Административно-территориальное деление беларуси. Образование великого княжества литовского Города республиканского подчинения

Литовская республика (Lietuva) – государство в Восточной Европе. Литва расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря и граничит на севере с Латвией, на востоке и юго-востоке – с Белоруссией, на юге – с Польшей, на юго-западе – с Калининградской областью России. Западная граница государства проходит по Балтийскому морю. Длина морской береговой линии – 99 км. Литва состоит из четырех исторических регионов – Жемайтии (на западе), Аукштайтии (на востоке), Дзукии (на юго-востоке), Сувалкии (на юго-западе). Это развитая аграрно-индустриальная страна. Считается, что литовцы говорят на самом древнем языке в индоевропейской семье.

В период своего наибольшего могущества Литва включала территорию нынешней Белоруссии, большую часть современной Украины, часть западно-русских земель и простиралась от Балтийского до Черного моря. В условиях борьбы с крестоносцами Великое княжество Литовское вступило в союз с Польским королевством, заключив Кревскую унию (1385). В 1569 Литва и Польша находились в объединенном государстве – Речи Посполитой. В конце 18 в.оно государство было разделено между Россией, Австрией и Пруссией, при этом большая часть территории Литвы вошла в состав Российской империи. После распада Российской империи в 1917 Литва получила независимость, что было закреплено договором между РСФСР и Литовской республикой 12 июля 1920. В 1940 Литва вновь стала частью СССР, затем в 1990 республика вышла из состава Советского Союза.

История Литовской ССР . Вильнюс, 1978
Литва. Краткая энциклопедия . Вильнюс, 1989

Найти "ЛИТВА " на


Административно-территориальное устройство Великого княжества Литовского во второй половине XIV - cередине XVI веков

Во второй половине XIV - cередине XVI века Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское представляло собой достаточно сложное образование. Состояло оно из удельных княжеств, а также областей (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), находившихся в федеративных отношениях с центральной властью, а также из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская провинции. Ими управляли князья-наместники из числа Гедиминовичей. После ликвидации уделов эти земли вошли в состав государства под полную юрисдикцию великого князя.

В XIV - первой половине XVI века Великое княжество Литовское развивалось с учетом белорусских политических традиций, хотя все без исключения великие князья по линии отцов были литовского происхождения. Руководящая политическая роль также принадлежала крупным феодалам-землевладельцам литовского происхождения, которые назывались панами. Из них, а также из родственников великого князя состоял и высший орган - рада. Они же занимали и высшие государственные и придворные посты.

Главная обязанность великого князя состояла в защите целостности государства. Он стоял во главе войска, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд, он поддерживал дипломатические отношения с соседями, объявлял войны, заключал мирные договоры с воюющими сторонами. Он назначал на государственные должности, распоряжался государственным имуществом, осуществлял руководство государственными имениями, раздавая их за верную службу своим подчиненным.

В подчинении великого князя находились города, которым он выдавал грамоты на магдебурское право. Теоретически власть князей считалась наследственной, но установилась традиция признания каждого очередного великого князя высшим феодалом. Вассалы великого князя имели своих вассалов, что свидетельствовало о существовании обычной феодальной иерархии. Власть великого князя была ограничена, с одной стороны, крупными феодалами, с другой - местными привилегиями отдельных территорий. Как правило, великие князья считались с мнением рады.

В 1413 году Городельским актом существование великокняжеской рады было оформлено юридически. За ней закреплялся статус государственного органа, который обязан был давать рекомендации великому князю. В привилеях государя 1492 и 1506 годов, связанные с ограничением великокняжеской власти права, подтверждались и расширялись. Со временем повышалась роль и значение рады. повышалась. Состав рады определял ее большое значение в управлении государством. В XV веке в нее входили епископы, канцлер, воеводы и каштеляны виленские и трокские, воеводы смоленские, витебские, полоцкие, киевские, старосты жемайтский и луцкий, должности которых приравнивались к воеводским, наместник гродненский.

Позже в состав рады стали входить воевода подляшский, подскарбий земский и маршалок земский. Рада принимала участие в раздаче земель, назначением на должности, вопросами дипломатических отношений, обороны и финансов. Важнейшие вопросы государственной жизни великие князья обсуждали не только с радой, но и с боярством. На него великие князья опирались в тех случаях, когда не находили понимания с высшей аристократической властью и с удельными князьями. Уже при первых великих князьях собиралась вече, совещения, сеймы.

