Микроклимат помещений и его влияние на здоровье человека. Микроклимат и его влияние на здоровье и работоспособность человека Микроклимат оказывает непосредственное влияние на тепловое

Реферат

По теме:

«Микроклимат. Влияние на здоровье и работоспособность человека. Параметры микроклимата и их нормирование».

Исполнитель:

Привалова Алена Геннадьевна

2018 год

Понятие о микроклимате. Основные параметры микроклимата

Влияние параметров микроклимата на здоровье и р аботоспособность

Влияние температуры на организм

Влияние инфракрасного излучения на организм

Влияние холода на организм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и его работоспособность. Например, понижение температуры и повышение скорости движения воздуха способствуют усилению конвективного теплообмена и процесса теплоотдачи при испарении пота, что может привести к переохлаждению организма. Повышение скорости движения воздуха ухудшает самочувствие, так как способствует усилению конвективного теплообмена и процессу теплоотдачи при испарении пота.

При повышении температуры воздуха возникают обратные явления. Исследователями установлено, что при температуре воздуха более 30 0 С работоспособность человека начинает падать. Для человека определены максимальные температуры в зависимости от длительности их воздействия и используемых средств защиты. Существенное значение имеет равномерность температуры. Вертикальный градиент не должен выходить за пределы 5 0 С.

Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности и скорости окружающего воздуха. Чем больше относительная влажность, тем меньше испаряется пота в единицу времени и тем быстрее наступает перегрев тела .

Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и растрескивания, а затем и загрязнение болезнетворными микроорганизмами. Поэтому при длительном пребывании людей в закрытых помещениях рекомендуется ограничиваться относительной влажностью в пределах 30-70%.

1. Понятие о микроклимате. Основные параметры микроклимата

Микроклимат – комплекс физических факторов производственной среды, которые оказывают преимущественное действие на теплообмен организма с окружающей средой. К физическим факторам микроклимата относятся:

Температура воздуха;

Относительная влажность воздуха;

Скорость движения воздуха;

Температура поверхностей;

Интенсивность теплового излучения.

Единицы измерения показателей микроклимата: температура воздуха и поверхностей – градусы Цельсия (°С); относительная влажность – %; скорость движения воздуха (подвижность) – метры в секунду (м/с); интенсивность теплового излучения – ватт на квадратный метр (Вт/м 2 ).

Температура воздуха является одним из ведущих факторов, определяющих микроклимат производственной среды. Высокая температура воздуха наблюдается в производствах, где технологический процесс сопровождается значительными тепловыделениями. Последние имеют место в металлургии (доменные, конверторные, мартеновские, электросталеплавильные, прокатные и другие цехи), в машиностроении (литейные, кузнечные, термические цехи), в ряде цехов текстильной, резиновой, швейной, пищевой промышленности, в производствах строительных материалов (стекло, кирпич и др.) и многих других. Воздух производственных помещений в этих цехах нагревается вследствие конвекционной передачи тепла от нагретых поверхностей оборудования и материалов. Высокая температура воздуха встречается также при работах в глубоких подземных выработках .

Ряд производств характеризуется пониженной температурой воздуха. Такие условия наблюдаются в неотапливаемых рабочих помещениях в холодное время года (склады, элеваторы, некоторые цехи судостроительных заводов, холодильники), а также при работах на открытом воздухе в холодный период года (строительные, лесозаготовительные работы, рыбные промыслы, геологоразведка, добыча нефти, железнодорожный транспорт и др.). Встречаются производственные условия с резкими перепадами температуры воздуха от высоких до пониженных (в некоторых цехах металлургической, нефтяной и химической промышленности я др.).

Влажность воздуха – содержание в воздухе водяного пара (кг/м 3 ), которое может быть абсолютным, максимальным и относительным. Абсолютная влажность - масса водяного пара в 1 м 3 объема воздуха. Максимальная влажность есть масса влаги, полностью насыщающей воздух при данной температуре. Относительная влажность – это отношение фактической массы водяного пара, содержащегося в воздухе, к максимально возможной (насыщающей) массе его в данном объеме воздуха при данной температуре, выраженное в процентах. Разница между максимальной и абсолютной влажностью определяется как дефицит насыщения влажности. Физиологический дефицит насыщения влажности представляет собой разницу между максимальной влажностью при температуре кожи или слизистой поверхности дыхательных путей организма человека и абсолютной влажностью окружающего воздуха .

В производственных помещениях влажность воздуха может сильно изменяться в зависимости от характера технологического процесса. В ряде производств, где имеются источники влаговыделений (открытые емкости с водой или водными растворами, особенно в горячем состоянии), относительная влажность воздуха достигает высокого уровня – 80-100%. К таким помещениям относятся красильно-отделочные цехи текстильной промышленности, гальванические цехи в машиностроении, ряд цехов кожевенного и бумажного производств, большинство подземных помещений горных выработок, душевые и банные помещения. Влажность воздуха обычно понижена в областях с резким континентальным климатом сухой субтропической зоны. В условиях пониженной влажности часто работают строители, каменщики, дорожники, водители автомобильного транспорта.

Движение воздуха в производственных помещениях создается конвекционными потоками в результате неравномерного нагревания воздушных масс от источников тепловыделений, приточными струями вентиляционных систем, сквозняками.

Тепловое излучение – это электромагнитное инфракрасное излучение, обладающее волновыми и квантовыми свойствами. В производственных условиях встречается в диапазоне волн от 100 нм до 500 мкм. Инфракрасные лучи имеют длину волн λ, равную 500-0,76 мкм, у видимой части электромагнитного излучения длина волны 0,70-0,4 мкм, длина волны ультрафиолетового излучения 0,4-0,1 мкм. Инфракрасная область условно делится на части: длинноволновую – длина волны теплового излучения более 3 мкм, средневолновую – длина волны 1,5-3 мкм и коротковолновую – длина волны 1,4 мкм и менее .

Инфракрасноеизлучение играет важную роль в теплообмене человека с внешней средой, так как теплоотдача организма в большой мере происходит путем излучения в длинноволновой части его спектра. В обычных условиях спектр излучения тела человека имеет диапазон от 5 до 25 мкм с максимальной энергией, приходящейся на 9,4 мкм, и с интенсивностью от 7 до 70 Вт/м 2 (от 0,01 до 0,1 кал/см 2 ·мин). В производственных помещениях с большими тепловыделениями (горячие цехи) на долю инфракрасного излучения приходится около двух третей выделяемого тепла и только одна треть – на долю конвекции.

При температуре твердых тел до 400-500°С излучение происходит главным образом в области длинных (невидимых) лучей и вся или почти вся (95%) энергия излучения приходится на участок спектра с длиной волны более 3 мкм. При температурах нагрева выше 500° (красное свечение) 16-25% энергия излучения приходится на средневолновой диапазон инфракрасного спектра лучистой энергии и около 0,4-2% энергии излучается за счет коротковолнового участка спектра (с длиной волны короче 1,5 мкм). При температурах источников около 1000-1300° (кузнечные, прокатные, стеклоплавильные цехи) уже около половины энергии излучения (43-46%) падает на средневолновую часть (λ max = 2 мкм) и 6-10% ее составляет энергия коротковолнового участка. При температурах нагрева около 1600° и выше (расплавленная сталь) 47% энергии приходится на средневолновую часть спектра (λ max = 1,5 мкм), 22% – на коротковолновую и на длинноволновую – только 31%. При температуре электродуги (2730°) с λ max = 0,96 мкм коротковолновая и средневолновая части спектра составляют почти одинаковые доли энергии (соответственно 43 и 50%) и только 7% приходится на длинноволновую. В спектре излучения электродуговых источников значительный удельный вес имеют видимые и ультрафиолетовые лучи. Поскольку производственные источники излучения не могут быть приравнены к абсолютно черному телу, величины энергии на практике за счет коротких длин волн будут несколько меньше расчетных. В условиях производства к спектру излучения от основных источников теплового излучения присоединяется энергия излучения от менее нагретых тел .

