Специфические методы профилактики стоматологических заболеваний. Методы вторичной стоматологической профилактики

2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей

Профилактика стоматологических заболеваний:

1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникнове­ния стоматологических заболева­ний. Начальные признаки пораже­ния тканей при проведении профи­лактических мероприятий могут стабилизироваться или подверг­нуться обратному развитию;

2) вторичная - применение тра­диционных методов лечения для остановки развившегося патологи­ческого процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевти­ческое и хирургическое лечение за­болеваний пародонта и других за­болеваний полости рта;

3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замеще­ния отсутствующих органов и тка­ней, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.

К методам первичной профилак­тики относятся:

Индивидуальная гигиена полости рта;

Профессиональная гигиена поло­сти рта;

Эндогенное использование препа­ратов фтора;

Применение средств местной про­филактики;

Стоматологическое просвещение.

Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профи­лактики стоматологических заболе­ваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компонен­ты, входящие в состав средств гиги­ены, обогащают ткани зуба и паро­донта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, по­вышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо­собствует активации обменных процессов, улучшению кровообра­щения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - тща­тельное и регулярное удаление па­циентом зубных отложений с по­верхностей зубов и десен с помо­щью различных средств.

Зубные щетки - основной инст­румент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зуб­ных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка но­вого дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.

Зубные щетки отличаются:

Размером головки;

Свойствами волокон;

Формой щеточного поля головки и расположением пучков;

Жесткостью;

Дизайном ручки.

Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется исполь­зовать щетки с маленькой голов­кой, которыми легко можно мани­пулировать в полости рта и очи­щать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зуб­ной щетки должен быть 18-25 мм.

Свойства волокон. Для изготов­ления зубных щеток преимущест­венно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготов­ленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, усту­пает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками явля­ются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определен­ной жесткости.

Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно разли­чить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогну­тый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабо­чей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки распо­лагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.

Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки органи­зованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое рас­положение позволяет лучше очис­тить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют раз­личную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более ко­роткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщатель­ному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; корот­кие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направле­нии, проникая в зубодесневую бо­розду, удаляют зубной налет из пришеечной области.

Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникнове­ния в межзубные промежутки.

Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пуч­ков волокон, окрашенных разно­цветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для заме­ны щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Жесткость щетки зависит от со­става волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.

Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень же­сткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Рекомендации пациентам по ис­пользованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широ­ко применяют щетки средней сте­пени жесткости. Как правило, дет­ские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого во­локна.

Дизайн ручки. Форма ручки зуб­ных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, од­нако длина ее должна быть доста­точной, чтобы обеспечить макси­мальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетин­ками и удобной нескользящей руч­кой.

Приучить ребенка правильно чи­стить зубы можно с помощью зуб­ных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменя­ется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зуб­ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движе­ниях щетки издается звук, а при го­ризонтальных (неправильных) зуб­ная щетка «молчит».

Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежут­ков, пришеечных областей зу­бов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстри­женного в виде конуса или не­скольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками ис­пользуют сменные ершики разного размера.

Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас ис­пользуют довольно широко. При­мером может служить электриче­ская зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, бо­лее высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с час­тотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и воз­вратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществ­ляется массаж десен.

Для детей разработаны специаль­ные детские электрические зубные щетки.

Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезы­вания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необхо­димо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточ­кой, которую родители надевают себе на палец.

С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контро­лем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого на­лета.

Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вести­булярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают малень­кими вращательными движениями оральные поверхности, горизон­тальными или вращательными дви­жениями - окклюзионные поверх­ности зубов. Этот метод рекоменду­ется и детям, и взрослым.

Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд услов­но делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жеватель­ных зубов, последовательно перехо­дя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие дви­жения от десны к зубу, одновре­менно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (воз­вратно-поступательными) движени­ями, при этом волокна щетки про­никают глубоко в фиссуры и меж­зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают таки­ми же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки распола­гают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг­лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.

Заканчивают чистку всех сегмен­тов круговыми движениями.

Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми во­локнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщатель­ному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручива­ют вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторож­но вводят натянутую нить (с помо­щью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших паль­цев - на верхней челюсти) по кон­тактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. По­следовательно производят очище­ние контактных поверхностей каж­дого зуба.

Дети могут самостоятельно поль­зоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у де­тей рекомендуется родителям.

Зубные пасты. Широкое распро­странение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преиму­ществами перед порошками и явля­ются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффектив­ность в профилактике кариеса зу­бов и болезней пародонта обще­признанна.

Применение зубных паст в зна­чительной мере способствует сни­жению (в среднем на 25-30 %) ча­стоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состоя­ния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явле­ний в тканях пародонта (на 33- 58 %).

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,

остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодо­рирующим и освежающим действи­ем и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основные компоненты зубных паст:

Абразивные вещества - обеспе­чивают очищающее и полирую­щее действие (химически осаж­денный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);

Связующие вещества - обеспечи­вают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетиче­ские гидроколлоиды);

Увлажняющие вещества - спо­собствуют сохранению влаги в па­сте, получению пластичной одно­родной массы (многоатомные спирты);

Пенообразующие вещества (али­зариновое масло, лаурилсульфат натрия);

Отдушки и подсластители - обес­печивают органолептические свой­ства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).

В последнее время нашли приме­нение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие вы­сокой пенообразующей способно­стью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некото­рых из них ниже, чем паст, содер­жащих меловую основу или дикаль­цийфосфат.

Гельные зубные пасты обеспечи­вают более мягкое очищающее дей­ствие, не травмируя эмаль молоч­ных зубов, поэтому их также реко­мендуют использовать у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как

основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-про­филактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и орга­нические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуе­мым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По реко­мендациям ВОЗ (1984), оптималь­ная концентрация фторида в зуб­ных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения нахо­дятся в малом количестве - до 0,023 %.

Для полной минерализации твер­дых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие не­органические элементы.

Зубные пасты, содержащие фос­фаты калия, натрия, глицерофос­фаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное дей­ствие. Подобный эффект дают так­же зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверх­ности гидроксиапатита. Примене­ние противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные ве­щества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, ви­тамины, микроэлементы.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавка­ми лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистни­ка, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьше­ня. Эти пасты способствуют умень­шению кровоточивости десен, об­ладают обезболивающим, противо­воспалительным и регенерирую­щим эффектом.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - фермен­ты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твер­дых зубных отложений.

Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат каль­ция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению по­вышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

В состав большинства отбелива­ющих зубных паст в качестве абра­зива вводят диоксид кремния высо­кой концентрации, а также полиру­ющие компоненты и вещества, пре­пятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекоменду­ется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.

Жевательные резинки. Ксред­ствам, позволяющим улучшить ги­гиеническое состояние полости рта, относятся жевательные ре­зинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и де­тям.

Жевательная резинка, воздейст­вуя на ткани полости рта, способст­вует:

Увеличению скорости слюноотде­ления;

Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;

Нейтрализации кислот зубного налета;

Усилению омывания слюной труднодоступных участков поло­сти рта;

Нормализации клиренса сахарозы из слюны;

Удалению остатков пищи.

В настоящее время используют жевательные резинки, изготовлен­ные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от саха­ра очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные ре­зинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жева­тельной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное ис­пользование жевательной резинки в течение дня.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта по­сле чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхно­стей зубов, предупреждают образо­вание зубного налета, дезодориру­ют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически актив­ные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятству­ющие образованию зубного камня.