Сеймы затем становятся общегосударственными, порядок их созыва сложился в начале XV века. Великий князь приглашал на них служебных лиц, князей, представителей поветовой шляхты всех регионов. Постепенно компетенция сеймов расширялась. Они стали созываться для избрания великих князей, обсуждения вопросов войны, налогов, заключения уний и др.

В первой половине ХVI века деятельность сеймов приобретает более широкий размах. Сейм стал выполнять законодательные функции. Со временем он стал представительным учреждением, то есть на него избирались послы (делегаты) местными уездными сеймиками. Вальные сеймы созывались не только в столице Великого княжества - г. Вильно, но и в Гродно, Бресте, Новогрудке, Минске. Позднее вальный сейм состоял из Государственного совета, которые стал называться Сенатом, а также из поветовых послов-депутатов, которые составляли Посольскую избу.

Центральную администрацию - исполнительную власть в Великом княжестве Литовском возглавляли три человека. Первым из них был канцлер, который хранил государственную печать и заведовал центральной канцелярией. За ним следовал гетман, который в отсутствие великого князя командовал во время войны армией, и земский подскарбий, ведавший государственной казной. Эти три человека подчинялись непосредственно великому князю. При дворе был также ряд должностей, которые позднее стали скорее почетным, чем реальными. Это маршалок дворный, чашник, стольник, мечник, конюший и др. При дворе великого князя находился также значительный штат государственных урядников и слуг из шляхты. Они выполняли поручения великого князя, членов рады и высших должностных лиц государства, осуществляли надзор за выполнением решений суда, вводили во владение государственными имениями, проводили следствия и ревизии, взыскивали задолженность по налогам, следили за строительством дорог, замков, сопровождали посольства за границу и др.

По административному делению XV века в великое княжество входило шесть воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и два староства - Жемайтское и Волынское. Руководителями администрации в воеводствах были воеводы, а в поветах - старосты. Воеводы назначались великим князем и радой из числа крупных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского, пожизненно. Однако местные феодалы в случае необходимости имели право требовать их отставки. Обязанности и полномочия воевод были очень широкими. Практически им принадлежала вся полнота власти в воеводстве.

Заместителями воевод являлись подвоеводы. В их ведении находились административно-судебные дела, они руководили работой воеводской канцелярии, председательствовали в низшем городском суде. Военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, командовали каштеляны. Они являлись заместителями воевод и представляли интересы воеводства в раде.

Державцы - руководители государственных и великокняжеских имений - замков, дворов - являлись низшим звеном местного государственного управления. Как воеводы и старосты, они несли ответственность перед правительством и великим князем за состояние дел на вверенной им территории, осуществляли суд на местным населением. Руководителями администрации в поветах являлись старосты. Староства вошли с XVI века. Чтобы осуществлять надзор над крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников, которые следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей.

Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники - на территории волости, десятники - в отдельных деревнях. После волочной померы 1557 года эти должности были заменены сельскими войтами. В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления - сельские сходы и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Они наблюдали за строительством дорог, мостов, замков, собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия.

Великокняжеский суд являлся высшим судербным органом. Судом панов рады, сейма являлся комиссарский суд. Во второй половине XVI века сеймом был принят закон о создании Главного суда - Трибунала, который состоял из выбранных на поветовых сеймиках шляхты судей. Заседал он в Минске, Вильне и Новогрудке попеременно. Среди местных судов наиболее древним был замковый (гродский) суд. Этот суд действовал в двух составах. В состав высшего суда входили воевода или староста, либо державцы и местные феодалы. Низший состав суда состоял из подвоеводы, судьи и писаря. Судьями могли быть только шляхтичи, умеющие писать, знающие право и имеющие недвижимость.

Для шляхты судом был земский поветовый суд. В этот суд судьи избирались шляхтой и утверждались великим князем пожизненно. Дела о земельных спорах рассматривал подкоморский суд. В городах, обладающих магдебурским правом, судопроизводство осуществляли войтовско-лавницкие или бурмистерско-радецкие суды. Судебные дела крепостных крестьян рассматривал вотчинный суд. Его осуществляли представители вотчинной администрации - державцы, старосты, соцкие. Дела рассматривались на основе местных обычаев или по воле владельца вотчины. Среди духовенства, татар, евреев действовали свои суды, основанные на религиозном праве, - Библии, Торе, Коране.

Белорусские земли в составе Великого княжества занимали неодинаковое положение. Виленскому, а также трокскому князьям были подвластны в военно-политическом и судебно-административном отношении Принеманье, Минская, Брестская земли, Полесье, часть Подрепровья и часть Литвы. В этих землях литовские князья, потомки Гедимина, постепенно вытеснили большинство князей династии Рюриковичей. По воле великого князя здесь часто происходила перегруппировка владений, создавались новые удельные княжества.