Ультрафиолетовое излучение, длина волн λ которого расположена в диапазоне от 100 до 400 нм, в производственной обстановке имеет место главным образом в составе спектра лучистой энергии от источников, с температурой выше 1200°. Это прежде всего электродуговые и плазменные процессы. В тех случаях, когда температура плазменных источников излучения достигает нескольких сот, тысяч или миллионов градусов, почти вся энергия излучения приходится на самую коротковолновую область электромагнитных колебаний (рентгеновское и гамма-излучение).

В производственных условиях ультрафиолетовая радиация используется в кино, фотопромышленности и для светокопировальных процессов (электродуги, кварцевые и специальные люминесцентные лампы). Применяется ультрафиолетовое излучение и с профилактической целью предупреждения ультрафиолетовой недостаточности у отдельных категорий работников. Источниками ультрафиолетового излучения при облучения в этом случае служат преимущественно эритемные люминесцентные лампы – трубчатые ртутные лампы низкого давления из увиолевого стекла, обладающего повышенной прозрачностью в ультрафиолетовой области .

Все физические факторы производственной среды, которые образуют микроклимат, равнозначны при оценке условий труда.

2. Влияние параметров микроклимата на здоровье и р аботоспособность

2.1. Влияние температуры на организм

Микроклимат должен обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой. Между человеком и окружающей его средой происходит постоянный теплообмен. Организм человека обладает способностью регулировать процессы теплообразования и теплопотерь в границах, необходимых для жизнедеятельности. Независимо от состояния микроклимата, температура тела здорового человека остается примерно постоянной 36,5-36,9°С с небольшими суточными колебаниями в пределах 0,7°С за счет процесса теплорегуляции организма, независимо от того, какая среда окружает человека (охлаждающая или нагревающая). Теплообменные функции организма, регулируемые терморегуляторными центрами и корой головного мозга, обеспечивают динамическое соотношение процессов теплообразования и теплоотдачи в зависимости от конкретных метеорологических условий среды. Главная роль в теплообменных процессах у человека принадлежит физиологическим механизмам регуляции теплоотдачи через поверхностные ткани .

Передача тепла во внешнюю среду с поверхности тела происходит путем конвекции окружающего воздушного слоя, теплового излучения и за счет испарения влаги. В условиях метеорологического комфорта теплоотдача излучением составляет в среднем 44-59%, конвекцией – 14-33%, испарением – 22-29%. При пониженной температуре окружающей среды удельный вес конвекционно-радиационных теплопотерь возрастает. В условиях повышенной температуры среды теплопотери конвекцией и излучением значительно уменьшаются, но увеличиваются за счет испарения. При температуре воздуха и ограждений, равной температуре тела, теплоотдача излучением и конвекцией практически теряет свое значение и единственным путем теплоотдачи становится испарение пота.

При температурах окружающей среды ниже температуры поверхности тела увеличению теплопотерь конвекцией и испарением способствует усиление подвижности воздуха. При высоких температурах среды большие скорости движения воздуха не всегда способствуют увеличению теплопотерь организма, в отдельных случаях это приводит к усилению тепловой нагрузки. Большое значение в данном случае имеют как параметры температуры и скорости движения воздуха, так и степень его влажности. Кроме того, большие скорости движения воздуха при высоких и низких температурах, вызывая ряд сложных рефлекторных реакций с рецепторного аппарата кожи и слизистых оболочек, оказывают на них довольно сильное раздражающее действие .

С повышением температуры заметно возрастает влияние уровня влажности воздуха. Увеличение содержания влаги в воздухе уменьшает физиологический дефицит насыщения и тем самым ограничивает теплопотери испарением. Аналогичная роль влажности при пониженных температурах воздуха значительно меньше. В то же время считается, что при низких температурах среды повышенная влажность увеличивает теплопотери организма в результате интенсивного поглощения водяными парами энергии излучения человека. Однако большее увеличение теплопотерь происходит при непосредственном смачивании поверхности тела и одежды.

Определенное значение для теплообмена организма имеют и теплопотери через органы дыхания, происходящие за счет нагревания вдыхаемого воздуха и испарения влаги с поверхности дыхательных путей. Увеличение теплопотерь тем больше, чем ниже температура вдыхаемого воздуха и чем больше физиологический дефицит насыщения водяных паров между окружающим воздухом и воздухом в легких и дыхательных путях, а также чем больше объем легочной вентиляции. Степень кондиционирующей способности органов дыхания определяют по температуре и влажности выдыхаемого воздуха и жизненной емкости легких.

При разных метеорологических условиях в организме человека возникают определенные изменения функций ряда систем и органов, принимающих участие в терморегуляции, – в системе кровообращения, нервной и потоотделительной системах. Интегральным показателем теплового состояния организма человека в тех или иных метеорологических условиях является температура тела. О степени напряжения терморегуляторных функций организма и о его тепловом состоянии можно судить также по изменению температуры кожи и тепловому балансу. Косвенными показателями состояния терморегуляции могут служить влагопотери и реакция сердечно-сосудистой системы (частота сердечных сокращений, уровень артериального давления и минутный объем крови) .

В условиях нагревающего микроклимата ограничение или даже полное исключение отдельных путей теплоотдачи может привести к значительному напряжению и даже нарушению терморегуляции, в результате которого возможно перегревание организма. Состояние перегревания организма характеризуется повышением температуры тела, учащением пульса, обильным потоотделением и при сильной степени перегревания (тепловой удар) – расстройством координации движений, адинамией. При длительном пребывании в неблагоприятных микроклиматических условиях, с постоянным напряжением терморегуляции, возможны стойкие изменения физиологических функций организма - нарушение функций сердечно-сосудистой системы, угнетение центральной нервной системы, нарушения в водно-солевом обмене.

2.2. Влияние инфракрасного излучения на организм

Инфракрасное излучение, помимо усиления теплового воздействия среды на организм работающего, обладает и специфическим влиянием, которое в большой мере зависит от интенсивности энергии излучения отдельных участков его спектра. Существенное влияние на лучистый теплообмен организма оказывают оптические свойства кожного покрова с его избирательной характеристикой коэффициентов отражения, поглощения и пропускания по отношению к различным участкам спектра инфракрасной радиации.

Воздействие инфракрасного излучения на организм человека проявляется как общими, так и местными реакциями. Местная реакция выражена сильнее при облучении длинноволновой радиацией, поэтому при одной и той же интенсивности облучения время переносимости в этом случае короче, чем при коротковолновой радиации. За счет большей глубины проникновения в ткани тела коротковолновая область спектра инфракрасной радиации обладает более выраженным общим действием на организм человека. Так, коротковолновая радиация (0,7-2,4 мкм) вызывает повышение температуры глубоколежащих тканей: например, при длительном повторном облучении глаза ведет к помутнению хрусталика (профессиональная катаракта) .

