Результаты поиска по \"межрегиональная интеграция\". Межрегиональная интеграция на пространстве ШOC 3 глобальная региональная и межрегиональная интеграция

Основы интеграционного права

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 04.02.2014
ISBN: 9785392141487
Язык:
Объем текста: 291 стр.
Формат:
epub

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

§ 3. Региональная, межрегиональная и глобальная интеграция

Третьим основанием классификации международной интеграции на разные виды являются ее территориальный уровень (масштаб) — количество и географическое расположение участвующих в ней государств.


Если в интеграции участвуют все или подавляющее большинство стран планеты, расположенных в разных частях земного шара, то она может рассматриваться как глобальная, т. е. общемировая. В настоящее время главным форумом для осуществления глобальной интеграции в экономической сфере выступает Всемирная торговая организация, в рамках которой сокращены торговые барьеры между подавляющим большинством стран. После присоединения к ВТО в XXI в. сначала Китая, затем России (2012) Всемирная торговая организация объединяет не только государства всех регионов земного шара, но и все крупнейшие экономики мира.


Некоторые интеграционные мероприятия на глобальном уровне также проводятся в рамках других универсальных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Примером может служить устранение препятствий международным авиаперевозкам грузов и пассажиров путем введения так называемых свобод воздуха, действующих между государствами-членами специализированного учреждения ООН — Международной организации гражданской авиации (ИКАО):


право на транзитный беспосадочный полет через территории других государств (первая свобода воздуха);


право транзитного полета с посадкой в других странах без коммерческих целей, т. е. без принятия на борт или высадки (выгрузки) пассажиров, грузов и почты (вторая свобода воздуха);


право доставлять в другие страны пассажиров, грузы и почту, взятых на борт в государстве регистрации воздушного судна (третья свобода воздуха);


право принимать на борт в иностранном государстве пассажиров, грузы и пассажиров в целях их доставки в государство регистрации воздушного судна (четвертая свобода воздуха) и т. д.


В свою очередь, подписанная под эгидой Организации Объединенных Наций Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. делает более открытыми границы государств для морского судоходства, гарантируя в ст. 17 «право мирного прохода» через их территориальное море судам из любых стран, даже из тех, которые не имеют выхода к морю.


Еще в одном специализированном учреждении ООН, в котором состоят почти все страны мира — Международном валютном фонде (МВФ), государства-члены обязались не налагать ограничений на платежи и переводы между собой по текущим международным операциям без утверждения МВФ (ст. VIII «Общие обязательства государств-членов» Статей соглашения Международного валютного фонда 1944 г. с последующими изменениями).


Как отмечается в трудах представителей российской юридической науки, государства-члены по учредительному договору МВФ тем самым отказываются «от части своей юрисдикции, что можно расценивать как добровольное самоограничение суверенитета, идущее в русле глобализации». В то же время согласно переходным положениям учредительного договора МВФ (ст. XIV «Переходные положения») государствам-членам разрешено сохранять валютные ограничения на международные переводы и платежи в интересах защиты своих платежных балансов, и многие из них воспользовались таким правом на изъятие.


Упомянутое изъятие служит дополнительным свидетельством более осторожного (частичного) характера глобальной интеграции. Вполне очевидно, что ввиду большого количества участвующих государств развитие международной интеграции в глобальных масштабах происходит заведомо труднее, а ее степень является заведомо более низкой, чем в случае интеграционных процессов между государствами отдельных регионов планеты, т. е. региональной интеграции.


Региональная интеграция представляет собой интеграционные процессы между отдельными группами государств, расположенных поблизости друг от друга, обычно в рамках одного континента земного шара или иного географического региона.


По своим максимальным географическим пределам региональная интеграция, таким образом, может совпадать с территорией одной части света и охватывать все находящиеся в нем государства. Попытки такого рода континентальной интеграции предпринимаются, например, в рамках Африканского союза, Союза Южноамериканских наций УНАСУР или Совета Европы.


Однако с учетом многоскоростного характера интеграционных процессов более успешными обычно оказываются региональные интеграционные объединения с более узким кругом государств-членов. Например, в Европе самой эффективной интеграционной организацией является Европейский союз, объединяющий сегодня большинство, но все же не все страны Восточной и Западной Европы.