Профессиональная гигиена поло­сти рта. Профессиональная гигие­на - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие карие­са зубов и воспалительных заболе­ваний пародонта путем механиче­ского удаления с поверхностей зу­бов над- и поддесневых зубных от­ложений.

Профессиональная гигиена вклю­чает в себя:

Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

Обучение пациента индивидуаль­ной гигиене полости рта;

Удаление над- и поддесневых зуб­ных отложений;

Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

Устранение факторов, способству­ющих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена поло­сти рта как один из основных ком­понентов профилактики стоматоло­гических заболеваний должна про­водиться детям и подросткам стро­го индивидуально и через опреде­ленное время.

Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога за­висит от:

Гигиенического состояния поло­сти рта;

Интенсивности кариеса зубов;

Присутствия гингивита;

Выраженности пародонтита;

Степени прорезывания зубов.

Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (вра­ча-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабаты­вают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чис­тит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Спе­циалист с помощью зеркала пока­зывает пациенту, какие поверхно­сти тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контро­лируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.

Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникнове­ния и развития кариеса зубов и за­болеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по примене­нию средств профилактики и гиги­ены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения меж­зубных промежутков, языка, зубо­чисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.

Профессиональная чистка зубов как компонент программы профи­лактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была пред­ложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской мо­дели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чи­стке зубов, профессиональную чи­стку, местное применение фтори­дов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку прово­дил специально обученный стома­тологический персонал через опре­деленные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зуб­ного налета основывалась на дан­ных исследований, показавших, что при наличии плотного налета при­знаки гингивита и начального ка­риеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.

Несмотря на отличные результа­ты, «Карлштадская программа» ока­залась дорогостоящей, поэтому в те­чение последующих десятилетий ис­следователи пытались выработать оптимальные интервалы между по­сещениями пациентов, чтобы сохра­нить положительный эффект профи­лактических программ и в то же вре­мя снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Осо­бенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чи­стки зубов в зависимости от индиви­дуальных особенностей ребенка.

При этом интервал между прове­дением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:

Заинтересованности родителей и детей в программе;

Поражаемости зубов кариесом у пациента;

Степени прорезывания (особен­ное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моля­ров.

Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:

Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач по­казывает пациенту места наи­большего скопления налета. Обу­чение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особен­ностей гигиенического состояния полости рта;

Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преиму­щественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жева­тельных поверхностей зубов про­водят вращающимися щеточка­ми, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачка­ми, заправленными полировоч­ной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во враще­ние микромотором механическо­го наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;

После очищения всех поверхно­стей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зу­бов в домашних условиях пациен­ту можно рекомендовать исполь­зование окрашивающих зубной налет таблеток.

3960 0

Эпидемиология стоматологических заболеваний

Проведённые в настоящее время экспериментальные и клинические исследования подтверждают факты генетически запрограммированной временной структуры (канвы биоритмов), являющейся ведущим фактором морфофункционального становления и изменений в организме.

Развитие хронических заболеваний (к которым относится ряд стоматологических) подчинено временно-ритмической упорядоченности. Для раздела профилактики заболеваний концептуальные основы хрономедицины приобретают возрастающее значение.

Экспериментальные исследования и клинические данные подтверждают тот факт, что ведущим фактором морфофункционального становления и изменений в организме человека является канва биоритмов - генетически запрограммированная временная структура. Литературные источники свидетельствуют, что все спонтанные жизненные процессы подчинены временно-ритмической упорядоченности.

В настоящее время сформулированы концептуальные основы хронобиологии и хрономедицины. В 2007 г. на Проблемной комиссии по хронобиологии и хрономедицине (Российская академия медицинских наук) отмечалась актуальность их изучения для практического здравоохранения, особенно для профилактики заболеваний органов и систем организма.

Ведущий учёный в области хронобиологии и хрономедицины G. Hildebrandt в 1998 г. опубликовал данные исследований в этой области и сделал выводы, что увеличение числа хронических «болезней цивилизации» связано с отступлением от естественных ритмических порядков.

Имеются исследования учёных о взаимосвязи между расой, полом, возрастом, сопутствующей патологией и возникновением мультифакторных заболеваний. Генетическая диагностика позволяет выявить склонность к конкретному заболеванию задолго до клинических проявлений. Эта корреляция позволяет внедрять перспективные направления профилактики мультифакторных заболеваний.

Интересные исследования проведены А. Р. Акильжановой в рамках докторской диссертации о необходимости и перспективности молекулярно-генетических подходов к методологии организации профилактики и прогнозирования мультифакторных заболеваний.

Здоровый образ жизни, исключающий факторы риска заболеваний органов и систем организма, актуален не только для общего здоровья, но и стоматологического.

Кариес зубов учёные относят к болезням цивилизации. Многолетние исследования В. Р. Окушко подтверждают влияние биоритмов на сезонную периодичность поражения зубов кариесом. Реальностью является феномен пропотевания зубного лик-вора в зависимости от биоритмологического фона индивидуума. Не вызывает сомнений сезонная периодичность поражения зубов кариесом.

Кислотоустойчивость эмали зуба зависит от активности пульпы, которая через гипоталамус корректирует периоды устойчивости тканей зуба к повреждению. Установлено, что между периодом критического снижения кариесрезистентности и первыми клиническими проявлениями начального кариеса проходит от двух до четырёх месяцев.

Наиболее выраженный сдвиг уровня кариесрезистентности наблюдается в осенне-зимний период. Предкариес появляется в конце зимы, а с июля по сентябрь кариесрезистентность эмали повышается. В. А. Фролов (2007) считает, что сезонные колебания кариесрезистентности твёрдых тканей зубов связаны с адаптационными возможностями организма, колебаниями уровня иммунитета, которые повышаются в летний период.

Учёным-стоматологам пока ещё не до конца понятны механизмы физиологической составляющей защиты эмали. Над проблемой хронобиологии и хрономедицины в стоматологии успешно работает Steinman R. выявивший совместно с Leonora J. «гормональную ось» в виде цепочки: гипоталамус-околоушная слюнная железа-зубная жидкость. «Гормональная ось» подчинена биологическим ритмам и определяет кариесрезистентность.

Исследователи установили спонтанные колебания уровня функциональной резистентности эмали в соответствии с индивидуальными биоритмами и популяционными. Проведены лабораторно-экспериментальные исследования и апробация на популяционном уровне большого материала в течение ряда лет.

Установление факта сезонных колебаний кариесрезистентности эмали позволяет откорректировать меры профилактики кариеса зубов в соответствии с периодами критического снижения резистентности эмали и стабилизации кариесрезистентности. По данным изучения эффективности 10-летней программы профилактики кариеса зубов с учётом сезонных колебаний физиологической кислотоустойчивости эмали, использование мер профилактики в определённые периоды в соответствии с биоритмами весьма эффективно.

Программа предусматривает большой объём санитарного просвещения с проведением уроков гигиены в группах учреждений дошкольного образования и младших классах школ. Обязательным компонентом программы является санация полости рта в соответствии с сезонными колебаниями кариесрезистентности и степенью активности кариеса, как рекомендуют эксперты Всемирной организации здравоохранения.

Предусматривается герметизация фиссур первых постоянных моляров композитными материалами или стеклоиономерным цементом, содержащим фтор; ортодонтическое и, при необходимости, ортопедическое лечение. Уделяется большое внимание беременным, которым проводится эндогенная и экзогенная профилактика кариеса зубов.

В соответствии с программой профилактики, показано рациональное питание с ограничением сладостей, частоты приёма пищи как факторов риска скопления зубного налёта, из углеводов которого образуются кислоты, повреждающие эмаль зубов.