Под влиянием инфракрасного излучения в организме человека возникают биохимические сдвиги и изменения функционального состояния центральной нервной системы. Усиливается секреторная деятельность желудка, поджелудочной и слюнной желез, в центральной нервной системе развиваются тормозные процессы, уменьшается нервно-мышечная возбудимость, понижается общий обмен.

2.3. Влияние холода на организм

Холодовый дискомфорт (конвекционный и радиационный) вызывает в организме человека терморегуляторные сдвиги, направленные на ограничение теплопотерь и увеличение теплообразования. Уменьшение теплопотерь организма происходит за счет сужения сосудов в периферических тканях. Усиление теплопродукции имеет место главным образом тогда, когда ограничение теплопотерь не компенсирует постоянства температуры тела.

При кратковременном воздействии холода сокращения периферических сосудов чередуются с реактивным их расширением. При очень резком охлаждении организма или длительном воздействии субнормальных (охлаждающих, но близких к допустимым) температур наблюдается стойкий сосудистый спазм в оболочковых тканях, который приводит к нарушению их питания, и сильному охлаждению. Стойкое сужение сосудов при холодовом раздражении приводит к изменению уровня кровяного давления, чаще наблюдается повышение артериального давления крови (как максимального, так и минимального); при сильном переохлаждении может наступить и понижение максимального артериального давления. Уменьшается число сердечных сокращений, сохраняющееся и в период последействия, если человек находится в состоянии покоя. При холодовом воздействии увеличивается объем дыхания и возрастает потребление кислорода, что указывает на включение химической терморегуляции .

В начальном периоде охлаждения температура тела несколько повышается – на 0,3-0,6°С, затем снижается тем больше, чем сильнее охлаждение организма. При этом температура отдельных внутренних органов рефлекторно повышается на 1-1,5°. Охлаждение организма приводит к нарушению рефлекторной деятельности, угнетению центральной нервной системы, снижению всех видов кожной чувствительности.

Под влиянием охлаждающих факторов окружающей среды – низких температур воздуха, радиационного и контактного холода, а также совместного действия пониженных температур, повышенной скорости движения воздуха и влажности воздуха может наступить переохлаждение организма, которое сопровождается возникновением простудных заболеваний. При работе в условиях охлаждающего микроклимата понижается общая сопротивляемость организма к развитию ряда заболеваний, возникают местные спазмы сосудов, чаще всего на пальцах рук и ног с ослаблением кожной чувствительности. Сосудистые расстройства характеризуются состоянием ознобления и припухлостью кожи (с синюшным оттенком). Могут быть заболевания периферической нервной и мышечной системы, а также суставов: радикулиты, невриты, миозиты, ревматоидные заболевания. При частом и сильном охлаждении конечностей могут наступить нейротрофические изменения в тканях.

Таким образом, несмотря на адаптационно-приспособительные процессы, обеспечивающие повышение устойчивости организма человека к дискомфортным метеорологическим условиям среды, длительное и интенсивное воздействие тепла или холода, оказывая влияние на функциональное состояние организма, может привести к нарушению его компенсаторно-защитных механизмов и развитию патологического состояния.

Итак, параметры микроклимата влияют на здоровье человека, его самочувствие и работоспособность .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Микроклимат - это метеорологические условия, которые определяются действующей на организм человека совокупностью физических параметров воздушной среды на небольших открытых или закрытых пространствах (до десятков и сотен метров в поперечнике). Показателями, характеризующими микроклимат производственных помещений, являются: температура, влажность, скорость движения воздуха и тепловое излучение.

В этом реферате были рассмотрены влияние показателей микроклимата на организм человека, нормирование микроклимата, средства защиты и многие другие факты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека [ Электронный ресурс] – Режим доступа: .

2. Влияние микроклимата на здоровье человека .

3. Гурин С.И. Микроклимат и его влияние на человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: .

4. Измеров Н.Ф., Кириллов В.Ф. Гигиена труда. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008г.-592 с.: илл.

5. Кравец В. А., «Безопасность жизнедеятельности в лёгкой промышленности» [Текст] Москва, 2006 год.

6. Кузнецов К.Б., Васин В.К., Купаев В.И., Чернов Е.Д. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1. Безопасность жизнедеятельности на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Под ред. К.Б Кузнецова. М.: Маршрут, 2005 - 576с.

7. Кузнецов К.Б., Васин В.К., Бекасов В.И., Мезенцев А.П., Чепульский Ю.П. Безопасность жизнедеятельности. Часть 2. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Под ред. К.Б Кузнецова. М.: Маршрут, 2006 - 536с.

8. Кузнецов К.Б. Производственная санитария и гигиена труда на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н.П.Попова, К.Б.Кузнецов – М.: Маршрут, 2013. – 572 стр.: илл.

9. Микроклимат жилых помещений [Электронный ресурс] – Режим доступа: // .

10. Микроклимат помещения и его влияние на здоровье человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: .

11. Микроклимат и его влияние на здоровье и работоспособность человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: .

12. Трошунин В.В. Звигинцева Г.В. Ивашова З.И. Исследование показателей микроклимата в рабочей зоне производственных помещений: Лабораторная работа. Екатеринбург, 2004 - 21с.

Указанные параметры как отдельно, так и в комплексе ока­зывают значительное влияние на протекание жизненных процес­сов в организме человека, во многом определяют его самочувствие и поэтому являются важной характеристикой гигиенических ус­ловий труда.

Неблагоприятные метеоусловия могут привести к быстрой утомляемости, повышению заболеваемости и снижению произво­дительности труда.

Так, температура воздуха может значительно влиять на тер­морегуляцию организма, которая осуществляется благодаря био­химическим и биофизическим процессам, обусловливающим по­стоянный теплообмен организма с внешней средой.

температура воздуха оказывает существенное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Низкая температура вызывает охлаждение организма и может способствовать возникновению простудных заболеваний. При высокой температуре возникает перегрев организма, что ведет к повышенному потовыделению и снижению работоспособности. Работник теряет внимание, что может стать причиной несчастного случая./ температура воздуха влияет на терморегуляцию организма.

Терморегуляция - физиологический процесс, обеспечи­вающий равновесие теплообмена между организмом и внешней средой.

Химическая терморегуляция осуществляется за счет изме­нения интенсивности процессов в обмене веществ и окислитель­ных процессов.

Физическая терморегуляция осуществляется за счет изме­нения деятельности сердечно-сосудистой системы (расширение кровеносных сосудов и увеличение кровопритока к коже) и рабо­ты мышечных тканей.

При пониженной температуре возможно переохлаждение организма, а также обмораживание. При повышенной - наруше­ние водносолевого обмена, белкового обмена (распад белка, выде­ление и накопление в крови азота) и витаминного обмена. При повышенной температуре возможен отрицательный водный ба­ланс и увеличение вязкости крови.

На температуру воздуха производственных помещений су­щественное воздействие оказывает тепло, поступающее в рабочую зону от оборудования, отопительных приборов, нагретых мате­риалов, людей и других источников.

В состоянии покоя человек отдает в сутки в среднем 2400-2700 ккал тепла. При выполнении работы обмен веществ в организме усиливается, увеличивается и его теплопродукция, следовательно требуется более интенсивная отдача тепла в окру­жающую среду, в противном случае возможно нарушение тепло­вого баланса, что ведет к гипертермии.

Влажность воздуха также влияет на теплообмен в организме человека. Она оценивается относительной влажностью, т.е. отно­шением содержания водяных паров в одном метре кубическом воздуха к их максимально возможному содержанию в процентах.