В Африке интеграционные процессы сегодня развиваются, преимущественно не в рамках Африканского союза в целом, а внутри более компактных интеграционных союзов и сообществ между странами отдельных регионов этого континента: Южноафриканский таможенный союз, Восточноафриканское сообщество, Центральноафриканское экономическое и валютное сообщество, Западноафриканский экономический и валютный союз и т. д.

Основы интеграционного права



Первое в России учебное пособие, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях, охарактеризованы важнейшие достижения правового регулирования международной интеграции в экономической, политической и других сферах общественной жизни, исследован правовой статус ведущих интеграционных организаций, функционирующих в разных частях земного шара.
Особое внимание уделяется практическим аспектам участия России в интеграционных процессах, включая правовые основы интеграции на территории бывшего СССР в перспективе формирования Евразийского союза и правовые механизмы регулирования глобальной экономической интеграции в рамках Всемирной торговой организации.
Для студентов юридических вузов и факультетов, студентов факультетов международных отношений, работников органов государственной власти, внешнеэкономических и внешнеполитических организаций, аспирантов, преподавателей, а также для всех заинтересованных читателей.

Сегодня в межрегиональных взаимоотношениях устанавливаются прямые контакты с крупными финансовыми институтами с целью привлечения инвесторов в регионы. Процесс где-то достаточно развит, но в данном случае происходит совершенствование межрегиональных экономических связей и появляются новые организационные формы экономического сотрудничества.

Межрегиональная интеграция представляет интеграцию определенного масштаба в определенных временных рамках. Важнейшей формой является экономическая интеграция, выражающаяся во взаимодействии предприятий и организаций различных регионов. К современным формам межрегионального сотрудничества предприятий относят: создания ряда предприятий - холдингов (в нефтяной, газовой и др. отраслях промышленности). Основная цель - сохранять стабильность функционирования отрасли и рост поступлений от экспорта их продукта. Поэтому они стали монополистами создав по всей территории свои филиалы, которые занимаются координацией деятельности и организацией межрегионального сотрудничества.

На внешнем рынке конкурентоспособными могут быль только те предприятия, которые способны объединить в себе: добычу, переработку, транспортировку, сбыт. Поэтому возможно только государственное регулирование их усилий в рамках темпов инфляции.

Следующей формой межрегионального взаимодействия является финансово- промышленная группа (ФПГ). Практика их создания была подчинена необходимость реорганизации отдельных промышленных предприятий и концентрации финансовых ресурсов. Эта необходимость была усилена обострившейся конкуренцией с иностранными производителями на внутреннем и внешнем рынках.

Финансово-промышленные группы в регионах могут стать реальным институтом при проведении экономической и промышленной политики. Регионы, где сформированы крупные ФПГ, являются Регинами-донорами и обладают реальной финансовой самостоятельностью при проведении бюджетной политики.

Создание банков и кредитных организаций - другая форма межрегиональных экономических связей. Создание собственных филиалов в регионах, заключение стратегических союзов крупными банками в разных регионах. Это дает возможность банкам быстрее проводить операции, инвесторам - расширять клиентуру.

3. Межрегиональные связи экономического взаимодействия.

В рамках межрегиональной интеграции создаются различные структуры и институты, которые поддерживают различные формы интеграционных процессов. «Мягкая» форма (формирование ассоциаций) и «жесткая» интеграция - создание межрегиональных структур и межрегиональных ОИВ. Жесткие формы и институты в завершающей стадии могут привести к изменению административно-территориального деления страны. Речь может пойти о формировании новой модели федеративного

государственного управления, конфедеративного ГУ на основе федеральных округов на макроуровне.

В ослабленной форме «жесткие» интеграции могут формироваться в макрорегионах в виде координирующих органах управления.

Крайним вариантом «мягкой» интеграции являются ассоциации, объединения играющие информационную и пропагандирующую роль в нескольких субъектах РФ («Сибирское согласие», «Возрождение Урала», «Большая Волга» и т.д.). Современный вариант межрегиональной интеграции это - смесь «жесткой» и «мягкой» форм, выражающийся в создании координационных органов. Имеются отдельные примеры такого взаимодействия - «Пермский проект».