Полученные положительные результаты повышения кислотоустойчивости эмали зубов достоверны, так как исследования эффективности методов профилактики проведены в соответствии с принципами доказательной медицины (рандомизированное контролируемое исследование).

Леус П. А. (2005) сообщает, что на совещании экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (Ливерпуль, 2005) была принята «Ливерпульская Декларация ВОЗ по дальнейшему развитию стоматологической помощи в странах на период до 2020 года». В документе ставятся задачи и сформулированы пути снижения стоматологических заболеваний.

Планируется проведение научных исследований по проблеме кариеса зубов, слизистой оболочки полости рта, пародонта, разработка и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний в соответствии с эпидемиологией стоматологических заболеваний в конкретных регионах. Рекомендуется интеграция программ здоровья населения со стоматологическими программами, первичная медико-санитарная помощь в профилактике стоматологических заболеваний.

В Республике Беларусь успешно реализуется Национальная программа профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения.

Программа регламентирует использование трёх основных методов профилактики: 1) качественная контролируемая гигиена полости рта; 2) эндогенное (использование пищевой фторированной соли) и местное использование соединений фтора в составе зубных паст, гелей, ополаскивателей, фторсодержащих пломбировочных материалов; 3) полноценное питание с ограничением рафинированных углеводов и частоты приёма пищи.

В настоящее время в практическом здравоохранении реализуется Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30.05.2011 г. № 558 «Об организации диспансерного наблюдения взрослого и детского населения у врача-стоматолога», в котором уделяется внимание сохранению и укреплению стоматологического здоровья с использованием современных методов диагностики, лечения и профилактики.

Последние публикации по вопросам профилактики стоматологических заболеваний демонстрируют высокую активность учёных-стоматологов республики в изучении распространённости и интенсивности болезней зубов и полости рта, разработки методов их лечения и профилактики. Нами не обнаружены в доступной литературе данные об учёте биоритмов на индивидуальном и популяционном уровне. В развитии стоматологической науки найдут место основы хронобиологии и хрономедицины.

Терехова Т. Н. (2012) считает, что в связи с достаточно высоким уровнем стоматологических заболеваний среди детей нашей республики актуально создание здоровьесберегающего пространства в учреждениях дошкольного образования, изучение стоматологического статуса детей, на основании чего требуется разработка эффективных оздоровительных программ.

По данным Мельниковой Е. И. распространённость кариеса зубов у детей в возрасте двух лет составляет 24,9-39,3%, трёх лет - 54,8%, четырёх лет - 72,6%, пяти лет - 83,3%, в шесть лет - 90,0%.

Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения констатирует высокую распространённость стоматологических заболеваний у населения во всём мире. Стоматологические заболевания определяют состояние здоровья человека вообще.

Литература свидетельствует, что влияние антропогенных загрязнений окружающей среды на органы и ткани полости рта обусловливает высокую распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний. Интенсивность поражения находится в прямой зависимости от уровня загрязнения, продолжительности воздействия на организм и степени адаптации организма к неблагоприятным факторам.

Изучение распространённости и интенсивности кариеса зубов у детей в возрасте семи-восьми лет из Адмиралтейского, Невского и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга выявило зависимость уровня этих показателей от степени техногенного загрязнения атмосферного воздуха. Эти дети родились и постоянно проживают в своих районах. Свинец, кобальт, марганец и никель являются конкурентами кальция, который играет определяющую роль в процессах минерализации, деминерализации и реминерализации твёрдых тканей зубов.

Установлено, что у детей Невского района, где самый низкий уровень техногенного загрязнения атмосферного воздуха, количество общего кальция в твёрдых тканях зубов и ротовой жидкости детей было самым высоким. Это и обусловило наличие низкого уровня распространённости (85,5% детей имели поражённые кариесом зубы) и интенсивности (5,8 зуба в среднем у одного ребёнка) кариеса зубов у детей этого района по сравнению с детьми двух других районов.

У детей Адмиралтейского района распространённость кариеса зубов составила 87,3%, интенсивность - 6,9 зуба, а у детей промышленного, Кронштадтского, района - соответственно 92% и 8,9 зуба.

Изучена взаимосвязь заболеваний тканей полости рта с хроническими воспалительными заболеваниями кишечника. У 80 больных с заболеваниями кишечника установлена высокая частота заболеваний рецидивирующим афтозным стоматитом, хейлитами, гингивитами, отмечено снижение местного иммунитета полости рта, нарушения местной и общей гемодинамики слизистой оболочки полости рта.

По данным Немеш О. М. (2011), «...целостный организм - это иерархия большого количества функциональных систем, построенная по принципу многозвенного одновременного и последовательного взаимодействия, повреждение деятельности одной из систем обязательно приводит к нарушению деятельности других. Методологически патологию можно рассматривать как повреждение структурных связей между системными уровнями организма как целостной системы, что проявляется в нарушении функций».

Ряд заболеваний, выделенных как самостоятельные нозологические единицы, следует считать болезнями второго или третьего порядка.

При разных видах комбинированной патологии особенно сложным является взаимодействие между процессами повреждения и компенсации. Автор утверждает, что в 85% случаев общесоматическое заболевание является сопутствующим и активизирующим патологический процесс, протекающий в тканях пародонта.

Иванов В. С. (2001) приводит 32 группы заболеваний, связанных с поражением пародонта. Среди этих заболеваний имеются такие, которые в 100% случаев сопровождаются поражением тканей пародонта. Это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, мочекаменная болезнь, гипо- и авитаминоз С, подострый септический эндокардит и др.

Заболевания пародонта чаще всего встречаются при системных заболеваниях организма, при этом патология пародонта имеет генерализованный характер и хроническое течение. Особенно это видно при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, ревматизме, неспецифических заболеваниях лёгких, печени и жёлчевыводящих путей, а также у больных с конституционально-экзогенным ожирением, при эндокринных расстройствах.

Изучение зависимостей заболеваний пародонта от соматических заболеваний и обратной связи способствует раскрытию механизмов развития заболеваний и повышению эффективности интегрированной системы профилактики с учётом ряда факторов риска: нерациональное питание, низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя, химическое загрязнение, шум, вибрация, нервное перенапряжение, повышенная радиация.

Кисельникова Л. П. и соавторы (2012) изучали влияние интенсивности поражения зубов кариесом и гигиенического состояния полости рта на качество жизни детей 3-6-летнего возраста. Стоматологические заболевания влияют на такие компоненты качества жизни, как физический дискомфорт, функциональные нарушения, эмоциональное благополучие ребёнка.

Соловьёва А. М. (2012) опубликовала итоги круглого стола по проблеме «Связь стоматологического и общего здоровья»: раскрыт вопрос взаимосвязи и общности патогенетических механизмов развития воспалительных заболеваний пародонта и ряда соматических заболеваний. Учёные уделяют большое внимание обоснованию поддержания здоровья тканей полости рта в целях снижения риска развития таких заболеваний сердечно-сосудистой системы как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и др.

Амирханов Т. Н. (2011) указывает, что на уровень стоматологической заболеваемости могут влиять токсические факторы производственной среды. При стоматологическом обследовании лиц, работающих в целлюлозно-бумажной промышленности и по роду своей деятельности имеющих непосредственный контакт с профессиональными патогенными факторами, распространённость и интенсивность кариеса зубов и болезней слизистой оболочки полости рта была на 10% выше, чем у работников комбината, не контактирующих с токсическими веществами.