Сырой холодный воздух увеличивает теплоотдачу и способ­ствует простудным заболеваниям.

Сырой теплый воздух препятствует теплоотдаче и испаре­нию. Сухость воздуха вызывает чрезмерное высыхание кожи и слизистых оболочек.

Повышенная влажность воздуха затрудняет испарение влаги с поверхности кожи и легких, что ведет к нарушению терморегуляции организма и, как следствие, к ухудшению состояния человека и снижению работоспособности. При пониженной относительной влажности (менее 20%) у человека появляется ощущение сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Скорость движения воздуха играет заметную роль в создании микроклимата в рабочей зоне. Человек начинает ощущать движение воздуха при скорости примерно 0,15м/с. При этом действие воздушного потока зависит от его температуры. При температуре 36 поток оказывает на человека освежающее действие, а при температуре 40 – неблагоприятное.

Билет 15

Естественное освещение, их источники, нормирование.

Виды и системы освещения

В зависимости от источников света производственное осве­щение может быть естественным, искусственным и совмещенным.

Искусственное освещение создается лампами накаливания или газоразрядными лампами.

Совмещенное освещение представляет собой дополнение ес­тественного освещения искусственным в темное и светлое время суток при недостаточном естественном освещении.

Естественный свет по своему спектральному составу значи­тельно отличается от искусственного света.

В спектре солнечного света значительно больше необходи­мых для человека ультрафиолетовых лучей, для него характерна высокая диффузность (рассеянность) света, весьма благоприятная для зрительных условий работы. Естественное освещение обеспе­чивает зрительный контакт с внешней средой, устраняет моно­тонность световой обстановки в помещениях, вызывающую преж­девременное утомление нервной системы.

Учитывая высокую биологическую и гигиеническую цен­ность и положительное психологическое воздействие естественного света, на практике стремятся к максимально возможному его использованию при проектировании производственного осве­щения.

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.

По конструктивным особенностям естественное освещение бывает: боковое , когда свет проникает в помещение через свето­вые проемы в наружных стенах, окна; верхнее - через верхние световые проемы, фонари; комбинированное - сочетание боково­го и верхнего освещения.

Поскольку уровень естественного освещения может резко меняться в течение короткого времени, то нормируемой величи­ной (количественной характеристикой) естественного освещения принята не освещенность рабочего места, а коэффициент естест­венной освещенности (К.Е.О.).

Искусственное освещение по функциональному назначению подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное и охранное, дежурное.

Рабочее освещение устраивают во всех помещениях, а также участках открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.

Искусственное рабочее освещение может быть общее и ком­бинированное , когда к общему добавляется местное, концентри­рующее световой поток непосредственно на рабочих местах. Применение одного местного освещения внутри зданий не допус­кается.

В зависимости от расположения оборудования и рабочих мест общее освещение может быть равномерным или локализо­ванным.

Аварийное освещение предусматривается во всех случаях, где внезапное отключение основного освещения может вызвать взрыв, пожар, отравление людей, опасность травмирования, дли­тельное нарушение технологического процесса или нарушение работы, узлов связи, установок по водо- и газоснабжению, дежур­ных постов и пунктов управления различными системами.

Эвакуационное освещение предусматривается в проходах производственных зданий с числом работающих более 50 чел., где выход людей из помещения при внезапном отключении рабочего освещения связан с опасностью травматизма.

Охранное освещение предусматривается (при отсутствии спе­циальных технических средств охраны) вдоль границ территории, охраняемых в ночное время.

Дежурное включается во внерабочее время.

Искусственное освещение оценивается величиной освещен­ности (Е, лк).

Источниками искусственного освещения могут быть лампы накаливания и газоразрядные лампы.

Срок службы ламп накаливания составляет до 1000 ч, а све­товая отдача от 7 до 20 лм/Вт. Наибольшими достоинствами обла­дают йодные лампы накаливания. У них срок службы достигает 3000 ч, а световая отдача до 30 лм/Вт.

Видимое излучение от ламп накаливания преобладает в желтой и красной частях спектра, что вызывает искажение цве­топередачи, затрудняет различение оттенков цветов.

Газоразрядные лампы имеют световые характеристики, полнее отвечающие гигиеническим требованиям. У них излучение оптического диапазона спектра возникает в результате электриче­ского разряда в атмосфере инертных газов, паров металла и их солей. Срок службы газоразрядных ламп достигает 14 000 ч, а световая отдача - 100 лм/Вт.

Путем подбора инертных газов и паров металла, в атмосфе­ре которых происходит разряд, можно получить световой поток газоразрядных ламп в любой части спектра.

В газоразрядных лампах баллон заполняется парами ртути и инертным газом, на его внутреннюю поверхность наносится люминофор.

Наиболее распространенными газоразрядными лампами яв­ляются лампы низкого давления и люминесцентные , имеющие форму цилиндрической трубки. Они выпускаются различной цветности: лампы дневного света (ЛД); холодно-белого цвета (ЛХБ); белого цвета (ЛБ); тепло-белого (ЛТБ) и с улучшенной цветопередачей (ЛДЦ).

люминесцентные лампы представляют собой стеклянную трубку, внутренняя поверхность которой покрыта люминофором. Прохождение Эл.тока через эту смесь сопровождается испусканием ультрафиолетовых невидимых глазом лучей, вызывающих свечение люминофора. Т.о. в люминесцентных лампах электроэнергия сначала превращается в ультрафиолетовые лучи, а затем, при помощи люминофора, в видимый свет. Применяя различные люминофоры можно придавать лампам различную цветность, в том числе и близкую к дневному свету.

люминесцентные лампы обладают небольшой яркостью и поэтому не оказывают слепящего действия на глаза, поверхность трубки лампы мало нагревается (40-50). К недостаткам люминесцентных ламп следует отнести то,что для зажигания и стабилизации режима горения необходима специальная пускорегулирующая аппаратура, что усложняет их эксплуатацию и снижает КПД. Освещение от люминесцентной лампы может вызывать стробоскопический эффект , заключающийся в том, что из-за отсутствия тепловой инерции освещенные лампой вращающиеся части машин могут казаться неподвижными или вращающимися в противоположном направлении. Этот эффект можно снизить включением соседних ламп в разные фазы сети, но полностью удалить его не удается. Основным недостатком является большая чувствительность к изменению температуры окружающей среды. Нормальный режим работы лампы обеспечивается при температуре окр.среды 18-25

К газоразрядным лампам высокого давления относятся металлогалогенные, натриевые, дуговые, ртутные, ксеноновые и другие.

Ртутные лампы в отличии от люминесцентных устойчиво загораются и хорошо работают как при высоких, так и при низ­ких температурах окружающего воздуха. Они имеют большую мощность и применяются в основном для освещения высоких производственных помещений и улиц.

Ксеноновые лампы состоят из кварцевой трубки, наполнен­ной газом ксеноном. Они используются для освещения спортив­ных сооружений, железнодорожных станций, строительных пло­щадок. Они являются источниками ультрафиолетовых лучей, действие которых может быть опасным при освещении более 250 лк.

Наиболее перспективными являются галоидные лампы , разряд которых происходит в парах галоидных солей, а также натриевые лампы. Они характеризуются отличной цветопередачей и высокой экономичностью (светоотдача 110-130 лм/Вт).