Каждая часть великого княжества сохраняла свой государственный строй, который, как правило, действовал на основе древнерусских правовых норм. Удельный князь приносил «покору» великому князю, предполагавшую обязательство оказания великому князю военной помощи, верной службы и платы дани. Но фактически отношения великого князя с удельными характеризовались еще и «братством». Удельный князь мог давать великому князю советы, заседать в его раде.

Удельное княжество управлялось исключительно местным князем. При нем действовали боярская дума и вечевое собрание. В Полоцкой, Витебской и Смоленских землях государственный строй имел свои особенности. С давних времен в них были князья, которые придерживались древнерусского вечевого уклада. Выборы князя и признание его власти зависело от вече. Каждая земля отдельно признавала власть великого князя. Этот порядок был изменен лишь в 1492 году, когда великий князь Александр был избран на общем сейме. Древние обычаи в отношениях центральной и местной (вечевой) власти соблюдались еще в XV и XVI веках.

Например, часто приезжали в отдаленные области великие князья Казимир и Александр, где они определенное время жили и помогали местным князьям и вече принимать управленческие решения. Великим князьям иногда приходилось принимать декреты, чтобы все слои населения жили между собой в согласии и решали дела сообща.

Все земли управлялись на основе уставных грамот, своеобразных законов, которые регулировали различные стороны жизни. Уставные грамоты предусматривали наличие у земель своей казны, присутствие городских выборных на суде великокняжеского наместника, устанавливали другие нормы уголовного и гражданского права.

Великий князь гарантировал жителям земель личную неприкосновенность и безопасность. В области имущественных прав граждан грамотами определялись права владения имущества, получения наследства. Грамоты обеспечивали также процессуальное право и защищали личность от ущемления со стороны местной администрации. Жемайтия и Подляшье такой самостоятельности не имели. Только в 1446 году Жемайтия получила дарственную грамоту от великого князя Казимира, в которой Жемайтии представлялась широкая автономия. Для Подляшья привилей не давал статуса земли-княжества. Автономия в области судебных отношений предоставлялась только шляхте.

Территориально-государственное оформление собственно литовских земель было также специфичным. В них выделялась территория, центром которой была старая столица Литвы - Троки. Это были древние родовые земли Гедиминовичей. Второе территориальное образование представляло собой земли вокруг новой столицы Вильно. Сюда входили владения литовских феодалов, а такжеж белорусские территории, которые были включены в Великое княжество Литовское уже при первых его князьях. Преимущественно это были западные части полоцких земель и северо-восточные районы Турово-Пинского княжества. Эти территории со временем обрастали белорусскими волостями, которые обычно среди удельно-княжеских земель размещались черезполосно. Поэтому Ольгерд и Кейстут заключили между собой договоренность о том, что одна половина присоединявшися земель приписывалась к Трокскому княжеству, а другая к Виленскому.

Во второй четверти XVI века земли, составлявшие собственное Великое княжество Литовское, включали в себя Вильно, Троки, Браслав, Новогрудок, Гродно, Брест, Слоним, Бобруйск, Мозырь, Минск, Пинск, Рогачев, Могилев, Гомель.

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим терми-ном «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взымалась основная часть го-сударственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно - территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа - Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском пре-жнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию.16 век Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформ-лению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти). На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.

Государственно-правовое положение глав княжеств-анексов и удельных княжеств в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Анекс – как пристройка,дополнение. В начале правления Витовта, в 1390-е гг. были сделаны существенные шаги к централизации власти в руках великого князя. Ряд удельных княжеств преобразован в наместничества. Правда, этот процесс не был бесповоротным. Время от времени создавались новые уделы, но в целом государственное управление все увереннее строилось на новых основах. На месте ряда упраздненных уделов (в том числе в Полоцке, Витебске, на Волыни, в новоприобретенном Смоленске) наместничества получили права отпределенной автономии, закрепленные в так называемых «земских привилеях». Позднее такой же статус получила Жемайтия, возвращенная в состав ВКЛ после победы над Тевтонским орденом. Такие полусамостоятельные единицы традиционно назывались «землями» в отличие от остальной территории, в 1413 г. разделенной на два воеводства: Виленское и Трокское. Удельные князья управляли своими княжествами самостоятельно и самодержавно, кроме княжеств Полоцкого и Смоленского, в которых искони существовали вече и княжеские советы, помогавшие князю в его государственных делах. Все удельные князья Великого Княжества Литовского признавали над собою власть великого князя. В случае войны великий князь становился во главе войска и был главнокомандующим всех военных сил. Под его командой находились удельные князья со своими войсками. Монарший титул Гедымина был: "Великий князь литовский и русский" - "Rex Litvinorum ruthenorumque". Его преемники величались: "Великий князь Литвы и Руси" или "Великий князь Литвы, Руси, Самогитии и Киева". Александр титуловался: "Божией милостью великий князь Литовский, Руский, Жомойтьский и иных".