Наиболее значимыми формами межрегиональной интеграции, которые возникли в начале 90-х, как реакция на бездействие региональных властей в области региональной политики, являются межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они начали формироваться с 1991 года, и в 1992 году центр тяжести ассоциаций сместился в экономическую сферу. Первой ассоциацией стала - Северо-западная, позже появились: ассоциация Центральной России, Черноземья, «Большая Волга», Северного Кавказа, «Возрождение Урала», «Сибирское согласие». В состав входят субъекты федерации, которые расположены на территориях официально зафиксированных экономических районов, а города и крупные сельские районы в состав ассоциаций не включаются.

Из этих межрегиональных ассоциаций действующих на территории соответствующего экономического района за исключением «Сибирского согласия», действие которого распространяется на два района. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций - Уральской и «Сибирское согласие». Бурятия и Читинская область включены в состав Сибирской и Дальне-восточной ассоциаций.

Высшим коллегиальным органом межрегиональной ассоциации является совет или президиум, в состав которого входят руководители законодательной власти всех составляющих субъектов.

Руководит ассоциацией губернатор. В некоторых случаях (Дальне-восточная ассоциация) в управление включены федеральный инспектор и полпред президента по Дальне-восточному федеральному округу.

Все наиболее важные решения ассоциации принимаются на заседании совета, который собирается несколько раз в год. На этом совете могут присутствовать в качестве приглашенных лиц группы экспертов, руководители предприятий и организаций, научные элиты регионов.

Деятельность ассоциаций сконцентрирована вокруг важнейших экономических, социальных, правовых вопросов, поэтому в составе ассоциации создается отдельные советы и комиссии по различным направлениям. В их состав входят представители ОИВ и ОЗВ, предприниматели, ученые, руководителем является губернатор. Совет межрегиональной ассоциации имеет свой исполнительный орган (крупная исполнительная дирекция с четкой структурой, департаментами, курирующими и обобщающими работу комиссий).

Все межрегиональные ассоциации имеют бюджет, формирующийся за счет взносов регионов в соответствии с расходной статьей в региональных бюджетах и взносов от различных предприятий и организаций.

Все эти ассоциации имеют свои крупные представительства в Москве, которые осуществляют оперативное взаимодействие со всеми заинтересованными федеральными органами.

Вопросы:

    Основные принципы экономического взаимодействия субъектов РФ.

    Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия в современнойРоссии.

3. Органы управления межрегиональных экономических ассоциаций.

Тестовое задание:

1. Выделите факторы определяющие систему межрегиональных экономическихсвязей:

    общественное разделение труда;

    темп экономического роста отдельного региона;

    спецификацией и размещением производства по территориям;

    прирост населения региона;

    факторы постоянной миграции;

    развитость инфраструктуры;

    степень обеспеченности качественными трудовыми ресурсами.

2. Главными проблемами внешнеэкономической деятельности в современнойРоссийской Федерации являются (уберите лишнее):

    инфляция;

    потеря конкурентоспособности многих отраслей производства на внутреннем рынке;

    усиление государственного вмешательства в экономику;

    преобладание в экспорте сырьевых ресурсов, в экспорте - товаров широкогопотребления;

    потеря многих традиционных рынков сбыта

3. К формам межрегиональной экономической интеграции относятся:

  1. финансово-промышленная группа;

    межрегиональные объединения банков;

    межрегиональные кредитные организации;

    межрегиональный кооператив;

    ассоциация межрегионального развития.

4. Назовите руководящий орган или руководящее лицо стоящее во главемежрегиональных ассоциаций:

b. президиум,

c. губернатор;

d. федеральный инспектор;

e. полпред президента по конкретному федеральному округу.

5. Назовите первую межрегиональную ассоциацию:

    Северо-западная;

    ассоциация Центральной России;

    ассоциация Черноземья;

    «Большая Волга»;

    Северного Кавказа;

    «Возрождение Урала»;

    «Сибирское согласие».

Контент страницы

Глобализация и регионализация в настоящее время являются важнейшими тенденциями развития мировой экономики. Оба процесса в значительной степени дополняют друг друга, но, при этом, характеризуются и определенными противоречиями. Существующие в мире противоречия основываются на различиях интересов стран и в значительной степени обусловливаются различиями в уровнях экономического развития. При этом усиление конкуренции за рынки сбыта и источники сырья обуславливает необходимость кооперации и консолидации хозяйств территориально сопряженных стран.