При совмещенном освещении общее искусственное освеще­ние помещений должно обеспечиваться газоразрядными лампами. Применение ламп накаливания допускается в случаях, когда по условиям технологии, среды или требований оформления ин­терьера использование газоразрядных ламп невозможно или не­целесообразно.

Совмещенное освещение оценивается коэффициентом есте­ственной освещенности при отключении источников искусствен­ного света.

Нормы производственного освещения устанавливаются в за­висимости от:

Характеристики зрительной работы (наименьшего разме­ра объекта различения, светлости фона, величины контраста объ­екта с фоном;

Разряда и подразряда зрительной работы;

Вида и системы освещения (для искусственного освеще­ния).

Для 1-го: объект различения определяется наименьшим размером предмета (детали) или его части, которые нужно различить (узнать) в процессе выполнения данной работы (напр., точка, толщина провода и т.д).Для 2-го: в зависимости от размеров объекта различения и расстояния предмета от глаз работающего все работы делятся на 8 разрядов точности, которые, в свою очередь, разбивают­ся на подразряды (а, б, в, г) в зависимости от контраста детали различения с фоном и от коэффициента отражения фона. Для каждого подраздела нормами устанавливается определенное значение освещенности и коэффициента естественной освещенности, которые уменьшаются по мере увеличения размера деталей, контраста с фоном и коэффициента отражения.(Фон - это поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается)

Качество условий, в которых человек работает, напрямую влияет на производительность его труда. Это знают работодатели. Они обязаны обеспечить нормальные комфортные условия для своих работников не только для получения хороших результатов деятельности, но и для сохранения здоровья каждого сотрудника.

Влияние микроклимата на организм человека значительно. При соблюдении норм всех параметров к концу рабочего дня человек меньше устает, сохраняет бодрость и хорошее настроение. Микроклимат рабочего помещения – это состояние внутренней среды, в которой работник находится 7-8 часов.

Нормы прописаны в основном документе СанПиН 2.2.4.548-96, соблюдение которого обязательно для каждого руководителя производства и офиса. В нем указаны параметры температуры воздуха, влажности, уровня шума, в которых организм человека полноценно функционирует, не ощущая дискомфорта. Только тогда сохраняется здоровье человека.

Современный человек 4/5 своей жизни проводит в помещении. Половину этого времени он находится на рабочем месте. Производственные помещения во многих случаях желают оставлять лучшего. В них – большое содержание микробов, частиц пыли, химических соединений, и много других примесей, отрицательно влияющих на легкие и организм в целом. Даже в офисах воздух сухой, наполнен бумажной пылью и токсичными выделениями и излучением от работы компьютеров, другой офисной техники.

Воспаляется сетчатка глаза, болит голова, закладывает нос, першит горло – это только немногие видимые симптомы грязного воздуха в помещении. Микроклимат складывается из сочетания комфортной температуры воздуха, его увлажненности, скорости перемещения воздушных потоков. От этого зависит состояние теплового обмена.

Тепловой режим

Тело человека имеет постоянную температуру — +36,6 градуса. Организм функционирует нормально только тогда, когда тепло поступает в окружающую среду посредством испарения, излучения. В помещении бывает очень сухо при интенсивной работе отопительной системы зимой и в жару летом. Слизистые оболочки испаряют влагу и пересыхают. В мелкие трещинки попадают микробы, и начинается воспалительный процесс.

Вместе с водой организм покидают соли. А они удерживают влагу в клетках. Обезвоживание влечет за собой серьезные проблемы. Плохо работает кишечник, почки, кровь становится густой и вязкой, что затрудняет ее движение по сосудам. Сердце работает с трудом. С потом человек может потерять 3-4% своей массы. Но это нездоровое похудение – это потеря живительной влаги организмом. Влажность в помещении следует поддерживать на уровне не меньше 40-70%.

Из-за высокой температуры воздуха в помещении может произойти перегрев тела человека. Он может получить тепловой удар или повышение артериального давления. Сквозняки также недопустимы в жаркой комнате.

Работа на холоде вызывает понижение нормальной температуры тела человека, что приводит к переохлаждению и замедлению физиологических процессов. Вследствие этого может наступить обморожение, переохлаждение дыхательных путей, простуда, боли костей и суставов. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека имеет большое значение, так как отражается на состоянии здоровья, работоспособности, психологическом состоянии.

Нормативы комфортных условий внутренней среды

Если человек чувствует себя хорошо, он спокоен, внимателен на рабочем месте. А значит, он здоров, защищен от травм на производстве. Работник доволен, он с уважением и благодарностью относится к работодателю, работает с удовольствием и усердием, а руководитель экономит на выплате по листкам нетрудоспособности и на обучении новых сотрудников.

Воздух должен быть чистым и теплым. Для помещения высотой от пола до потолка 2 м, где работают люди, термометр должен показывать:

  • Летом +20-22С;
  • Зимой +18-22С;
  • При работе на улице комфортной считается температура воздуха +7-10С.

Скорость перемещения воздушных масс – 0,2 м/сек, производственная пыль и токсичные вещества в процентном отношении не превышают показателя 0,8. Увлажненность атмосферы в помещении – 40 – 50%.

Таблица. Оптимальные показатели микроклимата
на рабочих местах производственных помещений.

Оценка состояния микроклимата

Показатели состояния климатических условий в помещении могут варьироваться в зависимости от характера деятельности работников.

Виды производственных помещений:

  1. Офис. Если работа не связана с интенсивной физической нагрузкой и активностью, температура воздуха должна быть немного выше средних показателей. Например, в офисе, в конторе, где работники сидят за столами, этот показатель + 22-24С. Поверхности, с которыми соприкасаются люди +21-25С. Влажность воздуха – 50-60%.Движение воздуха – минимальное.
  2. Производственный цех, склад. Если работник интенсивно трудится, выполняет множество операций с затратой физической силы, в помещении должно быть прохладнее, так как теплообмен организма идет активнее. Термометр в таких мастерских, складах, цехах должен контролировать температуру воздуха на отметке 18-20С, влажность воздуха – 40-60%. Производственные помещения должны хорошо проветриваться системой вентиляции.

Таблица. Минимальное количество участков измерения температуры,
относительной влажности и скорости движения воздуха.

Микроклимат, влияющий на здоровье человека, можно поддерживать, выполняя ряд мероприятий:

  • подогрев или охлаждение воздуха приборами климат – контроля, работой отопления;
  • автоматизация процессов производства и перемещения продукции, управление механизмами на расстоянии;
  • вывести из рабочей зоны процессы, связанные с выбросами токсичных веществ, образованием вредного излучения;установка фильтрации воздуха.

Иногда недостаточно установить кондиционеры. Они перемещают охлажденный воздух внутри помещений. В них часто скапливаются пыль, вредные вещества. При большой влажности на сетке фильтра могут развиваться болезнетворные микроорганизмы. На предприятиях с большим скоплением людей и множеством технологических процессов нужна мощная вентиляционная система с забором чистого воздуха за пределами производства. На вредных участках работники по технике безопасности обязаны применять респираторы, очищающие вдыхаемый воздух.

Влияние состояния микроклимата на здоровье

Постоянная работа в холодном помещении очень вредна для организма. Переохлаждение провоцирует сердечно – сосудистые, простудные заболевания, страдает позвоночник и суставы, обостряются язвенные болезни желудка, кишечника, тромбофлебит.

Систематический перегрев организма грозит общими заболеваниями – головные боли, слабость, интенсивное потоотделение, повышение артериального давления, аритмия, тепловые удары.