В целлюлозно-бумажной промышленности патогенным действием обладают: диоксид серы, сероводород, метилмеркаптан, диметилсульфид, метанол, скипидар, оксид углерода, хлор и пыль бумажная.

Гажва С. И. (2012) указывает, что воздействие неблагоприятных производственных факторов биологической, химической и физической природы приводят к изменению функционирования различных систем организма человека.

У рабочих предприятия «Сибур-Нефтехим», контактирующих с хлором, каустиком и хлороганическими соединениями, в возрасте 20-29 лет распространённость кариеса зубов составила 84,3%, интенсивность - 12,48 зуба в среднем у одного рабочего. Это значительно выше, чем у населения их возраста из этого региона. К возрасту 30-39 лет распространённость кариеса зубов возросла на 8,85%, интенсивность кариеса - до 15,45 зубов.

У работающих на предприятии на протяжении до 20 лет (к возрасту 40-55 лет) распространённость кариеса зубов составила 98,45% (у отдельных лиц - 99,6%) и индекс (кариес пломб удалённых) возрос до 19,3-20,36 зуба у одного обследованного. Под влиянием химических факторов только у 10,18% обследованных отмечалась низкая метаболическая активность микроорганизмов полости рта, а у 66,9% обследованных отмечен «взрыв» метаболической активности кариесогенных бактерий.

Кабирова М. Ф. (2011) в диссертационном исследовании установила, что у рабочих нефтехимического производства в Татарстане выявлена высокая интенсивность кариеса зубов - в среднем 17, 7 зуба у одного работника. Особенно страдает слизистая оболочка полости рта (распространённость заболеваний слизистой оболочки полости рта составила 95,5%), заболеваний пародонта - 94,5%. Выявлен дисбаланс местного иммунитета в полости рта у 53,3%; менее 40% - показатель реакции абсорбции микроорганизмов эпителиальными клетками.

Эпидемиологические исследования уровня стоматологической заболеваемости населения Республики Беларусь выявили среднюю степень распространённости и интенсивности кариеса зубов и болезней периодонта. Особую озабоченность у стоматологов вызывает достаточно высокий уровень стоматологической заболеваемости у детей республики.

По данным Е. И. Мельниковой (2002) 24,96 % детей двухлетнего возраста и 54,78 % детей четырёх лет возраста имеют кариозные зубы.

В возрасте 12 лет 83,3% городских и 95,0% сельских детей имеют кариозные зубы. Важной государственной задачей является сохранение здоровья населения.

Перовой Е. Г. (2010) установлена взаимосвязь между степенью нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и развитием у них аномалий и деформаций зубочелюстной системы. Врачам-стоматологам в случае установления у ребёнка глубокого резцового перекрытия или дистального прикуса необходимо направить ребёнка к врачу-ортопеду для оценки состояния его опорно-двигательного аппарата.

В свою очередь, педиатрам и врачам-ортопедам рекомендуется информировать родителей и детей со сколиозом о необходимости консультации ребёнка у стоматолога-ортодонта. В рамках национальных программ оздоровления детей при ранней диспансеризации детей и проведении профилактических осмотров стоматологами и ортопедами необходим комплексный подход к определению уровня здоровья ребёнка и лечебно-профилактических рекомендаций.

Используя опыт реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в большинстве стран, в нашей стране разработали Национальную программу профилактики кариеса зубов и болезней периодонта у населения Республики Беларусь (1998). Эта программа регламентирует участие в её реализации врачей-стоматологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, медицинского персонала дошкольных учреждений и школ, учителей школ, родителей, руководителей промышленных предприятий.

В этом же документе определены три основных метода профилактики стоматологических заболеваний: 1) рациональная гигиена полости рта, 2) сбалансированное питание; 3) использование соединений фтора.

Кроме этой программы, существуют программы здоровья, разделом в которых идёт сохранение стоматологического здоровья населения.

К. С. Тристень

для преподавателей

1. ТЕМА Осмотр зубов . Сравнительная оценка здоровых и пораженных твёрдых тканей зубов. Методика выявления здоровых, кариозных, пломбированных зубов. Освоение индексов КПУ, КПУ+кп, кп зубов. Практическое освоение методов обследования (у своих коллег). Показатели, характеризующие заболеваемость детского населения кариеса: распространенность, интенсивность, прирост интенсивности. Оценка активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.

2. Цель: Изучить и освоить методы стоматологических исследований.

3. План проведения занятия:

4. Контроль исходного уровня знаний:

1) Какие требования выдвигают к оснащению стомат.кабинета?

2) Какие существуют методы сбора анамнеза?

3) Какие методы относятся к основным, а какие к дополнительным методам исследования?

При обследовании полости рта необходим осмотр всех зубов, а не только того, который, по мнению больного, является причиной боли или неприятных ощущений. Нарушение этого правила может привести к тому, что причина беспокойства больного в первое посещение не будет обнаружена, так как боль может иррадиировать. Осмотр всех зубов в первое посещение необходим также для того, чтобы наметить план лечения, завершающийся санацией полости рта.

Санация полости рта является обязательной при обращении к стоматологу

. Первичный осмотр проводят при помощи зеркала и углового зонда с острым концом. Зеркало дает возможность осмотреть труднодоступные участки, а острый конец зонда скользит по гладкой поверхности эмали, но задерживается на малозаметных трещинах.

ПЕРКУССИЯ – постукивание по зубу пинцетом или ручкой зонда по режущему краю или жевательной поверхности – поможет определить наличие воспалительного процесса в периодонте: при ударе возникает болевое ощущение.

ПАЛЬПАЦИЯ – ощупывание пальцами – помогает определить наличие припухлости или уплотнения на слизистой оболочке, а также подвижность зуба.

ТЕРМОДИАГНОСТИКА позволяет определить реакцию зуба на холод или тепло. Это один из наиболее старых физических методов исследования для определения состояния пульпы.


Зуб орошается из груши или шприца водой определенной температуры: холодной (17 – 22 °С) или горячей (45 – 50 °С). При этом определяется болевая реакция больного на температурное воздействие


Осмотр зубов начинается с нижних моляров, которые осматриваются справа налево, после чего слева направо исследуются верхние зубы. При исследовании каждого зуба отмечается его расположение, форма, устойчивость, оттенок эмали, наличие и состояние пломб и искусственных коронок, наличие кариеса, флюороза и других повреждений твердых тканей, соотношение внеальвеолярной и внутриальвеолярной частей зуба, а также положение зуба относительно окклюзионной поверхности зубного ряда.

Вначале определяют форму зубных рядов. Ряд может быть суженным, симметричным или асимметричным, трепециевидным, U-, V-образным или седловидным. Затем определяется состояние прикуса и число пар зубов-антагонистов. С особым вниманием следует исследовать имеющиеся пломбы. При исследовании зубов необходимо оценить степень минерализации зубной эмали и состояние эмалевых бугров. Необходимо также проанализировать, насколько прорезались и сместились зубы мудрости.

Здоровые зубы обладают белым цветом с голубоватым, серым или желтоватым оттенком. Если зуб приобрел розовый оттенок, это свидетельствует о кровоизлиянии в пульпу зуба или травме связочного аппарата зуба. Если же зубы имеют откровенно желтый оттенок, это говорит о заболевании желтухой. Зубы могут стать темными от частого употребления чая и кофе, коричнево-черными - от постоянного курения, сине-черными - от ягод типа черники, серовато-желтыми - от продолжительного лечения антибиотиками тетрациклиновой группы.