До начала глобального финансово-экономического кризиса в работах российских специалистов преобладала точка зрения, что развитие постсоветской интеграции должно происходить на основе повторения опыта стран ЕС с преимущественным упором на глобальную интеграцию, а не на развитии связей на постсоветском пространстве. Однако по мере усиления противоречий глобализации происходит углубление особых преференциальных отношений между государствами на региональном уровне, что находит свое воплощение в создании зон свободной торговли и таможенных союзов. В рамках подобных региональных объединений достигается беспошлинная торговля, интенсифицируется взаимный товарооборот и происходит постепенная консолидация хозяйств соседних стран. Такая ситуация характерна для всех регионов мира. Так, в зоне АТР активно развиваются интеграционные связи в восточноазиатском регионе в формате «АСЕАН+» и особенно в связанном этнической общностью субрегионе «Большого Китая» (КНР, Тайвань, Гонконг, Макао, Сингапур). Как отмечает Р. Лоуренс, для интеграции в Азии характерны собственные закономерности и движущие силы и совсем необязательно, что она пойдет по общепризнанной европейской модели.

Одной из наиболее актуальных проблем последних лет являются вопросы взаимодействия стран –участников региональной интеграции в контексте общепризнанных правовых норм Всемирной торговой организации, регулирующих вопросы интеграции на региональном уровне. Данные правила, в основном сосредоточены в статье XIV ГАТТ « Территориальное применение – приграничная торговля - таможенные союзы и зоны свободной торговли», где содержатся основные требования ВТО к зонам свободной торговли и таможенным союзам.

Согласно правилам ВТО под таможенным союзом понимается замена двух и более таможенных территорий на одну, когда ограничительные меры торгового регулирования отменяются отношении, в основном, всей торговли между территориями, составляющими таможенный союз и каждый член союза применяет одни и те же меры государственного регулирования торговли в отношении третьих стран. Как отмечает В.Д. Баранов, основные противоречия вызывает формулировка « в основном вся торговля». В нормативных документах ВТО по вопросам интеграции данное понятие не уточнено, что позволяет органам ВТО на переговорах о присоединении давать самые различные толкования.

Наличие глобального и регионального уровней международных экономических отношений, вступление в ВТО и участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве ставит перед Россией комплекс задач, связанных с поиском оптимальных направлений торгово-экономического взаимодействия со своими партнерами, что в конечном счете должно определяться потребностями модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, соответствуя при этом критериям и нормам Всемирной торговой организации.

Необходимо отметить, что подобного рода задачи стоят не только перед Россией. Как отмечет С.И. Рекорд, после глобального экономического кризиса на глобальном и региональном уровнях возникает достаточно много проблем, которые меняют повестку дня, причем как на практическом, так и на научном уровнях, дня в отношении дальнейшего развития интеграционных процессов. Среди этих проблем выделяются: снижение эффективности развитых интеграционных группировок (в частности, Европейского союза и еврозоны), которые не справляются с внешними и внутренними вызовами; несостоятельность неолиберальной модели развития, которая не способна обеспечить стабильность экономических систем; обостряющаяся борьба ведущих глобальных игроков за природные, финансовые и информационные ресурсы, что требует осуществлять постоянный мониторинг международных экономических процессов и корректировать внешнеэкономическую стратегию, опираясь на более глубокие теоретические подходы.

Большинство теоретиков интеграции сходятся во мнении, что начальными формами экономической интеграции являются зона свободной торговли и таможенный союз, далее следуют стадии общего рынка, экономического и валютного союза, а завершает процесс полное экономическое объединение интегрирующихся стран. Отмена таможенных пошлин, постепенное формирование единой экономической политики способствует развитию экономических связей и хозяйственному росту членов интеграционного сообщества, а также возможностям противостоять внешним негативным экономическим явлениям, вызванным процессами глобализации.

Общепризнанным фактом в настоящее время является то, что формирование новой архитектуры мировой экономики, вызванное процессами глобализации и сопровождающими их кризисными потрясениями последнего десятилетия, требуют поиска новых моделей коллективного соразвития. В таких условиях в целом ряде регионов мира, включая зону АТР, Северную и Южную Америку, Европу предпринимаются меры по укреплению региональных экономических союзов.