Если работодатель не может обеспечить требуемые СанПином условия по объективным причинам, то производство считается вредным. Об условиях деятельности работники должны быть оповещены при устройстве на работу. За вредность существует система доплаты и льгот.

Руководитель в любом случае должен стремиться облегчить труд своих подчиненных. В жарких помещениях – на кухнях предприятий общепита, прачечных, можно установить дополнительные перерывы в рамках рабочего времени или усилить систему охлаждения дополнительными кондиционерами.

Контроль за соблюдением норм

Параметры микроклимата и их влияние на организм человека проверяются специалистами, имеющими знания и инструментарий для измерения параметров, определяющих условия работы. На каждом предприятии есть инженер по охране труда или кадровик, за которым закреплена обязанность контролирования этого вопроса.

На предприятиях, даже больших, нет своей службы по оценке условий труда. Но при лицензировании заключение специалистов по этому разделу обязательно пригодиться.

Поэтому к работе можно привлечь специальные аккредитованные организации:

  • центры санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лаборатории, имеющие право на измерительные работы.

По итогам проверки специалисты выдают отчет, в котором указываются все параметры условий труда. Они дают рекомендации по исправлению нарушений.

Домашний микроклимат и его влияние на человека

Полноценный активный полезный для здоровья отдых возможен только в теплом, проветриваемом доме.

Повезло тем, кто имеет деревянный дом. Дерево само регулирует микроклимат, создавая оптимальный уровень влажности. Через поры, щели осуществляется воздухообмен. Дерево хорошо сохраняет тепло.

Но и в квартире многоэтажки необходимо следить за тем, каким воздухом дышат взрослые и дети. В период работы отопительной системы воздух становится сухим. Особенно дети чутко реагируют на него. Першит горло, в носу появляются сухие корки, губы трескаются. Чтобы повысить влажность, надо установить специальные аппараты – увлажнители. Они выделяют прохладный пар, который облегчает дыхание. Мокрые простыни или полотенца на батареях тоже помогают.

В любое время года комнаты надо проветривать. Синтетические материалы, которые используются в отделке помещений, выделяют токсины, запахи. Они застаиваются и негативно влияют на дыхательную и иммунную систему. Помогают регулировать температурный режим кондиционеры. Они могут и охлаждать и нагревать воздух.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Микроклимат представляет собой комплекс физических факторов, обуславливающих взаимодействие организма человека с окружающей средой, его состояние и влияющих на самочувствие, здоровье, работоспособность. Состояние человека по степени напряжения, реакции, терморегуляции, влияние на показатели работоспособности и здоровье подразделяется на оптимальное, допустимое, предельно-допустимое. Показателями микроклимата являются температура, относительная влажность, скорость движения воздуха и тепловое излучение.
Роль микроклимата в жизнедеятельности человека предопределяется тем, что последняя может нормально протекать лишь при условии сохранения температурного гомеостаза организма, который достигается за счет системы терморегуляции и усиления деятельности других функциональных систем: сердечно-сосудистой, выделительной, эндокринной, а также систем обеспечивающих энергетический, водносолевой и белковый обмены. Напряжение в функционировании перечисленных систем обусловлено воздействием неблагоприятного микроклимата, может сопровождаться ухудшение здоровья, которое усугубляется воздействием на организм других вредных факторов (вибрация, шум, химические вещества и др.). 1

При нормировании микроклимата различают оптимальные и допустимые условия.
Оптимальные условия - это такое сочетание параметров микроклимата, которое обеспечивает полный тепловой комфорт и высокую производительность труда.
Допустимые условия - это такие условия, которые могут приводить к некоторому тепловому дискомфорту, но не выходят за рамки адаптивных возможностей человека.
Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.

Исследования показали, что человек проводит в помещении 80% своей жизни, из них 40% - на рабочем месте. От того, в каких условиях нам приходится трудиться, зависит многое, в том числе и здоровье.

Сегодняшнее состояние производственных помещений красноречиво иллюстрируется следующим примером. В нескольких офисных зданиях были взяты пробы воздуха. Анализ показал, что в них содержались многочисленные бактерии, вирусы, частицы пыли, вредные органические соединения, такие как молекулы угарного газа, и многие другие вещества, неблагоприятно сказывающиеся на здоровье работников.

Наличие не слишком благоприятных условий для работы подтверждает и статистика: 30% офисных служащих страдают повышенной раздражимостью сетчатки глаза, 25% испытывают систематические головные боли, а у 20% возникают заболевания дыхательных путей. Существенный вклад в формирование этих цифр вносит микроклимат (метеорологические условия) в производственных помещениях. 2

Данная тема актуальная, так как микроклимат в школе является важной частью в поддержании здоровья детей, их правильного развития, хорошего самочувствия, поскольку большую часть времени мы проводим в школе.

Цель : изучить особенности влияния микроклимата школы на состояние здоровья детей.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:

1.Проанализировать научную и специальную литературу по данной теме.

2.Изучить основные параметры микроклимата в школе (температура, влажность, освещённость, уровень шума, подвижность воздуха, газовый состав воздуха, чистота воздуха)

3. Выявить состояния микроклимата и их влияние на здоровье школьников.

Объект исследования : условия микроклимата кабинетов МАОУ Казанская СОШ

Предмет исследования: влияние микроклимата на здоровье учащихся МАОУ Казанская СОШ

Гипотеза : Ближайшая окружающая среда воздействует на состояние здоровья учащихся.

Методы исследования :

1. Методы теоретического исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов по проблеме исследования, проектирование комплекса мероприятий, позволяющих улучшить микроклимат школы.

2. Методы эмпирического исследования: опросно - диагностические методы (собеседование, анкетирование), наблюдение, эксперимент.

3. Статистические методы: количественная обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.

Практическая значимость : анализ санитарно - гигиенических и эстетических условий позволит улучшить уровень комфортности школьных помещений, повысить работоспособность учителей и учащихся.

Основная часть

Глава 1. Особенности микроклимата

Я изучила Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

Требования к воздушно-тепловому режиму

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений не должны превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Воздушно - тепловой режим

Влияние нагревающего микроклимата на организм человека. При остром действии перегрева может возникнуть острая гипертермия, гиперпиретическая и судорожная формы этой патологии. Острая гипертермия характеризуется повышением температуры тела до 38-40°С, усиленным потоотделением, тахикардией (до 100 ударов в 1 мин и более), учащением дыхания, головокружением, нарушением зрительного восприятия. Гиперпиретическая форма (тепловой удар) обычно возникает при сочетании высокой температуры воздуха с очень высокой влажностью.

Хронический перегрев может возникать при длительном пребывании, особенно во время работы, в микроклимате с температурой воздуха 26-28 С, высокой влажностью (более 80%) и скоростью движения воздуха менее 0,3 м/сек. Хроническая гипертермия проявляется в поражении ряда физиологических систем. Расширение сосудов увеличивает нагрузку на сердечную мышцу, вызывает тахикардию, гипертрофию и дистрофию миокарда.

Влияние охлаждающего микроклимата на организм человека. Острая гипотермия возможна при температуре воздуха ниже 0 С, но может быть и при более высокой температуре в сочетании с высокой влажностью и подвижностью воздуха. Я исследовала температурный режим классных комнат, используя комнатный термометр, который есть в большинстве классов. Температурный режим

Кабинет№

норма

январь

апрель

Среднее значение

Среднее значение

18 - 24 С;

Вывод: Температурный режим соответствует норме только в кабинетах № 1, 9, 17

Самый неблагоприятный температурный режим в течение года в 25 кабинете.