Трансформация социальной структуры общества ВКЛ в течение второй половины XIII - первой половины XVI в.

Социальная структура Великого княжества Литовского - структура общественных отношений в Великом княжестве Литовском, по мере развития закреплявшаяся правовыми актами.

До XV века крепостного права в Великом княжестве Литовском не существовало. Земским привилеем 1457 года великий князь Казимир IVзапретил переход крестьян с частных земель на казённые. Тогда же начал постепенно развиваться и вотчинный суд помещика, к концу XV - началу XVI веков он стал принадлежностью землевладения.

В большинстве поветов, которыми управляли наместники-державцы, велось господарское хозяйство , то есть земли и различные угодья эксплуатировались на великого князя. Порядок этот был особенно развит в собственной Литве, где проживал великий князь. В других областях господарское хозяйство было распространено слабее вследствие трудности надзора и контроля над ним. Этим хозяйством заведовали наместники-державцы. Рабочую силу в господарских имениях образовали невольная челядь (паробки и женки) и тяглые люди, называвшиеся в Полоцке пригонными . Признаком тяглой службы, по мнению М. К. Любавского, служил барщинный труд, а не уплата особой подати сверх службы (дякла), как думал С. А. Бершадский. В разгар работ на помощь призывались и нетяглые разряды крестьян, а также мещане.

Все землевладельцы, обязанные службой, несли её лично с известным числом слуг сообразно размерам имений. С земель, находившихся в общем владении родов, семей или сябров, военная служба отбывалась сообща. Она была обязательна со всякого рода имений: отчин, дедин, прадедин, купленных, пожалованных на разных условиях великим князем.Отчиною называлось имение, перешедшее по наследству от отца к сыну; если наследство шло от деда или прадеда, то называлось дединою, прадединою. Сначала великие князья считали боярские отчины своими и нередко отбирали, жалуя их князьям и панам; боярам оставалось, таким образом, покинуть свои земли или же служить новым панам.

Обязанность бояр нести с земли военную службу ограничивала их право собственности на землю: они не могли отчуждать её без разрешения господаря или его урядников; право наследования жены было ограничено, установлен особый порядок наследования сыновей и дочерей; при покупке имений давалось преимущество родственникам перед чужеродцами и т. п.

Генезис шляхецтва вкл

В ВКЛ господствовал феодальный строй. Основным занятием населения было земледелие. Земля при этом находилась в собственности крупных и средних землевладельцев (феодалов). За право пользования ею крестьяне были обязаны феодалу отработкрй или оброком.

Шляхта - привилегированное сословие землевладельцев (феодалов). Окончательно консолидировалось оно лишь в XVI в.

Формирование единого шляхетского сословия связано с изданием великими князьями ряда земских привилеев (16 привилеев до Люблинской унии). В результате к XVI в. сложился комплекс прав и привилегий шляхетского сословия ("шляхетские вольности"):

Неприкасаемость личности и имущества;
- освобождение от государственных податей;
- равенство шляхты перед законом;
- право на выборы великого князя;
- участие в государственном управлении;
- право на протест против действий администрации.

Крупнейшие землевладельцы из шляхты в XVI - XVIII вв. назывались магнатами. Согласно войсковой описи 1567 г., в ВКЛ было 29 магнатов, владевших более 1000 крестьянских дымов каждый. Как правило, они же занимали высшие государственные должности. Наиболее богатые магнатские роды: Кезгайлы, Радзивиллы, Олельковичи, Кишки, Гольшанские и другие.

Воеводства – административно-территориальные единицы в ВКЛ во главе с воеводой. Появились в 1413 г. после реформ Витовта. Делились на более мелкие единицы – уезды и волости.

Гетман – командовал вооруженными силами ВКЛ.

Жемойтия (Жмудь) – территория центральной и западной части современной Литвы, где проходил процесс образования литовского этноса.

Золотая Орда – государство, существовавшее в середине ХІІІ – ХV вв., создано потомками монгольского хана Чингисхана. В период наибольшего могущества включала в свой состав Среднюю Азию, Северный Кавказ, половецкие степи. Вело войны с ВКЛ.