В качестве одной из приоритетных задач российской экономической политики, которая рассматривается в контексте необходимости создания механизмов долгосрочного развития является активизация интеграционных связей на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического пространства(ЕЭП).

Основными целями формирования ЕЭП должны стать создание и эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; создание единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей системы государственной поддержки приоритетных отраслей промышленности; развитие промышленной и научно-технической кооперации. По словам академика РАН С.Ю. Глазьева, евразийский интеграционный процесс призван стать частью политики экономического развития России и необходимым условием формирования общей экономической политики стран-участников.

К настоящему времени в основном завершено создание общего рынка товаров и активизированы усилия по обеспечению его эффективной работы. Дальнейшее развитие интеграционных процессов связано с созданием общего рынка услуг, капиталов и рабочей силы, что предполагается создать за период предстоящих трех лет. В базовых документах государств-членов определено, что услуги будут предоставляться на основе национального режима доступа на рынок и будет проводиться согласованная политика в области торговли услугами в отношении третьих стран.

Одновременно предпринимаются усилия на создание общего рынка капиталов. Для этого в настоящее время формируется механизм, обеспечивающий свободное перемещение капитала и равный доступ на рынок финансовых услуг на основе предоставления национального режима, а также предпринимаются меры для расширения использования национальных валют стран-членов ЕЭП во внешнеторговых платежах.


Pobert Lowrence . China and the Multilateral Trading System./ China, Asia and the New World Economy. Edited by Barry Eichengreen and Charles Wyplosz, New York, Oxford University Press, 2008, p.155

Баранов В.Д. В ВТО-тройственным таможенным союзом: намерения и реальность// Мировая экономика и международные отношения, 2010, № 3, с. 67

Рекорд С.И. Мезоэкономический синтез концепций кластерного развития и международной экономической интеграции.Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2013, с. 42

Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции. Научный доклад. М.: РАН. Научный совет по моплексным проблемам Евразийской экономической интеграции, конкурентоспособности и устойчивому развитию, 2013, с.46​

Интеграционные объединения стран были рассмотрены ранее. Страна, вступившая в такое объединение (например, ЕС) обязана выбирать торговых партнеров, прежде всего, из участников этого объединения.

Помимо этого, все экономические агенты тяготеют в МЭО к соседним

странам, что называется регионализацией.

Примеры регионализации

Экспорт РФ в СНГ(22%)

Миграция рабочей силы: из СНГ в РФ

Регионализация является базой интеграции и глобализации | Интеграция | Организаторы Государство, институты гражданского общества Участники Государство, ТНК, фирмы, граждане Интеграционный процесс требует Международного разделения труда;

традиций сотрудничества;

постановки универсальных целей Современные

особенности

интеграции - Дифференциация внешнеэкономических связей (меньше доля торговли с 1-м партнером, т. е. расширение не только товарной, но и географической структуры); -

развитие регионализации (увеличение доли внутрирегиональной торговли) Регионализация - развитие МЭО с соседними странами.

Доля основного партнера во внешнеторговом обороте 1900 г. 2000 г. США Англия (30%) Канада (20%) Австралия Англия (55%) Япония (20%) Германия Англия (15%) Англия (10%) Россия Германия (60%) Германия (8%) | Доля внутрирегиональной торговли | 1990 г. 2000 г. АТЭС 68% 72% НАФТА 38% 44% АСЕАН 18% 22% МЕРКОСУР 12% 21% Глобализация МЭ

Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей, технологий, информации характеризует современную МЭ и «глобализацию». Если интеграцию можно представить как сближение хозяйственных механизмов стран, то глобализацию - как глубокие интенсивные изменения системы МЭО, особенно с появлением новых транспортных и телекоммуникационных технологий.