Посредством зондирования анализируется состояние твердых тканей зубов, и если при этой процедуре пациент испытывает болезненные ощущения, значит имеются какие-либо нарушения. Если боль резкая, вероятнее всего, это пульпит. Но боль может и не возникнуть, если заболевание дошло до стадии периодонтита.

При помощи перкуссии - постукивания по режущему краю или жевательной поверхности зуба - выявляют наличие воспаления в периодонте. При легких ударах пинцетом у пациента не должно возникать болезненных ощущений. Причем начинать перкуссию необходимо с зубов, которые, вероятнее всего, здоровы, дабы пациент мог сравнить ощущения между собой.

При осмотре зубов проводится пальпация - обследование при помощи пальцев. Она помогает определить состояние костного основания протезного ложа, тонуса жевательных мышц, степень смещаемости слизистой полости рта. Таким образом, выявляется характер произошедших изменений, например, подвижность зубов, наличие опухолей и мн.др.

Необходимым условием качественного осмотра зубов является проведение температурной диагностики. Это нужно для выявления жизнеспособности пульпы. Самый легкий способ - орошение зубов водой. Правда, не всегда можно выявить, какой именно зуб реагирует. В данной ситуации смоченный водой ватный тампон кладется в кариозную полость или просто соприкасается с зубом. Если от холодного или теплого появляются болезненные ощущения, либо пациент испытывает ноющую боль при небольшом отклонении от температуры, это говорит о воспалении.

Существует также электроодонтодиагностика, благодаря которой можно получить более обширную информацию о состоянии пульпы зуба. Электрометрическое обследование основано на том, что порог возбуждения здоровой пульпы равен от 2 до 6 мкА, а если пульпа реагирует на ток 20-40 мкА, это говорит о воспалении. Реакция на ток 100 мкА говорит о некрозе всей пульпы. Здоровый периодонт реагирует на ток от 100 до 200 мкА, однако при значительных изменениях в периодонте зуб реагирует на ток более 200 мкА.

Помимо перечисленных методов, используется люминесцентная диагностика, основанная на том, что под действием ультрафиолета мягкие и твердые ткани могут менять свой свет. А при препарировании корневого канала проводится апекс-локация - определение длины корневого канала зуба и расстояние до физиологического отверстия. Таковы основные методы, применяемые при осмотре зубов

Индексы, используемые для оценки состояния зубов. Уровень профилактических мероприятий зависит от здоровья органов полости рта. Ведущую роль в его определении имеют количественные характеристики поражения зубов, определяемые с помощью различных индексов. Одним из основных индексов является интенсивность поражения зубов кариесом. Для его расчета определяют индекс КПУ, где К - количество кариозных (невылеченных) зубов, П - количество леченых (пломбированных) зубов, У - количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма (К+П+У) всех пораженных и утраченных зубов характеризует интенсивность кариозного процесса у конкретного человека. Существуют три разновидности этого индекса:

  • КПУ зубов (КПУз) - число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;
  • КПУ поверхностей (КПУпов) - число поверхностей зубов пораженных кариесом;
  • КПУполДКПполУ) - абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.

Последний показатель более адекватен, чем два первых. Для временных зубов используют показатели:

кп - число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;
кп - число пораженных поверхностей;
кпп - количество кариозных полостей и пломб.

Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитывают. Для сменного прикуса у детей рассчитывают два индекса кп - для временных и КПУ - для постоянных зубов. Общую интенсивность поражения кариесом зубов подсчитывают путем суммирования индексов кп + КПУ.

Таким образом, индексы КПУ и кп позволяют довольно объективно оценить интенсивность поражения зубов кариесом у любого контингента и всего населения в целом. Именно с этой целью их применяют в эпидемиологических обследованиях, используют для расчета необходимой стоматологической помощи населению, для разделения детей на группы по интенсивности поражения и активности течения кариеса. По рекомендациям ВОЗ, индекс КПУ в пределах 6-10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 - умеренной, 1-2 - низкой. Основной группой (индикаторной) ВОЗ предлагает считать 12-летних детей.


Индекс заболеваемости кариесом зубов
в стоматологии определяется путем ежегодного прироста интенсивности кариеса (КПУ I - КПУ II). Предложен метод определения степени активности кариеса зубов у детей по величине индекса КПУ, что не совсем правильно, так как этот индекс не отражает заболеваемости в данный момент.

Для оценки гигиены полости рта в ходе эпидемиологических исследований, проверки эффективности профилактических мероприятий, а также для выявления роли гигиены в этиологии и патогенезе основных стоматологических заболеваний в настоящее время предложено большое количество объективных индексов гигиены. Все они основаны на оценке величины площади зубного налета, его толщины, массы, физико-химических параметров.

Наиболее часто используется модификация по Федорову-Володкиной. В основу положена полуколичественная оценка окраски налета тампонами с раствором Люголя шести фронтальных зубов нижней челюсти (резцов и клыков). При этом окрашивание всей поверхности коронки зуба оценивается в 5 баллов, 3/4 поверхности - 4 балла, У2 поверхности - 3 балла, V4 - 2 балла, отсутствие окрашивания - 1 балл. Индекс гигиены К ср составляет среднюю арифметическую величину баллов окраски зубов:

К ср = К/n

Где К - сумма баллов окраски всех обследованных зубов, n - число обследованных зубов. Хороший уровень гигиены характеризуется индексом 1,0-1,3 балла. Чем больше величина индекса, тем хуже гигиена полости рта.

Один из основных индексов (КПУ) отражает интенсивность поражения зубов кариесом. К означает количество кариозных зубов, П - количество пломбированных зубов, У - количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма этих показателей дает представление об интенсивности кариозного процесса у конкретного человека.

Выделяют три вида индекса КПУ:

· КПУ зубов (КПУз) - число кариозных и пломбированных зубов обследуемого;

· КПУ поверхностей (КПУпов) - число поверхностей зубов пораженных кариесом;

· КПУпол - абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах.

Для временных зубов используют следующие показатели:

· кп - число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса;

· кп - число пораженных поверхностей;

· кпп - количество кариозных полостей и пломб.

Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. У детей при смене зубов применяют сразу два индекса: кп и КПУ. Для определения общей интенсивности заболевания суммируют оба показателя. КПУ от 6 до 10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 - умеренной, 1-2 - низкой.

Эти индексы не дают достаточно объективной картины, так как имеют следующие недостатки:

· учитывают и вылеченные, и удаленные зубы;

· могут со временем только возрастать и с возрастом начинают отражать бывшую в прошлом заболеваемость кариесом;

· не позволяют учитывать самые начальные кариозные поражения.

К серьезным недостаткам индексов КПУз и КПУпов относится их недостоверность при увеличении поражений зубов за счет образования новых полостей в леченых зубах, возникновения вторичного кариеса, выпадения пломб и тому подобное.

Согласно номенклатуре ВОЗ для оценки поражённости зубов кариесом используют три основных показателя:

1. Распространённость заболевания. Это-индекс, определяющимся процентом лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удалённые зубы в том или ином населённом пункте, районе, городе, области.