2.2. Уровень относительной влажности

Влажность воздуха, норма которой составляет для жилых помещений от 40 до 60 процентов, явственно ощущается человеком. В лажность воздуха - это часто недооцененный фактор. При стремлении данного показателя к минимальным или максимальным величинам, ухудшается самочувствие человека: повышается утомляемость, снижаются свойства памяти и концентрация. Для того чтобы оставаться в физическом и умственном тонусе, необходимо обеспечивать оптимальную влажность помещений, в котором люди живут и работают.

Уровень относительной влажности определяли по методике, прилагаемой к лаборатории «Архимед». Для этого используется датчик влажности DT014 с диапазоном измерения

0-100%. Датчик поставляется полностью откалиброванным.

Кабинет№

норма

январь

апрель

Вывод: Во всех школьных кабинетах очень низкий уровень относительной влажности, не соответствующий СанПиНу. При недостатке влажности - ощущается сухость кожных покровов и жажда.

2.3 Освещенность

Как правило, учебный процесс тесно связан со значительным напряжением зрения. Нормальный или немного повышенный уровень освещения школьных помещений (классных комнат, кабинетов, лабораторий, учебных мастерских, актового зала и т. д.) способствует снижению напряжения нервной системы, сохранению работоспособности и поддержанию активного состояния учащихся. Солнечный свет, в частности ультрафиолетовые лучи, способствуют росту и развитию детского организма, снижают риск распространения инфекционных болезней, обеспечивают образование витамина D в организме. При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.

Исследование освещённости помещений проводили по методике к использованию цифровой лаборатории «Архимед». В датчике освещенности установлен высокоточный фотоэлектрический элемент, в который помещена небольшая плата, выполненная из пин-диодов. Диапазон измерения 0-600лк, 0-6клк,0-150клк

Уровень освещённости

Кабинет№

норма

январь

апрель

300-600лк

Вывод: исследования показали, что естественного освещения кабинетов недостаточно. При применении искусственного освещения показатели приходят в норму.

2.4. Уровень шума

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 дБ становится для него непереносимым.

Обладая кумулятивными свойствами, как яд или радиация, шум накапливается в организме. Он коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен.

Уровень шума измеряли при помощи датчика уровня шума лаборатории «Архимед».

Кабинет№

норма

Апрель 2017

Март 2018

40-55 дБ

Не измерялся

Не измерялся

67(проектор)

45(компьютер без уч-ся)

Коридор во время перемены

Вывод : шумовой режим в обследованных кабинетах и холле выше норм указанных в СанПиНе. По сравнению с максимально допустимыми значениями, в школе наблюдается небольшое превышение уровня звука в разных помещениях.

2.5. Подвижность воздуха

В классах, групповых комнатах, детских, лечебных учреж-дениях оптимальной считается подвижность воздуха в пределах 0,2-0,4 м/сек; при меньшей скорости имеет место недостаточный воздухообмен, а при движени-ях воздуха выше 0,4 м/сек отмечается неприятное ощущение сквозняка. В спор-тивных залах допускается скорость движения воздуха до 0.5-0,6 м/сек.

Подвижность воздуха возможна при исправной вентиляции. Мы проверили при помощи свечи тягу в вентиляционных отверстиях, от времени они уже забиты мусором и пылью, поэтому не осуществляют свою функцию.

2.6. Газовый состав воздуха

Концентрация углекислого газа отображает степень загрязнения воздуха другими продуктами жизнедеятельности организма. Концентрация углекислого газа в помещениях увеличивается пропорционально количеству людей и времени их пребывания в помещении, но как правило, не достигает вредных для организма уровней.

Определяли при помощи датчика лаборатории «Архимед» .Единица измерения промилле. Диапазон 350-5000 промилле

Мы измерили концентрацию углекислого газа в начале первого урока, после первого урока и в конце дня. Благодаря режиму проветривания, значимых различий не обнаружено.

2.7 Чистота воздуха

Классификации пыли

1. По химическому составу:

Неорганическая (оксид кремния, асбест, соль, металлы, почва и прочие);

Органическая (растительная, животная, синтетических органических материалов, полимеров, пластмасс, смол, красителей);

Микробиологическая (микроорганизмы, грибки);

Смешанная (разные частички неорганической, органической, биологической природы).

2. По действию на организм:

Индифферентная;

Токсичная;

Дерматотропная;

Пневмотропная;

Аллергенная;

Канцерогенная.

3. По форме частиц:

Аморфная;

Волокнистая;

Остроконечная.

4. По размеру частиц:

крупнодисперсные - размером 100-10 мкм (собственно пыль);

среднедисперсные - размером 10-0,1 мкм (туча); мелкодисперсные - размером меньше 0,1 мкм (дым).

Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких и подвижных частиц размером от 2 до 5 мкм. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время - «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, проникает в глубокие отделы дыхательных путей, может накапливаться в организме Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения. Они являются источниками вторичного загрязнения воздуха. В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 10 000 000 пылинок различного размера, природы и степени опасности. Пыль может содержать органические вещества (частицы биогенного происхождения - растительного, животного и антропогенного) и неорганические вещества (частицы почвы, строительных материалов, синтетических моющих средств, различных химических веществ).

Мы взяли пробы пыли с подоконников и компьютеров в кабинетах 3 этажа и посмотрели её состав под цифровым микроскопом.

Вывод : выявили некоторые закономерности. Присутствие частиц почвы в каждом кабинете на подоконниках. На аппаратуре преобладали мелкие нитки и волосы. Также были обнаружены частички тел насекомых, песок, меловая пыль, краска, яйца гельминтов, частички кожного эпителия.

Обобщение исследования

Кабинет

Температурный режим

Выше нормы

Ниже

нормы

Уровень относительной влажности

36.1 φ %

33.7 φ %

34.5 φ %

33.4 φ %

32.5 φ %

плесень

37.4 φ %

34.8 φ %

34.57 φ %

34.5 φ %

33.4 φ %

34.8 φ %

33.7 φ %

34.5 φ %

33.4 φ %

33.7 φ %

плесень

33.2 φ %

32.1 φ %

32.5 φ %

33.2 φ %

33.2 φ %

33.7 φ %

33.8 φ %

33.2 φ %

33.6 φ %

34.1 φ %

Допустимые микроклиматические условия - сочетания количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызывать преходящие и быстро нормализующиеся изменения физиологического состояния организма. Допустимые параметры микроклимата устанавливаются, когда по технологическим условиям, техническим или экономическим причинам невозможно обеспечить оптимальные нормы.Микроклимат - это климат внутренней среды помещения, который определяется температурой, влажностью, скоростью движения воздуха, а также температурой внутренних поверхностей помещения (стен, потолка, пола, технического оборудования) и влияет на теплообмен человека с окружающей средой, самочувствие, работоспособность и здоровья.

Уровень заболеваемости школьников по классам

Класс

кабинета

Количество учащихся болевших ОРЗ в 2016-17 уч. году

Количество пропущенных уроков по болезни

Количество детей страдающих аллергическими заболеваниями

Количество учащихся страдающих головной болью

Индекс здоровья класса

Заключение

На основе проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:

Проанализировав состояние микроклимата в школе, выяснили, что по большинству параметров он не благоприятный: во всех кабинетах очень низкая влажность, не работает вентиляция.