Глобализация - многосторонний и многоплановый процесс формирования единого мирового экономического пространства, в результате которого мировая экономика приобретает новое качественное состояние Глобализация может быть представлена как итог процесса интернационализации мирового хозяйства:

Уровни глобализации - Микроэкономический (стратегия сбыта на мировых рынках); -

макроэкономический (поддержка государства); -

наднациональный (международные организации, интеграционные союзы) Причины глобализации - возрастание масштабов производства; -

распространение новых технологий; -

развитие инфраструктуры; -

распространение знаний; -

развитие ТНК, МНК; -

увеличивающаяся роль ООН, МВФ, ВТО; -

создание интеграционных группировок; -

либерализация торговли, других рынков; -

достижения в информационных технологиях (управлять можно из другого региона); -

окончание «холодной войны»; -

ослабление государственного контроля над «человеческим фактором» Последствия Положительные - Умножаются возможности человечества; -

создается база для решения глобальных проблем; -

конкуренция стимулирует развитие новых технологий; -

эффект масштаба; -

эффект свободной торговли; -

мобилизация финансовых ресурсов (например, на получение новых источников энергии) - Отрицательные - Неравномерное распределение результатов, отсюда могут быть конфликты; -

возможная деиндустриализация отдельных стран; -

возможна потеря суверенитета страны; -

«мировые» спады при циклах.

Развитые страны тоже могут «поплатиться» ростом безработицы

Глобализация и Российская Федерация РФ может оказаться не субъектом, а объектом глобализации по причинам: -

очень высока степень вовлеченности в МЭО и большая зависимость от мировой конъюнктуры; -

ослабление государственного суверенитета; -

ослабление контроля над ресурсами; -

низкая конкурентоспособность; -

низкая инвестиционная привлекательность; -

низкий уровень жизни значительной доли населения; -

плохая структура внешней торговли и др. Вывод Несмотря на различные точки зрения относительно причин и последствий, все-таки, глобализация - естественный процесс

Отделение международных отношений Историко-архивного института и кафедра стран постсоветского зарубежья объявляют набор на специализированную магистерскую программу «Межрегиональная интеграция на пространстве Шанхайской организации сотрудничества» по направлению «Зарубежное регионоведение»

Направление: Зарубежное регионоведение

Специализированная магистерская программа, направленная на углубление навыков и знаний в области международной интеграции и современных глобальных и региональных процессов

Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС

Квалификация (степень): магистр зарубежного регионоведения

Условия приема: наличие диплома бакалавра или специалиста

Форма обучения: очная

Срок обучения: 2 года в РГГУ.

не более 18 академических часов в неделю

Итоговая аттестация: государственный экзамен и защита магистерской диссертации

Аннотация
Магистерская программа «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» рассчитана на лиц, получивших степень бакалавра в сфере гуманитарных и социальных наук, а также на специалистов по направлению «История», «Международные отношения», «Политология», «Экономика», «Юриспруденция». Программа направлена на формирование у магистрантов комплексных знаний о механизмах формирования и хода интеграционных процессов в условиях современных процессов глобализации и регионализации. МП выступает как инновационный проект, нацеленный на реализацию современных методологий экспертного анализа международной обстановки и интеграционных процессов, использующихся в России и за рубежом.
Программа предлагает студентам:

  • Получение знаний в области зарождения, развития, моделирования и прогнозирования международных интеграционных процессов
  • Обучение не только на методологическом, теоретическом уровне, но и широкое использование практикумов, ситуативных семинаров, ролевых игр, прикладных форм деятельности
  • Возможность проходить практику в государственных структурах и международных организациях
  • Возможность получить серьезную подготовку по иностранному языку, а также лекции и семинары на иностранном языке
  • Подготовку к дальнейшей информационно-аналитической, экспертной деятельности в российских и зарубежных правительственных и неправительственных организациях, в медийной области и связей с общественностью, бизнес структурах, международных и аналитических отделах.
  • Подготовку к получению степени кандидата наук в РГГУ, других российских университетах или докторанта в зарубежных университетах.

Отличительной особенностью МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» является ее нацеленность на широкий спектр методов и методологий системного анализа с учетом зарубежного и российского опыта, привлечение не только теоретиков, но и экспертов-практиков. Оригинальность учебного плана состоит в том, что он построен на основе развивающих инновационных форм обучения, а также - тесной работе магистранта с преподавателем в формате мастер-классов и индивидуальных консультаций. В ходе освоения МП «Межрегиональная интеграция на пространстве ШОС» магистранты получают углубленные знания и методические навыки в области прикладного анализа, экономических, социальных, политических и гуманитарных процессов на макроуровне, а также региональном и страноведческом. Обязательным условием является комплексная языковая подготовка. Курсы читают ведущие специалисты РГГУ, МГИМО, МГУ, Дипломатической Академии, департаментов МИДа, а также ведущие эксперты-аналитики из профильных центров.