2. Интенсивность поражения зубов кариесом определяется по числу

поражённых кариесом зубов. Для этой цели комитет экспертов ВОЗ по

стоматологии (в 1962г) предложили для взрослых использовать индекс КПУ (К - кариозный зуб, П - пломбированный, У – удалённый зуб); для детей с временным или молочным прикусом - кп (к – кариозный, п-пломбированный); для детей со сменным прикусом – КПУ+кп. Чтобы облегчить сравнительную оценку заболеваемости кариесом на разных контингентах мира, ВОЗ в 1980 году предложила выделять 5 степеней поражённости в зависимости от КПУ у детей 12 лет:

1) очень низкая – от 0 до 1,1;

2) низкая – 1,2 – 2,6;

3) умеренная – 2,7-4,4;

4) высокая – 4,5-6,5;

5) очень высокая – 6,6 и выше.

Для получения достоверных данных при определении распространённости и

интенсивности кариеса зубов должны осматриваться группы населения с учётом возраста и пола, климато-географических и социально-экономических условий. Обычно обследуются дети в возрасте 5-6 лет, 12 лет, 15 лет, взрослые 35-44 и 65 лет. Наиболее показательными возрастными группами населения являются 12-ти и 15- летние дети.

3. Прирост интенсивности или заболеваемости. Определяется у одного и того же лица или контингента через определённый срок (1, 3, 5, 10 лет). Различие в значении показателя между первым и вторым осмотрами и составляет прирост интенсивности кариеса.

С помощью эпидемиологического стоматологического обследования можно

определить распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний, качество санации полости рта, эффективности профилактики кариеса зубов и болезней пародонта, уровень гигиенического состояния полости

рта, а также выявить потребность каждого обследуемого в лечении кариеса

зубов, болезней пародонта и слизистой полости рта. Такое обследование

позволяет составить индивидуальный план лечебных и профилактических

мероприятий для каждого пациента

В детском возрасте для конкретизации проведения профилактических мероприятий рекомендуется придерживаться методики Т.Ф. Виноградовой, когда интенсивность кариеса определяется по степени активности кариеса с использованием индексов кп (в период временного прикуса), КПУ + кп (в период сменного прикуса) и КПУ (в период постоянного прикуса).

  • Первая степень активности кариеса (компенсированная форма) - такое состояние зубов, когда индекс кп или КПУ + кп или КПУ не превышает показателей средней интенсивности кариеса, соответствующей возрастной группы; отсутствуют признаки очаговой деминерализации и начального кариеса, выявленные специальными методами.
  • Вторая степень активности кариеса (субкомпенсированная форма) - такое состояние зубов, при котором интенсивность кариеса по индексам кп или КПУ + кп или КПУ больше среднего значения интенсивности для данной возрастной группы на три сигнальных отклонения. При этом отсутствует активно прогрессирующая очаговая деминерализация эмали и начальные формы кариеса.
  • Третья степень активности кариеса (декомпенсированная форма) - такое состояние, при котором показатели индексов кп или КПУ + кп или КПУ превышают максимальный показатель или при меньшем значении КПУ обнаруживаются активно прогрессирующие очаги деминерализации и начальный кариес.

Таким образом, интенсивность кариеса по степени активности оценивается следующими показателями:

1 степень - индекс до 4 (компенсированная)

2 степень - индекс от 4 до 6 (субкомпенсированная)

Контроль уровня усвоения знаний:

1. Как проводится первичный осмотр пациента?

2. Назвать и охарактеризовать основные виды стоматологического осмотра.

3. Рассказать в чем особенность индексов КПУ, КПУ+кп, кп.

4. Какие показатели характеризуют заболеваемость детского населения?

5. Рассказать о степени активности кариеса по методике Виноградовой Т.Ф.

1. При проведении эпидемиологического обследования детского населения обследуют детей в возрасте:

1. 6,9,12 лет

2. 6,12,15 лет

3. 9,12,15 лет

2. Основные методы обследования:

1. расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, термодиагностика

2. расспрос, осмотр, зондирование, перкуссия, пальпация

3. оценка гигиенического состояния, опрос, осмотр, зондирование

4. термодиагностика, Rg

3. Основной метод обследования:

1. сбор анамнеза

2. Rg – обследование

4. цитология

4. Стоматологический инструмент профилактического осмотра:

1. стоматологическое зеркало

2. экскаватор

3. элеватор

4. штопфер

5. Инструментарий для обследования полости рта:

1. зонд угловой, зеркало

2. экскаватор

3. гладилка

4. штопфер

6. Дополнительные методы обследования:

1. осмотр, зондирование, перкуссия, термодиагностика

2. термодиагностика, электродиагностика, лабораторные методы,

3. опрос, осмотр, зондирование, Rg

4. осмотр, перкуссия, термодиагностика

7. 1. Интенсивность кариеса пациента выражается:

1. индивидуальная сумма КПУ

2. отношение суммы КПУ к возрасту пациента

3. средний показатель индивидуальной суммы КПУ

4. сумма пораженных зубов

8. Распространенность кариеса выражается:

1. в абсолютных числах

2. в процентах

3. в соотношении

4. целым числом

9. Интенсивность кариеса в молочном прикусе:

10. Интенсивность кариеса в постоянном прикусе:

2. КПУ + кп

11 Считается низкой распространенность кариеса (по ВОЗ):

1. менее 30%

2. менее 50%

3. от 31 до 80%

4. свыше 50%

12 Считается высокой распространенность кариеса (по ВОЗ):

1. менее 30%

2. менее 50%

3. от 31 до 80%

4. свыше 50%

13 Интенсивность кариеса в смешанном прикусе:

2. КПУ + кп

1. гигиенический

2. пародонтальный

3. интенсивности кариеса

Задания для самостоятельной работы студентов, УИРС:

В тетрадях для самостоятельной работы записать: тематические планы лекций и практических занятий на семестр, рекомендуемую литературу. Зарисовать основные стоматологические инструменты. Подготовить к следующему занятию и сдать преподавателю «Лист учета практических навыков по курсу профилактики стоматологических заболеваний» в соответствии с образцом.

Студент должен знать:

Сущность профилактики стоматологических заболеваний у детей.

Задачи учебного курса.

Режим работы профилактического отделения, его оснащение, инструментарий и его стерилизацию, документацию отделения и её ведение.

Студент должен уметь:

Организовать свою работу в отделении.

Использовать инструментарий для клинического осмотра пациента.

Соблюдать принципы асептики и антисептики.

ЗАНЯТИЕ №1

1. Тема занятия:

«Введение в курс профилактики. Цели и задачи. Основные направления. Понятие о первичной, вторичной, третичной профилактике. Санитарное просвещение в профилактике основных стоматологических заболеваний. Устройство, задачи и принципы работы профилактического стоматологического отделения. Ознакомление с режимом и структурой отделения, инструментарием».

2. Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Цели и задачи профилактики стоматологических заболеваний.

2. Основные направления первичной профилактики стоматологических заболеваний.

3. Основные направления вторичной профилактики стоматологических заболеваний.

4. Основные направления третичной профилактики стоматологических заболеваний.

5. Санитарное просвещение, как метод профилактики стоматологических заболеваний.

Студент должен уметь:

1. Провести стоматологический осмотр детей различного возраста и взрослых.

2. Записать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения.

Студент должен ознакомиться:

С целями и задачами профилактики стоматологических заболеваний,

С основными направлениями первичной профилактики стоматологических заболеваний,

С основными направлениями вторичной профилактики стоматологических заболеваний,

С основными направлениями третичной профилактики стоматологических заболеваний,

С методами санитарного просвещения основных стоматологических заболеваний.

Профилактика (от греческого prophylaktikos – предохранительный) представляет собой комплекс государственных, социальных, медицинских и гигиенических мероприятий, которые направлены на достижение высокого уровня здоровья и предупреждения заболеваний полости рта. Одной из основных целей профилактики, в т.ч. стоматологической, является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также повышение устойчивости организма при воздействии на него неблагоприятных факторов внешней среды.