Также во всех кабинетах была обнаружена пыль с различным составом, в 2-х кабинетах на стенах плесень.

Мы выяснили, что самый плохой микроклимат в кабинетах №10, 13, 14, 22, 23, 25. Как оказалось, у учащихся, занимающихся в этих кабинетах самый низкий по школе индекс здоровья (от 12 до 25%).

В кабинетах №1 и 15, где оптимальный микроклимат индекс здоровья самый высокий 63% и 65% соответственно.

В каждом классе были выявлены учащиеся, страдающие аллергическими заболеваниями, мы считаем, что одна из причин запыленность классных комнат и наличие в составе пыли разнообразных аллергенов.

Наша гипотеза оказалась верна, найдена взаимосвязь между состоянием микроклимата в классных кабинетах и заболеваемостью в классах.

Список литературы

1.http://cap2.ru/publ/29-1-0-422

2.http://otherreferats.allbest.ru/life/00601537_0.html

3.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная Экология: Учебник для 10 - 11 классов. М.: Просвещение, 1998. 270 стр.

4.Иванцов А. П. «Заглянем в мир пыли», журнал Наука и жизнь, №5-1986г.4с.

5.Амонашвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. М., Педагогика.256с.

6. Баихида JI. Тепловой микроклимат помещений: Расчет комфортных параметров по теплоощущениям человека. Пер. с венг. Беляева В.П. / Под ред. Прохорова В.И.- М.: Стройиздат, 1981. 278 с.

7. Бартон А., Эдхоми О. Человек в условиях холода. М.: Инмедиздат, 1957.- 333 с.

8. Баташев В.В. К вопросу гигиенической оценки инвентарных зданий различного назначения // Сборник научно-практических работ. Ростов н/д, 1977.- 56 с.

Приложение

Рис.1. Составляющие микроклимата.

Фото 1. Измерение шума.

Фото 1а. Измерение температуры.

Фото 2 Плесень на потолке.

Фото3. Плесень на стене в кабинете № 18

Фото 4. Проветривание кабинетов на перемене

Фото 5. Измерение уровня шума на перемене в холле.

Фото 6. Измерение уровня освещенности.

Фото 7. Измерение движения воздуха.

Фото8. Отбор проб пыли.

Фото 9. Определение концентрации СО 2 в воздухе.

Фото10. Образец пыли с хитиновым скелетом насекомого.

Фото11 -12. Образцы пыли с почвой

Фото 13. Образец пыли с яйцами гельминтов.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА

Гигиеническая классификация труда необходима для оценки конкретных условий характера труда на рабочих местах. На основании такой оценки принимаются решения, направленные на предотвращение или максимальное ограничение влияния неблагоприятных производственных факторов.

Оценка состояния условий труда проводится на основании данных аттестации рабочих мест по результатам измерений факторов производственной среды в соответствии с ДНАОП 0.5.8.04-92 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Существуют льготы и компенсации за работу во вредных условиях труда (право на дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день, бесплатное лечебно-профилактическое питание, получение молока).

Исходя из принципов Гигиенической классификации, условия труда подраспределяют на 4 класса:

1 класс – оптимальные условия труда – такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, а создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2 класс – допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или до начала следующей смены и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих и их потомство в ближайшем и отдаленном периодах.

3 класс – вредные условия труда – характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны вызвать неблагоприятное влияние на организм работающего и (или) его потомство.

4 класс – опасные (экстремальные) – условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых в течение рабочего времени (или же его части) создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний, отравлений, увечий, угрозу для жизни.

Микроклимат производственных помещений - это климат внутренней среды данных помещений, который определяется совместно действующими на организм человека температурой, относительной влажностью и скоростью движения воздуха, а также температурой окружающих поверхностей (ГОСТ 12.1.005 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны"). Требования этого государственного стандарта установлены для рабочих зон - пространств высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного и временного пребывания работающих. Постоянным считают рабочее место, на котором человек находится более 50 % рабочего времени (или более 2 ч непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Факторы, влияющие на микроклимат, можно разделить на две группы: нерегулируемые (комплекс климатообразующих факторов данной местности) и регулируемые (особенности и качество строительства зданий и сооружений, интенсивность теплового излучения от нагревательных приборов, кратность воздухообмена, количество людей и животных в помещении и др.). Для поддержания параметров воздушной среды рабочих зон в пределах гигиенических норм решающее значение принадлежит факторам второй группы.

При длительном и систематическом пребывании человека в оптимальных микроклиматических условиях сохраняется нормальное функциональное и тепловое состояние организма без напряжения механизмов терморегуляции. При этом ощущается тепловой комфорт (состояние удовлетворения внешней средой), обеспечивается высокий уровень работоспособности. Такие условия предпочтительны на рабочих местах.

Допустимые микроклиматические условия при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать преходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение механизмов терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не нарушается состояние здоровья, но возможны дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувствия и снижение работоспособности.

ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Микроклимат производственных помещений, в основном, влияет на тепловое состояние организма человека и его теплообмен с окружающей средой.

Недостаточная влажность приводит к интенсивному испарению влаги со слизистых оболочек, их пересыханию и эрозии, загрязнению болезнетворными микробами. Обезвоживание организма на 6% вызывает нарушение умственной деятельности, снижение остроты зрения. Обезвоживание на 15-20% приводит к смерти. Для восстановления водного баланса рабочим горячих цехов рекомендуется употреблять подсоленную (0,5% NaCl) воду (4-5л на человека за смену), белково-витаминный напиток.

Длительное влияние высокой температуры в сочетании со значительной влажностью может привести к накоплению тепла в организме и к гипертермии – состоянию, при котором температура тела повышается до 38-40˚С. При гипертермии, и как следствие, тепловом ударе, наблюдается головная боль, головокружение, общая слабость, изменение цветового восприятия, сухость во рту, тошнота, рвота, потовыделение. Пульс и частота дыхания ускоряется, в крови возрастает содержание остаточного азота и молочной кислоты. Наблюдается бледность, посинение кожи, зрачки расширены, иногда возникают судороги, потеря сознания.

При низкой температуре, значительной скорости и влажности воздуха возникает переохлаждение организма (гипотермия). На начальном этапе воздействия умеренного холода наблюдается снижение частоты дыхания, увеличение объема вдоха. При длительном воздействии холода дыхание становится неритмичным, частота и объем вдоха растут, изменяется углеводный обмен. Появляется мускульное сокращение (дрожь), при котором внешняя работа не выполняется и вся энергия сокращения мышц превращается в теплоту. Это позволяет в течение некоторого времени задерживать снижение температуры внутренних органов. Вследствие воздействия низких температур могут возникнуть холодовые травмы.

Влажность воздуха оказывает большое влияние на терморегуляцию организма. Повышенная влажность (φ>85%) затрудняет терморегуляцию вследствие снижения испарения пота, а слишком низкая влажность (φ <20%) вызывает пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей. Нормальные величины относительной влажности составляют 40-60%.

Движение воздуха в помещениях является важным фактором, влияющим на самочувствие человека. В жарком помещении движение воздуха способствует увеличению отдачи тепла организмом и улучшает его состояние, но оказывает неблагоприятное воздействие при низкой температуре воздуха в холодное время года. Скорость воздуха оказывает также влияние на распределение вредных веществ в помещении. Воздушные потоки могут распространять их по всему объему помещения, переводить пыль из осевшего во взвешенное.