нужно ещё найти товарища-автомобилиста, желающего вам помочь.

Как же правильно это сделать? Машину помощника нужно поставить близко к вашей, но не впритык, иначе есть риск образования замкнутой цепи.


Батареи соединяют «крокодилами» в таком порядке:

      • красный кабель: одним концом с клеммой (+) на заряженном аккумуляторе, другим концом с клеммой (+) на вашем устройстве;
      • чёрный кабель: одним концом с клеммой (–) на заряженном, а другим – с точкой заземления на шасси или блоке двигателя.

Машина с заряженным аккумулятором должна затем поработать не менее 1 минуты.

Когда запустится и ваше авто, а работа двигателя станет ровной и устойчивой, с «помогающего» аккумулятора осторожно снимаются провода (в обратном порядке). Только после этого освободите от проводов свою батарею.

Меры безопасности. При присоединении кабелей может возникнуть небольшая искра. Нужно следить, чтобы места присоединения были чистыми, а кабели не касались движущихся деталей . Во время подзарядки от внешнего источника нельзя курить и прикасаться к кузову автомобиля.

Не стоит пытаться завести машину, просто поставив на время чужой аккумулятор на свой автомобиль. Не соглашайтесь это делать и тогда, когда именно вы находитесь в роли «донора» для чужого заглохшего авто. Иначе могут сбиться бортовые настройки на одном автомобиле и, скорее всего, выйдет из строя инжектор на другом.

Что делать, если АКБ полностью разряжена?

Если аккумулятор полностью разрядился, описанные выше меры результата не дадут. Но как определить факт полной разрядки?

Задача упрощается, если на АКБ вашего автомобиля есть индикатор зарядки. Его зелёный цвет показывает норму, чёрный свидетельствует о разрядке, а белый – о том, что аккумулятор разряжен полностью или пришёл в негодность.

Напряжение у заряженного аккумулятора должно быть в пределах 12,6-12,9 В, у разряженного на 1 В меньше. Уровень электролита и его плотность измеряют ареометром. Нормальные значения этого показателя: 1,25-1,29 г/см3. При отсутствии на вашей батарее меток «минимум-максимум» нужно просто следить, чтобы пластины батареи были покрыты электролитом, и долить дистиллированной воды.

Итак, диагноз окончательный и батарея разряжена полностью. После того, как вы точно удостоверились в этом, то запуск автомобиля с разряженным аккумулятором естественно, возможен только после его зарядки.

Порядок зарядки аккумулятора

Нельзя просто подключить аккумулятор к зарядному устройству, и оставить его на всю ночь в гараже. При зарядке полностью разрядившейся АКБ существуют определённые правила и нюансы. Если их соблюдать, то аккумулятор вашего автомобиля прослужит ещё довольно серьёзный срок.

Перед зарядкой нужно открыть все крышки (горловины) и снять клеммы. По очереди подсоединить (+) зарядного устройства, затем (-). После этого включить устройство в сеть. Отключение, естественно – в обратном порядке.


Для стандартных свинцово-кислотных батарей зарядный ток составляет ориентировочно 10% их полной ёмкости. Например, если заряжаете АКБ с характеристикой 50 ампер-час, то при силе тока 5 ампер процесс должен длиться не менее 10 часов. Крышки при зарядке нужно снимать.

Если возникнет желание ускорить заряд, то это чревато перегревом, а то и закипанием электролита . При этом пластины покоробятся, и тогда батарея точно выйдет со строя навсегда.

Герметичные аккумуляторы нужно заряжать ещё дольше. Например, ток зарядки для необслуживаемого аккумулятора такой же ёмкости нужен силой только в 1,25 ампер (не более 2,5%) и зарядка будет длиться около 40 часов.

Зарядные устройства тоже бывают разными по устройству и мощности. Большинство из них имеет регулятор зарядного тока, а некоторые - режим «снижающейся зарядки». Это хорошо для предотвращения возможного перезаряда.

Некоторые же - наоборот, имеют функцию быстрой зарядки. Это свойственно мощным зарядным устройствам. Но лучше придерживаться правил оптимальной зарядки, чтобы аккумулятор не вышел из строя раньше срока.

В заключении

Все советы по поводу того, как завести автомобиль, когда аккумулятор разрядился, могут быть актуальны, если с вашей машиной это случилось только единожды. Если же батарея разряжается часто и это повторилось уже не раз, то нужно выяснить настоящую причину. Может быть, дело в генераторе, из-за неисправности которого на батарею не подаётся достаточный заряд, и она не успевает подзаряжаться во время пути.

А если всё это происходит ещё и летом, может, ваш аккумулятор действительно уже отслужил своё?