Канцлер – глава канцелярии великого князя и панов-радных, хранитель большой государственной печати.

Литва – в ХІІІ ст. историческое название территории Верхнего Понемонья. Балтская территория, но в значительной степени колонизированная славянами. Находилась в центре формирования ВКЛ, к которому перешло название. Не путать с Литвой (точнее – Летувой) этнической (в те времена – Жемойтия).

Магдебургское право – право феодального города на самоуправление, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм.

Маршалок земский – председательствовална заседаниях сейма и Рады, провозглашал постановления великого князя и Рады, был смотрителем за порядком и этикетом при дворе и во время официальных церемоний, управлял приёмом заграничных послов.

Рада ВКЛ (паны-рада) – высший орган власти в ВКЛ, в состав которого входили первые должностные лица (канцлер, маршалок земский, гетман, воеводы и др.). Известен с начала ХIV в. Возник первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца ХV в. значительно ограничивал его власть.

Подскарбий земский – смотритель государственной казны, исполнял обязанности министра финансов, вел учет государственных доходов и расходов.

Сейм (Сойм) – сословно-представительный орган власти ВКЛ и Польши. Состоял из представителей шляхты. К компетенции вального (общегосударственного) сейма относилось: избрание великого князя, вопросы войны и мира, взаимоотношения с другими странами, установление налогов и регулирование законодательства.

Тевтонский орден – военно-религиозная организация немецких крестоносцев. Создан в ХІІ ст. в Палестине. Вел продолжительные войны с ВКЛ.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите социально-экономичные и политические предпосылки формирования Великого княжества Литовского.

2. Перечислите основные пути вхождения новых земель в формирующееся государство.

3. Определите главные причины и условия подписания Кревской унии. С чем были связаны внутриполитические конфликты после ее заключения?



4. Какой князь начал собирание земель ВКЛ?

5. Что вы знаете о первой столице государства?

6. Какие князья внесли наибольший вклад в расширение и укрепление ВКЛ, когда это было?

7. Какие основные внешнеполитические противники были у ВКЛ на протяжении ХIV – ХVI вв.? Как разворачивались отношения между ними?

8. Перечислите основные органы власти и управления в Великом княжестве Литовском.


Развитие производительных сил в конце 12 века, упрочение феодальных производственных отношений вызвали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государств-княжеств и их объединение.

Наряду с внутренними экономическими причинами объединение государств-княжеств было ускорено неблагоприятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Европе в связи с начавшейся в первой половине XIII в. агрессией с северо-запада католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока - татар. В силу указанных причин и того, что соседние белорусские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдало от феодальных междоусобных войн и внешней агрессии.

Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХП в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в ХШ-XTV веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в ХП-ХШ вв. был Новогрудок.

Концепции образования Великого Княжества Литовского

ВКЛ, в состав которого вошли белорусские, литовские княжества, начало складываться в 12 веке. На протяжении 13-14 веков к нему были присоединены украинские и русские земли. Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. На протяжении более ста лет создавалось великое государство в Центральной и Восточной Европы, представляющее собой своеобразную федерацию земель так называемых "Литвы " и "Руси".

Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие - шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.).

Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.

Особенностью общественного строя Великого княжества Литовского являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Государственное устройство и административно-территориальное деление складывались по мере формирования самого государства.

В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим термином «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.

В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взималась основная часть государственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.

Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы.

Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

Усложнение административно - территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа - Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском прежнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.

С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию. На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.

Форма правления Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)

Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, который назывался великим князем, реже - королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в ХШ-ХУ вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели большое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.

Форма правления Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)

Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады по должности входили и представители духовенства.

Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой.

К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.

Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.

В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

В XVI во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господарь, Великий князь литовский, король польский). В соответствии с преамбулой Статута 1529 года должность господаря была выборной. При избрании господарь заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности (врады) - Статут 1529 г., разделы I и III. Власть господаря была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.

В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг), Стефан Баторий (1575-1582 гг.) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).

Вторым по значительности высшим органом была Рада -постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Вилен-ский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалокдворный, подскар-бий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде

Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.

По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.

Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Например, Николай Радзивил в начале XVI в. занимал одновременно две государственные весьма значимые должности: земский маршал и воевода трокский, а затем канцлер и воевода виленский; а Юрий Радзивил в 30-х годах XVI в. - четыре должности: великий гетман, староста гродненский, наместник мозырский, державца лидский, скидальский, белицкий.

Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.

Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д.

В государственном строе Великого княжества Литовского, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти).

Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов Великого княжества Литовского, их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов - великих вольных сеймов и поветовых сеймиков, - о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.