Согласно классификации ВОЗ (Московское совещание экспертов ВОЗ, 1977) профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Первичная профилактика – это система государственных, медицинских, социальных, гигиенических и воспитательных мероприятий, направленных на предотвращение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также на повышение устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов природной, производственной и бытовой среды. Первичная профилактика, признана охранять ненарушенное здоровье, она является наиболее эффективной в медицинском, социальном и экономическом отношении, поэтому она должна занимать ведущее место.

Основные задачи первичной профилактики:

1. Создание необходимых условий для процесса нормального формирования и первичной минерализации твердых тканей зуба.

2. Обеспечений и стимуляция физиологического течения процесса созревания твердых тканей зуба (вторичная минерализация).

3. Предупреждение и при необходимости – обнаружение и устранение формирования кариесогенной ситуации в полости рта.

Первичная профилактика может иметь этиологический характер, направленный на устранение причин стоматологических заболеваний и патогенетический, направленный на определенные звенья патогенеза заболеваний. Множество методов и форм первичной профилактики подразумевает разработку критериев ее эффективности. Таким образом, наличие фундаментальных знаний о причинах и путях развития стоматологических заболеваний являются необходимой предпосылкой для разработки их первичной профилактики.

Следовательно, первичная профилактика носит как общеоздоровительный характер – улучшение условий жизни, соблюдение здорового образа жизни, питания, так и строго целевое назначение – предупреждение конкретной патологии, обнаружение факторов риска на основе знаний этиологии и патогенеза конкретного стоматологического заболевания.

Наиболее эффективны те методы профилактики, которые воздействуют на причину заболевания. При этом считается, что этиологической профилактика является, если ее эффективность достигает 70 – 100%, а патогенетической – 40 – 50%.

Методы вторичной стоматологической профилактики

Вторичная профилактика подразумевает ранее выявление заболеваний, предотвращение рецидивов, прогрессирования и возможных осложнений. Вторичная профилактика является одной из частей программы реабилитации. В России одним из наиболее важных мероприятий по вторичной профилактике стоматологических заболеваний является плановая профилактическая санация полости рта в организованных коллективах и декретированных группах населения.

Санация полости рта – плановая система лечения зубов и других органов полости рта, направленная на их сохранение и предотвращение осложнений заболеваний. Санированным считается тот пациент, у которого вылечены все пораженные кариесом зубы, по показаниям проведено удаление зубов, вылечены заболевания тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта, начато лечение аномалий положения зубов и деформаций прикуса.

Основоположником стоматологической санации считают А.К.Лимберга, который еще в конце позапрошлого столетия выступил с предложением о двухразовом осмотре детей в год и дальнейшем безотлагательном лечении выявленных кариозных зубов.

Выделяют три формы проведения санации рта:

Индивидуальная санация полости рта по обращаемости, предусматривает излечение всех заболеваний полости рта у лиц, самостоятельно обратившихся в стоматологическое учреждение;

Разовая, или периодическая, - полное излечение всех заболеваний полости рта у ограниченных контингентов населения;

Плановая, или лечебно-профилактическая, - систематическое излечивание стоматологических заболеваний у организованных групп населения, находящихся на диспансерном обслуживании.

Различают централизованный и децентрализованный методы санации.

При централизованном методе осмотры и санацию полости рта проводят в лечебно-профилактических стоматологических учреждениях (районная, городская или областная стоматологические поликлиники). В крупных городах данный метод может быть эффективен только при большой пропускной способности стоматологических поликлиник, когда прием ведут не менее пяти врачей стоматологов одновременно.

При децентрализованном методе осмотры и санацию осуществляют в стоматологических кабинетах, которые стационарно функционируют на предприятиях или в школах. В учебных учреждениях с численностью 800 – 1200 учащихся и более создаются стационарные стоматологические кабинеты. Каждая школа закрепляется за детской стоматологической поликлиникой, которая выделяет стоматолога для работы в кабинете. Эффективность работы этим методом достаточно высокая. У врача-стоматолога вырабатывается ответственность за качество оказания лечебно-профилактической стоматологической помощи детям, а они при этом охотно посещают стоматологический кабинет.

Существует также, так называемый, бригадный метод проведения санации, при котором в школу или на промышленное предприятие выезжает бригада в составе 2 – 3 врачей с медицинской сестрой и санитаркой и осуществляет санацию полоти рта за более короткие сроки. Для оказания стоматологической помощи населению сельской местности и проведения санации стали использовать передвижные кабинеты в специально оборудованных автобусах.

При плановой санации первичным медицинским документом является санационная карта. В процессе проведения санации полости рта врач-стоматолог заносит в нее проводимые лечебные и профилактические мероприятия, вычисляет индексы поражения кариесом, гингивитом, индекс гигиены. Благодаря данной карте можно проследить за состоянием полости рта ребенка на протяжении его времени пребывания в детском саду, школе, оценить эффективность лечения и профилактики.

При плановой санации необходимо обязательно заполнить на каждого пациента диспансерную карту (форма №30), в которой кратко отмечается, какое лечение было проведено и когда пациент должен явиться на прем к врачу для следующего осмотра и лечения.

Существует определенная система санации, под которой понимают регулярное проведение осмотров, и санации полости рта через определенные промежутки времени. Краткость проведения осмотров и санации определяется временем, в течение которого вновь возникающие кариозные полости не достигали последующих стадий кариозного процесса – перехода в воспаление пульпы и периодонта.

Вторичная профилактика считается эффективной, если патологический процесс стабилизировался.

Профилактика стоматологических заболеваний включает 2 основных типа методов. Первые проводятся пациентом самостоятельно. Вторые осуществляются в клинике и направлены на устранение возникших дефектов и предпатологических состояний.

Приоритет в современной стоматологии отводится мерам, с помощью которых предупреждается развитие заболеваний. Они включают гигиену – домашнюю и профессиональную, врачебные процедуры по укреплению зубов, поддержание общего здоровья организма.

Общее понимание профилактики в стоматологии

Профилактика – это предупреждение заболеваний зубов, десен и слизистой рта. Выделяют 3 ее типа:

  1. Первичная профилактика. Заключается в мерах, предотвращающих патологические состояния.
  2. Вторичная. Состоит в устранении заболеваний зубов и пародонта: кариеса, пульпита, гингивита, пародонтита и других.
  3. Третичная. Включает восстановление целостности зубочелюстного аппарата: протезирование, хирургические операции, имплантацию.

Также профилактику подразделяют на ту, которую пациент проводит самостоятельно, осуществляемую врачом и реализуемую на общегосударственном уровне. Последний вид подразумевает просвещение населения о необходимости гигиены, правильного питания и своевременного лечения.

Методы первичной профилактики

Первичная профилактика считается главным и приоритетным способом предотвращения возникновения и развития стоматологических заболеваний. Она включает методы, которые не допускают появление патологий. Тогда как вторичная и третичная профилактика направлены на устранение дефектов.

Большинство способов первичной профилактики относятся к экзогенному типу. Это меры, которые осуществляются локально, в полости рта, и не подразумевают воздействия на весь организм.

Индивидуальная гигиена

Первый и самый главный метод профилактики заболеваний полости рта – тщательная гигиена. Своевременное устранение налета способствует нормальному формированию эмали, ее обогащению необходимыми компонентами, стабилизации трофики пародонта.


Индивидуальная гигиена проводится минимум дважды в день, в идеале – после каждого приема пищи. Она включает использование:

  • зубной щетки – удаляет налет с коронок и массирует десна, подбирают идеальную по размеру головки, жесткости щетины, удобству ручки;
  • зубной пасты – насыщает эмаль и пародонт витаминами, фтором, кальцием, используют профилактические или лечебные средства, выбирают, исходя из определенных проблем у конкретного человека;
  • – им очищают межзубные промежутки перед чисткой;
  • ополаскивателя – как и паста, содержит компоненты, необходимые для здоровья десен и зубов, помогает дезинфицировать полость рта, используют после чистки;
  • жевательной резинки : как бы ни ругали жвачки – это неплохой походный вариант, чтобы поддержать гигиену рта, они усиливает выработку слюны, которая омывает зубы, снимают небольшое количество налета, нормализуют кислотность, освежают дыхание.

Профгигиена

Профессиональная гигиена проводится в стоматологии. Она включает:

  • снятие твердого минерализованного и пигментного налета с зубов, их шеек;
  • полировку корней зубов;
  • шлифовку коронок.


Снятие зубного камня проводят механически или с помощью специального оборудования. К таким приборам относят ультразвуковой скейлер и пескоструйное устройство Air Flow.

Дополнительная информация! Ультразвуковой скейлер и Flow используют вместе или по отдельности. В первом варианте сначала снимают камень ультразвуком, а потом полируют «Эйр Флоу». Если у пациента пигментированный налет, достаточно только пескоструйного устройства.

Помимо чистки, профгигиена включает:

  1. Обучение правильной технологии чистки зубов и подбор оптимальных средств гигиены.
  2. Устранение факторов, провоцирующих скапливание налета. Это может быть курение, избыточное потребление сладкого, недостаточная домашняя гигиена и прочее.
  3. Контролируемую чистку зубов. Ее пациент проводит в клинике под наблюдением врача. На коронки наносят красящее вещество, и клиент чистит зубы как привык. Затем ему показывают места, с которых он не счистил пигмент – это будут области, которым больной не уделяет внимания.


Реминерализация

Процедура заключается в насыщении эмали кальцием, фтором, цинком, стронцием. На зубы накладывают аппликации специальных препаратов. Они проникают внутрь коронок и укрепляют их.

Фторирование

Манипуляция похожа на реминерализацию. Используют только фтористые соединения. Эмаль покрывают фтор-лаком. Процедура укрепляет коронки, предотвращает их сколы, снижает повышенную чувствительность.

Важно! Реминерализацию и фторирование проводят после профессиональной гигиены. Последняя неизбежно слегка травмирует эмаль, что может привести к развитию кариеса. А насыщение коронок минералами не будет эффективным без предварительного снятия налета.

Герметизация фиссур

Процедура проводится у детей в первые месяцы после прорезывания премоляров и моляров. На поверхности этих единиц находятся глубокие борозды – фиссуры. Благодаря такому строению жевательные зубы измельчают пищу. Но в углублениях скапливается налет и остатки еды, которые не всегда можно снять зубной щеткой.

Имеет смысл только детям в возрасте 10 – 15 лет. У них эмаль еще проходит процесс минерализации и сильно подвержена кариозным поражениям. У взрослых внешняя оболочка коронок тверже, и наличие фиссур слабо влияет на развитие кариеса.


Герметизация фиссур подразумевает заполнение борозд пломбировочными материалами. Это снижает вероятность развития кариеса на 90% на ближайшие 5 – 10 лет.

Эндогенные методы

Эндогенная первичная профилактика заболеваний зубов и десен – комплексная система действий, направленных на укрепление всего организма и поддержание здоровья. К ним относят:

  1. Полноценный рацион. Он должен быть сбалансированным, ежедневно снабжать организм необходимым количеством углеводов, жиров и белков, а также витаминами и минералами. В приоритете мясо (красное и белое), рыба, кисломолочные продукты, сырые фрукты и овощи.
  2. Правильное потребление еды. Питаться необходимо несколько раз в день, в одно и то же время. Всю пищу нужно тщательно пережевывать, отказаться от избыточно мягких или жестких продуктов. Больше всего для здоровья зубов полезны твердые овощи и фрукты – они тренируют челюсти, счищают налет, нормализуют кровоснабжение.
  3. Укрепление иммунитета. Сюда относят прием витаминных комплексов, закаливание, оздоровление на курортах, физическую культуру.
  4. Соблюдение режима активности и отдыха. Необходимо избегать чрезмерной нагрузки, стресса, переутомления, недосыпания, чередовать труд со сном.
  5. Своевременное устранение системных заболеваний. Любые патологии (простудные, инфекционные, эндокринные, сердечно-сосудистые) могут спровоцировать проблемы в ротовой полости или усугубить их.


Обратите внимание! К эндогенным способам также относят насыщение организма фтором: через воду, продукты питания, специальные добавки. Особенно это актуально для подростков в 12 – 15 лет, когда происходит активная минерализация эмали.

Особенности профилактики у беременных

Профилактика во время беременности решает 2 задачи:

  1. Предупреждение заболеваний у женщины. При вынашивании ребенка меняется кислотность слюны, ослабевает местный и общий иммунитет, происходит вымывание питательных веществ из эмали. Поэтому при отсутствии необходимых мер развиваются кариес и гингивит.
  2. Полноценное формирование зубных зачатков у плода. Они начинают закладываться на 6 – 7 недели беременности, поэтому важно употреблять как можно больше продуктов, богатых кальцием и фосфором.

Различают 2 типа профилактики стоматологических заболеваний у беременных: антенатальную и постнатальную. Первая проводится во время вынашивания плода, вторая – после родов.

  • сделать полную до зачатия;
  • своевременно устранять кариозные и воспалительные процессы в полости рта;
  • включить в рацион максимальное количество свежих овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, рыбы, морепродуктов, мяса, яиц;
  • принимать специальные витаминизированные комплексы для беременных.


Важно! Так как во время беременности увеличивается риск стоматологических заболеваний, необходимо еще более тщательно поддерживать должный уровень гигиены – очищать зубы и межзубные промежутки в первые 10 минут после еды.

Как предупредить стоматологические заболевания у детей?

Культуру гигиены ротовой полости прививают детям с первых дней жизни. У грудничков слизистую очищают влажной марлей после каждого кормления.

Как только прорежутся первые зубы, начинают проводить полноценную гигиену:

  • у малышей до года родители очищают коронки 1 раз в сутки с помощью детской щеточки, которая надевается на палец;
  • после 1 года зубы чистят обычной детской щеткой без пасты дважды в день;
  • с 2-х лет приучают ребенка к гелеобразной зубной пасте и самостоятельной чистке;
  • с 9 – 10 лет дети могут самостоятельно использовать флосс, до этого возраста очищать межзубные промежутки должны родители.

Дополнительная информация! Для правильного формирования эмали и прикуса немаловажное значение имеет грудное вскармливание в первый год жизни и отучение от вредных оральных привычек – сосания пальцев, ротового дыхания, длительного использования пустышки, закусывания щек или губ.


Как и взрослые, дети должны регулярно проходить профилактические осмотры в стоматологии – от 2-х до 4-х раз в год. Впервые показать ребенка врачу нужно сразу после прорезывания зубов.

Ежедневная гигиена, регулярные осмотры в клинике и профилактические стоматологические процедуры – главные способы сохранения здоровья десен и зубов. Если придерживаться этих правил, риск развития заболеваний снизится в десятки раз.